Горький - Кузница Победы

Номер: №5 (2086) май 2010 г.

Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд. "Горький - кузница Победы". Так называлась выставка, открытая 29 апреля в Выставочном комплексе на пл. Минина и повествующая о великом прошлом тылового города Горького. На открытии выставки, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, присутствовали ветераны, студенты, преподаватели. Со словами приветствия и глубокого уважения к собравшимся ветеранам войны, труженикам тыла выступили М.Б. Орлов, зам. председателя Общественной палаты Нижегородской области; С.Н. Гурбатов, доктор физ.-мат. наук, профессор, проректор по научной работе ННГУ; Н.П. Сатаев, министр промышленности и инноваций Нижегородской области; Т.И. Ковалева, директор музея ННГУ им. Н.И. Лобачевского, председатель правления Нижегородского музейного центра; ГА. Деулина, директор Выставочного комплекса. На экране демонстрировалась хроника военных лет и видеофильм "Письмо с фронта". Ведущая - зам. директора выставочного комплекса, искусствовед И.В. Маршева пригласила гостей посмотреть экспозицию.

Интеллект, знания, нравственная стойкость, физические ресурсы наших земляков воплотились в танках и самолетах, радиостанциях и подводных лодках, продовольствии и донорской крови. Надежный тыл, можно сказать с уверенностью, во многом ускорил нашу Победу.

На выставке представлены документы и фотографии из семейных архивов и музейных фондов, образцы вооружений и модели. Над оформлением поработали на славу многие музейщики.

Выставка организована при поддержке министерства культуры и информации Нижегородской области, региональной общественной организации "Нижегородский музейный центр", Общественной палаты Нижегородской области, Нижегородского областного совета ветеранов, ГУ ВПО "Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" Национальный исследовательский университет, ГУК НО "Нижегородский государственный выставочный комплекс".

Большой раздел выставки посвящен научным исследованиям в годы войны. "Да здравствует храм советской науки -воинствующей, воюющей, вставшей на передовую линию огня, по-гвардейски разящей врагов света, разума, науки!" -так эмоционально завершалась статья журналиста Мих. Полонского в газете "Горьковская коммуна" от 1 мая 1943 г., посвященная ученым-горьковцам, как в то время называли славных жителей нашего города. Действительно, ученые верно служили Родине своим могучим оружием - научным знанием, их теоретические и практические результаты были подчинены единой цели - помощи фронту.

Горьковская наука к концу тридцатых годов сосредоточивалась в высших учебных заведениях. Война стала серьезным испытанием для высшей школы. Значительные потери кадров преподавателей и сокращение количества студентов, связанные с вступлением их добровольцами в ряды Красной Армии иммобилизацией, уменьшение учебных площадей и общежитий, скудное довольствие, тяжелый физический труд на оборонных работах - все это система высшего образования успешно выдержала. Тысячи студентов и преподавателей в суровых условиях осени-зимы 1941 года строили оборонительные рубежи, заготавливали дрова, работали на заводах, колхозных полях, в госпиталях, становились донорами. Заменяя ушедших на фронт, они продолжали учить и учиться, каждым днем своего труда приближали Победу. Достаточно оперативно все вузы перестраивали учебный процесс - сокращали сроки обучения, увеличивали интенсивность и продолжительность занятий, концентрировались на подготовке специалистов в соответствии с потребностями военного времени. Не сомневаясь в грядущей Победе, вузы готовили высококлассных специалистов для мирной жизни.

Настроение строителей оборонительных рубежей отражает написанная поэтом Горьковского индустриального института Федором Шмелевым "Песня о лопате":

От восхода до заката, Чтоб в работе не отстать, Пой, железная лопата, Поднимай землицу-мать. Враг сломает себе шею На опорных рубежах, На ловушках, на траншеях И на танковых ежах. Враг окрасит черной кровью Нашей Родины луга. Будут смертным изголовьем Эти ямы для врага.

С 1931 г. в нашем университете обучение студентов велось на трех факультетах - химическом, биологическом, физико-математическом.

