Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Наш коллектив Журнал N2":
Номер посвящен музею Нижегородского государственного университета ННГУ им.Н.И.Лобачевского.

К сведению!
Музей ННГУ не совсем традиционный вузовский музей.
Особенность его заключена не в музейном собрании, хотя и оно значительно (более 90 тыс. единиц хранения основного фонда), а в формах организации и результатах деятельности.
Музей, сочетая традиционность и инновационность, ведет учебную, научную и активную публичную деятельность.
Он широко включен в университетскую жизнь, участвует в культурных проектах города и Нижегородской области, открывает свои залы для широкой публики и прежде всего учащейся молодежи.

Т. И. Емельянова
Союз науки и искусства

Скончалась 6 марта 2004 года Емельянова Татьяна Ильинична.
Она во многом определяла лицо не только кафедры истории религии и культуры, на которой работала со дня ее основания в 1990 году, но и всего факультета в целом. Татьяна Ильинична была одним из первых преподавателей, с кем встречались студенты, едва приходили на исторический факультет. Лекции, которые читала Татьяна Ильинична, всегда отличались от того, что доводилось слушать первокурсникам на других занятиях. Будучи по основной специальности искусствоведом, она аккумулировала в своих курсах материалы и по всеобщей, и по отечественной истории, органично сочетая подаваемый материал с тем, что студенты уже знали. Подкупало в ее лекциях и то, что велись они без заглядывания в конспекты. И сопровождались показом слайдов. Скорее наоборот, слайды сопровождались увлекательным рассказом о рассматриваемом произведении. Слайдов были тысячи. И делались они на собственные (не такие уж большие) средства преподавателя. Весь процесс - от отбора оригинала репродукции для копирования до нахождения фотографа, которому это можно доверить, - был под контролем Татьяны Ильиничны. Именно поэтому слайды запоминались, долго хранили краски, приумножались фрагментами и новыми ракурсами произведений. Банально, но даже лампочку для проектора слайдов надо было не покупать (стоила она копейки), а "доставать" - их не было в наличии ни в эпоху социализма, ни в эпоху нынешнего рынка. То есть весь процесс преподавания истории искусства на целом ряде гуманитарных специальностей университета держался на энтузиазме одного подвижника.

Татьяна Ильинична была уникальным специалистом для нашего региона. По основному профилю специализации она разрабатывала темы, связанные с развитием нижегородских художественных промыслов. И при этом не ограничивалась кабинетными штудиями. Она лично знала всех мастеров и умела (по их же благодарным словам) не просто со стороны проникнуть в специфику их творчества, а подсказать выход из кризиса, направить на новый путь поисков и находок в рамках сложившихся традиций. Это во многом достигалось четким знанием истории и законов жанра, но не только этим. У Татьяны Ильиничны был талант к этим занятиям и огромное трудолюбие, без которого любые задатки лежали бы мертвым грузом. Она поставила свои способности на службу нашему обществу и делала это легко, себе и другим в удовольствие.

Уникальность навыков Татьяны Ильиничны состояла и в том, что она одинаково легко понимала (и могла объяснить студенту и учителю) не только красоту расписной ложки или прялки, но и шедевров Праксителя и Леонардо. Она была не просто дипломированным и "остепененным" искусствоведом, а профессионалом. Именно она в двух словах, даже не ставя такой цели специально, показывала студентам, что искусствоведение - это специфическая наука, а не произвольные отвлеченные рассуждения, как может показаться на первый, сторонний, взгляд.

При всех регалиях и заслугах Татьяна Ильинична была очень простым и скромным человеком и никогда не дистанцировалась от студентов и тем более от коллег. Несмотря на большую учебную и общественную нагрузку, она всегда между лекциями забегала на кафедру, успевала рассказать смешной случай из жизни или анекдот. Даже в последний день работы на кафедре шутила и была весела.

К сожалению, безвременная кончина прервала работу Татьяны Ильиничны над докторской диссертацией и рядом интересных проектов.

Вот уже 15 лет музей ННГУ занимается организацией художественных выставок. В 1990 году как профессиональный искусствовед и член Союза художников, к участию в этой работе была приглашена и я. Первые выставки были устроены с помощью моих друзей. Помню, каким праздником для университета стала экспозиция художественной керамики Татьяны и Валерия Гришиных: скульптуры и рельефные панно, декоративные вазы и блюда с нарядной полихромной росписью радовали и восхищали маститых профессоров. В последние годы перед университетской публикой представали лирические пейзажи живописца Николая Мочалина (1991) и графика Александра Бутусова (1992): выполненные в сложной технике офорта виды Нижнего Новгорода, портреты деятелей культуры. Успех первых выставок у требовательного университетского зрителя, профессиональный подход к экспонированию произведений искусства, радушный прием, оказанный художникам со стороны ректора и дирекции музея, сделали свое дело - число заявок на выставки быстро росло, формировалась программа выставочной деятельности. В ее основу была положена задача широко ознакомить студентов и научную общественность с современным нижегородским изобразительным искусством, творчеством его наиболее ярких представителей.

Мы стремились показывать самые разные виды и жанры искусства. Главное же место в наших экспозициях заняла живопись. В университете выставлялись работы Б. Кротикова, А.. Каманина, И. Ашкенази, С. Тумакова, А. Варламова, мастеров старшего поколения, в творчестве которых нашли продолжение лучшие традиции русского реалистического искусства. Запомнились пронизанные весенним светом жанровые полотна В. Данилюка, эпические образы русской земли в картинах К. Шихова и В. Холуева, поэтичные деревенские сценки М. Уткина, привлекавшие глубиной проникновения во внутренний мир человека портреты кисти В. Любимова и А. Усватова.

