Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N9-10":
Основные темы этого номера прошлое и настоящее Волжского речного пароходства в музея Нижнего Новгорода

К сведению!
В очередном номере нашего журнала читатель узнает, как распоряжаются нижегородские музеи хранимыми ими ценностями. Как музеи вовлекают посетителей в совместную деятельность по овладению культурным наследием и какие новые формы музейной работы появляются на нижегородской земле, в то время как российские музеи становятся все более открытыми системами, вступают в контакты и во взаимодействие с обществом, постепенно расширяя свое влияние, и начинают играть консолидирующую роль в жизни общества.

Г.П. Абаева
"На Волге широкой..."

И не только берега крутые,
И не только тучи-облака -
В Волге, словно в зеркале России,
Отразились судьбы и века.
Н.Е. Палькин

Храним историю Волги

 Экспозиция музея Музей судоходной компании "Волжское пароходство" - самый молодой и современный музей в Нижнем Новгороде. Он был открыт 10 октября 2003 года, в дни торжеств, посвященных 160-летию Волжского пароходства. Музей располагается в здании речного вокзала, откуда открывается живописный вид на Стрелку - место слияния двух великих рек - Волги и Оки. Хранить и собирать историю Волги и флотские традиции - такая миссия возложена на музей Волжского пароходства. И только здесь осознаешь, сколь велик и труден путь, пройденный пароходством за более чем полтора века. Не случайно и то, что сами речники назвали его музеем речной славы. Именно здесь можно отправиться в увлекательное историческое путешествие по Волге-матушке реке и узнать о развитии волжского судоходства.

Ведь испокон веков по Волге ходили самые разные суда и перевозились многочисленные грузы. Волга справедливо считается самой большой русской рекой, матерью и царицей всех наших рек. Известна она была еще в глубокой древности под именем Ра, а в средние века - Итиль. Начинается Волга крохотным ручейком, но чем дальше бежит она, тем все шире и величественнее становится. С лишком три с половиной тысячи верст пробегает великая река по русской земле. И много ручейков, речек и больших рек вливают в нее свои воды. А на ее берегах расположились десятки городов, и приютила она многие сотни сел и деревень. Много народу трудится на Волге. Недаром русский народ зовет Волгу матушкой и кормилицей.

 Беляна Поэтому во все времена и эпохи Волга признана основной водной транспортной магистралью страны. Тысячи барок и пароходов перевозили по водам Волги разные товары. Первоначально грузы транспортировались на обыкновенных лодках с веслами, под парусами, на срубах, белянах, мокшанах, досчаниках, тихвинках. Большие парусные суда - расшивы, которые неслись по водам Волги вниз по течению со скоростью до 60 верст в день, а вверх эти суда поднимались при помощи бурлаков. В навигацию в России насчитывалось до 600-700 тысяч бурлаков. Заработок у них был весьма неопределенным. Заплатив за паспорт, харчи и оброк помещику (и даже если он ходил всю путину), не всегда бурлак получал что-нибудь от заработка. О тяжести труда бурлака можно судить по яркой и выразительной картине И.Е. Репина "Бурлаки на Волге". В XIX столетии работали на Волге и конные машины, так называемые коноводки, которые были очень неудобными и трудоемкими. В 1815-1830 годах по Волге ходили кабестанные машины.

Особой красотой и величавостью на Волге славились беляны - сплавные суда, которые были огромных размеров, 120 м в длину, грузоподъемностью до 9000 тонн. Собирались они из несмоленого леса без единого гвоздя, и назывались эти суда одноразовыми. Шли они в основном на Царицын, где разбирались и отправлялись по назначению. В середине XIX столетия на Волге появились первые паровые суда. Сделаем небольшой экскурс в историю появления пароходов. Честь постройки первого парохода, вполне пригодного для судоходной работы и послужившего прототипом при дальнейшем развитии парового судостроения, принадлежит Роберту Фултону из Америки. В 1807 году он построил первый пароход и назвал его "Клермонт".

 Письменный стол. XIX век. Мореный дуб, резьба, мозаичный орнамент. Принадлежал ''Русскому торгово-промышленному банку'', с 1923 года - Волжскому пароходству Первое паровое судно в России появилось в Петербурге в 1815 году. Его построил Карл Берд и назвал "Стимбот". В Волжском бассейне первый пароход появился в 1817 году, построенный на Пожевском заводе В.А. Всеволожским. В 1818 году на Волге появилось еще 4 парохода, построенные в Петербурге на заводе Берда астраханским жителем Д.П. Евреиновым. В 1834 году собран пароход "Выкса" из русского материала. В 1842 году на воду был спущен пароход "Сокол", построенный полковником Соколовским.

В 1842 году в Петербурге группа крупных капиталистов, которую возглавил иностранный гость из Англии господин Кейли, выступила с инициативой образовать на Волге первое пароходное общество. Начали они с того, что исследовали Волгу на участке от Рыбинска до Самары. Исследования дали положительные результаты. В это же время организаторы в лице иностранного гостя Д.И. Кейли, петербургского купца М.П. Кириллова и калязинского купца Д.М. Полежаева составили устав общества и представили его на утверждение в Государственный совет. Таким образом, исторической датой в истории судоходства на Волге считается Указ Императора Николая I, подписанный 7 сентября 1843 года, о создании первого пароходного общества на Волге, и называться оно стало "По Волге", с которого и началась история современной судоходной компании "Волжское пароходство".

 Флотилия судов А.А. Зевеке на Нижегородском рейде. На переднем плане ''Ориноко''. Построен в 1871 году на Сормовском заводе. Размеры двухпалубного судна: длина - 81 м, ширина -13 м. Грузоподъемность до 30 тыс. пудов, скорость хода по течению - 12-14 км/час Посетители в музее могут воочию увидеть, как неспешно и величаво ходили по Волге паровые суда. Его экспонаты рассказывают о таких пароходных обществах XIX века, как "По Волге", "Кавказ и Меркурий", "Самолет". Во второй половине XIX столетия как судоходство на Волге, так и судостроение развивалось быстрыми темпами. По берегам Волги образовывались десятки судоверфей, самой старейшей была Сормовская. На судоверфях по заказам пароходных компаний строились сотни товаропассажирских судов, которые принесли славу и гордость российскому судостроению.

