Осенний этап фестивального марафона "Путь в науку" позади. Что дальше?

Авторы: Н. Уткина
Номер: N11 (2092) декабрь 2010 г..

26 - 27 ноября в ННГУ состоялся первый (осенний) этап фестивального мара фона "Путь в науку", инициатором которого стал ректор ННГУ Е.В. Чупрунов. По словам куратора проекта директора Музея ННГУ Т.И. Ковалевой, план осеннего этапа реализован полностью.

Сотрудники музея установили связь более чем с 50-ю школами города и районов области (Уренский, Кстовский, Вадский, Арзамасский, г. Бор, г. Дзержинск). В результате совместных усилий музея и факультетов ННГУ организовано участие более 400 школьников и учителей в торжественном открытии фестивального марафона в актовом зале ННГУ 26 ноября.

Перед собравшимися выступили президент ННГУ Р.Г. Стронгин, заместитель министра образования Нижегородской области Н.Ю. Бабанов, проректор ННГУ по научной работе С.Н. Гурбатов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Нижегородского технического лицея № 38 О.В. Лапшова.

Выступавшие пожелали ребятам успешного пути в науку, нацелили их на упорный труд, высоко оценили возможности сегодняшних студентов ННГУ, ведь они могут использовать в научных исследованиях уникальное оборудование, поддерживать международные связи с коллегами, обучаться у ведущих российских и зарубежных ученых.

С.Н. Гурбатов торжественно вручил три сертификата лауреатам ректорской стипендии "Интеллектуал" - первокурсникам, поступившим в ННГУ в 2010 году с результатом более 270 баллов по итогам ЕГЭ. Ими стали Муняев Вячеслав (физический факультет), Корнилова Татьяна (факультет международных отношений) и Черняева Юлия (юридический факультет). 26 ноября успешно прошла конференция школьных учебно-исследовательских работ "Юный исследователь". Было организовано пленарное заседание, на котором с докладом выступил С.Н. Гурбатов, а также первокурсники, которые в прошлом учебном году успешно выполнили учебно-исследовательские работы.

Далее состоялась работа четырех секций ("Физика", "Математика", "Биология" и "Химия"), на которых выступили около 30 школьников, также представлено и рассмотрено более 20 стендовых докладов. На конференции присутствовали школьные учителя и научные руководители из ННГУ. Многие школьные доклады выполнены на высоком уровне, сопровождались электронными презентациями.

Профессионально была организована работа конкурсной комиссии под председательством доктора педагогических наук, профессора кафедры кристаллографии и экспериментальной физики И.В. Гребенева. В составе комиссии работали профессора и доценты ННГУ: А.И. Малышев (ФФ), О.В. Лебедева (ФФ), И.М. Швец (БФ), К.Д. Дятлова (БФ), М.В. Стручкова (БФ), Н.Н. Буреева (ММФ), ДА Тюхтина (ММФ), СЮ. Галкина (ММФ), Н.В. Кротов (ВМК), Ю.Л. Кетков (ВМК), СВ. Сорочан (ВМК), Н.Ю. Золотых (ВМК), А.В. Гущин (ХФ), Н.В. Кулешова (ХФ), ГМ. Лизунова (ХФ), М.Н. Климова (ХФ), ГМ. Фрайман (В11ЮПФ), А.Л. Лунин (РФ).

Все участники (учащиеся, учителя и научные руководители) получили дипломы, подарки, папку участника с набором материалов конференции.

27 ноября с аншлагом прошли мастер-классы "Вариации на тему презентации" (руководитель Е.Н. Емельянова), в которых участвовало более 60 человек. Ребята с большим энтузиазмом включились в изучение способов создания электронных презентаций, познакомились с интересными возможностями соответствующих компьютерных программ. Организаторы пришли к выводу, что и в дальнейшем необходимо проводить подобные мастер-классы по обучению грамотной работе с электронными презентациями не только для школьников, но и для учителей.

