Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Наш коллектив Журнал N5-6":
Номер посвящен Великой победе Советского народа в 1941-1945 г.

К сведению!
Очередной сдвоенный номер журнала посвящен 60-летию победы и музеям, которые являются основными хранителями информации об этом великом событии.

А.В.Тамбовцева
Ты расскажи нам юнга...

Ветераны-юнги и участники поисковых отрядов Сквозь годы, сквозь дым отгремевших атак,
Сквозь ярость девятого вала
Мы слышим: "Врагу не сдается "Варяг"",
Не зря по морям нас шатало.

К историкам вовсе претензии нет,
Что время считают не чисто:
И нашему флоту за тысячу лет,
Хоть празднуем мы только триста.

На палубах наших сегодня аврал,
Мы тесно собьемся у грота
И скажем: "За честь нам вступаться пора
Распятого нашего флота!"

Братве ни один не изменит моряк,
Коль сердце в нем молодо бьется.
Споем мы: "Врагу не сдается "Варяг"",
Вранью и нытью не сдается.

Отчизна родная, услышь моряка:
Одна у него лишь забота,
Чтоб длилась еще не года, а века
Слава Российского флота!

А.В. Ганрио открывает музей юнг. 1974 год У центрального входа в Нижегородский Дворец детского творчества имени В. П. Чкалова установлен огромный якорь. Над ним мемориальная доска, на которой начертано: "Из здания Дворца пионеров уходили подростки-добровольцы в школу юнг ВМФ, став юными героями Отечественной войны. 1942-1945 годы".

Во Дворце размещается первый в нашей стране Музей боевой славы юнг-горьковчан, юных защитников Родины.

Постановление бюро Горьковского областного комитета ВЛКСМ о создании музея было принято 17 апреля 1973 года. Необходимые средства заработаны на субботниках комсомольцами города. Большую поддержку в создании музея оказали общественные организации и промышленные предприятия города Горького: заводы "Красное Сормово", "Двигатель революции", авиационный и другие.

Свой труд, средства, вдохновение созданию музея отдавали и сами бывшие юнги. Они стали проектировщиками, столярами, оформителями музея. Их военные и мирные специальности позволяли все делать профессионально. Моряки были и щедрыми дарителями реликвий своей военной юности. Бескозырки с названиями школы юнг и боевых кораблей, фронтовые письма, свидетельства об окончании школы, воспоминания и фронтовые газеты - на всем печать правды военной поры. Многие школы города включились в поисковую работу и предоставили музею собранные материалы. Очень важен вклад в его создание фотокорреспондента Я. А. Вышкинда.

Директор Дворца пионеров Надежда Николаевна Белик возглавила работу коллектива Дворца по созданию музея, имеющего важнейшее значение для воспитания патриотизма у юных поколений.

После открытия музей принимал пионерские отряды, здесь проходили прием в пионеры, торжественное вручение комсомольских билетов, проводятся экскурсии. Лучшими экскурсоводами становятся сами юнги. Все у них получается правдиво и искренне. Музей завоевывает популярность и авторитет, становясь центром военно-патриотического воспитания. Как говорят военные моряки, "якорь отдан".

...Шел военный 1942 год.

Линейка ветеранов на том самом месте, откуда они уходили в школу юнг в 1942 году. Рапорт принимает контр-адмирал  Аркадий Викторович Ганрио Юные горьковчане буквально осаждали военкоматы, требуя отправки на фронт. Отвечая на неудержимый патриотический порыв молодежи, наркомат ВМФ принял решение о создании школы юнг и о наборе добровольцев в школу.

"Приказ народного комиссара ВМФ Союза ССР по управлению подготовки и комплектования ВМФN 108 от 25 мая 1942 года

В целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения и практического плавания на кораблях Военно-Морского флота, приказываю:
к 1 августа 1942 года сформировать при учебном отряде Северного флота школу юнг ВМФ со штатной численностью переменного состава 1500 человек с дислокацией на Соловецких островах. Плановые занятия начать с 1 сентября 1942 года.

Адмирал Н. Г. Кузнецов".