15 мая 1846 года на линию Самара - Рыбинск вышел первый настоящий буксирный пароход "Волга", который был доставлен на Волгу из Голландии в разобранном виде. Мощность 250 л. с., скорость порожняком - до 20 верст, скорость с полным грузом - от 4-5 верст. Несмотря на свою некрасивую внешность, пароход начал работать очень удачно. За навигацию сделал 3 рейса, перевез 246 тысяч пудов груза, имел чистой прибыли 13 тысяч руб. Пароход "Волга" был удостоен за свою работу похвального отзыва от главноуправляющего путями сообщения гр. П.А. Клейнмихеля, что явилось событием необычайным для того времени. Весной 1848 года прибыли на Волгу новые заказанные обществом пароходы, построенные по типу "Волги", более мощные, по 460 ном. сил, и получили названия "Геркулес" и "Самсон". В 1849 году учредители присоединили к своему флоту еще два новых парохода - "Каму" и "Оку".

 Баржа '' Марфа Посадница'' В 1859 году пароходами "Царь" и "Царица" открылась пассажирская линия Казань - Астрахань. "Саратовский дневник" в мае 1890 года писал: "Пароходное общ-во "По Волге" совершает правильные рейсы между Нижним и Астраханью следующими пароходами: "Император" и "Императрица", "Царь" и "Царица", "Царевич" и "Царевна", "Государь" и "Государыня", "Боярин" и "Боярыня" в навигацию 1890 г." Пароходы в этом обществе имели парные названия. В 90-е годы были построены на Сормовском заводе 5 новых однотипных судов очень высокого класса, в том числе "Император Николай II" и "Императрица Александра" размерами в 280х30х10, грузоподъемностью по 22 тысячи пудов, с машинами мощностью по 250 ном. сил и по 1000 инд. сил.

К 1902 году в обществе имелось 18 пассажирских и 4 буксирных парохода, 11 барж, 34 плавучие пристани. Многие пароходы общества "По Волге" ходили в советское время, но под другими названиями: "Царица" - "Чичерин", 1899-1973; "Граф" - "Усиевич", 1904-1987; "Графиня" - "Иосиф Сталин", 1909-1942; "Витязь" - "Волга", 1912-1983; "Баян" - "Михаил Калинин", 1912-1981.

И у каждого из них своя судьба. Например, на пароходе "Баян" 13-летним подростком работал кочегаром будущий известный летчик страны Валерий Чкалов. На 1917 год уже насчитывалось 59 акционерных компаний и 2000 частных судовладельцев. "Самое большое, солидное, пользующееся обширной известностью и вполне заслуженной репутацией, старейшее пароходство на реке Волге и Каспийском море - это "Кавказ и Меркурий". Пароходы общества самые быстроходные и комфортабельные. Паровое отопление, электрическое освещение, ванны, пианино и другие услуги", - писали в рекламных листовках.

 Светильники с парохода ''Великая княжна Ольга'' "Великий князь Александр Михайлович" - пароход-рекордсмен, вышел в свое первое плавание 21 мая 1903 года и ходил до 1990 года. Построен в АО "Сормово", обеспечен машиной золотникового типа с тройным расширением пара конструкции инженера В.И. Калашникова. Впоследствии стал называться "Память Азина". Капитаном парохода "Память Азина" с 1966 по 1990 год был потомственный речник В.Д. Мелешкин. Этому же обществу принадлежит приоритет создания первого волжского парохода с электрическим освещением. Это "Фельдмаршал Суворов", построенный в Спасском затоне в 1882 году, самый красивый, быстрый и дорогой пароход, пароход-мечта. В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке обществу "Кавказ и Меркурий" была присуждена высшая награда - право изображать на судах государственный герб.

Знаменательной вехой в истории судоходства на Волге стало появление первых пассажирских теплоходов постройки Коломенского завода по заказу общества "Кавказ и Меркурий": 1911 год - винтомоторный "Бородино"; 1912 год - "Двенадцатый год", "Кутузов", "Багратион", "Цесаревич Алексей"; 1913 год - "Царьград"; 1914 год - "Петроград", "Царь Михаил"; 1915 год - "Король Альберт" и "Великий князь Николай"; 1917 год - "Вадим Арцеулов". Эти суда были высшего класса. "Отделка "Царьграда" роскошная. Салон и гостиная 1-го класса отделаны карельской березой. В каютах много простора, масса света, коридоры широкие. Для подачи кушаний из кухни в классы устроен подъемный лифт".

На 1918 год общество имело мощный флот: 44 речных и 18 морских судов. "Товарищество, под названием "Самолет", учреждается для устройства по реке Волге и ее притокам, между Тверью, Рыбинском и Ярославлем, пароходов, на которых дозволяется перевозить пассажиров и легкие грузы" - так гласил Устав вновь учрежденного общества в 1853 году.

 Караван судов, идущих из Германии на Волгу, 1958 год. ''Добрыня Никитич '', ''Рылеев'', ''Багратион '', ''Кавказ '', ''Михаил Кутузов'', ''Дмитрий Пожарский'', ''Дмитрий Донской'', проект 588. На переднем плане Ю.В. Мидов (слева), 3-й штурман теплохода ''Рылеев '' Под руководством директора общества Г.А. Ратькова-Рожнова в 1890-1900 годах на заводе "Коккериль" (Бельгия) были построены новые современные пароходы улучшенной конструкции: "Грибоедов", "Достоевский", "Граф Толстой", "Гончаров" и другие. Новые самолетовские пароходы отличались легкостью хода, маневренностью и подвижностью, роскошной обстановкой и удобствами для пассажиров.

В 1914 году на линию Нижний - Астрахань вступили новые пароходы общества "Самолет" - "Великая княжна Татьяна Николаевна", с 1918 года "Спартак" (1914-1991) и "Великая княжна Ольга Николаевна", с 1918 года "Володарский" (1914-1990). Они завоевали признание как лучшие волжские пароходы ХХ столетия, построенные на Сормовском заводе. В газетах писали: "Пароходы представляют из себя последнее слово в области волжской пароходной техники и той роскоши, какая стала вводиться на пароходах для привлечения классной публики. По роскоши отделки, удобству, быстроте хода и величине пароходы были вне конкуренции".

 Фуражка капитана А.И. Торсукова Для волгарей было всегда великой честью служить на этих судах. П.П. Умнов - капитан парохода "Володарский" с 1931 по 1949 год - поистине настоящий волгарь. До последней минуты жизни он находился на капитанском мостике. Награжден орденами "Знак Почета", Трудового Красного Знамени, медалями "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и "За оборону Сталинграда", ему присвоено звание "Лучший капитан Министерства речного флота СССР".

