Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N9-10":
Основные темы этого номера прошлое и настоящее Волжского речного пароходства в музея Нижнего Новгорода

К сведению!
В очередном номере нашего журнала читатель узнает, как распоряжаются нижегородские музеи хранимыми ими ценностями. Как музеи вовлекают посетителей в совместную деятельность по овладению культурным наследием и какие новые формы музейной работы появляются на нижегородской земле, в то время как российские музеи становятся все более открытыми системами, вступают в контакты и во взаимодействие с обществом, постепенно расширяя свое влияние, и начинают играть консолидирующую роль в жизни общества.

В.М. Терехов, Г.А. Дмитриевская
В борьбе против музейной тишины и скуки, или Что делать, чтобы в музей не заросла народная тропа

В любом музее всегда должны быть посетители. Он не должен уподобляться кладбищу, куда ходят только близкие по родительским дням. Понятия музейной тишины и музейной скуки должны быть изгнаны из повседневного обихода. Невозможно музею выжить, эксплуатируя одно имя, впадая в зависимость от благодетелей-спонсоров, политической и экономической конъюнктуры и ориентируясь только на потребности интеллектуальной элиты, часто не помнящей своего родства.

На выставке живописи нижегородских художников ко дню памяти Н.А. Добролюбова. 11 декабря 1996 года С первых дней своей работы коллектив музея Н.А. Добролюбова акцентировал внимание на выставочной деятельности, будучи все время в процессе поиска новых подходов и решений. Сначала для себя мы определили основные направления выставочной деятельности так: литература, православие, краеведение. Затем стали добавляться новые аспекты. Если начинать с приоритетных, прежде всего, стоит отметить, что к каждой дате, связанной с именем героя нашей экспозиции Николая Добролюбова, в течение почти 20 лет устраиваются специальные выставки. Иногда это так называемые Дни подлинника: блиц-выставки, показывающие только один, особенный экспонат - наши мемории - локон Добролюбова, дагеротип "Отец и сын Добролюбовы". Иногда - выставки живописи и графики "Нижегородская Добролюбовиана" из фондов нашего музея.

Периодически демонстрируем мы приобретенную музеем и постоянно пополняемую все новыми листами и именами Портретную галерею нижегородской интеллигенции, выполненную художником Алексеем Александровым. Таким образом, у нас оказались запечатленными навеки близкие и дорогие музею люди, из которых "иных уж нет:": выдающиеся ученые, доктора филологических наук Серафим Андреевич Орлов и Всеволод Алексеевич Грехнев, поэты Юрий Адрианов и Геннадий Бедняев, народные артисты России Александр Правилов и Александр Палеес и другие.

Одному из основателей нашего музея была посвящена выставка "Памяти С.А. Орлова". Дом Добролюбовых - это и дом священника, рассказывающий о быте нижегородского духовенства, поэтому одно из направлений выставочной деятельности в музее изначально было связано с православной и религиозно-философской тематикой. К праздникам Пасхи и Рождества мы в нашем музее первые в городе начали проводить специальные выставки - выставки живописи "Твердыни духа", "Космос души", "Мир горний" (работы О. Лисенкова), "Русь православная", "Животворящая святыня" (работы А. Быкова) и др. В 1995 году на выставке вышитых икон экспонировались работы нижегородки Людмилы Костиной. Ее посетил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. И в его лице Нижегородской епархии был передан антиминс "Положение во гроб". Выставки вышитой иконы стали у нас традиционными, потом эту традицию подхватила Вера Игонина. Выставки "Саров православный", "Преподобный Серафим Саровский" были посвящены 100-летию со дня канонизации Серафима Саровского.

