18 мая - Международный день музеев

Авторы: Наталья КУЗНЕЦОВА
Номер: N5 май (2053) 2007 г.

В феврале этого года на историческом факультете ННГУ состоялся очередной выпуск музеологов. Этот выпуск необычный, закончили учебу работники музеев, возглавляющие отделы и коллективы. Обучение проходило в рамках Программы развития музейного дела в Нижегородской области на 2003-2005 гг. В нее был включен раздел, посвященный подготовке специалистов на базе музея университета. В исполнении этой программы ряд сотрудников музеев области были приглашены получить высшее образование.

Своими впечатлениями о выпускниках и размышлениями о современном музее поделились директор музея ННГУ, канд. ист. наук, руководитель учебно-научного центра "Музеология" Тамара Ивановна Ковалева и доцент кафедры музеологии Валерия Юрьевна Белоногова.

В.Ю. БЕЛОНОГОВА. Специалисты, которые защитили дипломные работы в этом году, пришли уже состоявшимися музейными работниками, и каждый из них писал квалификационную работу по материалам своего родного музея, который хорошо знает. Но, тем не менее, во время научного осмысления своей деятельности, дипломники вынесли массу полезного. Научный подход, основу которого они приобрели за время учебы в университете, помог прежде всего им самим в повседневной музейной работе.

Т.И. КОВАЛЕВА. Для большинства сотрудников провинциальных музеев методика научно-исследовательской работы -это откровение, они не знают, что есть приемы, методы и способы научной организации музейной работы. Музейный работник, не обладающий базовыми знаниями, действует на ощупь, зачастую вслепую. Конечно, в большинстве своем в музее работают люди творческие, способные выдать и реализовать свои идеи, но многое можно делать проще, не "изобретая велосипед", если знать и использовать уже накопленный музейный опыт. Теперь наши выпускники понимают, что каждый этап музейной работы, будь то собирательская, выставочная, фондохрани-тельская или образовательная деятельность, должен основываться на научном подходе. Это главный вывод, который сделали для себя дипломники, овладев методологией и методикой музейной работы.

Перед нами стоит задача создания туристических объектов. Кроме природных богатств, которых немало в нашей области, необходимо большое внимание уделить и музейным объектам. К сожалению, программа развития туризма и программа развития музейного дела, принятые нижегородским правительством, не пересекаются и работают обособленно друг от друга. Ведь без музея сложно приобщить туристов и гостей города, области к культуре и истории края. Только музей дает полное представление об истории, экономике, демографии, культуре и традициях того или иного сообщества, проживающего на данной территории. Все стороны жизни отражены в хорошо организованном музее. За короткое время в одном месте турист может получить максимально широкие сведения о регионе, подкрепленные первоисточниками и подлинными предметами.

В.Ю. БЕЛОНОГОВА. Очень часто в периферийных музеях сотрудники работают по старинке; отсутствие специальных знаний одна из причин этого. В таких музеях действуют по одному давно устаревшему штампу. Создается конкурентоспособный музейный продукт, интересный не только нижегородцам, но и гостям региона.

Т.И. КОВАЛЕВА. Познавательный туризм не будет полноценным без качественного музея, который надо создавать в духе времени, используя современные музейные технологии, с учетом изменений самой жизни, нового восприятия современным человеком древней и совсем недавней истории. Музей может и должен выжить в конкурентной среде, наряду с другими объектами культуры, которые непосредственно предлагают потребителю зрелища, будь то театральная постановка, концерт, кино. К работе в музее надо подходить творчески, основываясь на научных знаниях. Отличным примером такого музея может послужить Влади-миро-Суздальский музей-заповедник. Сегодня он активен, креативен и востребован туристами не только российскими, но и зарубежными.

В.Ю. БЕЛОНОГОВА. Есть и отрицательный пример. Например, музей Мыши в городе Мышкин, что на Волге. Этот музей -яркий пример того, как могут работать инициативные люди, которым хочется что-то сделать, при отсутствии профессионализма и представления о культуре вообще, в том числе и музейной. Безвкусица возносится в ранг эталона. Причина - отсутствие специальной подготовки у служащих.

Т.И. КОВАЛЕВА. Подготовка музейных специалистов в ННГУ - это не курсы повышения квалификации, а базовое, качественное образование. В университете существует давно сложившаяся система обратной связи, преподаватель не только читает лекции, но и проводит практические занятия, спрашивает со своих студентов. Университетская подготовка требует самостоятельной исследовательской работы, выполнения на должном уровне курсовых и дипломных работ. Не все музейщики, которые пришли к нам по Программе, смогли справиться с нагрузкой и выдержать те требования, которые предъявляет университет к своим студентам. Хочется отметить, что у наших сегодняшних выпускников вырос общий культурный уровень. Они научились письменно оформлять свои мысли, глубоко анализировать изучаемый материал, практический опыт, делать обоснованные выводы и обобщать. Они поверили в свои силы, подкрепили свои практические умения теоретическими знаниями.

