Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N9-10":
Основные темы этого номера прошлое и настоящее Волжского речного пароходства в музея Нижнего Новгорода

К сведению!
В очередном номере нашего журнала читатель узнает, как распоряжаются нижегородские музеи хранимыми ими ценностями. Как музеи вовлекают посетителей в совместную деятельность по овладению культурным наследием и какие новые формы музейной работы появляются на нижегородской земле, в то время как российские музеи становятся все более открытыми системами, вступают в контакты и во взаимодействие с обществом, постепенно расширяя свое влияние, и начинают играть консолидирующую роль в жизни общества.

И.Д. Мухина
Преддверие сказки

Cреди множества нижегородских музеев есть такой, о котором с полным основанием можно сказать: он - единственный и неповторимый. Ну где еще в качестве экспонатов увидишь: артистов?

Не удивляйтесь и не пугайтесь. Даже в наше циничное время, слава богу, никому в голову не придет заспиртовать гения сцены. Речь тут о лицедеях особенных - о куклах. В присвоении им подобного "человеческого" профессионального определения никакой натяжки нет. Загляните за ширму Нижегородского академического театра кукол, пообщайтесь с теми, кто трудится там в поте лица, и наверняка услышите от них: "Куклы - вот настоящие артисты, а наше дело - вдохнуть в них жизнь". Думающим иначе, воображающим, будто имеют дело с послушным инструментом, всего лишь с бутафорией, не добиться успеха в древнем и вечно молодом искусстве.

Л.А. Ильичева Горячо отстаивает такой взгляд на свою профессию и Лидия Александровна Ильичева. В нашем кукольном она служит уже 35 лет. И кого только не "помогала" играть своим тростевым партнерам - от феи до зайца. В последние годы она, правда, работает на ответственном посту главного администратора театра, но иногда встает за ширму, подменяя заболевшего артиста. А главное, у нее как истинного, по призванию, кукольника сохраняется влюбленность в куклу. Это видно и по тому, как Лидия Александровна рассказывает об истории, о творческих достижениях родного коллектива. Именно она чаще других водит экскурсии по уникальному театральному музею.

Возможность открыть музей появилась, когда труппа переехала в свой нынешний дом, тому уж лет 26. Материал для будущей экспозиции собирался много раньше. Ведь история славного театра началась 27 января 1929 года, когда в помещении Дома культуры им. Свердлова показал свои первые постановки для детей только чтоорганизованный коллектив, названный "Театром Петрушки". Экскурсия и начинается у стенда со старыми пожелтевшими афишами, с фотографиями основателей благого творческого дела. Это - супруги Яворовские, которые из кружка любителей составили первую в нашем городе труппу кукольников, всего из шести человек. Становление было непростым: публика на представления ходила плохо, исполнители постоянно менялись, менять приходилось и адреса. И лишь в 1932 году, по завершении очередного сезона, стало ясно, что наступило время стабильности и заложен фундамент для успеха.

И успех этот был связан с уникальными творческими личностями. Вот портрет искусного конструктора кукол Виктора Алексеевича Кислякова. Море выдумки, золотые руки и потрясающая преданность делу. Такие же качества характерны для всех, кому посвящены стенды и экспонаты театрального музея. Например, художницы Н.М. Дрягина и А.П. Колесникова. Придуманные ими для спектакля "Жирофле-Жирофля" куклы были удостоены Серебряного приза Международной выставки в Брюсселе в 1963 году.

 Фрагмент экспозиции музея  Фрагмент экспозиции музея

А легендарный режиссер и драматург Ю.Н. Елисеев. Это сочиненные им спектакли для взрослых побили все рекорды долголетия. Знаменитая "Чертова мельница" держалась в репертуаре более 40 лет, "Божественная комедия" и того больше. Какие замечательные сказки создавал Юрий Николаевич для детей! В память об этом коллектив в 90-е годы поставил спектакль "Сэмбо" по его пьесе.

Музейная экспозиция рассказывает и об артистах разных поколений. Например, о знаменитой "бабе Шуре", как ласково зовут в театре заслуженную артистку России Александру Ивановну Харчевникову, которая оживляла "куколок" 45 лет!

 Фрагмент экспозиции музея  Фрагмент экспозиции музея

Особая часть экспозиции посвящена наградам, фестивальным дипломам, престижным гастролям коллектива. Тут посетитель узнает об успешных выступлениях нижегородских артистов в Венгрии, во Франции, Испании, Бельгии, США, Германии. Доныне пополняема и та витрина, которая дает представление о творческих достижениях Нижегородского академического театра кукол уже в новом веке. Здесь многое связано с именем талантливого режиссера народного артиста России А.И. Мишина. В ряду его замечательных созданий - яркий, виртуозно играемый артистами спектакль "Ханума", который в 2000 году собрал целый урожай премий. А мимо колоритных кукол, придуманных художником Ириной Костриной, невозможно пройти равнодушно.

Кстати, о них - главных действующих лицах. Куклы - от почтенного ветерана Вельзевула до молоденьких трех поросят - населяют все витрины необычного музея. Лидия Александровна Ильичева говорит, что именно эти экспонаты более всего занимают посетителей, и не только самых маленьких.

 Фрагмент экспозиции музея  Фрагмент экспозиции музея

"Поначалу у ребят вызывает сомнение мое утверждение, что кукла может все, - рассказывает гид. - Тогда я просто беру ее в руки и начинаю показ. Кукла необыкновенно точно копирует позу моего собеседника, жест, походку. Восторг и удивление! Экскурсантам уже хочется побывать у бутафоров, в мастерской конструктора кукол СтаниславаАлександровича Семикова, но особенно - увидеть, что происходит за ширмой во время спектакля. А там свое поразительное зрелище: кто "делает" ноги лошади, кто управляет ее хвостом, кто имитирует стук копыт. В спектакле "Иосиф Швейк против Франца Иосифа", например, на каждого исполнителя приходится по 6-7 персонажей. Это требует виртуозной игры".

Такие подробности будоражат воображение не только юных экскурсантов. Л.А. Ильичева вспоминает о посещении музея знаменитым Сергеем Владимировичем Образцовым, главным кукольником страны. Даже он был удивлен, что куклы такого художественного уровня создаются силами просто крошечного коллектива. У него только бутафоров 300 человек, а тут - трое: Недаром Нижегородский театр в 1997 году получил звание "академический" вторым в России вслед за Центральным театром кукол в Москве, который ныне носит имя С.В. Образцова.

 ''Стойкий оловянный солдатик'' Музей - неотделимая часть этого царства игры, своего рода преддверие сказки, в которую попадает зритель после третьего звонка. Он и расположен не в изолированном помещении, а прямо в одном из верхних фойе - невозможно не заглянуть перед началом представления или в антракте. Экспозицию с особенной любовью создал заслуженный артист России Владимир Смолов, увы, уже год как ушедший из жизни. А сформированное им музейное пространство не просто функционирует - оно словно дышит. Вот только сам интерьер, красивый, с великолепной акустикой, за прошедшие годы обветшал, пора бы сделать ремонт. Но за этим, как говорится, дело не станет.

Побывав в музее театра кукол, остро ощущаешь, как не хватает Нижнему Новгороду полномасштабного музея Театра. История его у нас богата и ярка, материал накоплен, мечтают о нем в Нижегородском отделении Союза театральных деятелей России. Бог весть, сбудутся ли такие мечты. Так что пока сказочная экспозиция в доме сказок на Большой Покровской остается единственной и неповторимой.

Фото Натальи ЕРМАКОВОЙ

[Журнал N9-10]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8