Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Наш коллектив Журнал N5-6":
Номер посвящен Великой победе Советского народа в 1941-1945 г.

К сведению!
Очередной сдвоенный номер журнала посвящен 60-летию победы и музеям, которые являются основными хранителями информации об этом великом событии.

И.А.Егорькова
Областной смотр-конкурс музеев боевой славы

В Нижегородской области уже много лет работают музейные объединения образовательных учреждений. Они делятся на три группы. Первая группа - школьные музеи. Это музейные объединения, имеющие паспорт школьного музея и состоящие на учете в Государственном реестре Российской Федерации. Вторая группа - залы. Это музейные объединения, не имеющие паспорта школьного музея, но содержащие в себе большую коллекцию музейных экспонатов и занимающие отдельное помещение, состоящие из нескольких экспозиций, претендующие на получение звания школьного музея. Третья группа - экспозиции. Это музейные объединения, содержащие в себе небольшое количество экспонатов, не имеющие отдельного помещения. При школьных музеях и залах работают активы школьных музеев, состоящие из педагогов, учеников, родителей, жителей микрорайона или села.

Все музейные объединения имеют различные профили, включают в себя множество экспозиций и экспонатов. Среди них особенно выделяются музейные объединения боевой славы. Тема Великой Отечественной войны раскрыта не только в музейных объединениях образовательных учреждений, имеющих профиль боевой славы. Практически в каждом учебном заведении, где есть хотя бы несколько стендов, часть их посвящена Великой Отечественной войне. В каждом учебном заведении Нижегородской области (школе, лицее, техникуме, училище) музейные объединения способствуют сохранению памяти о Великой Отечественной войне.

К сожалению, много лет закрыто основное здание Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Вся работа, которую должен осуществлять областой музей, переложена на местные. Однако и тут возникают сложности. Не в каждом районе есть государственный музей. Но даже там, где они существуют, дети не всегда имеют возможность его посетить: велики расходы на проезд. Множество вопросов, связанных с воспитанием патриотизма и работой музея, перекладывается на музейные объединения образовательных учреждений.

Такие объединения стали создаваться в послевоенные годы. Тогда у каждого музейного объединения был богатый материал о войне. С течением времени материалы утрачивались - до наших дней дошло только их небольшое количество. Однако и сегодня музейные объединения обладают очень интересными коллекциями с уникальными экспонатами. Проблема их сохранности стоит остро. Во-первых, это длительное время, прошедшее после 1945 года: экспонаты разрушаются. Во-вторых, большинство из них сделано из недостаточно качественного материала, в связи с чем, несмотря на благоприятные условия хранения, они разрушается. Но самой большой проблемой для сохранности экспонатов является их неправильное хранение и экспонирование. На протяжении определенного времени при создании экспозиции фронтовые фотографии и письма приклеивались на стенды и экспонировались при прямых солнечных лучах. Сегодня большинство из этих экспонатов утрачено, фотографии и письма выцвели, став просто листами бумаги, невозможно получить с них никакой информации и использовать в учебно-воспитательном процессе.

Не придавалось большого значения и сохранности экспонатов. Во многих музейных объединениях часть экспонатов была расхищена. Экспонаты утрачиваются, а новых поступлений практически нет. Вместе с ветеранами уходят их рассказы и вещи. Наследники же не всегда правильно оценивают то, что попадет к ним. Однако там, где хорошо налажена работа музейного актива, многие экспонаты родственниками передаются в музейные объединения. Еще одной сложностью становится опасность стагнации. Школьный музей - это живой организм, который должен жить бурной жизнью, развиваться. Только в этом случае он будет интересен детям и сможет в полной мере выполнить возложенные на него функции. Выходы из этого положения руководители музейных объединений находят различные. Изучаются истории отдельных воинских частей и формирований, ведется поисковая работа, ребята участвуют в раскопках.

