Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N9-10":
Основные темы этого номера прошлое и настоящее Волжского речного пароходства в музея Нижнего Новгорода

К сведению!
В очередном номере нашего журнала читатель узнает, как распоряжаются нижегородские музеи хранимыми ими ценностями. Как музеи вовлекают посетителей в совместную деятельность по овладению культурным наследием и какие новые формы музейной работы появляются на нижегородской земле, в то время как российские музеи становятся все более открытыми системами, вступают в контакты и во взаимодействие с обществом, постепенно расширяя свое влияние, и начинают играть консолидирующую роль в жизни общества.

Т.И. Ковалева, А.И. Маркевич
Чернухинский "экомузей", или О том, как культурная форма стала культурной нормой в одном нижегородском селе

Чернуха. Арзамасский район Нижегородской области. С 1955 года в этом селе по инициативе Чернухинского общества охотников начал свою работу Музей природы, который за 50 лет своей жизни стал своеобразным социальным институтом, активно способствующим не только сохранению лучших традиций чернухинской старины, но и успешно решающим остросовременные задачи противостояния деградации сельского сообщества, прививая детскому и взрослому населению любовь и уважение к своей культуре. И делает это дело музей очень успешно, поэтому и стар и мал в Чернухе не только расскажет, где музей расположен, но и обязательно скажет: "Наш музей". А мы добавим свое определение - Чернухинский экомузей.

 Аптекарский огород Чернухинского народного музея природы  Экспонаты музея

Родиной феномена экомузея стала Франция, где в 1967 году благодаря объединению усилий сельских общин, получивших финансовые средства для своего экономического и культурного развития, были созданы региональные природные парки - Мон д'Арре, Уэсан, Гранд-Ланд, Камарг, Нижняя Сена. Стараниями музеолога Жоржа Анри Ривьера они стали своеобразным воплощением на французской земле принципов скандинавских музеев под открытым небом, но в отличие от скансенов постройки не перемещались на заранее подготовленную территорию, а восстанавливались на своем исконном месте, в соответствующем окружении.

Новые учреждения отличала и более широкая просветительская деятельность, направленная не только на распространение знаний о памятниках истории и культуры, но и на совершенствование отношений между человеком и его окружением. Термин "экомузей", введенный в оборот музеологом Югом де Варином в 1971 году, не принято расшифровывать как "экологический музей", поскольку это музей не только природы или окружающей среды. Его замысел гораздо шире и связан с комплексным пониманием среды обитания человека. Вместе с тем происхождение названия, несомненно, связано с термином "экология", точнее, с его расширенной трактовкой, когда он используется не только для обозначения раздела биологии, изучающего отношения между животными и растительными организмами и окружающей средой, но и для анализа культурных явлений, т.е. экологии культуры.

 С.И. Трофимов, основатель музея  В.А. Востоков, член совета музея  Б.А. Веселовский

Концепция экомузея разрабатывалась Ж.А. Ривьером на протяжении почти что десятилетия, а ее главные моменты нашли отражение в статье "Эволюционное определение экомузея", подготовленной в 1980-м, а опубликованной в 1985 году в журнале "Muzeum" N 148. Мы полностью воспроизводим эту статью.

Экомузей планируется, создается и используется совместно населением и местными органами власти. Последние участвуют в этой деятельности, предоставляя специалистов и все необходимое, в том числе финансовые средства. Участие индивида зависит от его запросов, уровня знаний и отношения к данной деятельности.

Экомузей - зеркало, в котором люди могут увидеть и узнать себя, а также приобрести знания о местности, в которой они проживают, и о тех, кто жил здесь раньше, независимо от того, существовала преемственность поколений или нет. Приезжие также получают возможность взглянуть в это зеркало, лучше познакомиться с трудом, традициями местного населения и проникнуться к нему уважением.