Е.Ю. Гениева в музее Н.А. Добролюбова на выставке, посвященной памяти Д.С. Лихачева.  25 апреля 2000 года Другое направление выставочной деятельности связано с отражением в изобразительном искусстве известных литературных тем и писательских личностей. Интенсивность выставочной деятельности музея Н.А. Добролюбова возрастала с каждым годом - так в 1992 году мы показали тринадцать стационарных выставок, шесть антикварных, три передвижные. Но дальнейшему развитию препятствовало отсутствие специальных выставочных помещений в музее. В 1993 году был открыт новый выставочный зал музея Н.А. Добролюбова "На Лыковой дамбе". Открытие собственного выставочного зала стало праздником, в подготовке к которому приняли участие все сотрудники музея: красили стены, покрывали лаком полы, шили новые шторы и ламбрекены. По инициативе журналиста Сергея Чуянова, члена Пушкинского клуба, зал начал работу выставкой серии листов на литературные темы известного петербургского графика Николая Кофанова, который привез в Нижний листы, иллюстрирующие легенду о граде Китеже, а также серии "Пушкин в Петербурге" и "Достоевский в Петербурге". Это дало возможность проводить литературные экскурсии, посвященные памятным местам второй столицы. Нижегородские графики Максим Михайлов, Михаил и Наталья Раевы достойно продолжили заданный Кофановым высокий уровень выставок на литературную тематику. Большой популярностью пользовалась литературная выставка "История литературной пародии, эпиграммы, шаржа".

Выставочная деятельность, связанная с краеведческой тематикой (ведь отец и сын Добролюбовы увлекались историей родного края), тоже занимала свое достойное место. Из Киевского музея Т.Г. Шевченко мы получили заказанную нами коллекцию факсимильных репродукций нижегородских рисунков Тараса Шевченко, на которых изображены уголки Нижнего Новгорода и его современники-нижегородцы. Ее показываем к юбилейным датам, считая, что Шевченко бывал в нашем "большом" доме в гостях у квартировавших у Добролюбовых персон. Эту тему продолжили многие другие выставки работ наших нижегородских художников: "Нижегородские дворики", "Мой город любимый" (живопись И. и В. Петрухиных), "Моих друзей прекрасные черты" (А. Краев, А. Гладышева, Т. Быкова, Н. Лушина).

Сотрудничая с Обществом украинской культуры в Нижнем Новгороде, позднее получившим название "Джерело", мы ежегодно показывали выставки украинского искусства. Один из ярких аспектов выставочной деятельности - прикладное искусство, вследствие появления большого интереса к народному и самодеятельному творчеству: "Искусство красносельских ювелиров", "Фестиваль бисера": Не случайно одна из выставок носила символическое название - "Радость творчества".

Одно из новых направлений в 90-е годы мы условно назвали для себя "Приближая города, страны и континенты". Далеко не все жители города могли позволить себе куда-то выехать, и музей взял на себя миссию знакомить нижегородцев с культурой, прикладным искусством других народов и земель. В 1994 году начали проводить фестивали японской культуры в нашем городе. В центре внимания тогда была выставка японских кукол в музее Н.А. Добролюбова под названием "Предмет поклонения, воплощение любви", любезно предоставленная информационным отделом Посольства Японии в России.

Открытие выставки ''Учитель и ученик'' в рубрике ''Второе Я нижегородской интеллигенции''. Т.П. Рунов и В.М. Терехов. Май 2001 года Выставка "Куклы Японии" стала естественным продолжением знакомства нижегородской публики со своеобразной японской культурой и прикладным искусством после двух выставок оригами (старинное японское искусство складывания изделий из бумаги без клея и ножниц), проведенных в музее. Яркая, экзотичная, нарядная и познавательная, она стала местом паломничества групп и одиночных посетителей.

В 1995 году прежняя экспозиция была дополнена новыми куклами-статуэтками "кимэкоми", веерами, японскими фонарями, и 4 февраля приняла первых посетителей новая выставка японских кукол в музее Н.А. Добролюбова. А известные отечественные мастера оригами из Москвы Зухра и Валерий Чащихины привезли в Нижний Новгород на выставку свои оригами. Ботанический сад Нижегородского университета предоставил для экспонирования коллекцию миниатюрных деревьев бонсай, традицией выращивания которых прославились японцы.

Организаторам второго фестиваля удалось выявить все ресурсы Нижнего Новгорода, связанные с пропагандой японской культуры на Нижегородской земле. В третий раз выставка "Куклы Японии" побывала в музее Н.А. Добролюбова в октябре - ноябре 2001 года. 23 октября музей принимал у себя в гостях депутата палаты представителей Парламента Японии господина Судзуки Мунэо, посла Японии в России господина Тамба Минору, заведующего информационным отделом Посольства Японии господина Кавабата, сотрудников посольства. В четвертый раз японские куклы гостили в нашем музее в феврале 2005 года.

