Мысли вслух или раздумья о современном музее

Авторы: Т.А. СЕРОГЛАЗОВА, документовед музея ННГУ
Номер: N3 (2051) март 2007 г.

В воскресный день с сестрой моей Мы вышли со двора. "Я поведу тебя в музей", -Сказала мне сестра.
С. Михалков

У нас была тяга к знаниям, к живой красоте. Прогулки в лес, в парк, в музеи, театры, поездки на экскурсии в Суздаль, Большое Болдино... Сейчас дети много времени проводят за компьютерами, довольствуясь виртуальной реальностью

Четвертый год работаю в фондовом отделе музея ННГУ Если бы мне в детстве сказали, что когда-нибудь стану сотрудником музея, я бы не поверила. Тогда само слово "музей" казалось загадочным и многообъемлющим. Самые яркие воспоминания детских лет - воскресные походы в Кремль, на выставки, в музеи. Мама водила нас с братом в краеведческий, художественный музеи, в планетарий. Любимым в то время был краеведческий музей на Верхне-Волжской набережной. Сколько таинственного открывалось перед нами! Переходя из зала в зал, мы, словно на машине времени, пересекали одну эпоху за другой. В детстве все воспринимается ярче и значимее. Маленькие комнаты музея казались большими залами, которые сумели вместить в себя целые миры! Здесь были макеты первых поселений, и детское воображение живо рисовало реалии из жизни наших предков. Мы рассматривали макеты кремлевских построек, бесхитростные предметы быта и первые монетки (под впечатлением увиденного позже я пыталась коллекционировать старинные деньги и мелкие предметы - пуговички, открытки, даже курительная трубка побывала среди моих "древностей"). В отделе природы нас удивляло обилие птиц, зверей и разнообразие рыб, населявших наши места. Позже по залам этих музеев я водила своих детей, и так же, как когда-то мы с братом, они задавали вопросы, пытались дотронуться до экспонатов.

Мне жалко современных детей, лишенных техническим прогрессом тех радостей жизни, которые были в нашем детстве. У нас была тяга к знаниям, к живой красоте. Прогулки в лес, в парк, в музеи, театры, поездки на экскурсии в Суздаль, Большое Болдино... Сейчас дети много времени проводят за компьютерами, довольствуясь виртуальной реальностью. Более того, в последнее время появился новый вид "семейного отдыха" - прогулка всей семьей по торговому дому. Продавцам хорошо известна эта категория людей, когда мама, папа и дети вышагивают прогулочным неторопливым шагом по широким пролетам универмага, даже не заходя в бутики. На одном из этажей находится развлекательный центр для детей, на другом - кафе. Какие могут остаться воспоминания о таких походах?

У музея нашего университета есть самые разнообразные выставочные площадки - зоологическая, археологическая, этнографическая, радиолаборатория, которые с удовольствием посещают школьники города, студенты и преподаватели других нижегородских вузов, к нам приезжают посетители из области и других городов. Несмотря на то, что наш музей ведомственный, он открыт для всех любознательных людей.

Хочется верить, что тяга к истории, культуре, наукам победит, наше общество не остановится на уровне потребителя, и как когда-то в семидесятые годы, музеи вновь станут посещаться людьми самых разных возрастов, профессий и интересов. В документе "Международные нормативные акты Юнеско" высоко оценивается значимость музеев в жизни общества. "Считая, что музеи всех категорий являются источником эстетического наслаждения и знаний, ... способствуют ознакомлению с различными культурами и, таким образом, содействуют взаимопониманию между народами, рекомендуется сделать музеи возможно более уютными", "Музеи должны быть центрами разума и культуры", "Музеи должны быть возможно более уютными и обладать определенным комфортом. Насколько позволяет характер места и так, чтобы не помешать осмотру коллекций, следует обеспечить публику залами отдыха, ресторанами, кафе и т.п. по возможности при музее... или вблизи него", "Содействовать развитию клубов при музеях с целью привлечения молодежи к участию в определенных видах деятельности музеев", "Следует признать и поощрять содействие, которое музеи могут оказать школьному и пос-лешкольному образованию. Это содействие должно быть узаконено путем создания соответствующих органов, ответственных за установление официальной и постоянной связи между местными руководителями просвещения и музеями, в которых особенно часто бывают школьники в связи с характером коллекций этих музеев".

 Copyright © 2007 Музей ННГУ
 Copyright © 2007 Газета "Нижегородский университет"
 По всем вопросам: info@museum.nnov.ru