 Фрагмент экспозиции музея  А.И. Маркевич

Экомузей посвящен человеку и природе. В нем индивид представлен в привычной среде. Животный и растительный мир также показан здесь в естественном состоянии и вместе с тем таким, каким его воспринимает традиционное или индустриальное общество. Экомузей есть выражение времени - в том смысле, что предлагаемые им материалы рассказывают как об эпохе, когда люди еще не существовали, так и об истории человечества вплоть до сегодняшнего дня. В нем находят отражение даже попытки представить будущее, хотя экомузей не предлагает готовых решений, а ограничивается информацией и критическим анализом.

Экомузей - это интерпретация пространства, выбор наиболее примечательных мест, где следует остановиться или совершить прогулку.

Экомузей - это лаборатория, поскольку он способствует изучению прошлого и настоящего местного населения и среды и помогает готовить специалистов в данных областях в сотрудничестве с другими исследовательскими центрами. Экомузей - это заповедник, т. к. он способствует сохранению и оценке местного природного и культурного наследия.

Экомузей - это и школа, ибо он вовлекает местных жителей в свою деятельность по изучению и охране наследия и способствует более ясному осознанию ими своего будущего. Вся деятельность этой лаборатории, заповедника, школы основана на общих принципах. Культура, во имя которой существует экомузей, должна восприниматься в самом широком смысле, поэтому он ставит своей целью ознакомление с ее достоинствами и художественными проявлениями независимо от того, к каким слоям населения относятся люди, создавшие данные образцы. Разнообразие последних безгранично, и, таким образом, экомузей не замыкается в себе, а активно взаимодействует с окружающим миром.

В далеком 1955 году охотники Чернухинского районного общества охотников организовали свой музей. Инициатором этого необычного для охотников дела стал его председатель Семен Иванович Трофимов, выросший в семье потомственных дворян и получивший хорошее образование, знавший чернухинские леса и его обитателей. Он представлял, какую важную роль может сыграть природоведческий музей в воспитании новых поколений чернухинцев, которым он страстно хотел привить любовь к живой природе, уважение и бережное отношение к ней.

 ''Дивную обряду''  села Чернухи демонстрирует Л.В. Купцова  И.А. Пещеров, баянист Чернухинского дома культуры

Идея Семена Ивановича была дружно поддержана охотниками. Они единогласно приняли решение о выделении 1000 рублей из средств общества на создание музея. Организационные задачи по созданию музея было решено возложить на С.И. Трофимова. Нужны были профессионалы, которые смогли бы изготовить необходимые для музея чучела. Искать их Семен Иванович начал тотчас после принятия решения. Он написал письмо по такому адресу: "Москва. Центральный музей природы. Руководителю". Рассчитывал на удачу. И удача пришла из Москвы, из Центрального музея природы от профессора Турова, который четко сформулировал свою точку зрения: "Создать зоологический музей в глубинке без средств - рискованная затея". Долго не решался С.И. Трофимов показать письмо профессора своим товарищам, но... наконец прочитал им. К его удивлению и удовлетворению, охотники решили - музею быть! В следующем письме к профессору Турову Семен Иванович попросил практических советов и рекомендаций по заготовке шкур для будущих чучел. И профессору ничего не оставалось делать, как дать эти рекомендации. Но он строго предупредил, что для правильной обработки шкурок необходим мышьяк, а достать его практически невозможно. Но когда поставлена высокая цель, все становится возможным. И Семен Иванович прошел не один десяток километров по министерским коридорам и кабинетам, оформил сотни разных бумаг и все-таки мышьяк добыл!

За сезон чернухинские охотники, по совету профессора Турова, заготовили шкурки. Трофимов телеграфировал в Москву: "Готовы шкурки лосей, лис и волков. Присылайте специалиста". И вскоре из Москвы прибыл мастер-таксидермист Николай Константинович Назьмов, который был тонким знатоком флорыи фауны, высококлассным мастером-чучельщиком. Два лета приезжал в Чернуху Назьмов, ходил с охотниками за добычей, подбирал все необходимое для оформления музейных экспозиций. "Лисью нору с ее обитателями искали все лето, - вспоминал Б.А. Веселовский, - думали уже отложить до следующего года. Присели отдохнуть, закурили. И вдруг Назьмов воскликнул: "Чего же мы ищем? Вот чудо-норка!"" И как результат - в экспозиции музея появилась замечательная биологическая группа: лиса принесла в нору утку, ее встретили два лисенка, а третий выглядывает из норки.