Нам доверяли свои работы ведущие нижегородские живописцы. Глазами художников мы увидели наш край, его легендарные места и заповедные уголки, ощутили обаяние старого Нижнего, размах и энергию современного города в пейзажах Н. Мочалина, Ю. Кузьмина и Р. Соснина.

С большим успехом прошли в университете выставки произведений Нины и Александра Куликовских ("Как прекрасен этот мир", "Что наша жизнь? Игра!"), А. Краева ("Русская идея"), Е. Юсова ("Гармонические импровизации"). Мощная темпераментная живопись В. Грачева, экстравагантные декоративные композиции Н. Панковой, элегантные по настроению пейзажные холсты В. Крылатова свидетельствовали о многообразии творческих поисков в современном нижегородском искусстве. Нашим "открытием" стала молодая художница Ангелина Курантова - автор романтических образов, покоривших сердца зрителей (экспозиция "Музыка тишины").

Быть может, еще не вполне освоен нами материал нижегородской графики, но и эта область творчества была представлена на наших выставках известными именами. Среди них мастера гравюры, владеющие трудными техниками ксилографии и офорта: Л. Карнацевич, А. Бутусов, Т. Быкова, А. Щелоков. Высокую оценку дали зрители графическим циклам Д. Арсенина ("Пушкин и декабристы"), Ю. Демина ("Моя отцовская земля"), В. Каштанова ("Лермонтовские мотивы"), Н. Квач ("Поэзия России"). Специальные выставки были посвящены акварели. Свое видение мира и виртуозное использование технических приемов этого искусства демонстрировали В. Величко, В. Рекин, И. Ворожейкин, С. Юсова, С. Чуева и М. Гурьева.

В музее университета состоялось 15 выставок народного и профессионального декоративного искусства. Представляя изделия прославленных художественных промыслов (хохломскую и городецкую росписи по дереву, резьбу ковшей и ложек, традиционные нижегородские вышивки, работы мастеров Павлова и Казакова), мы стремились подчеркнуть самобытность, уникальный характер различных видов народного творчества, показать масштаб творческой личности ведущих художников. Пример тому - персональные выставки произведений А. Соколовой (Городец) и Н. Гущина (Ковернино). Серьезный общественный резонанс имела выставка "Балахнинское кружево. Прошлое и настоящее промысла". Созданная на основе экспедиционных сборов, музейных материалов и сопровождавшаяся научной конференцией, она сыграла роль теоретической базы для возрождения угасающего промысла. В выявлении талантливых мастеров, работающих в традиционных отраслях художественного ремесла - в резьбе по кости, бересте, в золотом шитье, большую роль сыграли выставки, организованные отделом этнографии музея.

Мир сказочных, фантастических образов, парад форм и красок открывался зрителям на выставках профессионального декоративно-прикладного творчества. Полихромная керамика Татьяны и Валерия Гришиных, резные иконы в кружеве цветной бересты, выполненные с ювелирной тонкостью Е.  Карповой и А. Пьянковым, деревянные скульптуры Б. Кучера и чеканные панно на мифологические сюжеты В. Морозова сменяли друг друга в залах музея. Монументальные гобелены Надежды и Владимира Яновых, фольклорная по духу декоративная живопись Л. Воскресенской и А. Гладышевой, разнообразные по цвету и фактуре батик Г. Груздевой, Н. Кодачиговой, О. Борисовой и С. Вороженкиной не оставляли зрителя равнодушным. Профессионализм в показе произведений декоративно-прикладного искусства позволил музею университета стать филиалом таких престижных выставок, как зональная "Большая Волга-2003" и юбилейная, посвященная 70-летию Нижегородской организации Союза художников России.

Особое внимание музей уделял детскому творчеству - выставки рисунков воспитанников изостудии Дворца творчества юных им. В. П. Чкалова и Детской художественной школы N1 позволяли увидеть процесс становления юного художника. Нижегородское художественное училище показывало у нас свои учебные, пленэрные и дипломные работы. В наших экспозициях было представлено и творчество преподавателей училища - живопись В. Щелокова, Ю. Андреева, Ю. Приданова, графика Т. Быковой и П. Рыбакова. Мы принимали у себя выставки работ преподавателей и учащихся Саровского училища искусств. А наиболее одаренные юные художники Школы искусств и ремесел "Изограф" не только участвовали в наших выставках, но и получали ректорские стипендии. Многие из них стали студентами университета.

Другое направление работы - демонстрация художественных коллекций из музеев области ("Балахниское кружево", "Сто произведений о Чкалове и Чкаловске") только начинается и имеет большие перспективы. Художественные выставки и встречи с деятелями изобразительного искусства в музее университета чрезвычайно важны для формирования художественного вкуса и творческого мышления студентов. Они содержат ценную информацию о культуре нашего края. Музей не только ведет летопись художественной жизни Нижнего Новгорода, но и сам принимает в ней живое участие: публикация буклетов о творчестве нижегородских художников, рецензий на выставки в местной прессе, телерепортажи из экспозиций - явное тому подтверждение. Для Союза художников эти выставки имеют большое значение: художники получили умного и благодарного зрителя, общение с которым дает новый импульс для творчества. Тесное сотрудничество музея ННГУ с Нижегородской организацией Союза художников России свидетельствует: музей университета становится одним из авторитетных центров культуры нашего города.

[Журнал N2]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8