В экспозиции музея представлен подлинный портрет реформатора речного флота на Волге А.А. Зевеке (1822-1887). Это ему принадлежит инициатива внедрения на Волге впервые двухдечных пароходов нового "американского типа". Хороший организатор и умный практический человек, Зевеке ввел в развитие судоходства немало рациональных начинаний. В 1887 году стал учредителем Нижегородского речного училища, первого и старейшего в России.

Развитие нефтеперевозок на Волге было связано с именем Д.В. Сироткина, крупнейшего судовладельца. Он слыл большим знатоком и новатором пароходного дела, стал автором конструкции нового типа барж. Характер этого человека способствовал тому, чтобы достичь в жизни многого. Он "был человек волевой, энергичный, предприимчивый, умный, с широкой инициативой: Ему чужды были малые масштабы, мелочность. Он обладал даром разбираться в людях, был проницателен и легко подбирал нужных ему деловых людей. Он умел ценить их труд:" - так вспоминают о нем старые нижегородцы. Авторитет его среди судовладельцев рос стремительно. В 1908 году был избран председателем Совета съездов судовладельцев Волжского бассейна. В 1913-1917 годах - нижегородский городской голова.

 Знатные капитаны Волги, 1967 год. Слева направо: В. Мошнин (т/х ''Ильич ''), Н. Комаров (т/х ''Добрыня Никитич''), Ю. Степанов (т/х ''Юрий Долгорукий''), В. Кириллов (д/э ''Ленин ''), А. Окладнов - главный диспетчер грузового флота, Л. Пушкарев - капитан-наставник, Герой Социалистического Труда, Е. Торопов - капитан грузового т/х ''Североморск '', М. Белов - капитан легендарного корабля ''Волгарь-доброволец'' По его оригинальной идее русским инженером В.Т. Шуховым была спроектирована огромная баржа с почти плоским днищем и закругленным носом. "Марфа Посадница", наполненная почти 10 тысячами тонн нефти, смело шла по мелководью, ее яйцеобразный нос почти не создавал волны, поэтому баржу мог легко буксировать самый обычный, не слишком мощный пароход. С этим чудом всем хотелось познакомиться вблизи. Построена она в 1907 году на заводе И.А. Шорина в Гороховце. Ее размеры были невиданные: 155 м в длину, 22 м в ширину, высота борта 3,31 м. Грузоподъемность: 9150 тонн на осадке в 19 четв.

Первыми же на Волге стали заниматься нефтеперевозками братья Артемьевы. В 1873 году на парусном судне "Александр" они осуществили перевозку нефти из Баку в Астрахань, в 1874 году - до Нижнего Новгорода. Крупнейшей нефтепромышленной фирме братьев Нобель принадлежали баржи грузоподъемностью 560 тонн - "Елена" и "Елизавета", паровые танкеры грузоподъемностью по 800 тонн - "Калмык" и "Татарин", в 1910 году - баржи длиной 160 м и шириной 22 м, грузоподъемностью более 10 000 тонн - "Инокиня Марфа" и "Императрица Елизавета".

"Редедя, князь Косогский" - самый мощный буксирный пароход дореволюционной России, первый "силач" на Волге, мощностью 2000 инд. сил, водил до 40 не особенно крупных барж. Судно построено в 1890 году на Мотовилихинском заводе в Перми. В 1900 году флот братьев Нобель состоял из 24 пароходов и более 100 различных барж. По их же заказу в 1903 и 1904 годах были построены на Сормовском заводе первые в мире теплоходы - "Вандал" и "Сармат" по 360 л. с. для перевозки нефти между Рыбинском и Петербургом. Так началась эра теплоходов. В 1917 году состав нефтеналивного флота составлял 228 единиц.

 Модели судов скоростного флота в экспозиции музея В экспозиции музея можно познакомиться с таким документом, как "Декрет о национализации торгового флота", увидеть фотографии активных участников национализации речного флота Волжского бассейна (1918-1920). С началом Гражданской войны летом 1918 года в Нижний Новгород прибыл военный моряк Балтийского флота Николай Маркин для формирования Волжской военной флотилии, комиссаром которой был назначен. Волгари вместе с военными моряками участвовали в боевых действиях на Волге и Каме. Осенью 1918 года на Каме у села Пьяный Бор разгорелся жестокий бой, в котором погиб комиссар флотилии.

Славный боевой путь прошла в 1918-1920 годах канонерка "Волгарь-доброволец" под руководством капитана А.С. Леонтьева. "Волгарь-доброволец" - бывший буксирный пароход "Матвей Башкиров". В Великую Отечественную войну защищал Волгу и Каспийское побережье. Перевозил боеприпасы, войска, раненых. В 1967 году "Волгарь-доброволец" стал музеем боевой славы советского речного флота и ходил по Волге не один год. Так этот пароход прожил на Волге три жизни.

В экспозиции хранится баян из музея "Волгаря-добровольца" (Тульская баянная фабрика, начало XX столетия).

В 1923 году создано Волжское государственное речное пароходство (ВГРП) и Управление внутренних водных путей Волжского бассейна. Были поставлены конкретные задачи по технической реконструкции волжского флота. На заводе "Красное Сормово" начался выпуск новых судов различного назначения. Применение новой техники, внедрение портовых кранов, судовая механизация - все это нужно было стремительно осваивать. Постепенно началось строительство портов и пристанских сооружений в волжских городах.

 Теплоход ''Юрий Долгорукий'' Активно развивалось движение новаторов, передовиков производства. В 30-е годы одним из лучших капитанов прослыл Н.И. Чадаев (1884-1965), с 1929 года он капитан парохода "Степан Разин" (бывший "Редедя, князь Косогский"). В навигацию 1935 года, благодаря техническим усовершенствованиям механика Н.В. Банатова и новым методам буксировки, впервые был проведен состав из 6 нефтеналивных барж грузоподъемностью до 34 тысяч тонн. В дальнейшем буксирный состав довели до 48 тысяч тонн. Н.И. Чадаев награжден орденом Ленина. Имя капитана Чадаева было присвоено буксирному пароходу, а позднее ледоколу.

Ф.Г. Коченин, бригадир кузнецов на заводе им. 25-го Октября, стал инициатором стахановского движения на судоремонтных заводах. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Впоследствии стал руководителем Нижне-Волжского пароходства и директором Балаковского завода.