Коллекции музейных объединений образовательных учреждений уникальны по своему составу: фронтовые фотографии и письма, наградные книжки, благодарственные письма, грамоты, военное обмундирование, гильзы, газеты, книги и множество других предметов военного времени. Одной из возможностей для музейных объединений образовательных учреждений проявить себя стал областной смотр-конкурс. В 2004/05 году Центром детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской области, Нижегородским историко-архитектурным музеем-заповедником, музеем А. С. Пушкина проводился областной смотр-конкурс школьных экспозиций, залов, музеев боевой славы.

Целями и задачами смотра-конкурса были: совершенствование содержания, форм и методов поисковой, собирательской, исследовательской деятельности, проводимой в коллективах образовательных учреждений; привлечение внимания государственных учреждений и общественных объединений к проблеме сохранения исторической памяти о защитниках Отечества, деятельности музеев образовательных учреждений; продолжение и развитие традиции оказания научно-методической помощи музеям образовательных учреждений со стороны органов и учреждений культуры; выявление и распространение опыта работы.

Конкурсные материалы оценивались по следующим критериям:
- роль экспозиции, зала, музея в учебно-воспитательном процессе: проведение уроков и внеурочных мероприятий с использованием экспозиции, интеграция деятельности экспозиции, зала, музея и дисциплин школьного курса, наличие совета музея;
- просветительская и массовая работа: проведение экскурсий, наличие экскурсоводов, организация и проведение школьных массовых мероприятий, мероприятий для жителей микрорайона, села, воспитанников детсадов и т.д., издательская деятельность, проведение радиопередач, составление летописей родного края, организация выставок, книга учета посещаемости, книга отзывов;
- фондовая работа: наличие учетной картотеки основного фонда, наличие книги поступлений основного фонда, наличие актов поступления, характеристика состава фондов по видам экспонатов;
- оформление: эстетичность оформления экспозиции (фото, показывающие разделы экспозиции), наличие специального оборудования - витрин, стендов и т.д., глубина раскрытия темы экспозиции, наличие и эстетика пояснительных текстов и этикетажа, соответствие условий сохранности подлинников нормам хранения;
- поисковая и собирательская деятельность: результативность работы творческой группы, наличие плана комплектования фондов музея, наличие поисковых заданий, переписка с общественными, государственными организациями и частными лицами, наличие материалов, собранных школьниками в походах, экспедициях, на экскурсиях, выполнение поисковых и других заданий государственных, научных учреждений, общественных организаций, частных лиц, связанных с Великой Отечественной войной. К участию в смотре-конкурсе приглашались военно-исторические и другие музеи, имеющие в фондах и экспозициях материалы по военной истории, действующие в образовательных учреждениях Нижегородской области.

Участие в областном смотре-конкурсе приняли победители районных и городских смотров-конкурсов музейных объединений образовательных учреждений. Конкуренция среди музейных объединений была велика. В 2005 году в смотре приняли участие 46 музейных объединений из 25 районов Нижегородской области и Нижнего Новгорода. Практически в каждой школе есть экспозиции, залы и музейные объединения, посвященные Великой Отечественной войне. В смотре-конкурсе приняли участие сильнейшие музейные объединения. Практически всеми районами соблюдались требования по форме и срокам подачи заявки на смотр-конкурс. Сами конкурсные материалы также были в срок представлены в соответствии с требованиями положения.

Большинство представленных материалов было оформлено должным образом, особенно порадовало наличие фотографий экспозиций. Это дает представление как о предметах, находящихся в экспозиции, так и о том, как они экспонируются. Все представленные конкурсные материалы можно разделить на две группы. В первой строго выполнялись все требования положения, во второй же требования положения выполнялись формально. В большинстве конкурсных материалов раскрывалась роль музейных объединений в учебно-воспитательном процессе, показывалась просветительская и массовая работа, поисково-собирательская деятельность. Тем не менее, очень часто не хватало присланного материала для составления наиболее точного представления об их деятельности у членов жюри. Лучше всего в конкурсных материалах представлена просветительская и массовая работа. Наибольшие же трудности у руководителей музейных объединений вызывает фондовая работа. Порой материалы не отражали фондовую работу вообще либо представляли только ее часть. Музеи, не представившие фондовую работу и фотографии основной экспозиции, не смогли претендовать на призовые места.