После успеха японской выставки нам предложили принять участие в проведении Дней французской культуры на Нижегородской земле, и гостем музея был посол Франции в России г-н Морель.

Начиная с японского прикладного искусства, мы продолжили идею направления "Приближая города, страны и континенты" такими выставками, как "Чудеса и тайны мастерства художников Северной Кореи" и "Вятский вернисаж" (выставкой всего, чем богата земля вятичей), а затем - "Золотыми цветами Могилевщины" (белорусское прикладное искусство). Ее привезли сюда художники Наталья и Сергей Квач, организовавшие в белорусском провинциальном городке школу искусств и ремесел, поддерживающую и развивающую традиции художественных промыслов Белоруссии. Экспозицию составили работы самих художников и их учеников.

Т.П.  Виноградова на выставке ''Нижегородская Добролюбиана'' к 25-летию музея Н.А. Добролюбова.  Ноябрь 1996 года Много выставок проходит под рубрикой "Театр коллекционера". В 1992 году музей поворачивается лицом к зарождающемуся в России новому слою - предпринимателям. Россия и Нижний всегда были славны своими меценатами-предпринимателями, поэтому музей увидел свои место и роль в том, чтобы стать посредником между людьми искусства и предпринимателями. Мы находим спонсоров для интересных выставок: спонсором выставки талантливого художника из Тулы Василия Животягова "Космос души" стало АО "Бумснаб".

Сотрудничество музея с предпринимателями проявилось и в проведении выставок-продаж картин. Сотрудники музея старались заинтересовать бизнесменов работами наших художников, чтобы картины попали в хорошие руки. Этой же цели послужила и деятельность салона "Коллекционер". В 1996 году было много показов работ из собраний коллекционеров: "Санкт-Петербург - Нижний Новгород" из коллекции В. Ронжина; "Нижегородские художники" - из коллекции Ю. Адрианова и Е. Галкина; "Нижний и нижегородцы" - из коллекции Л. Крайнова-Рытова.

Несколько лет музей плодотворно сотрудничал с галереей "Русский век", которую возглавляет талантливый и энергичный организатор, энтузиаст и увлеченный пропагандист живописи и декоративно-прикладного искусства Н.В. Тюльникова. Запомнились выставки "Нижегородские дворики" (коллекция городецкой росписи С. Чуянова), "25 нижегородских художников", "Классики - современникам" (живопись нар. худ. РФ В. Жемерикина и засл. худ. РФ В. Холуева), "Два поколения художников" (живопись нар. худ. РФ В. Софронова, Инессы и Рубена Софроновых), "Стекло России" (ведущие художники завода в г. Гусь-Хрустальный), "Живопись Александры Сайкиной".

Поскольку 1992 год был объявлен ЮНЕСКО годом семьи, две авторские выставки были организованы специально для семейного посещения с детьми. В осенне-зимнем сезоне - выставка "Честь и слава русскому мундиру!" (история военного костюма в оловянных солдатиках). А позже, к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне мы показали выставку военно-исторической миниатюры. В летнем сезоне провели выставку оригами. По многочисленным просьбам посетителей впоследствии мы устраивали "ремейки" этих выставок. Затем создали собственную стационарную, принадлежащую музею детскую выставку оригами, за которую не было необходимости платить хозяину, которую можно было вывозить как передвижную, что делалось многократно, обновлять, повторять, расширять, то есть повышать доходность музея. А в работе летней выставки "Мир кукол", где были представлены самые разные куклы - для игры, театральные, сувенирные, авторские, коллекционные, - приняли участие пятнадцать коллективов и частных лиц.

В 1997 году рубрику "Театр коллекционера" продолжили коммерческие выставки "Парад чудес", "Удивительный мир насекомых", "Не так страшен черт:", "Слоны из коллекции Михаила Скульского", "Тайны мезозойских морей", "Куклы Н. Граховцевой" (Казань), "Домашний автомузей".

Отдельная страница нашей деятельности - работа с художниками-инвалидами. Посетители музея могли увидеть выставку работ художницы, пишущей без рук, Аллы Авдеевой. Мы организовали выставку-конкурс для инвалидов Нижнего Новгорода "Мир глазами художника" совместно с Управлением социальной защиты населения и Нижегородским отделением Всероссийского общества инвалидов к его 15-летию (апрель 2003 г.). Это дело продолжили выставки живописи Е. Курепчикова "Хрустальный взгляд израненного сердца" и П. Балашовой "В мастерской художника".

