Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N9-10":
Основные темы этого номера прошлое и настоящее Волжского речного пароходства в музея Нижнего Новгорода

К сведению!
В очередном номере нашего журнала читатель узнает, как распоряжаются нижегородские музеи хранимыми ими ценностями. Как музеи вовлекают посетителей в совместную деятельность по овладению культурным наследием и какие новые формы музейной работы появляются на нижегородской земле, в то время как российские музеи становятся все более открытыми системами, вступают в контакты и во взаимодействие с обществом, постепенно расширяя свое влияние, и начинают играть консолидирующую роль в жизни общества.

Т.М. Эйриш
Историко-художественный музей "Китеж"

Историко-художественный музей "Китеж" возник не случайно. Находится он в селе Владимирском Воскресенского района Нижегородской области близ озера Светлояр. Эти места имеют богатую историю и овеяны легендами о светлом граде Китеже, "пристанище благоутишном всем страждущим, алчущим, ищущим". Озеро Светлояр почитается в народе святым в течение многих веков истории России.

Озеро Светлояр В разное время на его берегах побывали поэты и писатели, музыканты и художники. Впечатления, полученные на озере, нашли отражение в их творчестве. Поэты А. Майков, М. Волошин, А. Навроцкий, Е. Корешкова и другие посвящали ему свои стихи. Композитор Н.А. Римский-Корсаков написал оперу "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" на либретто В.И. Бельского. Известные художники А.М. Васнецов, Н.К. Рерих, К.А. Коровин создавали декорации к опере, Н.В. Нестеров написал картину "Град Китеж", В.А. Плотников - картину "У града Китежа", и это далеко не полный перечень.

О Светлояре, о паломниках, что посещали его, можно прочитать в произведениях известных писателей: П.И. Мельникова (А. Печерского), В.Г. Короленко, М. Горького, М. Пришвина, З. Гиппиус, Д. Мережковского и других. Открытию музея предшествовало важное для села событие. В 1997 году для сохранения народной культуры и традиций в селе был образован Детский этнокультурный центр "Китеж". В его создании принимали участие люди творческие, неравнодушные. Это директор центра Алексей Борисович Гроза, руководители студий: керамики - Людмила Николаевна Жебель, флористики - Лидия Вячеславовна Логинова, художественной вышивки - Татьяна Владимировна Тарасова. Одновременно с Детским центром начал формироваться музей. Основу экспозиции составили лучшие творческие работы детей и их преподавателей, созданные на тему легенды о невидимом граде Китеже, и книги писателей. Собирались также предметы, связанные с историей и бытом села Владимирского и окрестных деревень. Часть этнографической коллекции музейных предметов была передана в дар музею Шадринской школой (директор Валентина Викторовна Макарова). Вначале музейные коллекции размещались в красивом двухэтажном деревянном здании Детского центра. Постепенно число музейных экспонатов росло, началась работа по их классификации, формированию фондов, появились новые люди, и в 2002 году по распоряжению главы местного самоуправления Воскресенского района Вадима Васильевича Привалова был открыт историко-художественный музей "Китеж" как самостоятельное учреждение культуры.

Здание музея ''Китеж'' В 2003 году музею присвоено звание народного, и музей разместился в отдельном деревянном здании рядом с Детским центром. Но тесное сотрудничество музея и Детского центра продолжается.

Неоценимую помощь в становлении музея, обучении основам музейного дела оказали руководители Музея истории художественных промыслов Нижегородской области Наталья Васильевна Панфилова и Михаил Васильевич Бойкачев, заведующий методическим отделом НГИАМЗ Игорь Васильевич Казаев, сотрудники отдела Людмила Владимировна Киселева, Наталья Николаевна Мильцева и Марина Станиславовна Бугрова - заведующая Музеем архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья.

Особенностью нашего музея является то, что просветительская работа, экскурсии и различные мероприятия проводятся в едином культурном пространстве музея и Детского центра.

Цель деятельности музея - приобщение населения к сокровищам духовной и материальной культуры, воспитание любви к своей Родине, гражданской позиции на основе культурных традиций. Основной фонд музея насчитывает более 1500 музейных экспонатов. Это большой фотофонд, этно-графическая коллекция, подлинные документы и предметы, относящиеся к истории села Владимирского и его окрестностей, художественные произведения - книги, картины (подлинники и копии), произведения прикладного искусства и прочее. Большой интерес у посетителей вызывает раздел, рассказывающий о современных научных открытиях, а также о результатах научных экспедиций по исследованию озера.