Для первой музейной экспозиции были изготовлены остросюжетные биологические группы: "Хорьки напали на курицу", "Волки задрали теленка", "Рыси не поделили зайца". Фоном для этих и других сцен служили кусты, трава, пеньки, принесенные Н.К. Назьмовым и его помощником из леса.

Приехав в Москву, Николай Константинович доложил профессору, что в Чернухинском музее уже есть 187 экспонатов. И Туров решил включиться в дело создания музея, поверив в серьезность начатого охотниками дела. Он послал письмо в Мордовский государственный заповедник с тем, чтобы чернухинцам разрешили отловить оленя и передать его для создания музейной коллекции. Создать коллекцию для музея - это только половина дела. Нужно было найти помещение, чтобы эту коллекцию не только разместить, но и создать условия для ее показа и рассказа о каждом ее предмете.

 Детский фольклорный ансамбль  Фольклорный ансамбль ''Золотые узоры''

В состав совета охотобщества входил завуч Чернухинской школы В.А. Востоков. Он сумел убедить директора школы Ф.А. Колокольцева в необходимости выделить для музея школьный класс. И несколько лет чернухинцы приходили сюда как на урок природы родного края. Но... Случилась беда. В музее произошло возгорание. И в школе была запрещена деятельность музея. Надо было искать свое музейное здание. Охотники нашли его в Черемасе, откуда они перенесли деревянную школьную постройку в Чернуху. Но Ф.А. Колокольцев убедил "музейных строителей", что в настоящий момент важнее обеспечить помещением школьные мастерские. И активисты-охотники нашли еще одно подходящее для музея здание в Судебе, перевезли его в Чернуху. Музей в нем открыли 5 мая 1962 года. Был создан совет музея, в который вошли: С.С. Садов (председатель), В.А. Востоков, М.А. Киселев, С.И. Трофимов, Н.И. Шишагин, С.М. Рябов, А.Л. Комаров.

Больше двадцати лет проработал музей в этом деревянном доме, который естественным образом старился и ветшал. Наступил момент, когда в музей стало опасно входить. Это уже была середина 1980-х годов. Председателем сельского Совета была избрана Александра Ивановна Маркевич. Одним из первых ее дел стало строительство нового здания для музея. Для того чтобы убедить руководителей сельских предприятий и учреждений, членов исполнительного комитета сельского Совета в необходимости этого дела, собрала всех в здании, где проваливались полы и обрушивались потолки. Очень волновалась, готовясь к этому заседанию. В книге отзывов музея нашла записи некоторых членов исполкома. Так, мальчиком М.И. Филимонов посетил музей вместе с дедушкой и бабушкой. "Если на заседании прочитать этот текст, - подумала Александра Ивановна, - уверена, что поддержка Михаила Ивановича будет обеспечена". Г.В. Демьянович хорошо помнил, как перевозили из Судеба здание музея, и как работник лесничества он обязательно поддержит идею. В поддержке В.Н. Тарасова, охотника и мастеровитого человека, не сомневалась. Ю.Н. Кудряшов стеснялся приглашать гостей в село, мечтал о его благоустройстве, поэтому обязательно проголосует за новый музей. Была уверена и в Ю.И. Попове, который считал, что музей и ансамбль "Золотые узоры" - это изюминка Чернухи. Но основная помощь могла быть оказана совхозом и заводом "Рений". Но руководители этих предприятий были люди приезжие - К.А. Семирханов и И.М. Ковалев.

