Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N9-10":
Основные темы этого номера прошлое и настоящее Волжского речного пароходства в музея Нижнего Новгорода

К сведению!
В очередном номере нашего журнала читатель узнает, как распоряжаются нижегородские музеи хранимыми ими ценностями. Как музеи вовлекают посетителей в совместную деятельность по овладению культурным наследием и какие новые формы музейной работы появляются на нижегородской земле, в то время как российские музеи становятся все более открытыми системами, вступают в контакты и во взаимодействие с обществом, постепенно расширяя свое влияние, и начинают играть консолидирующую роль в жизни общества.

В.В. Бровина, Н.П. Обрядина, А.Н. Еранцев
Детский музей на Купеческой

Фрагмент экспозиции музея Музейная педагогика является одним из перспективных направлений развития музеев всего мира. Особый интерес сегодня вызывают детские музеи. Их имеют Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Ярославль и другие города. В Нижегородской области первым попытался создать специализированную детскую музейную экспозицию Городецкий краеведческий музей.

Чуть более года прошло с того момента, как распахнул свои двери для гостей города и городчан Детский музей на Купеческой. Он создан для самых юных посетителей. Его выставки позволяют познакомиться с историей земской школы села Городца Балахнинского уезда, дают возможность составить представление о богатстве и многообразии русской народной игрушки.

Идея создания детского музея рождалась постепенно. В своих поисках мы опирались на опыт ведущих музеев страны, были у Городецкого краеведческого музея и собственные разработки. Так, несколько лет при музее действовали детский археологический театр и кружок краеведения (руководитель - кандидат исторических наук, археолог Т.В. Гусева). Все это привело к созданию в марте 1995 года творческой студии "Родничок". Здесь стали обучаться дети 5-6 лет по программе "Народная культура". За годы своего существования студия постепенно переросла в своеобразный центр - клуб, собирающий широкую детскую аудиторию в возрасте от 4 до 15 лет. Многолетний опыт позволил подумать о создании специализированного детского музея.

За ткацким станом В апреле 2004 года нам было выделено отдельное здание бывшего купеческого дома по улице Ленина (Купеческой), 12. Здесь и расположился Детский музей на Купеческой. Менее чем за год в нем были развернуты выставки "Русская народная игрушка", "Игрушка моего детства", "Земская школа в селе Городце Балахнинского уезда". Сейчас идет формирование коллекции народной, фабричной и авторской игрушек, собираются школьные принадлежности, мебель, наглядные пособия. Уже сложился фонд детской и учебной литера туры. Также построены детские мастерские, где установлены два гончарных круга и ткацкий стан.

Работу ведем по таким направлениям: "История страны в истории моей семьи", "Городец - город мастеров", "Городец на исторической карте России", "Православные святыни Городца", "Мир детства", "На уроках в земской школе", "Русская народная игрушка". Нашими коллегами и партнерами являются детские сады, общеобразовательные и воскресные школы, городской центр социальной помощи семье и детям. В субботу и воскресенье при студии работает семейный клуб "Пчелка", где занимаются дети дошкольного и младшего возраста вместе со своими мамами и папами.

Интерьер Детского музейного центра С июня 2005 года детский музей начал экскурсионное обслуживание жителей Городца и гостей города. Для посетителей действуют тематические выставки, а также проводятся практические занятия, организуются встречи с мастерами. Особый интерес вызывают мастер-классы по резьбе, городецкой росписи и лепке традиционной жбанниковской свистульки. Мастер-классы проводят педагоги-художники высшей категории Л.М. Будко, Ю.Н. Спицына и Н.А. Приваловская.

Помимо этого на занятиях мы обращаемся к таким формам, как урок, лекция, экскурсия, прогулка, театрализованное представление. В этом году действуют абонементы: "Сказки и истории, рассказанные господином Андерсеном", "История раскрывает тайны", "Мастера потешных дел". Сам характер музейных занятий со школьниками способствует воспитанию в молодом человеке исследователя, помогает освоить азы научной работы. Так, в течение года ребята работают над конкретной темой. Собирают информацию, обрабатывают ее, описывают музейные экспонаты. Итогом этой работы становятся выступления с докладами на детской конференции.

В течение нескольких лет в студии "Родничок" проводились детские конференции на тему "Прошлое через музейный предмет", "Ремесла Городецкого края", "Городец на исторической карте России". В 2004 году в детском музее состоялась конференция, посвященная Александру Невскому. Зимой 2005 года мы приняли участие в областном историческом конкурсе "Страницы семейного архива", посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Новогодняя елка в Детском музейном центре Главный экспонат детского музея - игрушка. Окунуться в атмосферу семейных воспоминаний помогают игрушки, которыми играли вчера и давным-давно. Основу собраний книг, школьных принадлежностей, самодельных, фабричных, авторских игрушек составили экспонаты, переданные Городецким краеведческим музеем. Но этот круг предметов постоянно пополняется, а значит, экспозиции становятся более содержательными и интересными.