А выставки под рубрикой "Второе Я нижегородской творческой интеллигенции" помогают раскрыться нижегородским талантам с неожиданной стороны ("Болдинские этюды Юрия Адрианова" и др.). Любопытны совместные выставочные художественные проекты: "Портрет жены художника", "Москва - Нижний Новгород", "Волга - Сена, Нижний - Париж" В. Дмитриева.

Выставка ''Портрет жены художника''. Художник С. Соколов и его модель. 14 февраля 2001 года Музей Н.А. Добролюбова всегда старался сотрудничать с представителями самых разных художественных направлений и не чурался акций, направленных на расширение массового художественного сознания, включая в свою выставочную практику работу с мастерами скандальных инсталляций и шокирующего перформанса.

Яркую страницу нашей музейной жизни составляли проекты, выполненные вместе с художниками-неформалами группы ассоциативной живописи им. Гарри Деликатоза Павлом Плоховым, Игорем Егоровым и Андреем Барыкиным: "Один шаг до великого" (современный авангард), акция "АртАпрель".

Острополемичной получилась выставка "Ленин жил. Ленин жив? Ленин будет жить?!". Особо активное неприятие целомудренной культурной общественности города вызвала выставка "Ужасы телесных наказаний", демонстрируемая музеем в различных вариациях уже четыре года. Пушкин писал, что только три чувства могут вызвать у народа глубокую и сильную реакцию и могут быть положены в основу драматического произведения: любовь, сострадание и УЖАС. Дети хотят страшных сказок, подростки - выброса адреналина. Эти составляющие успеха зрелищного мероприятия были учтены организаторами, и время показало, что этот креативный проект, направленный на психологическую адаптацию личности в современных условиях криминализации и маргинализации общества, имеет своего зрителя, пользуется устойчивым спросом в самой разной возрастной и социальной среде.

К фестивалю "Веселая коза", который начался шествием от крыльца нашего музея, в музее Н.А. Добролюбова в течение двух лет подряд организуется полушуточная выставка "А.Д. Улыбышев - прародитель всех капустников". К веселым апрельским дням ежегодно музей добавляет забавные выставки-розыгрыши и мистификации: "Пустота", "Карикатуры В. Петрухина", "Хохочущая лошадь" и другие.

Также с первого дня работы Литературно-мемориального музея Н.А. Добролюбова (1986) приоритетной для нас стала пушкинская тема. Это обусловлено тем, что музей Н.А. Добролюбова - единственный в городе музей, посвященный истории литературы XIX века. И сотрудники музея рассматривают литературный процесс как нечто неразрывное и взаимообусловленное.

Музей Н.А. Добролюбова взялся за осуществление подготовки к открытию в нашем городе музея А.С. Пушкина, занимаясь собирательской и выставочной работой, формируя коллекции, собирая вокруг себя пушкинский актив. Были установлены связи с теми, кто в той или иной форме хранит, собирает, исследует, популяризирует пушкинское наследие: это коллеги-музейщики из пушкинских музеев страны, ученые-пушкинисты, краеведы, художники, писатели, артисты, коллекционеры.

Уже январь 1987 года начался выставкой "Пушкиниана коллекционера С. Сегаля", за которой по-следовала выставка коллекции значков, медалей, буклетов, афиш коллекционера-пушкиниста А.Н. Сергеева. Этот собиратель неоднократно выставлялся в музее, а впоследствии передал свое обширное собрание музею Н.А. Добролюбова для будущего музея А.С. Пушкина. С февраля 1987 года в музее Н.А. Добролюбова в дни рождения и памяти А.С. Пушкина устраивались Пушкинские выставки.