В первые месяцы войны выбыли в РККА и военные учебные заведения 136 студентов, из профессорско-преподавательского состава ушли на фронт 14 человек. Были внесены коррективы в сроки обучения: вслед за выпуском V курса сразу же состоялся выпуск окончивших IV курс, всего 252 студента.

В научно-исследовательских работах кафедр преобладали темы оборонного характера. Внедрялись новые физико-химические методы в работу заводских лабораторий, разрабатывалась методика анализа, черных и цветных металлов специальных сплавов. Организованы лаборатории спектрального и полярографического анализа на ряде заводов области. Разработана методика получения наркозного эфира из отходов производства Дзержинского завода "Ока". Велись теоретические разработки индикации боевых отравляющих веществ и выполнялись лабораторные анализы трофейных материалов. Разработаны методы синтеза белого и красного стрептоцида. Изготавливался уротропин для аптекоуправления и госпиталей, химические препараты - диэтила-нилин, фенолфталеин, дипикриламин и другие для оборонных предприятий. Разработана пропитка для противогаза. Знаменательным событием в жизни университета было открытие в 1943 г. Научно-исследовательского института химии.

Биологический факультет и Ботанический сад выполнили ряд разработок оборонного значения: получение хинина и хинных алкалоидов из хинной корки, сахаристых веществ из можжевеловой ягоды, использование торфяного мха в качестве перевязочного материала в госпитальной практике. По заказу Лекрастреста Наркомздрава РСФСР Горьковсковская область занималась разведением ряда лекарственных растений. По договору с Наркоматом текстильной промышленности создавалась сырьевая база для производства парашютов - выведена одна из пород дубового шелкопряда.

Сотрудники физико-математического факультета и Горьковского исследовательского физико-технического института разрабатывали аппаратуру для измерения вязкости жидкости, магнитных полей, вибраций станков и резцов, скорости вылета снарядов из орудий, параметров струй реактивных снарядов.

Ученые-металлофизики предложили метод насыщения железной проволоки хромом и алюминием из механической смеси феррохрома и алюминия. Для автозавода было проведено исследование магнитных свойств чугуна, изготовлен прибор для разбраковки поршневых колец, давались консультации другим заводам по термообработке спецсталей. Организована реставрация радиоламп по заказам ряда оборонных заводов.

Были достигнуты серьезные успехи в области теоретической физики. Профессор А.А. Андронов совместно с доцентом А.Г. Майером в 1944 г. дали наиболее полное решение классической задачи автоматического регулирования машин, которая оставалась нерешенной с 70-х годов XIX века. Им были рассмотрены и другие теоретические проблемы, относящиеся к автопилотам, автоматическим винтам изменяемого шага, терморегуляторам, и другие. Признанием высоких научных заслуг А.А. Андронова было избрание его в 1946 г. действительным членом Академии наук СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 ноября 1944 года ведущие ученые Горьковского государственного университета были удостоены правительственных наград: А.А. Андронов - ордена Красной Звезды; И.Р. Брайцев, Г.С. Горелик, С.С. Четвериков -ордена Знак Почета; М.Т. Грехова, А.Д. Некрасов, С.С. Станков - ордена Трудового Красного Знамени. Высокими наградами были отмечены профессор А.Е. Брюханов, доценты В.И. Гапонов, А.К. Шевелев и другие. Это были заслуженные оценки доблести, самоотверженности и трудолюбия всего коллектива.

На выставке показаны экспонаты о жизни и работе в годы войны и других вузов города. На дневном отделении Педагогического института имени М. Горького к июню 1941 года обучалось 1350 студентов. За годы войны из института ушли на фронт 287 человек, из них 243 студента. За военный период было подготовлено более 1500 учителей.

Кафедры естественно-научного направления выполняли исследования по темам, имеющим оборонное значение. Кафедра химии осуществила синтез нескольких новых лекарственных препаратов, разработала методику окраски органического стекла. Преподаватели кафедры ботаники разрабатывали методы борьбы с засоренностью хлебных полей, участвовали в сборе торфяного мха для последующего применения его в хирургической практике.

