Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

 История об НРЛ

Из истории Нижегородской радиолаборатории имени В.И.Ленина : Основные даты, имена, факты

Выдающиеся сотрудники НРЛ : Персоналии оставившие свой след в деятельности НРЛ и отечественной науки

Исторический календарь : Основные даты в деятельности НРЛ

Библиотека НРЛ : Издания, использовавшиеся в работе сотрудниками НРЛ

Издания НРЛ : Издания типографии НРЛ, находящиеся в библиотеке музея науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"

Публикации о НРЛ : Книги об истории НРЛ и её сотрудниках

Документы о НРЛ : Из фондов музея науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"

В инженерном училище

В сентябре 1906 г. в Георгиевском зале Михайловского или, что то же, Инженерного замка выстроилась шеренга юнкеров. Это были новички, поступившие в Николаевское инженерное училище. Курсовой офицер производил первую перекличку. По характеру ответных "я" можно было безошибочно определять, откуда прибыл отвечающий: из кадетского корпуса или же "со стороны" - из гимназии или реального училища. - Бонч-Бруевич! -Я!

Так отозвался один из стоявших в шеренге. Это "я" не подходило ни под одну категорию. В нём не было слышно той нарочитой небрежности недавних кадет, которая должна была говорить, что для них, "старых военных", перекличка - привычная и даже надоевшая процедура. Не слышалось в этом ответе и старательности гимназистов, которые стремились показать, что хотя они и гимназисты, но тем не менее прекрасно понимают, что такое военная дисциплина. Интонация того, кто отозвался на фамилию Бонч-Бруевич, была интонацией простого разговорного ответа, как будто его старый знакомый спросил: "Это Вы приехали, Бонч-Бруевич?". На что он и ответил: "Да, это я приехал".

Весь облик этого новичка, стоявшего в строю, привлекал к себе внимание какой-то особой простотой. По манере держать себя он не походил ни на кадетов, ни на штатских. Из первых так и выпирала напускная небрежность; вторые стояли в строю в одеревянелых позах, пожирая глазами курсового офицера. Новичок же стоял так, будто ему фотограф предложил сняться стоя, составив каблуки и раздвинув носки ботинок,
Когда этого юнкера спрашивали, из какого он корпуса, юнкер отвечал:
- Из Киева. Из комерческого училища. В строевом отношении инженерное училище представляло собой батальон двухротного состава. Бонч-Бруезич оказался в первом взводе второй роты. Она размещалась в первом этаже замка; окна выходили частью в сторону Летнего сада, частью на Садовую улицу.

Первые дни у Бонч-Бруевича, как и у всех, ушли на освоение правил внутреннего распорядка и на пригонку снаряжения. У юнкеров инженерного училища оно было сложнее, чем у пехотинцев. Будущим сапёрам полагалось носить шанцевый инструмент, причём на долю первокурсников приходился самый тяжёлый: сапёрные лопаты, кирки, мотыги и т. п.

Бывшие кадеты легко осваивались с новым положением. Распорядок училища немногим отличался от привычного по корпусу; кроме того, на двух старших курсах училища у новичков-кадетов всегда находились знакомые, однокашники, из того же корпуса, оказывавшие покровительство своим землякам. От старшекурсников воспринимались неписанные традиции училища и познавалась его летопись. Новички должны были запомнить знаменитых "предков", когда-то учившихся в стенах этого замка. "Предки" обязательно имелись у каждого училища и каждое гордилось своими. Что касается инженерного училища, то в нём в "предках" состояли: Достоевский, поэт Надсон, герой обороны Севастополя Тотлебен, защитник Порт-Артура генерал Кондратенко и другие.

Труднее приходилось гимназистам и реалистам. У них не было знакомых в училище, таких, которые могли бы показать новичкам, как, например, надо катать из шинели "скатку", надеваемую через левое плечо.

Что же касается юнкера Бонч-Бруевича, то он начал так уверенно скатывать свою шинель, что его действия стали копировать несколько новичков - бывших гимназистов. Однако вскоре они поняли, что выбрали себе учителя неудачно. Получавшиеся скатки не походили на те, которые требовались по уставу. Напрасно Бонч-Бруевич доказывал гимназистам- своим последователям, а также курсовому офицеру, что его способ скатки значительно удобнее, потому что в этом случае винтовка не соскальзывает. Может быть, Бонч-Бруевич и был прав, но тем не менее он получил настоятельный совет - не мудрить, когда не полагается.

Впрочем, вскоре всё внимание новоприбывших, без различия в "происхождении", стала поглощать зубрёжка. От старшекурсников новички узнали непредвиденную подробность. Оказывалось, что недавние новички смогут считать себя прочно осевшими в училище только после успешной сдачи первых зачётов в декабре, или на языке училища, - репетиций. Не сдавшие буду г отчислены в пехотные училища. Положение осложнялось тем, что в число отчисленных могли попасть и те, кто не получил неудовлетворительных отметок. И, наоборот, среди оставленных в училище могли оказаться юнкера с неудовлетворительными отметками. Такова была особенность Николаевского инженерного училища. По сути дела во время декабрьских репетиций преподаватели больше знакомились с степенью развития юнкеров, чем формально оценивали знание сдаваемого предмета. Тех, на кого, по мнению Совета училища, не стоило тратить времени, переводили в пехоту. Справедливость требует отметить, что в таких решениях почти не бывало ошибок, так как при последующих переходных и выпускных экзаменах провалов не случалось. Вот эта особенность училища и была причиной того, что Бонч-Бруевич никогда потом, в последующие три года, так усиленно не занимался, как именно в эти первые месяцы своего пребывания в училище.

[ далее...]

[ П. А. Остряков. Михаил Александрович Бонч-Бруевич. М., 1953. ]
[Публикации о НРЛ ]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8