Председатель совета юнг В. В. Лаптев (за столом слева) на заседании совета Школу пришлось строить самим ребятам, преодолевая холод, цингу, бытовые трудности. Откроем книгу воспоминаний бывшего юнги Сергея Александровича Барабанова. "На первых порах жить, учиться, мыться, стирать белье, варить и принимать пищу было негде. Разбили палаточный городок, в одной из палаток соорудили баню.

Белье стирали в Купальном озере, пищу готовили в походных кухнях, принимали ее на сколоченных на скорую руку столах под дощатым, из горбыля, навесом. Во время дождя навес протекал, и струйки воды текли в миски с едой. В палатках было сыро и холодно. В заморозки иногда волосы юнг примерзали к обледенелой подушке. К зиме нужно было построить кубрики-землянки, столовую, баню, клуб, спортгородок, а главное, отремонтировать заброшенное каменное здание под учебный корпус".

Как вспоминал бывший юнга Н. В. Смирнов, "мозоли превращались в раны".

Напряженной была учеба в школе. Всего лишь за год в классных комнатах и на практических занятиях в открытом море каждый из подростков старался на "отлично" освоить свою боевую специальность: боцмана, радиста, рулевого, моториста, артиллерийского и торпедного электрика.

Ветераны-юнги принимают школьников в пионеры Понимая, что в бою может сложиться ситуация, когда надо будет заменить раненого или погибшего товарища, ребята осваивали и смежные профессии.

На всех флотах и флотилиях страны служили юнги-горьковчане в годы Великой Отечественной войны. Юные моряки участвовали во многих боевых операциях и имеют боевые награды. Орденами Красной Звезды отмечены подвиги Сергея Барабанова, Николая Горбунова, Станислава Шкарина, Валентина Лаптева, Юрия Степанова, Николая Лапаева; орденом Славы III степени, медалью "За боевые заслуги" и орденом Отечественной войны - Николая Федина. Евгений Ушаков был награжден медалью Ушакова, Владимир Красненков - медалью Нахимова, Геннадий Агапов - медалью "За боевые заслуги". Список можно продолжать и продолжать, потому что все юнги были удостоены боевых наград.

Разные профессии и судьбы у бывших юнг. Но первая встреча во Дворце пионеров, учеба в школе юнг, общая боевая биография сделали всех друзьями на всю жизнь.

Работу музея возглавляет и организует совет ветеранов-юнг. В разное время его возглавляли С. А. Барабанов (8 лет), Ю. В. Лосев (2 года), Е. А. Шаров (около 7 лет), В. Н. Пастухов (более 11 лет). Они отдавали работе все свое время, не щадили свое здоровье. Они были замечательными организаторами встреч боевых друзей, помогали по многим вопросам бывшим юнгам и поисковым отрядам; их хорошо знали в школах области и города. Е. А. Шаров установил связь более чем с 300 бывшими юнгами по всей стране, был консультантом при создании школьного музея "В шестнадцать мальчишеских лет" в школе N 2 Городца, награжден знаком ЦК ВЛКСМ "За активную работу с пионерами". Директор школьного музея Евгения Майорова пишет: "Говорят, уходят из жизни ветераны. Нет, они не уходят! Они остаются с нами навсегда - в наших мыслях, в наших делах".

Со дня основания музея заместителем председателя совета ветеранов-юнг 28 лет был В. А. Лаптев. Три года он является председателем. каждом районе города, в городах области работают районные советы юнг-ветеранов. Многие годы активно работали С. К. Раков (знаток истории России и прекрасный рассказчик), Н. Я. Горбунов (участник Парада Победы 1945 года и юбилейных парадов на Красной площади в Москве в 1995 и 2000 годах), С. С. Шкарин, К. И. Затылков, А. В. Беляев, А. И. Юсипов (кружковцы Дворца пионеров в довоенное время), Г. М. Агапов (председатель совета ветеранов поселка Малое Козино), М. С. Хорошев (заслуженный работник культуры, журналист из Павлова), Н. И. Сафронов (из Балахны) и многие другие ветераны-моряки.

Более 6000 детей и взрослых ежегодно бывают на экскурсиях в музее. По заданию музея в школах работают поисковые группы. В разное время его пополняли материалами следопыты школ N. 173, 2, 44, 68, 8, 13, 55, 177, 123 и 179, интерната N. 5, интерната для незрячих и слабовидящих детей, школы N 8 Выксы, Тумботинской средней школы Павловского района, школы N. 2 Городца, школы N. 68 Ижевска, школы N. 35 Харькова, кружковцы Дворца детского творчества имени В. П. Чкалова.

