Памятка абитуриенту

Авторы: Подготовила Н. Уткина
Номер: N6 (2087) июнь 2010 г..

Настала горячая пора вступительных испытаний, и вузы начинают бороться за "своего" студента. Много лет назад, накануне Великой Отечественной войны, наш университет тоже решал проблему привлечения в свои стены абитуриентов.

Архивные документы рассказывают нам о том, что в конце 1930-х гг. университет проводил приемы студентов без конкурса, с низкими показателями знаний, даже с неудовлетворительными оценками. Так в 1937 году на 300 мест испытания по математике держали 239 человек, по химии и иностранному языку - 230 человек. "Это вело к необходимости заполнять места студентами, оставшимися от других вузов, не имевших склонности и желания идти в университет. Малый приток студентов создавал благоприятную почву для либерализма при вступительных экзаменах. Появлялась необходимость принудительно зачислять на факультеты, к которым иногда у студента не было никакой склонности и желания. Это в дальнейшем отражалось на понижении успеваемости студентов, на создании больших трудностей в преодолении университетских курсов".

В1938 году университет поставил вопрос о новом наборе студентов в число главнейших. Был принят целый ряд организационно-разъяснительных мероприятий, в частности, выпуск брошюры "Что такое университет" (70 страниц) тиражом 2,5 тыс. экземпляров. В результате этого осенью 1938 г. университет впервые принял студентов по конкурсу. Было принято 348 студентов. В числе принятых 87 отличников, остальные имели не менее 3-4 хороших оценок из 7-ми. В университет поступили ребята из разных областей (Горьковская, Калининская, Ивановская, Кировская, Тамбовская, Оренбургская, Ярославская, Смоленская), из шести автономных республик (Чувашская, Марийская, Удмуртская, Мордовская, Башкирская, Татарская), из отдаленных крупных городов - Одесса, Тбилиси, Самарканд, Харьков.

Осенью 1938 г. началась подготовка к новому приему: по запросам разослана брошюра "Что такое университет", организована физико-математическая олимпиада, проведены лекции для выпускников.

Известные ученые университета (А.А. Андронов, ГС. Горелик, А.Г Майер, И.И. Пузанов, С.С. Станков и другие) выезжали в районные центры и города нашей области с целью распространения информации об университете среди выпускников местных школ. В июне 1941 года профессорами университета была составлена памятка "Кем быть?" для абитуриентов, рассказывающая о специфике университетского образования, агитирующая будущих студентов заниматься научной деятельностью. Эта памятка не потеряла и сегодня своей актуальности.

"КЕМ БЫТЬ?"
12 июня 1941 г.

Многие тысячи юношей и девушек нашей страны переживают этой весной один из самых ответственных моментов своей жизни: окончена средняя школа, и надо решить - кем быть?

Выбор специальности - дело очень ответственное, определяющее всю дальнейшую жизнь человека. Те, кто выбрал высшее учебное заведение недостаточно обдуманно, зачастую начинают чувствовать, что данная специальность их не удовлетворяет; они учатся без интереса, на посредственных оценках; приобретенные ими знания поверхностны, и молодой, способный, полный жизни человек оказывается плохим специалистом, плохим работником.

Мы хотим рассказать об одном типе высших учебных заведений: об университетах и в частности о Горьковском государственном университете, - с тем, чтобы оканчивающие среднюю школу и желающие учиться дальше могли решить, является ли университетское образование таким, какое они хотят получить.

Если посмотреть, где работают окончившие университет, то первое впечатление довольно странное: вузы, научные учреждения, средняя школа, лаборатории заводов - химических, машиностроительных и других. Вот неполный список разных мест, где работают окончившие наш университет.

Как может одно и то же учебное заведение готовить специалистов столь различных квалификаций?

Целью университета является воспитание человека, знакомого с фактами и методами определенной науки, овладевшего ее основами и научным мышлением. Это дает окончившему университет ключ к многообразным практическим приложениям науки, позволяет ему, если он идет работать на завод, в заповедник, на биостанцию, в содружестве с инженером, агрономом или животноводом решать практические задачи. По ряду специальностей нужда в людях с университетским образованием намного превышает выпуск университета.

Горьковский государственный университет имеет три факультета: физико-математический, химический и биологический; на каждом факультете есть свои специальности: физмат имеет специальности астрономии, физики, механики и математики; химфак -аналитической химии, физической химии, неорганической химии и органической химии; биофак-ботаники и зоологии.

В пределах каждой специальности надо выбрать определенную науку. Например, нельзя быть просто физиком: надо выбирать между физикой металлов, радиофизикой, физикой электронных приборов. Нельзя быть просто ботаником, надо выбирать между физиологией растений, генетикой и селекцией, морфологией и систематикой растений. То же относится к механике, зоологии и т.д.

Естественно, что поступающему сразу трудно ориентироваться в многочисленных научных дисциплинах. Поэтому на каждом факультете первые два курса общие для всех специальностей. Только с третьего курса, когда студент уже составил себе некоторое представление о содержании той или иной науки, начинается выбор им той специальности, той науки, которой он хочет себя посвятить.

Общие курсы постепенно, начиная с третьего, занимают все меньше времени, и все большее время уделяется специальности студента. На практике студент глубже осваивает отдельные вопросы своей науки, знакомится с ее практическими приложениями. Научные интересы студента, возникшие во время работы в кружке, в спорах с товарищами, во время лекций или лабораторных работ, постепенно углубляются и толкают его на занятия, выходящие за рамки учебной программы. На пятом курсе студент пишет работу по специальности, которая у лучших студентов является небольшим научным исследованием и печатается в научном журнале. Наиболее сильные из окончивших поступают в аспирантуру университета и дальше совершенствуются в своей специальности, заслуживают ученые степени.

Таким образом, после окончания университета открывается широкое поле деятельности - научной, научно-технической или педагогической. Но для того, чтобы окончить успешно университет, для того, чтобы стать одним из тех, кто, владея наукой сегодняшнего дня, определяет технику завтрашнего дня, -нужно очень любить свою науку, затратить много труда. Этот труд окупается и оправдывается. Тех, кто его затратит, ждет радостная и почетная работа. Мы твердо уверены, что, как и прежде, сотни юношей и девушек, интересующиеся наукой, попробуют стать научными работниками, творцами передовой советской науки, служащей великому советскому народу.

Профессор А. Андронов, профессор Г. Горелик, доцент А. Майер.

Великая Отечественная война нарушила планы многих молодых людей, которые могли бы стать известными учеными. Для развития науки сегодня, как и много лет назад, нужны талантливые и трудолюбивые молодые исследователи. Во все времена научные достижения страны являются залогом ее авторитета и процветания. p class="main">
 Copyright © 2010 Музей ННГУ
 Copyright © 2010 Газета "Нижегородский университет"
 По всем вопросам:  info@ nrl.unn.ru