Передовые волгари стали зачинателями внедрения штурманской системы на волжском флоте. Капитаны А.И. Торсуков, А.И. Ертахов, И.С. Рачков, Н.Я. Чистовский, И.А. Мишин, И.А. Горбунов первыми приняли на себя обязанности штурманов. 15 июля 1937 года состоялось открытие канала Москва - Волга. Речники получили глубоководный путь в столицу, путь от Москвы до Горького сократился на 110 км, а от Москвы до Ленинграда - на 1100. К открытию канала были построены новые суда, их так и называют "канальские", это "Иосиф Сталин", "Михаил Калинин", "Вячеслав Молотов", "Клим Ворошилов".

Волга фронтовая

 Спуск на воду судна типа ''Братислава'' Во все времена Волга была для русского народа не только сердцем России, не только кормилицей и утешительницей. Во все времена, когда подступала опасность к Родине, Волга становилась защитницей, солдатом. Ее белоснежные пароходы, ее труженики-буксиры щетинились орудиями, принимали на борт, казалось, неисчислимое число грузов. Волга вставала на защиту Отечества. Вставали на защиту Отечества и волгари.

Фашистское командование придавало большое значение Волге как важнейшей стратегической коммуникации. По грузообороту Волга заменяла более 10 железнодорожных линий. По ней шло снабжение нефтью и нефтепродуктами войск Красной армии. На судоверфях Волги строились и переоборудовались суда для Военно-морского флота. По мере приближения линии фронта к Волге по ней увеличивались воинские перевозки. Фашисты упорно шли к Волге, к Сталинграду. Волгари встали на защиту Сталинграда, на защиту своей родной Волги.

Грузовые пароходы-буксиры "Руднев", "Громов", "Усыскин", "Киров", "Чапаев", "Федосеенко", "Щорс" были переоборудованы в боевые корабли и переданы в Волжскую военную флотилию (ВВФ), они стали называться канонерскими лодками, принимали участие в боевых действиях. Из этих судов была сформирована 1-я бригада речных кораблей Волжской военной флотилии. В сентябре 1942 года пароходы "Правда", "10 лет КИМ", "Красногвардеец", "Котов ский", "Чкалов", "Турксиб", "Н. Островский", "Красный Дагестан", "Бурный", "Иркутск", "Производственник", "Сталинская конституция" вошли в состав 3-й бригады речных кораблей ВВФ.

 Модель парусно-парового фрегата ''Память Азова''. Автор Виноградов, Санкт Петербург Сотни судов с экипажами принимали участие в перевозках на сталинградских переправах. За время битвы на Волге было перевезено 543 тысячи военнослужащих, гражданского населения и раненых, 29 400 автомашин, 550 тягачей, 840 орудий, 150 тысяч тонн боеприпасов, вооружения, продовольствия. 65 пассажирских и 33 несамоходных судна было переоборудовано в плавучие госпитали. Через Волгу было перевезено свыше 3 млн человек из областей, занимаемых немцами.

Команды судов работали в опасных и сложных условиях. Противник, готовясь к наступлению на Волгу, заранее начал ставить мины на участке от Астрахани до Саратова. За короткий срок была создана минная опасность на фарватере реки протяженностью 900 км, были сброшены сотни мин. Суда подрывались на минах, погибали от артобстрела и бомбардировок противника. Числится около 400 погибших судов.

7 августа 1942 года теплоход "Академик Тимирязев" с военным грузом шел к линии фронта, к Сталинграду. Обстрелянный залпами орудий, а чуть позднее попавший под бомбы и магнитные мины, сброшенные фашистскими бомбардировщиками, теплоход потерпел аварию и заметался, как пойманный зверь, то влево, то вправо, но еще упорно двигался вперед. И все же дойти до Сталинграда не успел - страшный взрыв потряс теплоход. На глазах у капитана С.А. Напитухина судно ушло под воду в считанные минуты. Глубина реки в этом месте была 18 метров. Погибли почти весь экипаж, боевое подкрепление, грузы, которые так ждали на фронте.

 Модель плавучей церкови ''Святитель Николай Чудотворец''. Начало XX века 27 августа 1942 года в районе Акатовки героический подвиг совершили команды пассажирских судов "Парижская коммуна" во главе с капитаном Л.Д. Галашиным и "Михаил Калинин" во главе с капитаном Н.М. Богатовым. После выхода немецкого танкового корпуса на правый берег суда остались закупоренными в низовьях Волги. Чтобы сохранить их и вывезти из города женщин и детей, был спланирован прорыв судов через захваченный немцами участок. Дерзость этих судов удивила даже врагов. С красными флагами на мачтах, на полной скорости суда прорвались через сплошную завесу вражеского огня. Несколько человек из команд получили легкие ранения, очаги пожара от зажигательных снарядов на пароходах были потушены.

В операции участвовал и пароход "Иосиф Сталин" под руководством капитана И.С. Рачкова, он оказался в более сложных условиях, ввиду задержки судна противник обрушил на него шквал артиллерийского и минометного огня. Капитан Рачков погиб на своем посту. Пароход продолжал вести первый штурман И.С. Строганов, но и он вскоре был ранен осколком в голову. "Иосиф Сталин" получил повреждение рулевого привода, противопожарных систем, в корпус через пробоины хлестала вода. Судно было обречено на гибель. Первый штурман решил посадить судно на мель, где оно, оставаясь под обстрелом врага, сгорело. Лишь незначительная часть пассажиров из 750 человек была спасена небольшим служебным баркасом "Наблюдатель".

 Штурвал рубки управления теплохода '' Генерал Н.Ф. Ватутин'' Тяжело, трудно было на Волге в августе 1942 года. Тысячи авиабомб были сброшены на Сталинград и волжский флот. Горели город, баржи с нефтью на рейде, взрывались склады речного порта, рушились причалы, гибли суда. Большой славой в Сталинграде пользовался семейный экипаж легендарной "Ласточки". Это небольшое судно перевезло около 18 тысяч человек и отбуксировало до 20 тысяч тонн военных грузов. История этого буксира полна примеров героизма и стойкости команды. Экипаж пожарного парохода "Гаситель" во главе с капитаном П.В. Воробьевым, наряду с основной задачей - борьбой с пожарами, участвовал в перевозке боеприпасов, продовольствия и других грузов для осажденного Сталинграда. В настоящее время пароход установлен в Волгограде как памятник в ознаменование боевых дел речников Волги.