Поисковым отрядам присваивались имена героев-юнг. По результатам работы поисковых отрядов в городе Выксе (председатель районного совета В. А. Куприянов) одна из улиц названа именем юнги-разведчика Саши Чаулина. В городе Городце (председатель районного совета А. Юсипов) одна из улиц названа именем юнги Николая Шапланова, сражавшегося в партизанском отряде. Поисковый отряд школы N. 173 (руководитель Н. Д. Литвинчук) оформил дневник, в котором есть семь биографий погибших юнг. Лучшим поисковым материалом из школы N. 55 был признан альбом о воспитаннике школы Д. А. Лысове (руководитель поиска Н. Д. Липатова).

Формы работы музея разнообразны. Каждый год юнги проводят большие традиционные сборы, посвященные дню рождения музея, Дню защитника Отечества и Дню Победы. В музее проводятся встречи поисковых групп с Героями Советского Союза, моряками-героями. Посещение музея старшеклассниками Поста N. 1 - важный фактор воспитания юных патриотов.

К 300-летию российского флота при активном участии музея в школах города реализована программа "России верные сыны". Одним из разделов программы стало изучение истории юнговского движения, что активизировало интерес к музею. Кроме того, у каждого бывшего юнги есть своя подшефная школа, где учились его дети, а теперь учатся и внуки.

В 1980 году музей был представлен на ВДНХ СССР и получил золотую медаль, а члены детского совета музея Алексей Мызалин и Сергей Горшков - медали и удостоверения "Юный участник ВДНХ СССР". Юнги-ветераны активно работали в советах ветеранов предприятий, где они трудились. Н. В. Смирнов руководил "Школой молодого рабочего" на автозаводе. Юнга с эсминца "Громкий" Д. Д. Арсенин стал заслуженным художником России и кавалером ордена Милосердия фонда "Дети России". Он создал и возглавлял нижегородскую школу искусств и ремесел "Изограф", приобщал к прекрасному слабослышащих и слабовидящих детей. Недавно в школе "Изограф" открылся "Класс В. С. Пикуля" - филиал музея юнг.

Юнга-балтиец С. Раков - один из самых активных пропагандистов музея и дарителей. Он спроектировал, сделал и подарил замечательный макет землянки, а второй макет землянки подарил Соловецкому музею.

Среди наиболее ценных экспонатов музея скульптурный бюст юнги Саши Ковалева работы В. Пурехова, бесценная рукописная книга С. Барабанова, подарки С. С. Шахова, В. Н. Пастухова, А. Юсипова, К. Затылкова, В. Лаптева, С. Ракова; модели кораблей, изготовленные судомоделистами под руководством В. К. Анкудинова, книги В. С. Пикуля с автографами, штурвал, якоря, рында.

У музея были и есть настоящие друзья-помощники: контр-адмирал в отставке А. В. Ганрио, профессор Нижегородской консерватории народный артист России, почетный гражданин Нижнего Новгорода Л. К. Сивухин, лауреат премий имени В. С. Пикуля, Международной ассоциации писателей-баталистов и маринистов, премии Нижнего Новгорода В. А. Шамшурин, поэт А. Чеботарев (по просьбе следопытов он написал балладу о юнге Саше Чаулине), писатель В. Гузанов, председатели советов ветеранов всех флотов, областной военкомат (бывшие юнги часто выступают перед допризывниками), речное училище имени И. П. Кулибина.

Из коллективов Дворца детского творчества у музея наиболее тесная дружба с судомодельным кружком (руководитель В. С. Богданов). Юные художники Дворца подготовили выставку рисунков "Юнги в сражениях" (руководители И. С. Соловьева и В. А. Сергеев). Клуб любителей природы (руководитель М. М. Ушакова) подарил музею альбом, рассказывающий о природе Соловецких островов. Хоровая капелла мальчиков (руководитель Л. Ф. Моисеева) посвящает юнгам свои выступления, а кружок художественного конструирования (руководитель Е. К. Зимина) подарил макет Соловецкого монастыря.

Моряки-ветераны и сегодня отдают все свои силы воспитанию юных.

[Журнал N5-6]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8