Нижегородская высшая школа в 1930 году

Авторы: Н.Б.Кузнецова
Номер: N7 (2044) август 2006 г.
Рубрика: к 90- летию ННГУ

Конец 1920-х - начало 1930-х были годами грандиозного преобразования промышленности и сельского хозяйства страны. И сегодня поражают темпы. В Нижнем Новгороде только за годы первой пятилетки вступили в строй 16 новых крупных заводов. Не менее быстрыми темпами шло начавшееся по решению XV съезда ВКП(б) (1927 г.) объединение одиночных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства - колхозы. Как для новых промышленных предприятий, так и для колхозов требовались специалисты. Все это предъявляло новые требования к высшим учебным заведениям страны, в том числе и к Нижегородскому университету, единственному высшему учебному заведению Нижнего Новгорода.

В 1929 году в состав Нижегородского края были включены Чувашская, Удмуртская и Марийская национальные автономии, которые испытывали острую нужду, в первую очередь, в национальных кадрах.

Однако нужны были не просто инженеры и агрономы, врачи и учителя, а специалисты с определенными идеологическими убеждениями. В связи с такой установкой к делу подготовки кадров к концу 20-х годов развернулась "пролетаризация" высшей школы. Классовый принцип воспитания студенчества, который начал внедряться в вузах сразу после Октябрьской революции, в полной мере применялся и в Нижегородском университете. Здесь был открыт и активно действовал рабочий факультет, университет ежегодно получал разнарядку по социальному составу студентов. Особенно активно "пролетаризация" внедрялась на технических факультетах университета. В 1928 году задание принять 65% рабочих (от общего плана приема) технические факультеты перевыполнили. На механический факультет было принято 74% рабочих и 71,2 % - на химический факультет.

Обращаясь к архивным документам, мы вновь переживаем события тех давних лет. Перед нами инструкция о проведении качественной проверки студентов вузов РСФСР от 1924 года. Из нее следует, что проверка студентов производится путем личного опроса (отнюдь не имеющая характера проверки знаний). При этом главное внимание должно быть обращено на степень выполнения практических работ (лабораторных, семинарских чертежей и упражнений) и классовый подход при проверке знаний студентов.

От студентов - выходцев из буржуазной и интеллигентской среды требовались полная успеваемость, своевременное выполнение всех практических занятий и сдача теоретических экзаменов.

Для студентов из среды трудового крестьянства допускались некоторые послабления в академических требованиях и рекомендовалось исключать лишь тех, которые в ходе занятий проявили значительную неуспеваемость.

При проверке студентов-пролетариев было рекомендовано исключать лишь тех, кто крайне слабо подготовлен к обучению в вузе, и студентов, которые показывают крайнюю

неуспеваемость в прохождении курса за время длительного обучения в вузе. В результате проверки "подлежали безусловному исключению студенты, проявившие себя в качестве антипролетарского элемента, враждебно настроенные к политике советской власти и в частности пролетаризации вуза".

Стране нужны были специалисты-производственники. Все ускоряющийся темп индустриализации требовал все больше квалифицированных технических специалистов. Чтобы лучше понять положение дел подготовкой кадров в Нижнем и в университете, обратимся к статье ректора НГУ А.Г. Балахонова, опубликованной в газете "Нижегородская коммуна" 5 июня 1929 г. Отмечается, что необходимо ускорить выпуск на производство подготовленных специалистов, выполнение этой задачи потребует большого напряжения всей работы НГУ. Ректор отметил необходимость перехода на сокращенные сроки обучения с одновременным повышением качества подготовки специалистов. Это было возможно лишь при условии коренной перестройки учебного процесса. Учебные планы, рассчитанные на 5 и более лет обучения, необходимо было перестраивать на новые на основе связи теоретического обучения с непрерывной производственной практикой, причем специализация должна была начинаться с первого курса.

К концу 20-х годов в Нижегородском университете студенты обучались на 6 факультетах: механическом (с отделениями: теплохимическим, электрохимическим, текстильным, судостроительным, гидротехническим, металлургическим); химическом (с отделениями: технологии животного покрова, технологии жиров и масел, технологии органических веществ, технологии силикатов); агрономическом (с отделениями: растениводтсва, животноводства, экологии, пчеловодства, сельскохозяйственной экономики, бактериологии, сельскохозяйственного машиностроения, почвоведения); педагогическом (с отделениями: преподавания обществоведения, преподавания математики, преподавания физики, преподавания литературы, школьно-лекционным); медицинском, строительном; положение седьмого факультета занимал рабфак. Ректором университета в те годы был, как и упоминалось выше, А.Г. Балахонов.

Несмотря на то, что нижегородский университет перестраивал свою работу и старался выпускать как можно больше специалистов, удовлетворить потребность промышленных предприятий города было очень сложно. К тому же сказывалась специфика университетского образования в сравнении с высшим прикладным техническим. Поэтому Наркомпрос совместно с местными органами власти в начале 30-х годов приступил к совершенствованию и изменению системы высшего образования. Был взят курс на создание специализированных вузов, в первую очередь технических.

В марте 1929 года на страницах "Нижегородской коммуны" был опубликован Проект реорганизации Нижегородского университета. В нем говорилось, что, в целях приближения технического образования к промышленности, необходимо разделить НГУ на два высших учебных заведения - вуз и втуз. Эта реорганизация, выделение из НГУ химического и механического факультетов, "тесно связана с нуждами промышленности, перспективами промышленного развития губернии и будущей области".

Но специально созданная междуведомственная комиссия пошла дальше, и в апреле 1930 года рекомендовала на базе уже имеющихся факультетов НГУ организацию новых высших учебных заведений соответствующего профиля. По проекту, предложенному комиссией: Механико-машиностроительный институт организуется на базе имеющегося мехфака НГУ и присоединяется к Машинообъединению.

Химический институт организуется на базе химфака НГУ и передается в ведение Химпрома, имеющуюся на химфаке НГУ кожевенную специальность и соответствующую лабораторию со специальным оборудованием решено было передать в организуемый Московский кожевенный институт.

Педагогический институт организуется на базе педфака НГУ, причем институт оставался в ведении Наркомпроса. В институте сохранялся геологический кабинет и все лаборатории, принадлежавшие педфаку НГУ.

Сельскохозяйственный институт организуется на базе агрофака НГУ.
Строительный институт организуется на базе 1 курса стройфака НГУ.
Медицинский институт на базе 1 курса (132 студента) медфака НГУ.

Проект реорганизации Нижегородского государственного университета был утвержден комиссией Совнаркома, и, следуя документам, уже к 1 мая 1930 года реорганизация должна была состояться. Таким образом, дав в 1930 году жизнь шести новым вузам, сам университет в Нижнем Новгороде перестал существовать, но не навсегда.

 Copyright © 2006 Музей ННГУ
 Copyright © 2006 Газета "Нижегородский университет"
 По всем вопросам: info@museum.nnov.ru