"Наука не прощает измен", - завет выдающегося историка

Авторы: Надежда Уткина
Номер: N11 (2092) декабрь 2010 г.

27 ноября исполнилось 120 лет со дня рождения известного ученого, доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой всеобщей истории нашего университета (1958-1969 гг.) Николая Петровича СОКОЛОВА. Он родился в 1890 г. в с. Мармыжи Ревезенской волости Нижегородской губернии (ныне Перевозского района) в семье дьячка. Окончил местную приходскую школу, затем Арзамасское духовное училище и Нижегородскую духовную семинарию. Однако не суждено было пойти по родительским стопам и стать священником. Летом 1910 г. он поступил в Нежинский историко-филологический институт. Учебу совмещал с работой домашним учителем. Именно в Нежине он оттачивает полученные в семинарии знания латинского и греческого языков, изучает в совершенстве немецкий и французский. Летние каникулы 1913 г. ему удалось провести в Эльзас-Лотарингии, где шлифовал познания в языках, сочетая их с трудом по уборке винограда.

В июне 1914 г. Н.П. Соколов с отличием закончил институт. Местом работы он выбрал Петербургскую гимназию и одновременно поступил в магистратуру Петербургского университета к Николаю Ивановичу Карееву, одному из ведущих отечественных медиевистов, идеологу русского либерализма. Под руководством Н.И. Кареева Соколов штудирует книги для сдачи магистерского экзамена, изучает французские источники. Его научные интересы в это время связываются с Францией XVIII в. предреволюционной поры.

В годы Первой мировой войны Соколов совмещает преподавание с работой переводчика различных (преимущественно газетных) материалов для российского МИДа, позднее для Временного правительства. В тяжелые дни октября 1917 г., оказавшись свидетелем штурма Зимнего дворца, молодой человек осознал, что жить русским интеллигентам в столице становится неуютно, смерть от голода стала для него далеко не отвлеченным понятием. Плюс к этому категоричное неприятие положения ученого: "Поденный заработок полунищего пролетария умственного труда не стимулирует творчество, а отвращает от науки".

Решение как выжить было принято в кратчайший срок. В январе 1918 г. Н.П. Соколов возвращается на родину, на нижегородскую землю, работает в школах с. Черновское Болдинского уезда и в с. Гагине. Он оставил добрый след не только в душах своих учеников, но и всех сельских жителей своей эрудицией, активной жизненной и общественной позицией, деля с крестьянами их многочисленные заботы.

В 1924 г. преподавание истории в школах было прекращено из-за "зараженности педагогических кадров бациллами буржуазной методологии". Следует более чем тринадцатилетний период в жизни Николая Петровича, когда он был разлучен не только с научной работой, но и с преподавательской деятельностью. Четыре года (июль 1923 -ноябрь 1927 гг.) он являлся инструктором, членом правления райсоюза потребкооперации в г. Ветлуге Нижегородской области и девять лет (ноябрь 1927 - ноябрь 1936 гг.) начальником планово-финансового отдела крайснаба, крайторготдела Наркомснаба в г. Горьком.

К середине 1930-х преподавание истории возобновилось во всех звеньях образовательной системы. Семь лет, с 1936 г. по 1943 г., Николай Петрович работает учителем и завучем в одной из горьковских школ.

С осени 1943 г. по приглашению СИ. Архангельского Н.П. Соколов начал работать на кафедре всеобщей истории Горьковского педагогического института. У него появляется долгожданная возможность продолжить научную работу. Что поражает в образе этого ученого? За все двадцать пять лет подвижнического труда Николай Петрович не опустился в науке до дилетантского уровня, постоянно занимался самообразованием, совершенствовал знание древних и современных иностранных языков, штудировал в библиотеках труды старых и современных историков, проявляя огромное упорство и силу характера.

10 декабря 1943 г. Н.П. Соколов защитил в Казанском университете кандидатскую диссертацию по материалам, собранным им еще двадцать лет назад о французском экономисте Тюрго.

Ведущий историк тех лет Е.В.Тарле, возглавлявший Ученый совет, с изумлением воскликнул: "Откуда у вас такая жемчужина?".

С открытием в 1946 г. истфака в ГГУ Соколов перешел туда доцентом кафедры всеобщей истории. Через семь лет, без творческого отпуска, при большой педагогической нагрузке, подготовил докторскую диссертацию, которую успешно защитил в 1954 г. в Ленинграде. В виде монографии диссертация "Образование Венецианской колониальной империи", посвященная колониальной политике Венеции на протяжении трех столетий (XI, XII, XIII веков) увидела свет в издательстве Саратовского госуниверситета в 1963 г. Своими научными изысканиями Н.П. Соколов оставил заметный след в медиевистике. Им опубликовано свыше 30 работ.

С 1958 по 1969 г. возглавлял кафедру всеобщей истории историко-филологического факультета ГГУ Он выдвинул в качестве общекафедральной проблему развития атеистической мысли в Западной Европе и привлек для ее решения специалистов различных профилей: античников, медиевистов, специалистов по новой истории и других. Результатом их совместных усилий явилась книга "История свободомыслия и атеизма в странах Западной Европы. Античность. Средние века. Новое время". Она до сих пор остается лучшим пособием по этим вопросам для студентов-историков.

Николай Петрович на редкость органично сочетал научную и учебную работу. Круг его научных и педагогических интересов был необычайно широк. Он читал практически все курсы по всеобщей истории и разработал около 20 спецкурсов и семинаров ("История Венеции в средние века", "История Византии", "История свободомыслия в Западной Европе", "Западноевропейское искусство в средние века" и другие), вел занятия по средневековой латыни и латинской палеографии. После ухода на пенсию работал профессором-консультантом до 1979 г.

Авторитет его был непререкаем и среди студентов, и среди преподавателей. Преданность делу и постоянная работа над собой были, по его мнению, главными качествами специалиста. Он не раз говорил, что человек, имеющий 95% таланта и только 5% терпения, не может рассчитывать на успех в науке. Ученый, по его мнению, - это путник, который стремится к заветной цели не ради отдыха, а ради того, чтобы яснее увидеть следующую вершину и лучше наметить к ней путь. "Наука, - любил повторять Н.П. Соколов, - самая ревнивая женщина. Она не прощает измен".

Николай Петрович навсегда остался в памяти коллег воплощением научной добросовестности и исследовательского мастерства.

Кроме истории в последние годы своей жизни Н.П. Соколов интересовался астрономией и имел в личном пользовании телескоп Максутова. В 70-летнем возрасте он успешно освоил цветную фотографию. Этот энергичный человек водил моторную лодку по Волге и ездил на мопеде в лес за грибами. Бодрость духа и точность оценок исторических ситуаций Николай Петрович сохранил до самых последних дней своей жизни.

 Copyright © 2010 Музей ННГУ
 Copyright © 2010 Газета "Нижегородский университет"
 По всем вопросам:  info@ nrl.unn.ru