Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N9-10":
Основные темы этого номера прошлое и настоящее Волжского речного пароходства в музея Нижнего Новгорода

К сведению!
В очередном номере нашего журнала читатель узнает, как распоряжаются нижегородские музеи хранимыми ими ценностями. Как музеи вовлекают посетителей в совместную деятельность по овладению культурным наследием и какие новые формы музейной работы появляются на нижегородской земле, в то время как российские музеи становятся все более открытыми системами, вступают в контакты и во взаимодействие с обществом, постепенно расширяя свое влияние, и начинают играть консолидирующую роль в жизни общества.

С.П. Волков
От Саратова до Нижнего Новгорода. К 85-летию музея речного флота ВГАВТа

В октябре 1921 года Саратовским райкомводом был основан в Саратове музей речного флота под названием "Музей волгаря" с целью показа истории судоходства, бурлачества и классовой борьбы водников за свои права. Музей размещался сначала в одной из комнат клуба водников, затем в канцелярии райкультвода, а впоследствии Музей волгаря находился в здании этнографического отдела Саратовского государственного областного музея.

 Фрагмент экспозиции музея  Ф.Н. Родин и Н.И. Кузьмин

Организатором и первым директором Музея волгаря в 1920-1930-х годах был Федор Николаевич Родин, 1896 года рождения, уроженец села Никольское Петровского района Саратовской области, по образованию штурман дальнего плавания (окончил в 1918 и 1919 годах Бакинское и Астраханское мореходные училища) и историк-филолог, окончивший в 1925 году Саратовский университет. Ф.Н. Родин с большим энтузиазмом и настойчивостью занимался сбором и изучением различных документов по истории судоходства, бурлачества и классовой борьбы речников. Федор Николаевич организовал и участвовал в нескольких экспедициях в 1924 - 1927 годах в десятки городов и населенных пунктов Поволжья по сбору исторических, технических и этнографических сведений о волжском судоходстве.

 Модель расшивы  Экспозиция музея

В 1930 году Ф.Н. Родин был переведен в Москву в Центральный музей наркомата путей сообщения, где заведовал отделом морского и речного транспорта, исполнял обязанности директора организованного в 1932 году самостоятельного музея водного транспорта. Федор Николаевич заведовал отделом технической пропаганды речного флота в Осводе*, несколько лет работал в Институте истории науки и техники АН СССР и в Московском областном лекционном бюро.

 Л.К. Тарасов  Уголок музея, посвященный канонерке ''Волгарь-доброволец''

С октября 1941 по октябрь 1945 года Ф.Н. Родин служил в Центральном музее Вооруженных сил СССР. С 1948 года и до выхода на пенсию в 1959 году он работал в Центральном доме техники МРФ РСФСР начальником плавучей выставки "Речной флот СССР". Федор Николаевич несколько раз приезжал в г. Горький, в Горьковский музей речного флота, постоянно поддерживая связь с музеем.

 Модели судов в музейной экспозиции  В музее хранится большая коллекция материалов, посвященных И.П. Кулибину

Ф.Н. Родин - автор книги "Бурлачество в России" (М.: Мысль, 1975).
После отъезда Ф.Н. Родина из Саратова в Москву музей возглавил работник Самарского райкомвода Николай Иванович Кузьмин, 1900 года рождения, историк по образованию, вложивший много труда, инициативы и энергии в дальнейшее развитие музея, в изготовление и приобретение в музей моделей судов, паровых машин, карт, картин, альбомов фотографий. В 1935 году Музей волгаря был передан из Саратова в г. Горький. Н.И. Кузьмин вместе с музеем переехал из Саратова в Горький и заведовал музеем до ухода на пенсию в 1963 году. Но и после выхода на пенсию Николай Иванович не порывал связи с музеем и до самой смерти в 1985 году являлся внештатным сотрудником музея, проводил экскурсии по музею. По воспоминаниям людей, знавших Н.И. Кузьмина, он был обаятельнейшим человеком, интеллигентным, скромным, трудолюбивым, беззаветно преданным музейному делу. В 1936 году приказом Наркомвода московский и горьковский музеи были реорганизованы в Дома техники, а с 1965 года Горьковский дом техники стал филиалом Центрального дома техники (ЦДМ). В 1968 году Горьковский филиал ЦДТ передали ВОРПу, а в 1971 году историческую часть филиала передали ГИИВТу, где был вновь открыт музей речного флота, как подразделение института.

