Татьянин день - день рождения первого российского университета

Авторы: Н.Кузнецова
Номер: N1 (2060) январь 2008 г.

Так случилось, что именно в Татьянин день, 12 января 1755 года, императрица Елизавета Петровна подписала указ "Об учреждении Московского университета" и 12 (25) января стало официальным университетским днем.

Университеты возникли в западной Европе в XII в. как свободные корпорации преподавателей и учащихся (universitas magistrorum et scholarium studii). Имея преимущественно богословский характер, эти школы целые века развивались при непосредственном участии католической церкви. Однако, форма организации высшей школы, появившаяся в период Средневековья и основанная на свободном союзе преподавателей и учащихся, наделенном широкими корпоративными правами оказалась настолько совершенна, что университеты не погибли в период Реформации. Напротив, восприняв идеи гуманистов, европейские университеты успешно развивались.

Целью университетского образования стало изложение всех известных наук, область же применения полученных знаний определялась самой жизнью. Университеты, прежде всего, стали стремиться сосредоточить в себе всю сумму наук, которая в своем латинском определении - universitas literarum (совокупность искусств) - отразилась в названии самой формы обучения. Свобода разума, универсальность знания - вот принципы, основываясь на которые формировалась новая форма обучения, где научное исследование, учение и обучение сливались для преподавателей и студентов в неразрывное единство.

Основу университетского образования всегда составляли так называемые семь свободных искусств. В первую ступень этого комплекса ("тривиум") входили грамматика, арифметика и геометрия, во вторую ("квадриум") - музыка, астрономия, диалектика и риторика. Эти предметы, предназначавшиеся для подготовки свободных граждан (прежде всего детей аристократов) к участию в жизни высшего общества, составляли позднее содержание подготовки на так называемых философских факультетах. К учениям "практическим" в Средневековье относились теология, право и медицина. В средневековой Европе, благодаря развитию крупнейших университетских центров в Севилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде, Валенсии, Болонье, стала развиваться наука, росло число просвещенных людей.

В России к началу XVIII века число образованных, просвещенных людей оставалось крайне невелико. В обществе отсутствовала четко выраженная потребность в образовании, более того, существовал определенный барьер, страх перед развитием просвещения и учености на русской почве. Преодолевая косность русского общества, Петр I еще в начале XVIII века задумывал открыть учебное заведение, которое стало бы культурным и научным центром Российского государства. Идеи Петра I были реализованы лишь в середине XVIII столетия по проекту и плану М.В. Ломоносова. Указ об основании Московского университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной 12 (25 по новому стилю) января 1755 г. на основании "доношения в Сенат" графа И.И. Шувалова, написанного им совместно с М.В. Ломоносовым. Торжественное открытие университета состоялось 26 апреля того же года в здании на месте нынешнего Исторического музея рядом с Кремлем.

Почему же первый российский университет был основан именно в Москве, а не в столичном Петербурге? На то были особые причины, в том числе и исторические. Москва, как древняя столица, сохраняла свое значение национального ядра всей России. В "доношении" указывались определенные преимущества Москвы для устройства университета: "1) великое число в Москве живущих дворян и разночинцев, 2) положение столицы в сердце Русского государства, 3) дешевые средства к содержанию, 4) обилие родства и знакомства у студентов и учеников, 5) великое число домашних учителей, содержаемых помещиками в Москве".

При Московском университете были открыты две гимназии: одна для дворян, другая для разночинцев. Университет должен был выполнять две цели, которым в Петербурге служили два разных типа учебных заведений: шляхетские и академические. Учение засчитывалось в военную службу, гимназист, становясь студентом, получал шпагу и с ней дворянство; заканчивая университет, студент выходил из него с обер-офицерским чином. В гимназии дворянский сын не соприкасался с детьми "подлого звания". Разночинцев учили искусствам, музыке, пению, живописи, техническим знаниям, из гимназии их предполагалось переводить в академию художеств, отделенную от университета.

Первый российский университет был открыт в составе трех факультетов: философского, юридического и медицинского. Обучение для всех студентов начиналось с философского факультета - это был, по сути своей, подготовительный или общеобразовательный курс, обучение на котором продолжалось 3 года. На философском факультете изучались математика, физика, философия, экономические, исторические и так называемые "словесные науки", на нем имелись 4 кафедры: физики, философии, истории и кафедра красноречия. После окончания философского факультета, студенты либо продолжали свое обучение на нем для углубления изучения философских дисциплин, либо переходили на один из "высших" факультетов - медицинский или юридический.

В Московском университете не было богословского факультета, более того богословие даже не преподавалось. М.В. Ломоносов считал, что "попечение о богословии справедливо оставляется Священному Синоду". Отсутствие богословских факультетов можно назвать особенностью структуры российских университетов в период их зарождения.

По замыслу М.В. Ломоносова руководство учебной деятельностью университета возлагалось на профессорскую конференцию, которая утверждала программы лекционных курсов, решала все дела, касавшиеся студентов и гимназистов. Во главе университета был поставлен не выборный ректор из профессоров, а чиновник-директор, обладавший значительным чином, получавший жалование, в 2-3 раза превышающее профессорское, и фактически стоявший над профессорской конференцией.

В деятельности первого российского университета нашла свое развитие идея М.В. Ломоносова о широком использовании действенных (активных) методов обучения: здесь регулярно проходили обсуждения, практические занятия, студенческие конференции. М.В. Ломоносов требовал в организации учебного процесса сочетания теоретического и практического обучения, наглядности преподавания. В "Проекте" указывалось, например, что профессор физики "обучать должен физике, экспериментальной и теоретической". Кроме того, профессора обязывались читать публичные лекции каждый день по два часа. Чтобы лучше сочетать теоретическое и специальное обучение М.В. Ломоносов предусматривал "Трехступенчатое образование". На первом году обучения студенты обязаны были посещать все лекции "для того, чтобы иметь понятие о всех науках и чтобы всяк мог видеть, к какой кто науке больше способен и охоту имеет". На второй ступени "студенты должны ходить на лекции только того класса, в котором их наука". На третьей ступени занимались "те, которые определены уже к одному профессору и упражняются в одной науке".

Чтение лекций на русском языке, столь важное для становления национального университета, стало принципиальной проблемой учебной жизни университета, так как профессора-иностранцы настаивали на латинском и немецком языках преподавания.

Но не только профессоров-преподавателей не хватало в первом университете, также были большие проблемы с набором студентов на факультеты. В первые годы пришлось целиком наполнять университет учениками духовных семинарий и академий. Но и потом университет всегда нуждался в слушателях, хотя и были введены казенные стипендии. Когда в 1764 году Медицинская коллегия потребовала вывести 25 студентов из университета, то профессора заявили, что это равносильно прекращению учения на пять лет. В 1765 году на всем юридическом факультете оказался один студент, а в 1768 г. то же самое повторилось на медицинском факультете. Пять лет спустя после основания Московский университет насчитывал 30 студентов и 100 учеников гимназии.

Огромно значение организации первого российского университета. Его просветительская деятельность способствовала, например, созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года - Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года - в ведении Московского университета), Малый театр.

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в "средоточие русского образования", один из центров мировой культуры.

 Copyright © 2008 Музей ННГУ
 Copyright © 2008 Газета "Нижегородский университет"
 По всем вопросам: info@museum.nnov.ru