ЗНАКОМИМ С НАШИМИ ВЫПУСКНИКАМИ

Ирина Александровна ЗАХАРОВА защитила работу по Истории формирования и научной паспортизации коллекции самолетов Мемориального музея В.П. Чкалова. В ее дипломной работе поставлена актуальная задача определения истории создания образцов авиатехники, ей удалось проследить их полный жизненный путь до времени поступления в музей. Цель - создание научных паспортов экспонатов музея. Она смогла создать научные паспорта экспонатов, что является главным требованием науки по музейному делу. Кроме того, в ходе работы получен сертификат памятника науки и техники - самолета АНТ-25. Таким образом, дипломницей впервые за все время деятельности музея В.П. Чкалова была проведена обстоятельная работа по изучению истории формирования уникальной музейной коллекции самолетов, каких нет ни в одном музее мира. Ее работа рекомендована к публикации.

Дипломная работа Лидии Викторовны ЛУКИНОЙ посвящена концепции развития туристской деятельности Чкалов-ского района. Как отметила начальник отдела туризма департамента внешнеэкономических связей и инвестиций министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области Морозова Алла Александровна, это исследование имеет высокую степень новизны. Оно проведено в контексте целей главного стратегического документа субъекта РФ, принятого в 2006 г. - "Стратегия развития Нижегородской области на период до 2020 года", где вопросы развития въездного и внутреннего туризма входят во вторую пятерку приоритетных отраслей экономики региона, а также в соответствии с задачами областной це-j левой Программы "Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской об-| ласти в 2007-2011 годах". Дипломницей собран большой материал о туристских ресурсах района. Чкаловский район имеет немалый потенциал в области туристской деятельности, который пока слабо используется, дипломницей были определены главные экономические, сервисные, инфраструктурные проблемы.

Светлана Александровна ЯКОВЛЕВА посвятила свою дипломную работу истории формирования археологического собрания Городецкого краеведческого музея (1918-1993 гг.). Основным побудительным мотивом для написания ее работы стало богатство археологического материала, хранящегося в фондах музея, с одной стороны, а с другой - отсутствие исследований, посвященных этому собранию.

Светлана Александровна ТЕХМЕНЕВА защитила работу под названием "Музей как феномен исторической памяти (на материалах истории создания и деятельности Уренского районного народного исторического музея)". С.А. Техменева -директор Уренского районного народного исторического музея, и тему своего исследования выбрала совершенно сознательно. Собранный и проанализированный фактический материал позволил ей сделать теоретический вывод о музее как феномене исторической памяти. Она смогла показать перспективы превращения музея в центр развития культуры Уренского края, который способен консолидировать усилия всего местного сообщества в решении многих культурологических проблем.

Надежда Михайловна АРТЕМЬЕВА дипломную работу посвятила проблемам ведомственного музея, ведь она - директор музея Заволжского моторного завода. Ее диплом носит название: "Заводской музей - инструмент маркетинга предприятия (по материалам музеев предприятий компании "Северсталь")". Тема продиктована новыми задачами, которые музей предприятия должен решать в условиях конкуренции на рынке товаропроизводителей. Именно поэтому важно директору заводского музея хорошо знать как теорию, так и практику маркетинговой деятельности предприятия. Эти знания необходимы для реализации музейной деятельности и политики предприятия. К сожалению, по данной теме нет ни одного серьезного исследования. В своем исследовании Надежда Михайловна попыталась доказать, что музей на предприятии является очень важным и нужным инструментом грамотной маркетинговой деятельности. Ее работа в дальнейшем может служить методическим пособием для заводских музеев. После успешной защиты дипломов наши выпускники разъехались по своим родным музеям, где продолжают работать, обогащенные новыми знаниями, применяя полученный за время учебы опыт исследовательской и проектной работы.

С одной из выпускниц во время ее очередной командировки в Нижний Новгород нам удалось встретиться. Лидия Викторовна Лукина поделилась своими впечатлениями об учебе в университете: - Конечно, я как директор выставочного зала должна была иметь высшее образование. С удовольствием вспоминаю нашу учебу. Несмотря на то, что мы все практики, знания теории, надо признать, совершенно не было. Учиться всегда непросто. Мы надеялись, что нам, работающим людям со стажем, сделают поблажки. Но не тут-то было... Мы, практики, уже во время учебы соединяли теоретический материал с нашим опытом, это очень интересно и полезно.

После окончания университета я получила повышение по службе и сейчас - директор мемориального комплекса им. В.П. Чкалова, куда входят: Народный музей "Васильева Слобода", выставочный зал им. A.M. Каманина и Культурный центр. Все, что было дано в университете, я сейчас стараюсь применять в своей работе. Во время учебы мы посетили множество выставок, стали участниками крупных конференций. Теперь и у нас в Чкаловском районе будет проходить первая научно-практическая конференция "Роль музея в общественной жизни района". Многие наши сотрудники так же хотели бы получить специальное высшее образование. Необходимость в специалистах -музеологах в периферийных музеях очень высока.

Сегодня мы разрабатываем концепцию развития мемориального комплекса В.П. Чкалова: это будет или музейно-выставочный центр, или центр туризма. Для развития туристской инфрастуктуры нашего района важно, чтобы комплекс стал центром туризма. В каждом деле нужны профессионалы, в багаже которых не только практические умения, но и теоретические знания.

 Copyright © 2007 Музей ННГУ
 Copyright © 2007 Газета "Нижегородский университет"
 По всем вопросам: info@museum.nnov.ru