Становление Нижегородского спорта

Номер: N2 (2050) февраль 2007 г.
Рубрика: Музей истории ННГУ

История нижегородского спорта дала целое созвездие блестящих спортсменов, чемпионов Российской Федерации, Европы, мира и Олимпийских игр. Это золотые медали, привезенные на нижегородскую землю со всех концов земного шара. Это армия рядовых физкультурников - а она насчитывает в своих рядах сегодня около миллиона совсем юных и очень пожилых людей, тех, для кого главный рекорд - здоровье. Именно она, эта армия, и выдвигает десятки чемпионов и рекордсменов, прославляющих в спорте наш древний, но вечно молодой, пользующийся отменным и физическим, и духовным здоровьем город, - Нижний Новгород - Горький.

Начало XX века было временем бурного развития доброго десятка видов спорта в России. В Петербурге и Москве создаются клубы любителей гиревого спорта, французской борьбы. Вслед за столичными клубами появились первые кружки тяжелоатлетов и в Нижнем. В ту пору французскую борьбу, поднятие тяжестей, акробатику можно было видеть лишь на арене цирка. С восхищением следили юноши, как богатыри с мощной мускулатурой - Иван Поддубный, Иван Заикин, Иван Шемякин - демонстрировали на ковре искусные приемы, подымали тяжеловесные гири. И вот в Нижнем открылась первая школа тяжелой атлетики. Вел ее знаменитый на весь город Александр Николаевич Баранов.

Занимался он со своими воспитанниками в просторном сарае на улице ; Больничной. Не только гири и гантели были в тренировочном арсенале А.Н. Баранова. Он изобрел оригинальное приспособление - кистень. Это был большой чугунный шар, к которому прикреплялась толстая резина. Резина раскачивала груз, словно маятник, и спортсмен раз за разом отбрасывал шар все дальше и дальше. Память о бескорыстном подвижнике спорта сохранилась в нашем городе. О нем знал Максим Горький, художник Федор Богородский, который сам занимался в атлетической школе.

Примерно к этому же времени относится и появление первого неуклюжего велосипеда английского производства на булыжных мостовых Нижнего Новгорода. Тогдашние велосипеды очень мало напоминали современные гоночные машины, что бесшумно скользят по асфальтовым автострадам - Казанскому и Московскому шоссе. Они гремели, пожалуй, не меньше, чем телеги ломовых извозчиков. Да это и понятно, ведь н велосипедах не было резиновых шин Лишь в 1890 году велосипеды были не сколько усовершенствованы - их "обули" в так называемые подушечные шины В те далекие времена официальны! власти не стремились к развитию спорта Деньги на покупку велосипедов можно было получить лишь у местных толстосумов. В Нижнем было основано товарищество велосипедистов. Конечно, ни трека, ни вообще специальных дорожек не было. Велосипедистам пришлось арендовать помещение кавалерийского манеж; кадетского корпуса. После не очень продолжительных тренировок спортсмены на "железных конях" отправлялись на Казанское шоссе. А вот в черте города велосипедистам властью местного полицмейстера появляться было запрещено строго-настрого. Митрофан Курила-Се-ментовский явно благоволил к лошадям и терпеть не мог господ на кургузых дребезжащих велосипедах. Интересно отметить, что женщинам категорически воспрещалось садиться на велосипед. Но, в конце концов, энтузиазм преодолел запреты власть предержащих, и спортсмены стали появляться на городских улицах. Первым нижегородским велосипедистом стал Николай Михайлович Кожелев. Это ему был вручен билет ї 1 на право езды по Нижнему Новгороду за подписью управляющего делами канцелярии господина полицмейстера.

В 1910 году состоялся первый футбольный поединок в истории Нижнего Новгорода. "Господа игроки в кожаный мяч" -так в то время напыщенно называли спортивные репортеры футболистов -выглядели, на нынешний взгляд, весьма странно. На них были длинные, ниже колен, сиреневые трусы, вместо футболок - нижние рубашки, и у каждого через плечо была перекинута цветная лента. У одной команды - синего, у другой - красного цвета. Так различались противники. Первыми футбольными болельщиками были дачники, отдыхавшие в этот знойный летний день возле села Кстова, гимназисты Нижегородской гимназии, увлеченные футболом, да местные крестьяне, пришедшие полюбопытствовать на диковинное зрелище.