 С.П. Волков  Фонарь-прожектор И.П. Кулибина и модель водохода

После Н.И. Кузьмина директорами Дома техники были:
1963-1965 гг. - Василий Нестерович Коршунов,
1965-1969 гг. - Михаил Яковлевич Песин ,
1969-1971 гг. - Юрий Александрович Ларин.

С 1971 по сентябрь 1988 года музеем руководил Леонид Константинович Тарасов, 1905 года рождения, потомственный волгарь. Отец его, будучи капитаном судна "Алеша Попович", трагически погиб от шаровой молнии в 1914 году.

 Экспозиция, посвященная скоростному флоту  Модель экраноплана

С 1920 по 1927 год Л.К. Тарасов плавал на волжских судах в различных должностях. В 1928 году он окончил Горьковский речной техникум по судомеханической специальности, а в 1930 году - Горьковский политехникум по судокорпусной специальности. В 1936 году Л.К. Тарасов без отрыва от производства окончил Ленинградский институт водного транспорта по специальности "Механизация портов и пристаней". С 1941 по 1957 год служил в Советской армии и на различных должностях на судостроительном заводе Северного флота, участник Великой Отечественной войны, подполковник, имеет ордена СССР. Л.К. Тарасов проработал заведующим музеем речного флота ГИИВТа более 17 лет и внес большой вклад в его развитие. В 1988 году вышел в свет написанный им путеводитель по музею под названием "От расшивы до крылатых кораблей".

 Фрагмент экспозиции музея  Рабочее место профессора М.И. Волского

Л.К. Тарасов пользовался в академии огромным уважением за свои высокие человеческие качества. Умер Леонид Константинович на 99-м году жизни (в 2003 году).

С октября 1988 года музеем руководит Сергей Павлинович Волков, 1927 года рождения, судостроитель, окончивший в 1948 году Горьковское речное училище и в 1954-м - корфак политехнического института, проработавший 12 лет на заводе "КрасноеСормово", 13 лет - на Навашинском судостроительном заводе "Ока" и 10 лет в "Волговятглавснабе" Госснаба СССР.

 Модель парохода ''Игорь''  Бакены

В музее проведен капитальный ремонт, осуществлено его переоборудование и значительно пополнены фонды - приобретено около 30 моделей судов и судового оборудования. В музее имеется свыше 5000 экспонатов, представляющих большую историческую ценность:
- модели старинных деревянных судов (галеры, расшивы, беляны, мариинки, гусяны, тихвинки); - модели первых пароходов и теплоходов, скоростных судов на подводных крыльях, воздушной подушке и экранопланов;
 Фрагмент экспозиции музея. Модель теплохода ''Валериан Куйбышев'' - модели паровых машин и котлов, гребных колес, сцепных устройств для барж;
- подлинные чертежи и модель водохода И.П. Кулибина, построенная и испытанная в 1782 году на Неве в Петербурге и в 1804 - на Волге в Нижнем Новгороде;
- подлинный фонарь-прожектор И.П. Кулибина, увеличивающий силу света в 500 раз; - реестр И.П. Кулибина о его 37 изобретениях, подписанный самим автором;
- прошение И.П. Кулибина на имя царя Александра I о постройке деревянного моста через реку Неву в Петербурге;
- морской устав Петра I 1721 года; - судоходный дорожник первой половины XIX века;
- атлас чертежей паровых машин В.И. Калашникова;
- журналы "Морской сборник" и "Русское судоходство" с начала их издания и до 1917 года; - сотни книг по истории речного транспорта издания XVIII, XIX и начала XX века;
- тысячи фотографий и негативов, в том числе, таких фотомастеров, как А.О. Карелин и М.П. Дмитриев и другие.
Студенты первого курса академии проходят в музее курс "Введение в специальность". Музей систематически посещают школьники и студенты школ, техникумов и вузов Нижнего Новгорода и близлежащих городов (Дзержинска, Бора, Кстова, Богородска, Мурома и других).

* Освод - Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях СССР.

[Журнал N9-10]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8