Двести дней и ночей длилась героическая Сталинградская битва, которая ознаменовала собой начало коренного перелома в Великой Отечественной войне. Вклад речников в героическую оборону Сталинграда был огромным. Командующий 62-й армией маршал Советского Союза В.И. Чуйков писал в своих мемуарах: "Если бы не героические усилия речников Волги и Волжской военной флотилии, которые в неимоверно тяжелых условиях обеспечивали 62-ю армию всем необходимым для успешного ведения боевых действий, то трудно сказать, чем бы могла закончиться битва за Сталинград: А если кратко, не было бы речников-волгарей, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия, не выполнила бы своей боевой задачи:"

Послевоенная Волга

 Книги о Волге С окончанием Великой Отечественной войны Волга вернулась в русло мирной жизни. Послевоенная Волга - это река мирного труда, за который с подъемом взялись речники. Основные задачи были такие - восстановление флота, увеличение грузооборота, новые более эффективные методы труда волгарей.

Конечно же, каждое время имеет своих новаторов. В навигацию 1948 года экипаж парохода "Руслан" внедрил новые технологические процессы в эксплуатацию флота. Капитан П.С. Букаев, механик И.М. Плеханов, пом. механика В.М. Сорокин, 3-й штурман А.А. Бузынин были удостоены Государственной премии. Капитан В.А. Седышев, механик Шутов грузового теплохода "Татария" вышли с инициативой скоростной доставки грузов.

Команда парохода "Сергей Киров" доставила рекордный по весу в то время в истории Волжского флота плот - 58 914 кубометров леса.

В 1948-1958 годах пароходство получило с завода "Красное Сормово" 77 судов типа "Большая Волга" для грузовых перевозок. Мощность 1100 л. с, грузоподъемность 2 тонны. В рейсе Камышин - Куйбышев был достигнут рекорд технической скорости - 388 км/час. Были получены ледоколы "Дон", "Ока", толкачи типа "Зеленодольск", "ОТА", "Дунайский".

 Модель линейного буксира-толкача В 1948 году на Волге были созданы два пароходства: Волжское грузопассажирское с центром в Горьком и Волжское грузовое пароходство с центром в Куйбышеве. В связи с увеличением грузового флота время требовало внедрения диспетчеризации на реке, основы планомерной организации работы флота. Впервые диспетчерская система начала внедряться на Волге в 1932-1933 годах под руководством члена-корреспондента АН СССР, профессора В.В. Звонкова. С организацией графика движения техническая скорость грузового флота увеличилась на 10 процентов.

За внедрение жесткого графика грузового флота группе специалистов диспетчерского управления пароходства было присвоено звание "Лучший диспетчер Министерства речного флота". Опыт горьковчан по внедрению графика движения судов пропагандировался на ВДНХ, и лучшие были награждены медалями ВДНХ СССР.

Молодость великой реки - так мы называем время создания новых гидротехнических сооружений на Волге.
31 мая 1952 года - открыт Волго-Донской канал им. В.И. Ленина.
1954-1955 годы - построены Волжская ГЭС им. В.И. Ленина и Горьковская ГЭС.
1959 год - начал работу Волгоградский гидротехнический комплекс.
1964 год - вступил в строй Волго-Балтийский водный путь.
1968 год - создан Саратовский гидроузел. Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря стали единой воднотранспортной системой страны. Великая русская река подтвердила свое исконное назначение - Главной улицы России.
В декабре 1954 года на Волге было создано Волжское объединенное речное пароходство (ВОРП).
1950-1970 годы - период подъема речного судостроения, годы обновления волжского флота.

 Личные вещи капитана С.А. Напитухина Середина 50-х годов в истории волжского судоходства знаменательна приходом на Волгу первых трехпалубных теплоходов. Это оказалось значительным событием на Волге, как когда-то в 1871 году появились первые двухдечные американского типа пароходы Зевеке. Трехпалубные суда прекрасно "вписались" в ландшафт преображенной Волги. Строгие, с двумя широкими изящно очерченными трубами, с высокобортным носом, напоминающие развернутые крылья, они всем своим внешним видом возвещали, что теперь по Волге должны плавать настоящие корабли.

Появление трехпалубных судов на Волге не осталось незамеченным и горьковчанами. "Когда я впервые увидел на родной Волге судно необыкновенной конструкции, я был очарован и считаю, что для Волги это была находка" - так вспоминал нижегородец В.С. Богданов, знаток речного флота.

Суда, приспособленные к работе в озерных условиях, прошли самостоятельно из Висмара до Архангельска по трассам Балтики через Петербург, Ладожское и Онежское озера, Беломорско-Балтийский канал и вдоль южного побережья Северного моря к устью Северной Двины. За штурвалами новеньких судов, конечно же, стояли волжские речники, продемонстрировав высокий профессионализм судовождения. Эти суда пришли на смену достаточно комфортабельным двухпалубным теплоходам, таким, как "Парижская коммуна", "Урицкий", "Семнадцатый год" и другим, построенным в Коломне в 1911-1913 годах. На приемку судов в ГДР направлялись, как правило, самые опытные речники, среди них были: В.Г. Галяткин, Н.М. Сарбаев, А.И. Торсуков, М.И. Лазарев, В.И. Белоглазов, А.И. Белодворцев, К.И. Бабушкин, Л.Н. Токарев, Г.А. Замышляев, В.А. Кириллов и др.

 Модель расшивы. Автор В.С. Богданов Новый проект под N 588 был разработан в Центральном техническом конструкторском бюро Минречфлота (г. Ленинград). Суда отличались новым архитектурным ансамблем, рациональной планировкой пассажирских помещений и для того времени высокой комфортабельностью. В целом началось создание нового типа речных судов. Воплощение новых форм и дизайна было сделано под руководством главного архитектора Минречфлота Л.В. Добина. Грузопассажирские суда этого проекта могли брать на свой борт 368 человек и 100 тонн груза. В каждом трюме был установлен грузовой лифт. Трехвальная энергетическая установка мощностью 1200 л. с. обеспечивала скорость движения около 24 км/час, впервые для лучшей управляемости и маневрирования суда оборудовались носовым подруливающим устройством, что создавало огромные удобства судоводителям.

Время показало, что это была несомненная удача ленинградских конструкторов и судостроителей Германской Демократической Республики. Строительство судов по заказу СССР производилось в ГДР, в г. Висмаре, на судоверфи им. Матиаса Тезена.

