Проект "Россия" в Нижнем Новгороде.
В университете открыт виртуальный филиал Русского Музея!.

Номер:N 3. (2014) ноябрь 2003 г.
Рубрика: Интервью главного редактора

21 ноября 2003 года в Нижнем Новгороде Государственный Русский музей начал комплексную программу сотрудничества с художественными музеями нашей страны 'Россия". Программа долгосрочная и рассчитана как минимум на десять лет. Цель программы - использовать возможности и опыт крупнейшей сокровищницы национального изобразительного искусства - Государственного Русского музея - его научного, методического, организационно-творческого и производственного потенциала для создания единого культурно-информационного пространства на территории России.

14 ноября в Санкт-Петербурге прошла пресс-конференция, посвященная стартующему проекту "Россия". В присутствии российских и зарубежных журналистов состоялось подписание договора между ННГУ и ГРМ, в рамках которого в Университете открыт первый (вне Ленинградской области) Информационно-образовательный центр "Виртуальный филиал Русского музея".

Предлагаем вниманию читателей интервью с одним из руководителей проекта "Россия" доктором педагогических наук, профессором, членом Союза художников РФ, заведующим Российским центром музейной педагогики и детского творчества ГРМ Борисом Андреевичем СТОЛЯРОВЫМ

Государственный русский музей активно включился в образовательный процесс. Это - веление времени?

- Русский музей был первым музеем страны, который стал уделять значительное внимание образовательной деятельности. Еще в 1989 г. впервые в мировой практике именно при нашем музее появилась гимназия. Сегодня гимназия имеет статус российской и по существу представляет собой сложившийся комплекс "детский сад - школа". Мы провели широкомасштабный эксперимент и убедительно доказали, что предметы художественно-эстетического цикла значат очень много для становления личности, ее профессиональной ориентации и последующей социальной адаптации в современном мире. 36 процентов учебного времени в гимназии занимает искусство. Наши образовательные программы ориентированы на развитие личности, активизацию творческого потенциала учащихся. Практика показала, что все ребята, которые прошли полный цикл - от детского сада до 11-го класса - поступают в любой вуз с первой попытки!

Государственный Русский музей сегодня - это огромный музейно-образовательный комплекс. В него помимо гимназии входит и Российский центр музейной педагогики и детского творчества. У нас работают доктора и кандидаты наук, множество аспирантов. В 1997 г. был подписан договор о сотрудничестве в области образовательной деятельности с Российским государственным педагогическим университетом им. Герцена (Санкт-Петербург), в рамках которого на факультете изобразительного искусства (кафедра искусствоведения) появилось направление "Музейная педагогика". Впервые в отечественной практике государственный стандарт в области высшего профессионального образования по профилю "Музейная педагогика" (направление "Художественное образование") был разработан сотрудниками музея! Интерес к новой специальности среди молодежи значительный. Конкурс этого года был более 4,5 человека на место. Мы готовим уникальных специалистов, которые могут работать как в образовательных учреждениях, так и в музеях. У них очень хорошая общегуманитарная подготовка, они в обязательном порядке занимаются живописью, а все, что касается предметов профильного цикла, мы даем на базе Русского музея.

Знаю, что в ННГУ не только существует свой музей, но и начата подготовка студентов в области музеологии, планируется открытие соответствующей кафедры. Думаю, наши творческие контакты будут интенсивно развиваться.

Важно понять, что музеи сейчас активно участвуют в формировании новой национальной идеологии. Своеобразный девиз XXI века: "Образование через культуру!" Именно поэтому ГРМ вышел в Министерство промышленности, науки и технологий РФ с предложением поддержать программу по созданию сети информационно-образовательных центров "Виртуальный филиал Русского музея" и нашел понимание.

- Этот проект привлекает значительное внимание общественности. В чем его суть?

- Проект как составная часть входит в комплексную программу "Россия" и направлен на использование современных средств коммуникации, электронных носителей информации, новейших технологий для расширения сфер применения культурно-просветительских и образовательных программ музея. Виртуальный филиал должен качественно представлять коллекцию Русского музея. Но на этом круг его задач не исчерпывается. Важно понимать, что ГРМ является не только хранилищем шедевров, но и творческой лабораторией художественной культуры. Поэтому сделать новейшие достижения в сфере культуры достоянием широкой общественности - задача не менее важная!

Структура филиала организована таким образом, чтобы наиболее эффективным образом обеспечить решение указанных выше задач.

Информационная зона - здесь будут сконцентрированы все издания Русского музея. А они великолепны! Общение с уникальной книгой неповторимо и дает молодому человеку очень много. Видеотека филиала представлена 60 фильмами, которые помогут посетителям понять жанровую специфику искусства. На CD и DVD-дисках записаны образовательные программы, тесты и другие материалы, которые можно непосредственно использовать в системе дистанционного образования. Посетители будут иметь также доступ к Интернет-ресурсам.

Интерактивный кинотеатр - здесь посетители смогут совершить виртуальные путешествия с гидом или самостоятельно по залам Русского музея.

Образовательная зона предназначена для обучения студентов и аспирантов ННГУ по методикам и учебным программам Российского центра музейной педагогики.

Центр работает на постоянной основе. Значительная часть информации будет посвящена истории и культуре Нижегородского края.

Далее филиалы мы планируем открыть в Самаре, Саратове, Челябинске, Ижевске, Кирове, Мурманске, Калининграде. Нижний Новгород - особый случай. Здесь виртуальный филиал создан не на базе музея, а на базе Университета! Думаю, это лучшая оценка того места, которое занимает ННГУ в Поволжье.