Ректор военного времени

Авторы: Д.В. Любимов, вед. инженер музея ННГУ
Номер: N9(2079) октябрь 2009г.

Михаилу Александровичу Шеронину, ректору Горьковского государственного университета, выпало руководить вузом в наиболее тяжелое время - в первый период Великой Отечественной войны. Об этом незаурядном человеке наш рассказ.

Будущий ректор ГГУ родился в 1902 году в селе Дальнее Константиново Горьковской области. Его отец, Шеронин Александр Михайлович, был сапожником, мать - Богатова Наталья Николаевна - сиделкой в местной больнице. Когда Михаилу было 7 лет, умер его отец, через 11 лет умерла мать. Воспитывался Михаил в семье деда, тоже сапожника. Семья была небогатой, и Михаилу приходилось совмещать учебу в школе и работу. Сначала был помощником приказчика, потом секретарем школьного совета в Волисполкоме Дальне - Константиново. Трудовой стаж будущего ректора ведется с 12 лет.

Окончив школу, Михаил Александрович, продолжил образование в начальном училище, затем в школе второй ступени. Проработав несколько лет в Дальнеконстантиновском Волисполкоме, Михаил Шеронин по рекомендации Губкома комсомола направляется на учебу на механический факультет Нижегородского госуниверситета, который окончил в 1930 году, получив специальность инженера-механика по горячей обработке металла. Молодой специалист был направлен на завод "Красное Сормово", затем - аспирантура, работа (с 1930 - 1937 г.) в Индустриальном институте им. А.А. Жданова. С этого момента начался 13-летний период служения М.А. Шеронина высшей школе, это был наиболее творческий и плодотворный период в его жизни. В Индустриальном институте М.А. Шеронин последовательно занимает должности: аспиранта, ассистента, заведующего специальностью, заведующего технологическим отделением, помощника декана, декана, заведующего учебной частью. В январе 1937 года М.А. Шеронин был назначен председателем оргбюро ЦК профсоюза работников Высшей школы, а в июле того же года избран председателем обкома этого профсоюза. Знание проблем вышей школы, умение творчески их решать, широкий кругозор, административный талант и деловая хватка способствовали решению Горьковского обкома ВКП(б) - назначить с 28 декабря 1938 года Шеронина Михаила Александровича ректором Горьковского государственного университета.

Вступив в должность ректора ГГУ, Михаил Александрович, с "головой" погрузился в проблемы вуза. Успешно решая их, 36 летний ректор заслужил уважение ведущих ученых университета: А.А. Андронова, С.С. Четверикова, М.Б. Неймана, М.Т. Греховой и других. В те годы стоило больших усилий достать новую модель микроскопа или станок, химикаты и оборудование. Несмотря на это, научная работа была поставлена на высокий уровень. Вуз ежегодно выпускал квалифицированные кадры для промышленности. Динамичному развитию университета помешала война.

Суровой проверкой не только деловых, но и моральных качеств для коллектива стала Великая Отечественная война. В резолюции митинга, "посвященного выступлению по радио товарища Сталина" говорилось: "...Профессора, преподаватели, сотрудники и студенты Горьковского госуниверситета, собравшись на митинг..., заявляем, что все как один, встанем на защиту нашей священной Родины. Мы немедленно перестроим всю нашу работу на военный лад, все подчиним интересам фронта и задачам организации разгрома врага..." 23 июня 1941 года большинство сотрудников ГГУ и многие студенты подали заявления о приеме в Красную Армию. "В этот грозный момент, когда зарвавшаяся фашистская клика нарушила наши священные границы и наш мирный труд, прошу отправить меня добровольцем на фронт...", - писал ректор ГГУ М.А. Шеронин. Но судьба распорядилась иначе. Михаилу Александровичу суждено было проработать в ГГУ еще два года. И это были самые сложные и самые яркие годы в его жизни и жизни вуза.

Руководители предприятий города и области стремились закрепить за заводами ценное оборудование и кадры ГГУ. Ректор университета проявил принципиальность - ведущие сотрудники вуза продолжали работу в ГГУ, оставаясь консультантами предприятий города и области по вопросам науки и организации производства. Ценное научное оборудование также осталась в университете. Руководители заводов ставили перед учеными конкретные научные задачи, обеспечив университет важными оборонными заказами.

