Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Наш коллектив Журнал N5-6":
Номер посвящен Великой победе Советского народа в 1941-1945 г.

К сведению!
Очередной сдвоенный номер журнала посвящен 60-летию победы и музеям, которые являются основными хранителями информации об этом великом событии.

Е.С.Сейм
''Война многое изменила в планах музея''

До войны коллектив Литературного музея намечал новые планы научной и экспозиционной деятельности. Война многое изменила. 22 июня 1941 года музей, как всегда, принимал посетителей - с утра по его залам прошли студенты-заочники Горьковского пединститута, рабочие завода "Двигатель революции", старшеклассники из Арзамаса. В полдень радио принесло весть о начале войны. Часть сотрудников ушла на фронт. В их числе был и директор музея А. И. Елисеев

В первые же месяцы войны в экспозиции появились стенды, рассказывавшие об антифашистской и антивоенной деятельности А. М. Горького. Они утверждали идею непобедимости советского народа и его доблестной Красной армии. В экскурсиях и лекциях эта тема заняла ведущее место. Изменился и состав посетителей - многие из них были в военной форме.

Облисполком принял решение об эвакуации музея. С 26 июля 1941 года музей возглавлял Н. А. Барсуков[1], он и получил распоряжение на эвакуацию. Литературный музей и его филиал "Домик Каширина" были направлены в Тоншаевский район. Особняк же на Университетской улице, 26 (ныне улица Минина), был отдан под госпиталь. Н.П. Шлеин. Портрет А.М. Горького. 1910 Авторская копия Из фондов Литературного музея

Началась разборка экспозиции. Часть экспонатов была перевезена на хранение в краеведческий музей. Подарки Алексея Максимовича, Екатерины Павловны Пешковой и их друзей уложили в ящики, отвезли на вокзал и погрузили в почтовый вагон. Конечным пунктом назначения стало село Большие Селки в 12 километрах от Тоншаева. Оказавшись в тоншаевской глуши, коллектив музея продолжал культурно-просветительскую и пропагандистскую деятельность. В местном клубе, школах, избах-читальнях устраивались выставки фондовых материалов, работала библиотека. Сотрудники музея читали лекции, проводили беседы на патриотические темы, часто выступали в местной печати и по радио.

Их активность высоко оценили местные жители и властные структуры - они оказывали действенную помощь в улучшении условий хранения музейных ценностей, обеспечении работников музея жильем, продовольствием, одеждой. Когда в апреле 1943 года коллектив музея покидал Тоншаевский район, он передал в распоряжение местных колхозников 2 библиотеки-передвижки из 250 экземпляров брошюр и книг[2]. Литературный музей вернулся из эвакуации 20 апреля 1943 года, получив часть помещения на Набережной им. А. А. Жданова в здании краеведческого музея.

Сразу же начались перевозка и разбор фондов. Параллельно шла разработка сокращенного экспозиционного плана. Вплоть до октября велись разработка экспозиции, расстановка экспонатов, их обработка, реставрационные мероприятия. 7 ноября 1943 года музей был вновь открыт в новом помещении со значительно меньшей экспозиционной и рабочей площадью, чем до эвакуации. Экспозиция оказалась сокращенной против прежнего почти наполовину. Для всех фондовых материалов и библиотек была выделена комната площадью в 10 квадратных метров с кладовкой такого же размера. Экспозиции Литературного музея. 1940-е годы

Экспозиция развернулась в четырех экспозиционных залах. В вестибюле поместили бюсты и портреты русских писателей, тексты их патриотических высказываний. В отдельной комнате был оборудован "Кабинет М. Горького в Нижнем Новгороде в 1903-1904 гг.". Временно была развернута только экспозиция "Жизненный и творческий путь М. Горького". Работники музея понимали, что возвращение в особняк на улице Минина - дело нескорое, и продолжали работу в имевшемся помещении. Был переработан и подготовлен к техническому оформлению план экспозиции (14 витрин), перестроена экспозиция отдела "Литературное наследство Горького". Подготовлено новое оформление траурной комнаты, перепланированы и пополнены отделы "1905-1906 гг.", "1917-1920 гг.".