190-летию со дня рождения поэта была посвящена выставка, поступившая из-за рубежа: "Пушкин в экслибрисах из собрания Литературного музея им. А.С. Пушкина в Бродзянах (Чехословакия)". За ней последовали многочисленные пушкинские выставки частных коллекций и работ нижегородских художников:
- "Первозванные наши апостолы:" (Пушкин, декабристы и их окружение в работах Д. Арсенина, Л. Воскресенской),
- Пушкиниана художника В. Березина,
- Пушкинское Болдино глазами нижегородских художников,
- Сценография А. Мазанова к пушкинским спектаклям (из фондов музея Н.А. Добролюбова),
- Новые поступления в будущий музей А.С. Пушкина,
- "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья" (графика из фондов Болдинского музея-заповедника),
- А.Д. Улыбышев (материалы к биографии),
- "Там русский дух, там Русью пахнет" (прикладное искусство учащихся художественных школ Нижегородской области к юбилею А.С. Пушкина),
- Пушкинское Болдино в работах художника Д. Арсенина,
- Выставка приобретенной музеем Добролюбова коллекции театральных эскизов к пушкинским спектаклям к 90-летию со дня рождения художника Анатолия Мазанова,
- Болдинские этюды Юрия Адрианова,
- Изделия учащихся лицея N 60 на пушкинские темы,
- Пушкинская графика М. Михайлова,
- Наш нижегородский Пушкин (прообраз будущей экспозиции музея А.С. Пушкина),
- Пушкиниана из фондов музея Н.А. Добролюбова,
- Пушкиниана Аркадия Алямовского,
- Пушкинская коллекция Евгения Галкина,
- Нижегородские художники - Пушкину,
- Памяти профессора В.А. Грехнева,
- "Очей очарованье" (к 200-летию А.С. Пушкина),
- Болдинские пейзажи Валерия Хазова,
- Пушкиниана Ирины Федосовой,
- Пушкин в живописи Г.П. Гришина,
- Нижний Новгород глазами Пушкина (работы резчика по дереву Ю. Прокофьева).

Неоднократно в течение этих лет передвижные пушкинские выставки из фондов нашего музея, посвященные А.С. Пушкину, демонстрировались в учебных заведениях и библиотеках города.

Крупное культурное событие, приуроченное к 165-летию декабристского восстания и связанное с именем Пушкина, - организация выставки графики Дмитрия Арсенина "Первозванные наши апостолы:", которая рассказывала о декабристах-нижегородцах и друзьях Пушкина.

В 1997 году в музее ко дню рождения А.С. Пушкина была открыта выставка "Пушкин и нижегородское дворянство", к Пушкинским дням, посвященным памяти поэта, организована выставка "Пушкинское Болдино глазами нижегородских художников". Наш музей показал на Всероссийском форуме "Время жить в России" выставку "А.С. Пушкин и Нижегородский край", на книжной выставке на Нижегородской ярмарке - выставку "Там русский дух, там Русью пахнет:".

5 февраля 1999 года была представлена собранная за эти годы экспонатура на выставке "Наш нижегородский Пушкин", посвященной Дню памяти А.С. Пушкина. 6 июня 1999 года, в день 200-летия поэта, музей Н.А. Добролюбова открыл свой новый филиал - музей А.С. Пушкина, использовав для этого исключительно собственные ресурсы. В праздничный день открытых дверей нижегородцы и гости города смогли посмотреть пушкинскую экспозицию и выставку работ Д. Арсенина.

В том же году День памяти А.С. Пушкина отмечен выставкой "Пушкиниана Ирины Федосовой". Через год, 6 июня 2000 года, вниманию публики в день открытых дверей были представлены материалы к пушкинской экспозиции и выставке "Пушкин в изобразительном искусстве": работы Д. Арсенина, Г. Гришина, А. Алямовского, З. Воскресенской; серия резных гравюр мастера-древодела, резчика Юрия Прокофьева "Нижний Новгород глазами Пушкина в 1833 году".

В последнее время музей Н.А. Добролюбова установил тесные и долгосрочные связи с Петербургским музеем восковых фигур, ознаменовав начало 2005 года открытием выставки "Тайны Невского проспекта". А впереди - выставки "Легенды и мифы русского народа", "Тайны Тибета" - совместная акция с Рериховским центром.

Выставочный комплекс "На Лыковой дамбе" (бывший "доходный дом" семьи Добролюбовых) надеется на признательное удивление своих новых и постоянных посетителей, многие из которых не забывают заглянуть и во флигель усадьбы, где провел свои детские и юношеские годы выдающийся русский литературный критик-публицист, ради сохранения памяти о котором в умах и сердцах новых поколений работает коллектив музея Н.А.Добролюбова.

[Журнал N9-10]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8