Здание Детского центра культуры ''Китеж'' Сегодня экспозиция музея, размещенная в 4 залах, общей площадью 145 м2, тематически отражает два основных направления. Первое - история нашего края, народные промыслы и ремесла, традиции. Второе направление включает материалы, посвященные озеру Светлояр и легенде о сокровенном граде Китеже. В выставочном зале музея в предыдущие годы демонстрировались выставка картин украинского художника Николая Никитенко "Светлояр, или Сон Пророка", а также выставка ярких самобытных работ, изготовленных в традициях народных техник (лоскутное шитье, ткачество, вышивка, куклы-игрушки, плетение и т.д.), под названием "Берендеева Пятница на Светлояре". Выставка была подготовлена в мастерской декоративно-прикладного творчества "Параскева" (руководитель Наталья Константиновна Волганова, г. Нижний Новгород). В настоящее время в этом зале размещена экспозиция, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, - "Война и дети", а в выставочных залах Детского центра культуры "Китеж" - экспозиция "Мир легенд и сказок".

Исторический раздел экспозиции называется: "История села Владимирского и близлежащих деревень. Произведения традиционных народных промыслов и ремесел, предметы быта крестьян XIX-XX вв.". В двух залах представлены интересные документы XIX-XX вв., например послужной список четырежды кавалера Георгиевского креста всех степеней Михаила Павловича Симановского-Ватрухина (его имя наряду с другими выбито золотыми буквами в Георгиевском зале Московского Кремля), паспорт дореволюционного образца. Это старинные семейные фотографии известных в селе фамилий Панкратовых, Афоньшиных, Кекшиных и других. Один из комплексов посвящен жизни и творчеству нашего земляка, сельского учителя, писателя-сказочника Сергея Васильевича Афоньшина. Документы, книги, фотографии, воспоминания современников раскрывают внутренний мир этого замечательного человека. Ежегодно в селе отмечается день рождения писателя.

"Светелка" - так называется зал, в котором представлена экспозиция, посвященная женскому труду. В ней много этнографических экспонатов, изготовленных около ста и более лет назад, в том числе и именных, показан последовательный процесс обработки льна, прядение нитей, ткачество и т. д. Ткацкий станок находится в рабочем состоянии, и экскурсовод может продемонстрировать технику ткачества. Здесь также представлена одежда, домотканые полотенца, украшенные вышивкой и ручным кружевом, подзоры, вышитые дорожки, тканые, узорные пояса конца XIX-середины XX века и красиво оформленный "красный угол".В 2005 году начата работа по созданию нового комплекса, посвященного старообрядчеству. Будут представлены документы, фотографии, одежда, культовые предметы.

Панорама озера Светлояр

Но основной жемчужиной нашего музея, вызывающей постоянный интерес посетителей, является Светлоярский зал. Его экспозиция носит название "Светлояр - святыня земли русской, обитель сокровенного града Китежа". Здесь можно увидеть фотографии озера и особо почитаемых мест вблизи него: крестный ход на озере 6 июля, камень со "стопой Богородицы", святой ключик Кибелек, могилы трех старцев. Кроме того, репродукции с картин известных художников, в их числе "Град Китеж" Н.В. Нестерова (1917-1922), "У града Китежа" (озеро Светлый Яр, 1912) В.А. Плотникова, "Град Светлый - врагам озлобление" и "Сеча при Керженце" Н.К. Рериха, копии эскизов декораций к опере Н.А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" художников К.А. Коровина, А.М. Васнецова. Интересна также коллекция цветных копий гравюр известного мастера художественной резьбы по дереву Николая Ильича Кофанова (1943 г. р.). Эти работы написаны на сюжет "Китежского летописца". "Пересказанная языком графики легенда вобрала в себя и сюжетную, внешнюю канву истории взятого татаро-монгольскими завоевателями града, и внутреннюю, глубинную историю духовного мужания русского народа:"[1]. В витринах - книги писателей и поэтов: А.М. Горького, В.Г. Короленко, П.И. Мельникова (А. Печерского), С.В. Афоньшина, Е.В. Корешковой и других, а также их фотографии, пластинка с оперой Римского-Корсакова, либретто к опере В.И. Бельского.