Фронту оказывалась эффективная помощь важными научными разработками и выпуском оборонной продукции. Достаточно вспомнить научно аргументированную и профессиональную позицию ректора в вопросе сохранения ГИФТИ, финансирование, которого было прекращено с началом войны. "...Мы считаем, что закрытие Горьковского физико-технического института, имеющего оборудование высокой ценности и квалифицированные кадры, было бы крайне нецелесообразным ввиду того, что институт ведет работу по обслуживанию оборонной промышленности Горького. Объем работы все время возрастает, и в настоящее время по настоянию ряда заводов институт привлекает научные силы из других городов..." Это обращение горьковских ученых в Совнарком было поддержано специальной телеграммой ректора, который в начале войны совмещал свои обязанности с должностью директора ГИФТИ. Финансирование института вскоре было возобновлено.

Объем научной работы, выполненной учеными университета за начальный период войны, весьма значителен, приведу лишь некоторые примеры: замена пайки оловом электросваркой, приготовление безлитиевого флюса, разработка конструкции фотоколориметра, реставрация электрических лампочек, изготовление индивидуальной грелки для бойцов РККА, получение наркозного эфира из отходов производства химзавода области, внедрение спектрального и полярографического методов в работу заводских лабораторий, исследование трофейного топлива, индикация боевых отравляющих веществ, разработка каучуковых смесей из отходов производства горьковской химгруппы, создание сырьевой базы для производства парашютного шелка, использование сфагнумовых мхов, как перевязочного материала, можжевеловая ягода и ее использование в пищевой промышленности, изготовление препаратов витамина С, изучение окраски растений в целях маскировки аэродромов.

В 1942-1943 учебном году руководство ГГУ уделило большое внимание организации приема абитуриентов. Статистические данные обкома ВКП(б) свидетельствуют: в течении 1941-1942 года вуз по разным причинам покинули 217 человек. При общем количестве студентов 476 человек, такой отток студентов ставил под сомнение само существование ГГУ. Вместе с тем, сознавая важность подготовки грамотных научных кадров, особенно в период войны, руководство университета совместно с общественными организациями города, провело ряд мероприятий по новому набору студентов. В газетах "Горьковская коммуна", "Красная Чувашия", "Ивановский рабочий", "Известия" были опубликованы объявления о приеме в университет, отпечатаны 500 экземпляров афиш с информацией о ГГУ, вывешены объявления и плакаты во всех районах города и на зданиях факультетов. В редакции районных газет, директорам средних школ разосланы статьи о вузе. Кроме того, к школам города были прикреплены профессора и преподаватели для проведения среди выпускников бесед об университете и специальностях. В школы соседних городов так же были командированы сотрудники ГГУ. Оповещения о приеме были даны по радио через станции "Коминтерн" и "РВ-42", по радио выступали деканы факультетов и преподаватели. Была объявлена декада открытых дверей для выпускников средних школ города, с посещением лабораторий, ГИФТИ, Ботанического сада. Были организованы справочные столы о приеме в университет в кинотеатре "Рекорд", театре оперы и балета им. А.С. Пушкина. В результате проведенной работы в приемную комиссию было подано 350 заявлений, зачислен 331 человек. "... Приняты были лучшие абитуриенты по конкурсу аттестатов, давалось предпочтение лицам, не нуждающимся в общежитии. Поскольку прием в университет был без конкурсных экзаменов, поступили учиться люди со слабой подготовкой. Вот почему с начала учебного года было уделено большое внимание оказанию студентам помощи в учебе (консультации, дополнительные занятия)". План наркомата принять 300 человек был выполнен и в этом во многом была заслуга ректора.

Ректор также решал вопросы обеспечения преподавателей и студентов жильем, продовольствием и хозтоварами. Именоо в годы войны наиболее ярко раскрылся талант Михаила Александровича как руководителя вуза, организатора педагогической и научной работы. В апреле 1943 года М.А. Шеронин был переведен на другую работу.

 Copyright © 2009 Музей ННГУ
 Copyright © 2009 Газета "Нижегородский университет"
 По всем вопросам: info@museum.nnov.ru