 Юные артисты в музее  Юные артисты в музее

Однако уговаривать никого не надо было. Старые стены и прогнивший пол музея стали главным аргументом в единогласном решении членов исполкома построить новое здание для музея. К концу 1986 года новое здание из кирпича, бетона и стекла было возведено. В нем оказалось много стекла, но мало тепла. Правда, никто не думал о том, что музей надо было строить по особому проекту, чтобы соблюсти все необходимые режимы для хранения и демонстрации экспонатов и создать удобные условия для посетителей. Тогда было не до этого. Ведь никакой государственной поддержки на это дело не было. Строили и оборудовали музей всем миром.

С января по ноябрь 1987 года переносили экспонаты из старого здания в новое. Руководил этой работой Б.А. Веселовский, который все эти 10 месяцев изо дня в день ходил и работал в музее совершенно бесплатно. Помогали ему все организации, выделяли людей, обеспечивали материалами, оборудованием.

По решению сельского Совета мебельная фабрика выделила для музея столы и несколько древесно-волокнистых плит. Предприятие "Сельхозтехника" провело отопление и сварило металлические подставки для витрин. Лесоучасток и лесничество выделили пиломатериал. Пошатовцы подарили музею дверь. Сельсовет выкупил витринное стекло, получить которое помогла З.И. Лазарева. Нарезать стекло помог директор завода "Рений", выделив для этой работы стекольщика В.И. Голованова. Электропроводку сделал Ю.М. Шашунькин, а светильники купил директор совхоза "Чернухинский" К.А. Семерханов. Начальник Сельхозснаба М.И. Филонов подарил полированные плиты для изготовления витрин, в которых разместили чучела оленей и лосей. Даже церковь выделила плиту ДВП. Дом быта помог сделать репродукции с фотографий фронтовиков-чернухинцев. Очень много работали школьники и учителя. Они приносили экспонаты, чистили, мыли, красили, убирали, украшали помещения нового музея.

7 ноября 1987 года был в селе праздник - открыли новый краеведческий музей. Но помещение оказалось очень холодным. Требовалось утепление. На помощь пришел В.А. Липатов, который по собственной инициативе взялся решить этот вопрос. Но времена наступили крутые. Перестройка... Пять лет понадобилось для того, чтобы сделать музей "теплым". Но и в "холодный" музей ехали гости со всей округи. Ежегодно он принимал до 4000 посетителей. Арзамасский районный отдел культуры, приняв музей на свой баланс, стремился узаконить его, получить основания для введения штатных сотрудников в музей. Для этого были предприняты усилия по включению музея в конкурс на право присвоения звания "Народный музей".

21 февраля 1992 года чернухинцы получили это почетное звание. В 1995 году Чернухинский народный музей природы отметил свое 40-летие. На празднике Б.А. Веселовский предложил присвоить музею имя его первосоздателя С.И. Трофимова. Все проголосовали за это решение. В этом же году музей стал победителем областного смотра-конкурса на лучшее учреждение культуры года.

27 сентября 1998 года чернухинские друзья музея отмечали 100 лет со дня рождения его основателя. Люди вспоминали о Семене Ивановиче с необыкновенной теплотой и признательностью за его заботу о будущих поколениях, воспитывать и образовывать которых должен был и музей, созданный его стараниями. В этот день приняли решение о том, что ежегодно с 20 по 27 сентября в селе будет отмечаться день рождения музея. Мечтал Семен Иванович о том, чтобы в музее всегда были дети. И они в музее есть. Они работают. Под руководством сотрудников музея, учителей школы, сельских мастериц в музее работают кружки: юных экскурсоводов, ткачества, нижегородского гипюра, плетения из лозы, фриволите.

В музее ежегодно организуется до 10 выставок разного содержания. Дети самым активным образом включены в общую работу по украшению села цветниками. Вот уже шесть лет по инициативе музея природы проходят праздники цветов, где подводят итоги конкурса на лучший цветник, лучший букет. В 1999 году музей получил диплом победителя губернаторского конкурса нижегородских поселений.