Руководителям музейных объединений необходимо обратить особое внимание на фондовую работу. Другой распространенной ошибкой является наполнение конкурсных материалов сведениями и данными, не имеющими отношения к тематике данного смотра-конкурса. Все районы представили материалы, соответствующие тематике конкурса. В лучшую сторону изменился уровень представленных материалов. Уже закончена циклограмма смотров-конкурсов и можно сделать выводы, отследив изменения, произошедшие за пять лет.

Музейные объединения, ставшие победителями областного смотра-конкурса музеев боевой славы, были направлены для участия во Всероссийском смотре-конкурсе, посвященном Победе в Великой Отечественной войне.

Победители областного смотра-конкурса музеев боевой славы, посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (музеи, экспозиции, залы) 2004-2005 гг.

Музеи
I место
- МОУ Архангельская СОШ (Ветлужский район), руководитель музейного объединения В. П. Голикова
- МОУ СОШ N 46 (Володарский район), руководитель музейного объединения Елена Николаевна Волостнова
- МОУ СОШ N 179 (Автозаводский район Н. Новгорода), руководитель музейного объединения Элеонора Васильевна Никифорова
II место
- СОШ N 110 (Канавинский район Н. Новгорода), руководитель музейного объединения Светлана Ивановна Акчурина
- СОШ N 8 (Выксунский район), руководитель музейного объединения Наталья Павловна Макарская
III место
- Гимназия N 2 (Канавинский район Н. Новгорода), руководитель музейного объединения София Георгиевна Живова

Залы
I место
- Арзамасский коммерческо-технический техникум (г. Арзамас), руководитель музейного объединения З. В. Гайдучкова
- МОУ школа N 7 (г. Саров), руководители музейного объединения Александр Александрович Ахрем, Лариса Михайловна Ганеева ,
II место
- МОУ Новопокровская СОШ (Ветлужский район), руководитель музейного объединения Е. В. Шильникова
III место
- Медведовская ООШ (Ветлужский район), руководитель музейного объединения Алевтина Валентиновна Хвалютина

Экспозиции
I место
- МОУ СОШ N 4 (Чкаловский район), руководитель музейного объединения Ираида Анатольевна Воронина
II место
- МОУ Саваслейская СОШ (Кулебакский район), руководитель музейного объединения Ольга Александровна Козлинская
III место
- МОУ СОШ N 94 (Ленинский район Н. Новгорода), руководитель музейного объединения Татьяна Алексеевна Фатехова

Поощрительными призами за патриотическое воспитание учащихся награждены:
- МОУ Никольская СОШ Арзамасского района, руководитель музейного объединения Елена Александровна Гусякова
- МОУ Вильская СОШ Выксунского района, руководитель музейного объединения Елена Ивановна Швындова
- МОУ Шиморская средняя школа Выксунского района, руководитель музейного объединения Ирина Валентиновна Рощина
- Нижегородская лингвистическая гимназия N 67 Московского района, руководитель музейного объединения Инна Николаевна Ильина
- Панинская средняя школа Сосновского района, руководитель музейного объединения Татьяна Владимировна Студенева
- Пуреховская СОШ Чкаловского района, руководитель музейного объединения Татьяна Анатольевна Болонкина
- МОУ гимназия г. Арзамаса, руководитель музейного объединения О. В. Акишина
- Краснобаковская ср. шк. N 1 Краснобаковского района, руководитель музейного объединения Эльвира Сергеевна Демьянова
- Спасская средняя школа Спасского района, руководитель музейного объединения София Васильевна Кутьина
- МОУ Шатковская СОШ N 1 Шатковского района, руководитель музейного объединения Ирина Ивановна Николаева

[Журнал N5-6]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8