Всего для СССР в 1954-1961 годах было по-строено 49 судов 588-го проекта, из них 34 единицы флота пришло на Волгу. В начале 60-х годов они стали основным ядром Волжского пассажирского и туристического флота и впоследствии завоевали признание речников. Это прекрасные суда! Красивые внешне, со стремительными обводами, экономичные, послушные в управлении. Удачное сочетание пассажировместимости и комфорта для того времени. Когда первые суда стали появляться в волжских городах, жители приходили на теплоходы, как на экскурсию (так рассказывал о судах 588-го проекта капитан-наставник Г.А. Егоров).

По-разному сложилась судьба этих судов, многие сохранили свой технический ресурс до сегодняшнего дня и совершают рейсы по самым разным маршрутам. Некоторые теплоходы проданы другим туристическим фирмам, после переоборудования они продолжают свою жизнь и бороздят волжские плесы, к сожалению, под другими названиями.

 Баян Тульской баянной фабрики. Начало XX века. Из экспозиции музея ''Волгарь-доброволец'' В 1959 году на Волгу пришло головное судно проекта N 26-37, построенное в Чехословакии в г. Комарно на судоверфи "Словенские Лоденице", и называлось оно "Октябрьская революция". В течение последующих лет из Чехословакии было получено 14 судов этого проекта, и большинство из них ходят по Волге до сегодняшнего дня. В это же время волгари получили для обслуживания туристов двухпалубные суда из Венгрии, которые носили названия рек: "Сура" ("Профессор Звонков"), "Волхов" ("Профессор Свешников"), "Истра" ("Борис Чирков"), "Сунгари" ("Рихард Зорге"). Всего 13 единиц. Многие и до настоящего времени бороздят реки России. Их достоинство заключается в том, что только они могут в современных условиях ходить по малым рекам, например по Оке, Белой.

В 1962 году Волжское пароходство получило первый теплоход смешанного (река - море) плавания "Профессор Керичев", в 1970 году - первый грузовой катамаран "Братья Игнатовы", в 1973 году - первый пассажирский катамаран "Отдых" на 1000 мест.

Капитаны - гордость Волги

С 1960 года сухогрузный флот укреплялся судами типа "Волго-Дон-1" с завода "Красное Сормово". Первым его освоил Л.В. Пушкарев, Герой Социалистического Труда (1966). Молодой капитан парохода "Иркутск" впервые в 1952 году освоил вождение методом толкания, провел две сухогрузные баржи грузоподъемностью по 3000 тонн каждая в жестком кильватерном счале. Коллектив буксирного теплохода "Адмирал Ушаков" под руководством капитана Пушкарева выполнил досрочно семилетку. Он же освоил первым новый "Волго-Дон-1", самый большой в мире речной сухогрузный теплоход на 5000 тонн, в дальнейшем в роли капитана-наставника осваивал самые тяжелые грузовые суда и составы. Имя капитана Пушкарева присвоено пассажирскому теплоходу. По мере поступления новых "Волго-Донов" их осваивали последователи Л.В. Пушкарева капитаны Б.И. Кармазинский, А.П. Смирнов и другие, превысив показатели. Экипаж грузового теплохода "Чимкент" под командованием капитана М.А. Вилкова выступил с предложением по сокращению времени оборота ходового времени.

 Открытие выставки ''Чкалов и Волга'' в фойе речного вокзала Инициатором движения за повышение инженерной культуры технической эксплуатации флота стал капитан-механик теплохода "Никополь" С.А. Солкин, Герой Социалистического Труда. Ресурс машин и механизмов был увеличен на 4000 часов. Этот почин поддержали экипажи 375 судов. Широко за пределами Волги славились своим трудом экипажи судов: "Левшино", "Иваново", "Мамадыш", "Овруч", "Харбин". Передовые команды пассажирских судов "Володарский", "Парижская коммуна", "Волга", "Полководец Суворов", "Николай Гастелло", "Родина", "Лев Доватор", "Карл Маркс", "Память Азина" выступили с почином повышать качество и культуру транспортно-эксплуатационной работы.

Среди лучших был капитан теплохода "Октябрьская революция" В.И. Белоглазов, он участвовал в Сталинградской битве на пароходе "Гончаров", переоборудованном в плавучий госпиталь. В послевоенные годы штурман на теплоходе "17-й год", капитан теплоходов "Грузия", "Фридрих Энгельс", "Родина", "Октябрьская революция". С 1967 года - преподаватель ГИИВТа.

Ю.В. Мидов на речном флоте работал с 1952 по 2005 год. В 1967-1985 годах был капитаном на теплоходе "Капитан Рачков". Лет десять подряд на борт своего судна он принимал 30 подростков и обучал их профессии речника, т.е. действовал клуб "Юный капитан".

А.В. Демидов (1928-1993), лауреат Государственной премии. Первым на речном флоте начал работать с иностранными туристами на теплоходе "Козьма Минин", а потом на теплоходе "Максим Горький". В настоящее время подрастает представитель седьмого уже поколения речной династии Демидовых.

В.В. Сычев, участник Великой Отечественной войны, на флоте работал с 1942 по 1990 год, из них 32 года - на теплоходе "Фридрих Энгельс". Династия Сычевых насчитывает более 300 лет.

 Встреча ветеранов-речников с молодежью Суровую профессию речника на Волге осваивают и женщины, добрые и отважные. Это они своим присутствием на реке придают некую романтику и нежность суровой профессии речника. Среди них капитан парохода "Краснознаменец" в войну М.Н. Попова, капитан грузового флота Э.А. Меркулова, штурманы - М.И. Белоглазова, В.А. Князева, Н.Т. Поплавская, Т.В. Бородина, И.В. Мухина. Нынче можно услышать в радиоэфире Волги голоса женщин-штурманов И.Л. Зимняковой, Н.В. Чимировой, В.Н. Измаиловой, Л.П. Ильиной, И.В. Александровой. И на удивление всем, уже ко второму загранрейсу готовится в качестве штурмана Л.Е. Иванова.

В конце 60-х сормовские судостроители создали два крупных пассажирских судна - дизель-электроходы "Ленин" и "Советский Союз". Конструкторами этого проекта были В.М. Керичев, А.Н. Каманин, С.Н. Якимовский. 22 апреля 1969 года дизель-электроход "Ленин", ставший флагманом волжского флота, открыл навигацию на Волге. Три главных двигателя обеспечивали ему скорость 26 км/час. Пассажировместимость 439 человек. На его капитанский мостик поднялся заслуженный волгарь С.А. Напитухин. Его последователем стал В.А. Кириллов, Герой Социалистического Труда. Капитаном дизель-электрохода "Советский Союз" был назначен другой знатный речник - А.И. Белодворцев. На смену А.И. Белодворцеву пришел его сын Борис. В музее хранятся исторические фотографии известных речников.