Изучение живой природы - одна из главных задач музея. С.И. Трофимов мечтал в музее завести аквариум. Его мечта исполнилась. В музее есть три аквариума. Два из них подарила семья Маркевич, а третий на 200 литров - школа. В одном аквариумеживут рыбы чернухинских водоемов, ребята проводят опытную работу по их уживаемости. Во втором аквариуме живут рыбки гуппи, которых разводят и раздают в домашние аквариумы, - в селе их стало много. В третьем аквариуме живут 9 тетропентермусов, много улиток, но плохо растет трава. Ребята постоянно подсаживают аквариумные растения и радуются каждому новому приобретению.

 Помощники музея  Участники группы ''Поиск''  ухаживают за могилами воинов-чернухинцев

В музее очень большая коллекция комнатных растений, в том числе и экзотических. Большую коллекцию цветов подарила Н.Н. Лещева, каждый из четверых ее внуков вырастил свой цветок и подарил музею. Давно нет в живых А.А. Филоновой, а коллекция ее гераней и "японское дерево", посаженное ее рукой, в музее живут. С конца 1980-х годов Чернухинский музей активизировал краеведческую работу. Действует школьная группа "Поиск", которая собирает материал об истории своего села, о жизни и деятельности односельчан, пополняя фонды музея и его экспозиции.

Особое место в музее занимают две книги - "Они сражались за Родину" и "Книга Памяти". Созданы они были детьми из группы "Поиск", собирали материал для них всем селом. И читают эти книги всем селом. Нигде не приходилось видеть таких "зачитанных" рукописных книг о войне. Очевидно, не одна тысяча рук листала эти рукописные творения, следы слез хранят эти страницы. Прошло уже больше 60 лет, как завершилась Великая Отечественная война, а боль утрат не проходит.

 Односельчане на празднике ''День рождения музея''  Бережно чернухинцы относятся к сохранению памяти и о более далеких временах, хранят в сундуках и комодах очень старые вещи. И многие жители села передали в дар музею свои семейные реликвии:
К.Е. Михевнина подарила музею запон, сарафан, платки, шелковый и пуховый, ботинки, волосник, сорочку, пояс, украшения для крышки головного убора, рукавов;
О.И. Загребеева подарила кафтан штофный;
И.А. Загребеева принесла в музей запон праздничный, ленк (головной убор для девушки), рукава шерстяные со станом, половик домотканый;
М.А. Гомырева подарила крышку на головной девичий убор, витейку, гарус, плетень, бахрому, канитель;
И.С. Корчажкин - пониток домотканый;
Е.И. Шаматова - пояс шерстяной, платок шелковый, гребень, чесало;
Ф.Ф. Деникина - портянки;
А.А. Железнова - пояс шелковый и два плетеных, ленту для украшения сарафана;
М.А. Горюшина - половик домотканый с рисунком.

Эти щедрые приношения позволили создать в музее экспозицию "Праздничная и повседневная одежда". Консультантом и помощником в ее оформлении была Ирина Алимпиевна Загребеева. Она оченьхорошо знает чернухинские обычаи и может рассказать о всех, даже самых мелких деталях народного костюма.

Помогали ей в этом и другие односельчане. Когда из собранных предметов стали оформлять экспозицию, начали переплетать портянки обычной бечевой, но в это время в музей зашел И.А. Любишкин. Увидел это и заявил, что таких веревок не было, были пеньковые. На следующий день он принес эти пеньковые веревки и показал, как надо было ими пользоваться.

Новые лапти для музея сплел П.И. Раштанов. Они предназначались для сапог. Но когда сапоги обули в лапти, пришедший в музей Ф.И. Исаев возмутился: "Зачем же к домотканому понитку пристраивать "советские лапти"? В Чернухе лапти плели по-своему". На другой день принес свои лапоточки - женские, и рассказал о том, что женские лапти от мужских отличались не только размером, но и плетением: женские лапти украшали витеечкой.