Далее - информация о самом озере. Озеро Светлояр находится под охраной государства, в 1997 году оно стало памятником природы федерального значения. Охранная зона занимает площадь 47 га. Озеро имеет правильную яйцевидную форму, его длина 454 м, ширина 348 м, общая площадь 12 га, глубина более 30 м. Вода в нем хрустально чистая, поскольку питается озеро родниками. На глубине 10 м температура едва достигает 4°С. По химическому составу солей вода относится к гидрокарбонатно-кальциевому типу, слабо минерализована, практически не содержит солей тяжелых металлов, обладает целебными свойствами, она долго сохраняет свои качества. Имеются несколько различных гипотез происхождения озера: одни ученые считают, что оно карстового происхождения, другие относят его к озерам смешанного типа, тектонико-карстовым, третьи - к эоловым (ледниковым), четвертые объясняют его образование как результат пересечения двух глубинных разломов земной коры, также существует гипотеза метеоритного происхождения. Но единого мнения среди ученых пока нет.

Экспозиция Детского центра ''Китеж'' Озеро хранит свои тайны. Одной из самых волнующих и загадочных является легенда о невидимом граде Китеже. Существует несколько версий легенды. Согласно "Китежскому летописцу", "благоверный князь Георьгий: приеха к озеру именем Светлояру, и виде место то велми прекрасно : повеле князь Георьгий Всеволодычь строити на берегу озера того Светлояра град именем Болшый Кидежъ. И начаша же град той каменны строити в лето 6673-го (1165), месяца мая в 1 день: И строиша град той три лета. И построиша его в лето 6676-го (1168) сентября в 30 день.. Бысть же в лета 6747-го (1239):

прииде на Русь воевати нечестивый, безбожный царь Батый, и разоряше грады и огнем пожигаше: людей же мечу предаваше: И бысть плачь великий: Благоверный князь Георьгий Всеволодычь, сея слышав: помолися ко Господу и Пресвятей Божии Матери и собра вои своя, поиде противу нечестивого царя Батыя: И бысть сеча велия и кровопролитие"[2].

Образ сего сокровенного града Китежа, не сдавшегося врагу и чудесно спасенного молитвами святых старцев и праведных жителей, отражен в различных произведениях.

Обложили окаянные татарове
Да своей поганой силищей,
Обложили они славен Китеж-град.
Да во светлый час, заутренний:
И взмолился христианский люд:

"Чудная Небесная Царица,
Наша Ты Заступница Благая,
Милостью небесной не остави
Китеж-град, покрой Своим Покровом:"

И свершилось чудо!

Исторический зал музея ''Китеж'' Чу! Колокола все сами загудели,
Как бы-то от многих веющих воскрылий.
Ангелы Господни ныне здесь, над нами!
Дивно! Град облекся в светлые одежды,
Богородица Покровом Китеж покрывает:

Хоть над озером пустым-пусто,
В светлом озере, как в зеркале
Опрокинут виден стольный град.
Словно в праздник, да на радостях,
Звон веселый раздавается! [3]

И по сей день град Китеж незримо присутствует здесь, не прекращаются молитвы старцев китежских о судьбе народа русского и всей России. Существует в селе Владимирском прекрасная традиция: 6 июля, в день престольного праздника села - Владимирской иконы Божией Матери - обходить озеро с зажженными свечами. Люди объединяют огонь своих сердец в единой молитве о судьбе своих детей, святого озера и страны нашей.

Как духовный магнит озеро привлекает людей со всех концов земли, людей разных культур, вероисповеданий и устремлений. И каждый, кто приходит к нему с чистым сердцем и светлыми мыслями, получает от него свой дар. Светлояр всегда воспринимался как место, где в любой момент может произойти чудо с любым человеком, совершенно непредсказуемое. Это и многочисленные случаи исцеления и прозрения, и творческие озарения, это слышание колокольных звонов невидимого града Китежа, и проявление самого града, встающего в тумане из воды или отраженного в чистых водах озера.

Недавно мы стали свидетелями еще одного чуда. На огромном расстоянии, в далекой Америке двое художников Николай Шаплыко и Екатерина Сорокина создали картину "Мир, скрытый радугой". Вот как сами художники описывают рождение своей картины: "Два человека, объединенных чем-то одним большим, собрали всю свою тоску и жажду красоты и любви, взяли этот чудный состав, смешали с брызгами радуги и выплеснули на полотно, а там... уже пошло - чудо неподвластное нам, человекам. Шло сотворение или, вернее сказать, просто рождалось само по себе то, о чем мы и не помышляли. Оно чуть-чуть проступило и замерло, тем самым показывая, что есть на самом деле мир скрытый, другой, И по сей день град Китеж незримо присутствует здесь, не прекращаются молитвы старцев китежских о судьбе народа русского и всей России.