Обживать музейное пространство нам помогают городчане. Многие из них - постоянные дарители детского музея. С любовью сбереженные ими вещи, документы, фотографии, игрушки - свидетели радости и горестей своих хозяев - определяются волею владельцев на постоянное местожительство в музей. Здесь они начинают жить своей особой жизнью.

Их собирание началось с подарка городчанки Зои Федоровны Балахоновой: это была старая городецкая топорная игрушка "конная упряжка".

Традиции деревянной резной игрушки продолжает в своем творчестве известный городецкий резчик Сергей Федорович Соколов. Благодаря его трудам и заботам на наших полках появилась современная деревянная игрушка. Она пришлась по вкусу детворе. Линию расписной непрорезной игрушки продолжила городецкая художница Наталья Семеновна Приваловская. Ее работы-подарки являются подлинным украшением игрушечного музейного собрания. Щедро одарила детский музей своими домашними игрушками Т.К. Горбунова. Они рассыпались по музейным уголкам и подружились с теми, кого привезли из далекой Москвы (Л.В. Каршинова), Нижнего Новгорода (И.А. Егорькова), Сарова (Д. Казнов). Эти экспонаты хранят тепло рук своих хозяев. Мы чувствуем, что они были любимы и обласканы в семье.

На уроке словесности Игрушка может многое рассказать о своих владельцах: их вкусах, образе жизни, даже если она пришла к нам без своей истории. Именно игрушка помогает нам вспомнить свое детство. Но по-настоящему становится далекое близким благодаря старинным предметам: чудом уцелевшей крестильной рубашечке начала прошлого века (дар О.А. Коробовой, г. Городец), плетеному детскому стульчику и колыбели (дар Д.В. Меньковой, г. Городец), детским книгам (дар Н. Климиной и В.П. Чернявской, г. Городец), кукольному сервизу (дар В.П. Чернявской), школьным принадлежностям (дар семей Доколиных и Кисельниковых из г. Заволжья, Еранцевых, Бровиных, Лисиных, Чернявской - из г. Городца), старым деньгам и журналам (дар В.В. Вавилова г. Городец) и др.

Прошлое дорого и незабвенно. Погрузиться в него, понять жизнь ушедшей эпохи помогают такие экспонаты, как старинный ткацкий стан, приспособления для катания валенок (дары С.Н. Самоваровой, г. Заволжье), веретена (дар Г.А. Костиной, г. Городец), старые весы (дар семьи Тананиных, г. Городец). Все эти вещи - в рабочем состоянии, и с ними с удовольствием знакомятся дети.

Городецкая зима. Аппликация. Работа учеников Детского музейного центра Городец - город мастериц: ткачих, кружевниц, свистулечниц. Их изделия пополняют собрание детского музея. Это старинные скатерти (дары И.И. Шумиловой и Т.В. Шептуновой, г. Городец), подзоры, покрывала, вышитые и кружевные салфетки и другие предметы обихода (дары городчанок И.С. Потачевой, И.И. Шумиловой, Р.Ф. Макеевой). Тема детства нашла отклик в сердцах многих ученых. Люди, казалось бы, мыслящие сложными категориями, бережно хранят свои игрушки, первые детские книжки, школьные тетради, альбомы. Они готовы подобрать грустящего зайца в заброшенном доме и найти ему приют.

За внимание к нашей собирательской деятельности мы признательны известному нижегородскому археологу Татьяне Владимировне Гусевой. Благодаря ей в нашем музее поселилась маленькая принцесса, рожденная в Индии (старинная кукла начала XX века). Татьяна Владимировна передала нам старые новогодние игрушки, среди них есть и немецкие игрушки 50-х годов прошлого века.

В кругу друзей детского музея известные ученые: нижегородцы И.В. Петров, Т.А. Рыжова, историки из Москвы - В.Д. Назаров, А.Л. Хорошкевич, М.Д. Полубояринова. Особого внимания среди подарков москвичей заслуживает дореволюционная игрушка-конструктор - макет Троице-Сергиевой лавры. Этот уникальный экспонат - из дома знаменитых московских ученых Федоровых-Давыдовых.

Старая бабушкина лампа Истинным другом музея стала Софья Леонидовна Горяченко - представитель известного городецкого купеческого рода Лапшиных. Она принимает самое деятельное участие в создании детского музея. Ею переданы школьная форма середины прошлого века, старинные вышивки и другие предметы. Особый трепет вызывают подаренные С.Л. Горяченко детские фотографии начала XX века. С неустанным интересом посетители музея всматриваются в лица детей, видя в них отблеск ушедшей эпохи.