Экспозиция строилась не тематически, а хронологически - по основным этапам жизни и творчества А. М. Горького. В отдельной небольшой комнатке был воссоздан интерьер кабинета Горького в доме Киршбаума. Здесь экспонировались подлинные вещи, подаренные музею Е. П. Пешковой в 1940 году. Помимо основной экспозиции в музее было организовано несколько выставок, посвященных жизни и творчеству А. С. Грибоедова, М. И. Фонвизина, В. В.  Маяковского, К. Ф. Рылеева, А. И. Герцена, Н. И. Лескова. Примечательна выставка в январе 1945 года, посвященная 150-летию со дня рождения А. С. Грибоедова. Газета "Горьковская коммуна" писала, что на выставке "представлены редкие издания комедии "Горе от ума": миниатюрная книга, затем издание с автографом Грибоедова, издание 1862 года с гравюрами художника М. С. Балышева. Экспонируется также уникальная книга - сборник "Полярная звезда" за 1825 год, изданный К. Ф. Рылеевым и А. Бестужевым, с которыми Грибоедов был близко знаком и дружен"[3].

Экспозиции Литературного музея. 1940-е годы Продолжилась и научно-исследовательская работа. Сотрудниками музея был подготовлен сборник "Купеческий Нижний Новгород по произведениям М. Горького" с рядом статей, историко-литературными и биографическими примечаниями. А. В. Сигорский вел работу по подбору и систематизации материалов для "Словаря литературных типов М. Горького". Он же подготовил пособие-справочник "Горьковский календарь" - даты детализированной биографии А. М. Горького нижегородского периода 1889-1904 гг., снабженное цитатами из произведений и мемуаров Горького, архивных документов. Н. А. Барсуков подготовил к печати работу "А. М. Горький на сцене местных театров".

В 1944 году был издан художественный альбом "Иллюстрации к произведениям А. М. Горького" с использованием иллюстраций художников Дехтерева, Кукрыниксов к произведениям "Мать", "Жизнь Матвея Кожемякина", "Хозяин", "Челкаш", "Страсти-мордасти". В 1945 году была закончена работа "Горьковские места нашего города", написанная на основе паспортизации горьковских мест, которая проводилась работниками музея в 1939-1944 годах, доработан и подготовлен к печати сборник "Старый Нижний Новгород в изображении А. М. Горького", составленный из отрывков произведений писателя. В военное время в музеях получили наибольшее распространение оперативные формы работы: выставки, лекции, беседы о героическом прошлом народов СССР и доблести Красной армии. В этом же русле работал и Литературный музей. Организовывались выставки-передвижки: "Жизненный творческий путь М. Горького", "Чехов", "Крылов", "Плакаты Великой Отечественной войны", "А. М. Горький", "Пьеса Горького "На дне"", выставки, посвященные другим произведениям Алексея Максимовича.

В городских общественных учреждениях и госпиталях читались лекции о Горьком и других русских писателях: "Жизненный и творческий путь М. Горького", "А. М. Горький в Нижнем Новгороде", "Великий русский баснописец Крылов", ""Война и мир" Л.Н. Толстого - героическая эпопея Отечественной войны 1812 года", "Поэт и гражданин К. Ф. Рылеев", "Творчество Маяковского". В подшефном госпитале музея проходили чтения произведений М. Горького, русских и иностранных классиков. В госпиталь были переданы выставка-передвижка, посвященная Горькому, два альбома "Горький и Родина", небольшая библиотека-передвижка из художественной и социально-политической литературы[4].

Проводились беседы-лекции и непосредственно в самом музее. Основная тематика экспозиционных бесед - жизненный, творческий и революционный путь Горького. Дополнительно с организованными посетителями проводились беседы о писателях, которым были посвящены историко-литературные выставки. В беседах о Горьком подробно освещался нижегородский период жизни писателя. Работа по составлению архива Великой Отечественной войны началась еще в 1943 году. К концу 1944 года была закончена картотека - хроника событий по Горьковской области за первые годы войны. Был приобретен и подготовлен к описанию архив мастерской Горьковского отделения Союза художников за годы войны. Музеем велась также работа по подбору местных печатных изданий за 1941-1944 годы: газет, брошюр, плакатов, листовок, календарей, афиш.