Чернуха - село самобытное, издревле славилось мастерами и талантами. Одним из самых замечательных творческих коллективов Нижегородчины является Чернухинский фольклорный ансамбль "Золотые узоры", которым уже много лет руководит Валентина Петровна Пещерова. Она передала в музей на хранение награды коллектива, документы и фотографии. Сам же ансамбль очень часто выступает в музее, продолжая музейную работу по сохранению традиций. К фольклорному творчеству прививают в Чернухе любовь с детсадовского возраста. Поэтому в селе фольклорных коллективов несколько. И все они с музеем сотрудничают, взаимообогащая друг друга.

Завершая рассказ о Чернухинском экомузее, мы считаем обязательным назвать имена сельчан, которые продолжают дарить музею старые вещи, творения своих рук и то, что хранит память о прежних поколениях чернухинцев. Это Л.И. Демьянова, М.Ф. Мокеева, А.Д. Самсонова, Н.А. Сорокина, М.П. Возницына, А.К. Милунов, Г.С. Серяева, Н.Ю. Сергеева, Р.И. Шехаева, Н.И. Шехаева, О. Сорокина, С. Травина, Н.В. Ромсика-Соловьева, К.В. Оревина, Н. Кудряшкин, Е.Ф. Травина, А.М. Травина, М.И. Травина, А.К. Грунина, Н.Ф. Любишкина, В.А. Липатов, Е.А. Моторин, И.Т. Кулагин, Н.Ф. Нефедова, И.В. Лещева, А.А. Филонова, К.С. Климахина, И.И. Тарасов, Ю.И. Попов, Л.А. Моцола.

Все эти люди живут в своем селе, украшают его, хранят традиции и с любовью передают детям и внукам. И все это с музеем и вокруг музея. Таким образом, музейная форма культуры в Чернухе стала его культурной нормой.

И музейная деятельность есть свидетельство жизненности выводов исследователей о том, что экомузей - "это триединая модель музея времени, музея пространства, музея деятельности человека", одна из важнейших задач которого - создание реальных условий для сохранения культурной и национальной самобытности и традиций, идентификация современного этноса с его культурными традициями и природным окружением, развитие утрачиваемого чувства общинной солидарности.

Литература об экомузеях

1. Лысикова О.В. Музеи мира: учебное пособие к интегрированному курсу "Музеи мира". М., 2002.
2. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003.
3. Музейное дело России / Под ред. Каулен М.Е. (отв. ред.), Косовой И.М., Сундиевой А.А. М., 2003.
4. Сотникова С.И. Музеология. М., 2004.
5. Ривьер Ж.А. Эволюционное определение экомузея. М., 2004.
6. Юбер Франсуа. Экомузеи во Франции: противоречия и несоответствия // Muzeum. 1985. N 148. С. 2-3.
7. Набаши А. Экомузеи Португалии // Muzeum. 1985. N 148. С. 31-36.
8. Коноре Альфа Умар. Программа экомузея Сахеля // Muzeum. 1985. N 148. С. 53.
9. Энгситрем Ч. Утверждение концепции экомузея в Швеции // Muzeum. 1985. N 148. С. 27.
10. Камарго-и-Альмейда - Моро Ф. Экомузей Сан-Кристовао // Muzeum. 1985. N 148. С. 57.
11. Квебекская декларация: основные принципы новой музеологии // Muzeum. 1985. N 148. С. 21.
12. Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2002.
13. Кимеев В.М., Афанасьев А.Г. Экомузеология: Национальные музеи Кузбасса. Кемерово, 1996.
14. Беллэг - Скальбео М. Участие населения в работе экомузея // Muzeum. 1985. N 148.
15. Варин Юнг де. Термин и его значение // Muzeum. 1985. N 148.
16. Кербен М. О природе феномена // Muzeum. 1985. N 148.
17. Кинард Д. Музей как ускоритель общественного процесса // Muzeum. 1985. N 148.
18. Кошурникова А.Ю. Особенности фондово-экспозиционной работы в деятельности сельских экомузеев // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе. Томск, 2002.
19. Мейран П. Новая музеология // Muzeum. 1985. N 148.
20. Ривар И. Экомузеи провинции Квебек // Muzeum. 1985. N 148.

[Журнал N9-10]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8