После революции к спорту и физкультуре стали приобщаться миллионные массы трудящихся. В Нижнем Новгороде к концу 20-х годов начали бурно развиваться многие виды спорта. Но, пожалуй, коньки были наиболее любимы нижегородцами. Почти два десятилетия нижегородские скороходы были сильнейшими в стране.

В историко-архитектурном музее-заповеднике города хранится коллекция необычных коньков. Взглянешь на них, и становится понятно, почему они и их современные стальные правнуки носят такое название. К дубовой деревянной колодке, щедро расписанной кистью городецких мастеров, приделан стальной полоз, он выгнут, словно шея резвого скакуна. Подвязав такие коньки кожаными ремнями к валенкам, без устали носились по прудам прапрадеды и прапрабабки будущих рекордсменов.

Нижний Новгород издавна славился как город конькобежного спорта, но, наверное, мало кто знает, что именно здесь, на Волге, более полсотни лет назад произошло событие, равного которому нет в мировой истории спорта.

Как известно, самая длинная дистанция конькобежного многоборья - это марафон в 10 километров. А вот любители спорта из ближнего города Городца в 1914 году прошли 100 верст по ледяной дорожке Волги за один день от Городца до Нижнего Новгорода и обратно по замерзшей реке.

Та зима началась легкими морозами, и почти весь январь Волга стояла гладкая, будто зеркало. Не было на ней ни торосов, ни снежных завалов. Во вторник 2 февраля 1914 года был дан старт этого необычного забега. Восемь спортсменов-конькобежцев - В.П. Ахилинов, А.Д. Беляев, А.И. Галаничев, А.П. Новожилов, М.А. Филиппов, А.Г. Турылев, A.M. Костромин и единственная участница-женщина СВ. Баринова отправились в дальний путь на коньках. Долгий путь от Городца до Нижнего участники марафона прошли всего лишь за 3 часа 30 минут. Немного отдохнув в Нижнем, спортсмены отправились в обратный путь. Скользить на коньках вверх было гораздо труднее, поэтому и дорога длилась несколько дольше. Пройдя в общей сложности больше 100 верст за 7 часов с минутами, энтузиасты-конькобежцы вернулись домой.

В 40-е годы коньки были самым популярным видом спорта. Студенты университета освобождались от занятий, когда у них проходил "политдень", и в обязательном порядке шли на каток, в отведенное на стадионе для них время.

Но вот в первый послевоенный год в Москве собираются ведущие тренеры и игроки в русский хоккей. Они должны дать путевку в жизнь новому в нашей стране виду спорта - хоккею с шайбой, а не хоккею с мячом. И вторым городом, подхватившим инициативу москвичей, становится Горький.

Было и такое... Через несколько месяцев после окончания Великой Отечественной войны в городской комитет по физкультуре и спорту вошел с охапкой шпаг и рапир высокий черноволосый мужчина. Он прошел прямо в кабинет председателя комитета и в сердцах бросил на пол искривленное и поломанное оружие... Шло время. Целая плеяда нижегородских мушкетеров выросла под руководством Юрия Казанджана, среди них чемпионы страны, Европы, Олимпийских игр и мира.

Каждое десятилетие отдавало пальму первенства то одному, то другому виду спорта - конькам, футболу, хоккею, прыжкам с трамплина. Когда говоришь о горьковском спорте, вспоминаются спортивные школы по конькам, барьерному бегу, фехтованию, фигурному катании. Позднее была дана жизнь новым видам спорта. Их принято называть техническими, потому что развитие техники нашего века позволило спортсменам состязаться в силе, ловкости и смелости не только на земле, но и в воздухе, и под водой. Горьковчане - нижегородцы, в том числе и студенты университета, были среди лидеров и парашютного, и подводного спорта.

 Copyright © 2007 Музей ННГУ
 Copyright © 2007 Газета "Нижегородский университет"
 По всем вопросам: info@museum.nnov.ru