Куклы. Музей ''Китеж'' Существует в селе Владимирском прекрасная традиция: 6 июля, в день престольного праздника села - Владимирской иконы Божией Матери - обходить озеро с зажженными свечами. Люди объединяют огонь своих сердец в единой молитве о судьбе своих детей, святого озера и страны нашей.

Как духовный магнит озеро привлекает людей со всех концов земли, людей разных культур, вероисповеданий и устремлений. И каждый, кто приходит к нему с чистым сердцем и светлыми мыслями, получает от него свой дар.

Светлояр всегда воспринимался как место, где в любой момент может произойти чудо с любым человеком, совершенно непредсказуемое. Это и многочисленные случаи исцеления и прозрения, и творческие озарения, это слышание колокольных звонов невидимого града Китежа, и проявление самого града, встающего в тумане из воды или отраженного в чистых водах озера.

Недавно мы стали свидетелями еще одного чуда. На огромном расстоянии, в далекой Америке двое художников Николай Шаплыко и Екатерина Сорокина создали картину "Мир, скрытый радугой". Вот как сами художники описывают рождение своей картины: "Два человека, объединенных чем-то одним большим, собрали всю свою тоску и жажду красоты и любви, взяли этот чудный состав, смешали с брызгами радуги и выплеснули на полотно, а там... уже пошло - чудо неподвластное нам, человекам. Шло сотворение или, вернее сказать, просто рождалось само по себе то, о чем мы и не помышляли. Оно чуть-чуть проступило и замерло, тем самым показывая, что есть на самом деле мир скрытый, другой, сделать копию картины "Мир, скрытый радугой". И вот через полгода (в феврале 2005 года) на выставке картин художников в Москве мы получили не только обещанную копию картины, но и еще две картины: "Колокольный звон града Китежа" и "Зачарованные звезды". Теперь они украшают светлоярский зал.

Художники Николай Шаплыко и Екатерина Сорокина основали музей современного ренессанса в Соединенных Штатах Америки в г. Бостоне, переехав туда в 1994 году. Им удалось осуществить в музее грандиозный замысел: воплотить в больших живописных фресках (росписи маслом по холсту) свое видение и осмысление мировой истории через мифы и легенды многих народов5. Картины этих художников хранятся в коллекциях известных музеев разных стран.

Музей ''Китеж''. Материалы о детском доме в селе Владимирском (1942) В рамках подготовки к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне в музее создана большая выставочная экспозиция "Война и дети", включающая четыре комплекса, объединенные общей идеей: "Победители", "Военное детство", "История одной судьбы" и "Связующая нить". Эта экспозиция пользуется большим успехом. За два месяца ее посетили более 3 тысяч человек, а всего за год в нашем музее бывает около 8 тысяч человек.

Созданию этой экспозиции предшествовала большая работа, начатая в 2002 году. Сотрудники музея Т.М. Эйриш и И.В. Медведева провели исследования по историческому периоду, включающему 1941-1957 годы, по теме "Война и дети". В результате проделанной работы был собран материал о детском доме N 19, открытом в селе Владимирском в 1942 году для 150 детей из блокадного Ленинграда. Был оформлен большой стенд о детском доме, подготовлен фотоальбом, налажена переписка с бывшими воспитанниками детского дома, собраны их воспоминания, документы, фотографии. 20-21 июля 2004 года организована и проведена встреча с бывшими сотрудниками, воспитанниками детского дома и жителями села Владимирского. На встречу приехали гости из пяти городов России. Они передали в дар музею более 200 единиц экспонатов основного и научно-вспомогательного фондов. Теперь такие встречи стали ежегодными.

Большую помощь в создании экспозиции оказали бывший воспитанник детского дома Владимир Михайлович Новожилов и Алексей Федорович Соков, уроженец села Владимирского, приславший в музей из города Пскова семь посылок с уникальными предметами военной тематики, ставшими основой экспозиции "Война и дети".

С каждым годом расширяется деятельность музея: налаживаются связи с другими музеями Нижегородской области и России, ведется научно-исследовательская работа в соответствии с основной тематикой, экспозиции музея постоянно дополняются и совершенствуются, растет число экспонатов основного и научно-вспомогательного фондов музея.

Примечания

1 Легенда о граде Китеже / Сост. Черторицкая Т.В. СПб.: Хронограф, 1993.
2 Филатов Н.Ф. Светлояр - озеро и "Китежский летописец" в истории Нижегородского Заволжья. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1999.
3 Либретто В.И. Бельского к опере "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии".
4 Культура и время. 2005. N 1.
5 Град Китеж / Сост. Морохин В.Н. Горький: ВВКИ, 1989.

[Журнал N9-10]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8