Скоростной флот

Первенцем семейства крылатых кораблей стала "Ракета", которая впервые отправилась 25 августа 1957 года в рейс Горький - Казань, преодолев расстояние в 420 км за семь часов. Это была сенсация в речном флоте. Создателем судов на подводных крыльях был главный конструктор ЦКБ по судам на подводных крыльях (СПК), доктор технических наук, лауреат Ленинской премии Р.Е. Алексеев (1916-1980).

 Дизель-электроход ''Советский Союз '' На Волге первым освоил скоростной флот речник с опытом В.Г. Полуэктов, лауреат Ленинской премии, работал в Волжском пароходстве в 1942-1989 годах. Впоследствии капитан-испытатель скоростного флота: "Ракета", "Метеор", "Спутник", "Буревестник", в 1971-1989 годах капитан-наставник по СПК. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями, нагрудным знаком "Почетный работник речного флота". На самой массовой линии Казань - Горький ходили "Ракета", "Метеор-2". Капитаном на них был М.П. Девятаев (1917-2002), Герой Советского Союза (1957), участник Великой Отечественной войны. Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й ст., медалями "За борону Москвы", "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", нагрудными знаками "Почетный работник речного флота", "Отличник речного флота". В 1968 году в разных направлениях работали уже 65 судов на подводных крыльях, и за навигацию они перевезли более 3 млн человек.

За 10 лет скоростной флот дал чистой прибыли около 5 млн рублей. Итоги семилетки (1958-1965): перевезли 296 млн человек вместо 203 млн; перегружено 275 млн тонн, в 2 раза больше, чем было по плану; флот Волги увеличился на 80 процентов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 сентября 1966 года Волжское объединенное речное пароходство было награждено орденом Ленина. Правительственными наградами были отмечены 393 работника пароходства. Лучшим специалистам за внедрение передовых методов труда было присуждено 4 золотые, 44 серебряные и 132 бронзовые медали ВДНХ СССР. В честь 50-летия Великого Октября коллективу предприятия было вручено на вечное хранение переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета министров СССР и ВЦСПС. Министр речного флота РСФСР С.А. Кучкин передал знамя начальнику пароходства К.К. Короткову.

Начальником ВОРПа К.К. Коротков (1922-1993) был с 1960 по 1985 год. Под его руководством пароходство продолжало развиваться и превратилось в мощное речное транспортное предприятие страны. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, нагрудным знаком "Почетный работник речного флота", ему присвоено звание заслуженного работника транспорта РСФСР. Не-однократно избирался делегатом партийных съездов. В память о К.К. Короткове теплоход "Советская Украина" стал носить имя "Константин Коротков".

Новые речные дороги

 Г.П. Абаева проводит экскурсию в музее с курсантами Нижегородского речного училища 1974 году начался новый этап в развитии судоходства на Волге: сформировано специальное структурное подразделение - Управление международных грузовых перевозок. Суда смешанного (река - море) плавания открыли грузовую линию на Каспийском море, позднее вышли в Черное и Азовское моря. В 1974 году - на просторы Средиземного, в 1976-м - Балтийского и Северного морей. Волга вышла на морские просторы, это связь с портами 38 стран Европы, Азии, Африки.

В 1975 году впервые волжские капитаны Б.В. Зимихин ("Сормовский-27") и В.С. Швецов ("XVIII съезд ВЛКСМ") вышли в загранплавание. Позже в загранплавание ходили В.С. Швецов, капитан теплохода "Советская Родина", А.А. Шишкин - "ХI пятилетка", Е.И. Чистяков - "ХVII съезд профсоюзов", А.В. Сельдюков - "65 лет Советской власти", Э.Э. Логин - "Сормовский-3048". В музее представлены фотографии и натурные экспонаты, отражающие эту тему, в том числе юбилейная медаль судоверфи "Виана ду Каштело", подаренная капитану теплохода "Ленинский комсомол" Ю.И. Карасеву.

В 1976 году флот имел 60 крупнотоннажных теплоходов типа "Волго-Дон", 25 составов грузоподъемностью 8 тысяч тонн. Осваивались более мощные озерные толкачи (ОТ) производства Венгрии. Волжским богатырем называли теплоход-толкач "Маршал Блюхер", мощностью 4000 л. с., построенный на судоверфи им. Володарского в Рыбинске в 1971 году. Н.И. Вечеркин, лауреат Государственной премии, капитан ОТ-2401, первым освоил вождение большегрузных секционных составов грузоподъемностью 23 тысячи тонн, а позднее водил 6-секционный состав общей грузоподъемностью 27 тысяч тонн. Награжден орденом "Знак Почета", знаком "Почетный работник речного флота". В 70-80-х годах пассажирский флот пополнился новыми судами повышенной комфортабельности: теплоходами "Максим Горький", "Александр Пушкин" (Австрия, 1974 год, проект КУ-040), "Лев Толстой" (Австрия, 1979 год, проект КУ-056); "Советская Украина", впоследствии "Константин Коротков" (ГДР, 1975 год, проект 301); "Валериан Куйбышев" (ЧССР, 1976 год, проект 92-016); "Ленин", "Русь", "Константин Симонов", "Леонид Соболев", "Юрий Андропов", "Зосима Шашков", "Георгий Чичерин" (ГДР, 1970-1980 годы, проект 302).

 Почетные гости музея. Слева направо: управляющий директор  А.А. Шишкин, президент ВБК, член Совета Федерации И.В. Изместьев, член Совета Федерации В.И. Добросоцкий (справа) Важным резервом для увеличения объемов перевозки грузов стало продление навигации на Волге. Активно стали эксплуатироваться ледоколы типа "Ока", "Волга" и "Дон", построенные в 50-е годы на заводе "Красное Сормово"; ледокольный состав из приставки и толкача типа "Дунайский" мог разбивать лед толщиной 35 см, продвигаясь со скоростью 4,9 км/час. Ледокол "Капитан Чадаев" (пр-во Финляндии, 1982 год, мощность двигателя 6300 л. с., оборудован ледокольно-ледоочистительной приставкой ЛЛП-18) использовался для проводки флота в ранний весенний период.