Экспозиции Литературного музея. 1940-е годы Эвакуация все же подорвала работу музея, но после возвращения в Горький его сотрудники делали все возможное, чтобы музей смог встать на ноги и в полном объеме развернуть свою работу. Несмотря на военное время, увеличивались фонды музея. За 1944 год было приобретено 27 новых предметов: иллюстрации, юбилейные медали, альбомы. Библиотечный фонд увеличился на 500 томов.

В 1945 году были приобретены преимущественно иллюстративные материалы: альбомы иллюстраций и отдельные иллюстрации к произведениям Тургенева, Достоевского, Пушкина, готовые материалы выставок-передвижек, посвященных русским писателям-классикам. За годы войны были найдены и приобретены отсутствовавшие ранее экземпляры первых изданий книг Горького и писателей нижегородского "литературного гнезда", комплекты газет и журналов, в которых печатал свои произведения Алексей Максимович, редкие юбилейные медали, выпущенные в честь М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого.

Самое ценное приобретение 1945 года, да и всего военного времени, - "Остафьевский альбом", относящийся к первой половине XIX века. Долгое время альбом считался безвозвратно утерянным. Он был случайно обнаружен у одной из жительниц города Горького, которая согласилась передать его Литературному музею[5]. На приобретение альбома было выделено 10 000 рублей из бюджета музея[6]. Особенно ценен "Остафьевский альбом" тем, что в нем сохранился автограф Александра Сергеевича Пушкина - запись стихотворения Г. Р. Державина. Под стихами указаны дата и место, где была сделана запись: "1830. Ноября 26. Болдино"[7], - свидетельство того, что Д. А. Остафьев посетил А. С. Пушкина в его нижегородском имении.

Военные годы негативно сказались на деятельности музея: он лишился многих работников, ушедших на фронт, основное здание музея было занято под военные нужды. Музею довелось пережить эвакуацию. Как это часто случалось в годы войны, проводилась она в спешке, без должного материального обеспечения. Но и в годы войны музей не прекратил заниматься экспозиционной, фондовой и научно-исследовательской работой, активно проводил массовую работу, направленную не только на ознакомление людей с творчеством А. М. Горького и других писателей, но и на поднятие боевого духа, укрепление веры в Победу и воспитание людей в духе любви к Родине. Музей активно посещался. В 1944 году, например, он был открыт 311 дней. За это время его посетили 8430 человек.

Литературный музей в трудных условиях военного времени оставался учреждением культуры, которое не только занималось научно-просветительской деятельностью, но и вселяло в сердца людей гордость за свою Родину, уверенность в грядущей Победе. Один из посетителей, пришедший в музей уже после войны, написал в Книге отзывов:

Экспозиции Литературного музея. 1940-е годы Здесь бьется горьковское сердце,
Здесь ум горит его большой,
И ты не можешь наглядеться
На кабинет его простой.

Мы окунулись в атмосферу
Событий жизненных его,
Прониклись горьковскою верой
В добра и правды торжество.

И ярче горьковское имя
Теперь у нас в сердцах горит,
Он с нами, как живой с живыми,
Со стен музея говорит[8].

Примечания

1. ЦАНО. Ф. 5530. Оп. 1. Д. 38. Л. 10.
2. Там же. Д. 46. Л. 44.
4. Липовецкий А. С., Званцева Т. П. Музей А. М. Горького на родине писателя. Горький, 1990. С. 150.
5. Липовецкий А. С., Званцева Т. П. Указ. соч. С. 15.
6. ЦАНО. Ф. 5530. Оп. 1. Д. 51. Л. 64.
7. Там же. Л. 51.
8. Там же. Л. 42.

[Журнал N5-6]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8