Правнучка дворянского рода Рождественских Т.М. Беляшина (Нижний Новгород) подарила детскому музею старинные вышивки, дамские воротнички, новогодние игрушки (одна из них - XIX века). Очень ценен для нас подарок нижегородки М.В. Долининой: "Наставление в Законе Божием для начальных училищ", изданное в 1905 году. Городчанка К.Е. Овчинникова (Бекина) пожертвовала старинную сумочку-саше и женские воротнички из Парижа начала прошлого века.

Надеемся, что Детский музей на Купеческой будет и впредь пополняться новыми, не менее интересными экспонатами. В перспективе думаем создавать выставки не только для детей младшего возраста, но и для ребят постарше, а также студентов. Это станет хорошим основанием для создания новых образовательных программ, сориентированных на школьные и вузовские курсы истории, краеведения, мировой художественной культуры, музеологии и др.

У бабушки в комнате на подоконнике стоит старая керосиновая лампа. Она привезла ее с собой из деревни, из родительского дома, который два раза горел. После пожаров почти ничего не уцелело, а вот лампа осталась со времен войны. Моя бабушка, Сушина Вера Денисовна, до войны жила со своими родителями и сестрами в деревне Беляево Городецкого района. Когда началась война, мой прадед, Ганичев Денис Иванович, ушел на фронт, и прабабушка, Федора Абрамовна, осталась одна с тремя маленькими дочками.

Прадед прошел всю войну с первого ее дня до последнего. Он был награжден орденом Великой Отечественной войны 2-й степени и медалью "За отвагу". Эти награды до сих пор лежат у бабушки в шкатулке. Мой прадед участвовал в Сталинградской битве, был два раза ранен, контужен, в одном из сражений ему оторвало нос. Каждый раз, выписываясь из госпиталя, он снова отправлялся на фронт. А домой писал, что все у него хорошо, что на войне не так уж и опасно, что кормят досыта, здоровье хорошее. Бабушка рассказывала мне, как ее мама, получая маленький серый треугольничек, собирала дочек у стола, зажигала керосинку и читала им письмо от отца, а сама плакала, наверное, потому, что умела читать между строк. А девочки смеялись, потому что треугольник означал, что все хорошо, что папа о них не забыл, а еще потому, что огонек керосинки был таким добрым и веселым.

Всем было очень трудно. Взрослые с утра до ночи работали в поле и на колхозных фермах, дети тоже, как могли, помогали фронту. В бабушкином доме разместили детские ясли. Там собирали детей со всей деревни, и старшие девочки водились с ними, пока взрослые работали. В одной комнате были расставлены самодельные кроватки из досок, а в другой детям готовили скудную еду из всего, что вырастало на огородах. А есть было совсем нечего, потому что весь хлеб отправляли на фронт. Ребятишки оставались у бабушки и ее сестер до поздней ночи. И, чтобы им не было тоскливо темными вечерами, в доме зажигали керосиновую лампу, собрав остатки керосина со всей деревни. Лампа горела чуть заметным огоньком, но в глазах уставших от беды и голода детей она была краше новогодней елки. Детишки собирались вокруг лампы, тесно прижавшись друг к дружке. Старшие рассказывали малышам сказки и придуманные истории о подвигах своих родственников и других русских солдат на полях сражений, в которых наши непременно побеждали. Так было им и не очень темно, и не очень страшно, и вечер без мамы не казался таким уж долгим.

Когда взрослые приходили с работы и разбирали детей по домам, моя прабабушка с другими женщинами подсаживались к лампе. Они вязали для фронта носки и варежки, читали и перечитывали друг другу немногословные весточки от своих мужей. Бабушке было всего семь лет, но она, упорно подражая взрослым, до полуночи вязала носок, в душе мечтая, что именно его получит папа. Но даже если и не он, то не жалко, потому что все равно связанные ею носки согреют какого-то русского солдата и тем самым приблизят победу. Прадед вернулся домой, прабабушка с дочками дождались его. Сегодня нет в живых ни моего прадеда, ни прабабушки. Их не стало еще до моего рождения. Но мне рассказывают о них мама, бабушка и ее сестры - баба Валя и баба Нина. Но сейчас мне кажется, что если бы я не спросил бабушку про керосиновую лампу, то не узнал бы много интересного о жизни моей семьи в трудные годы войны, не узнал бы, насколько близко война подступала к моим родственникам.

Лампой мы сейчас не пользуемся, она давно уже неисправна. Но бабушка хранит ее. Может быть, она до сих пор напоминает ей о тех далеких и трудных годах, когда тусклый огонек керосинки согревал и делал ближе души людей, у которых было одно общее горе - война.

[Журнал N9-10]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8