Успешно прошли и мастер-классы "Наука и СМИ" (руководитель Б.В. Булюбаш), в них участвовали школьники, молодые ученые ННГУ

Прошли и Дни открытых дверей на механико-математическом, химическом, радиофизическом факультетах и на факультете ВМК.

К сожалению, учащихся и родителей пришло немного (в октябре эти факультеты уже проводили Дни открытых дверей), но все запланированные программы были выполнены. Особенно следует отметить творческую работу мехмата, где под руководством Н.Ю. Культиной и А.А. Тюхтиной студенты подготовили специальную игровую программу для школьников и с удовольствием ее реализовали.

Вечером 27 ноября состоялась интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" с участием начинающих игроков. Соревновалось 8 команд (7 команд по 6 человек и одна команда из 2-х человек). В результате победила команда из двух человек (Нижегородский технический лицей № 38).

Большую помощь в проведении мероприятий осеннего этапа фестивального марафона оказали студенты из Центра содействия трудоустройству выпускников. Они разносили по учебным корпусам афиши, приглашения, встречали гостей и участников фестиваля, дежурили в Главном учебном корпусе.

В целом итоги осеннего этапа признаны положительными, желание взаимодействовать с ННГУ появилось и у других школ города и области. Уровень школьных исследовательских работ оценил председатель конкурсной комиссии И.В. Гребенев:

"Представленные работы существенно отличались от тех, которые мы привыкли видеть вне стен университета - в школах, в системе НИРО. Там они носят реферативный характер и подчас касаются далеких от школьной программы тем (астрология, потусторонние миры, сверхъестественные явления).

На самом деле задача ученических работ в том, чтобы школьник попытался провести научное исследование в объеме школьной программы по физике, химии, информатике, с помощью учителя решить такую задачу, которая ему действительно по силам. Кроме того, исследовательская работа должна развивать старшеклассника в том научном направлении, которому он в дальнейшем хочет обучаться в вузе.

Подготовка исследовательских работ вместе с учениками полезна и учителям. Они совершенствуются не только в своей предметной области, но и в педагогическом мастерстве.

В целом уровень ученических работ можно назвать достаточно высоким. Особенно впечатлили работы, выполненные старшеклассниками под руководством преподавателей ННГУ, сотрудников ИПФ РАН, при котором уже давно действует "Школа юного исследователя". В этих работах ребята приоткрывают для себя мир настоящей науки, в процессе подготовки имеют возможность общаться с выдающимися учеными, работать на уникальном оборудовании, постигают научный язык. Несмотря на сложность заявленных тем, школьники уже хорошо в них ориентируются, демонстрируют желание продолжить начатые исследования.

Но особенно радует то, что нам удалось выявить и привлечь к сотрудничеству замечательных учителей - энтузиастов, которые не только любят свой предмет, интересно его преподают, но и добиваются высоких результатов в подготовке ребят к поступлению в вузы. Особенно впечатляющими были выступления двух третьеклассников в секциях "Физика" и "Биология" под руководством одного учителя, всех покорила их увлеченность предметом исследования, правильность научного языка.

Прошедшая школьная конференция не носила соревновательного характера, ее итоги не дают ребятам права внеконкурсного поступления в университет. Главная ее цель - просветительская. Мы постарались показать старшеклассникам, что заниматься наукой интересно и важно, открыли для них факультетские лаборатории, оснащенные современным оборудованием. Учителя получили возможность пообщаться с преподавателями университета, друг с другом, обменяться опытом и новыми идеями.

Надеемся, что прошедшая школьная конференция привлечет в университет абитуриентов".

Следующая задача конкурсной комиссии - рассмотреть проекты, присланные на учительский конкурс по двум направлениям: "Открытый урок" и "Учебно-исследовательский проект". Итоги конкурса будут подведены в январе 2011 года.

 Copyright © 2010 Музей ННГУ
 Copyright © 2010 Газета "Нижегородский университет"
 По всем вопросам:  info@ nrl.unn.ru