В 1985-1990 годах начальником Волжского пароходства работал талантливый организатор и умелый руководитель И.А. Щепетов (1926-1990). Награжден орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", Дружбы народов, медалью "За трудовую доблесть". Имя Ивана Щепетова носит судно смешанного (река - море) плавания, которое в 1994 году принял капитан А.А. Шишкин, впоследствии генеральный директор ОАО "Волга-Флот".

К 150-летию Волжского пароходства коллектив получил поздравительную телеграмму от Президента России Б.Н. Ельцина. В 90-е годы начальником ВОРПа был назначен В.В. Нефедов. Под его руководством были проведены экономические преобразования на предприятии. 24 марта 1994 года ВОРП реорганизовано в акционерное общество открытого типа. В 1991-1992 годах теплоходами Волжского пароходства совершен уникальный переход через 12 морей, Атлантический океан в порт Севилья (Испания), для участия в Международной выставке ЭКСПО-92. В нем участвовали суда: "Ленин", к-н Г.А. Егоров; "Георгий Чичерин", к-н В.А. Кочетков; "Леонид Соболев", к-н В.А. Иудин; "Зосима Шашков", к-н В.Н. Горбунов; "Юрий Андропов", к-н Ю.Г. Семенов. Руководители экспедиции В.В. Кистень, Ю.В. Мидов.

Навстречу третьему тысячелетию

 Сухогрузное судно смешанного (река - море) плавания ''Русич-1'' С 2000 года генеральный директор ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство"" - А.А. Шишкин. Награжден нагрудными знаками "Почетный работник транспорта России", "Отличник речного флота", "Почетный работник речного флота". Лауреат Российского конкурса "Менеджер года - 2002". В 2001 году "Корус-холдинг", являющийся владельцем основного пакета компании, инвестировал в переоборудование и ремонт судов более 600 млн руб., это в 2,5 раза больше, чем в 2000 году.

В навигацию 2001 года работало около 340 судов грузового и пассажирского флота. В 1999 году образована дочерняя компания Волжского пароходства - компания речного туризма "Волга-Флот-Тур".

В 2001 году создана компания ООО "Волго-Флот-Танкер".
В навигацию 2002 года было задействовано 282 единицы флота.
Рост доходов к отчетному периоду 2001 года составил 20 процентов.
14 ноября 2002 года на заводе "Красное Сормово" произведена закладка сухогрузного судна смешанного (река - море) плавания "Русич". Началась реализация долгосрочной программы строительства новых сухогрузов смешанного (река - море) плавания.

14 сентября 2003 года торжественно был произведен спуск на воду головного сухогрузного судна "Русич-1". В настоящее время 6 новых судов типа "Русич" бороздят моря и океаны.

В 2002-2003 годах реконструировано здание речного вокзала. 22 октября 2002 года ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство"" вступило в Российско-Британскую торговую палату.

В 2004 году ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство"" вошло в группу компаний под управлением ОАО "Волго-Балтийская компания".

Музей дает посетителям богатые возможности почувствовать величие родной и дорогой Волги, многое узнать о ее тружениках.

В экспозиции представлены ценные исторические источники, судовые журналы, лоцманские карты, личные вещи речников, их воспоминания. Собрана коллекция фотографий всемирно известного фотографа М.П. Дмитриева, на которых изображены виды Волги, старинные пароходы и их интерьеры. В XX столетии на протяжении 60 лет Волгу снимал поистине волжский фотолетописец П.А. Вышкинд, его фотоархив сейчас хранится в музее Волжского пароходства. Интересны для посетителей коллекция фотографий, рассказывающая о почетных гостях на волжских судах: А.М. Горького на пароходе "Клара Цеткин" (1935).; В.П. Чкалова на борту теплохода "Плес" (1938); Фиделя Кастро в гостях у капитана В.А. Кириллова (1963); В.В. Терешковой в штурманской рубке теплохода "Волга" 18 июля 1963 года; И.Ф. Шаляпиной и Н.А. Пешковой с экипажем парохода "Павел Бажов" (1967); Юрия Башмета, руководителя коллектива "Солисты Москвы (2003), с автографом: "Тот, кто хотя бы раз побывал на великой русской реке, уже никогда не забудет величавых волжских пейзажей".

В экспозиции музея выставлены медальоны, преподнесенные мэром города Братиславы генеральному директору пароходства В.В. Нефедову во время церемонии спуска теплохода на воду. Можно рассмотреть модели судов, их собрано уже достаточное количество. В музее полностью представлено оборудование рубки управления судном с трехпалубного теплохода "Генерал Н.Ф. Ватутин", это 25 различных речных приборов.

Музей постоянно занимается собирательской и исследовательской работой по истории развития судоходства на Волге. Ознакомление с работой затонов, со старыми судами и современными теплоходами, встречи с речниками, с семьями волгарей, работа в архивах и профильных музеях - все это способствует дальнейшему развитию музея. В музее формируется музейное сообщество, которое объединяет людей, влюбленных в Волгу и неравнодушных к истории Волжского флота. К нам приходят взрослые и юные посетители, ветераны речного флота, жители и гости города. Музей Волжского пароходства принимает участие в работе поста N 1 у Вечного огня в Кремле.

Музей - это место встречи разных поколений, ветеранов речного флота и курсантов Нижегородского речного училища. Музей занимается выставочной деятельностью. К 100-летию В.П. Чкалова была создана выставка "Чкалов и Волга", на которой были представлены редкие фотографии, картины нижегородских художников и модели самолетов.

К 60-летию Великой Победы открылась выставка "Мужеству речников посвящается:" об участии волгарей в обороне Сталинграда. В навигацию 2005 года выставка путешествовала на теплоходах Волжского пароходства. Музей активно участвует в музейном сообществе города. Директора корпоративных музеев предприятий города находятся в постоянном творческом содружестве, организовываются встречи на разных предприятиях, где происходит обмен опытом работы. Также налажены контакты музея Волжского пароходства с другими музеями, расположенными на Волге. К большой радости, уже три года подряд по инициативе интернет-портала "Инфофлот.ру" проводится Всероссийская конференция любителей и исследователей речного флота. Она объединяет неравнодушных к истории своего Отечества, к истории Волги и влюбленных в путешествия по рекам и озерам нашей страны.

В основе концепции музея - рассказ о любви русского народа к Волге, показ величия волжских традиций, которые бережно сохраняются и являются основой нашего движения вперед.

Музей Волжского пароходства вписывается в систему корпоративной культуры, способствует ее укреплению, формированию позитивного общественного мнения о компании, а также становится признанным на Волге и в Нижнем Новгороде.

[Журнал N9-10]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8