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Серьезный научный авторитет горьковской физической школы, быстрое развитие в городе радиопромышленности, исторически обусловленное деятельностью Нижегородской радиолаборатории, потребности в подготовке специалистов в области радиолокации в связи с решением оборонных задач и с использованием радиоаппаратуры в военных целях - весь этот комплекс предпосылок позволил Горьковскому университету и его профессорам А.А. Андронову, М.Т. Греховой, Г.С. Горелику выступить с инициативой об организации в ГГУ радиофизического факультета. Эта инициатива оказалась актуальной и была поддержана на правительственном уровне. Из постановления N 1542 от 29 июня 1945 г. Совета Народных Комиссаров СССР: "Обязать Комитет по Делам Высшей Школы при СНК СССР (т. Кафтанова) организовать с 1 сентября с.г. в Горьковском государственном университете специальный факультет по подготовке радиофизиков, предусмотрев на этом факультете подготовку специалистов в следующих областях: электроники и вакуумной техники сверхвысоких частот, теории линейных и нелинейных колебаний, электродинамики и распространения электромагнитных волн". Деканом первого в нашей стране радиофизического факультета была назначена Мария Тихоновна Грехова по совместительству с ее основной должностью директора ГИФТИ.

К преподаванию на радиофизическом факультете были привлечены ведущие ученые Москвы: профессора В.Л. Гинзбург (впоследствии академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии), СМ. Рытов (впоследствии член-корреспондент АН СССР), Е.Л. Фейнберг (впоследствии академик РАН) и другие. Ими была разработана общая концепция радиофизического образования, созданы учебные планы, новые лекционные курсы и, по словам профессора М.А. Миллера, "тем самым фактически именно в Горьком был провозглашен новый тип науки, объединяющий фундаментальные физические исследования с прикладными радиофизическими. Впоследствии обобщенная радиофизика вобрала в себя исследования вообще всех колебаний и волн, независимо от их первородства".

В 1947 году состоялся первый выпуск радиофизиков, в котором было всего четыре человека: М.А. Бербасова-Николаева, М.Н. Забавина-Боровицкая, Л.В. Короткое, Е.Ю. Саленикович-Зулькарнаева.

Сегодня среди выпускников факультета академики А.В. Гапонов-Грехов, А.Г. Литвак, В.В. Железняков, В.И. Ильичев, В.И. Таланов, десятки членов-корреспондентов РАН, около 100 докторов наук и более 800 кандидатов наук, директора и ведущие специалисты крупнейших академических институтов, исследовательских центров, предприятий и вузов, руководители администрации Нижегородской области, крупнейшие банкиры и бизнесмены.

Радиофизический факультет формировал и продолжает формировать интеллектуальную элиту Нижегородского региона.

В первый послевоенный год в жизни университета произошло еще одно знаменательное событие: на физико-математическом факультете открылась новая кафедра. Из воспоминаний выпускницы физмата Татьяны Николаевны Тарховой: "В 1946 году в Горький, в университет, приехали три академических кристаллографа А.В. Шубников, Н.В. Белов и З.Г. Пинскер с целью использовать ГГУ для подготовки кристаллографов-физиков, в первую очередь для института кристаллографии Академии Наук СССР. Кафедра кристаллографии "выкристаллизовалась" на физмате ГГУ при благоприятных условиях наличия "зародыша" кристаллизации в виде рентгенографического и ростового направлений кафедры физики металлов и мощного инициатора в лице доктора физико-математических наук Л.М. Беляева.

Документом об открытии кафедры следует считать приказ ВКВШ при СНК СССР от 1 апреля 1946 года об открытии кафедры кристаллографии во главе с Н.В. Беловым. Одновременно была усилена кафедра физики металлов профессором З.Г. Пинскером". Впоследствии обе кафедры были объединены. Академик Николай Васильевич Белов создал научную школу физиков-кристаллографов, работы которой широко известны мировой научной общественности.

Подготовили сотрудники музея ННГУ

 Copyright © 2010 Музей ННГУ
 Copyright © 2010 Газета "Нижегородский университет"
 По всем вопросам:  info@ nrl.unn.ru