Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N9-10":
Основные темы этого номера прошлое и настоящее Волжского речного пароходства в музея Нижнего Новгорода

К сведению!
В очередном номере нашего журнала читатель узнает, как распоряжаются нижегородские музеи хранимыми ими ценностями. Как музеи вовлекают посетителей в совместную деятельность по овладению культурным наследием и какие новые формы музейной работы появляются на нижегородской земле, в то время как российские музеи становятся все более открытыми системами, вступают в контакты и во взаимодействие с обществом, постепенно расширяя свое влияние, и начинают играть консолидирующую роль в жизни общества.

С.П. Чуянов
Музей в ракурсе телеобъектива

Двадцать первый век наступил, но уже в ушедшем двадцатом веке нельзя было представить культурное пространство без сотрудничества телевидения с музеями. Казалось, что телевидение и музеи созданы друг для друга.

Если за год музей могли посещать где двадцать тысяч, а где несколько сотен тысяч человек (естественно, где больше, а где - меньше), то телевидение давало эту возможность нескольким миллионам.

Именно в последние годы рождались целые циклы телеэкскурсий по Русскому музею, Эрмитажу, Третьяковской галерее. Циклы создавали федеральные телевизионные каналы в тесном сотрудничестве с музеями (чаще по заказам самих музеев) . Эту эфирную продукцию с удовольствием показывали и показывают и региональные каналы.

Постоянный участник телемарафонов, директор Государственного литературно-мемориального и природного музея-заповедника А.С. Пушкина ''Болдино'' Г. Золотухин 
и автор проекта С. Чуянов. 1997 год В последнее время возрос интерес к так называемым "малым музеям". Определение это весьма условное, так как в сущности своей любой музей - от Эрмитажа до школьного - неповторим, и величина его - понятие относительное. Телевидение сокращает (а то и вовсе уничтожает) расстояние между потенциальным посетителем и музейной экспозицией.

Сегодня и крупным музеям, с их десятками тысяч единиц хранения, нельзя жить, не используя возможности телевидения и как средства массовой информации, и как коммуникативного канала, и как пропагандиста, и как фиксатора жизни музея и его истории.

Музейщики и сами поняли, что этапные события в виде уникальных выставок, концептуально выстроенных экспозиций, высказываний ученых, музейных работников, краеведов, художников, искусствоведов остаются неповторимыми, живыми свидетельствами работы исторического и художественного материала на современность и на будущее, чему по большому счету и должен служить музей и его бесценное собрание. Практика Нижегородской государственной областной телерадиостудии ННТВ по проведению масштабных телемарафонов содержит в себе бесценный опыт сотрудничества со столичными, областными и районными музеями (повторяю, что такое разделение очень условно).

Мастерицы городецкой росписи на съемках телемарафона ''Душа России''. 1998 год Когда мне как руководителю этих проектов пришлось готовить эти марафоны, то стало понятно, что музеи, их экспозиции станут основой, эмоциональным центром информации, которую зритель получит о Пушкине, Чкалове, Горьком, Шаляпине, малых исторических городах Нижегородской области. Музеи стали тем фундаментом, на котором строилась концепция каждого телемарафона.

При знакомстве с музейными экспозициями в полном смысле захватывало дух от того духовного богатства, которое может появиться на экране и дать сотням тысяч зрителей возможность познакомиться с раритетами, увидеть эпоху через реликвии и документы, живописные полотна и мемориальные вещи.

При проведении телемарафонов "Болдино-97", "Дорога к Пушкину", "Пушкинский день на ННТВ" мы привлекли к участию музей-заповедник А.С. Пушкина в Большом Болдине, Всероссийский музей А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге, Государственный музей А.С. Пушкина в Москве. А участие в нем музейщиков такого ранга, как заместитель директора по науке Государственного музея А.С. Пушкина в Москве доктор филологических наук Н.И. Михайлова, не только украсило несколько программ марафонов, но и придало им значимость крупного культурного события не только Нижнего Новгорода и области, но и России.

Слово "Пушкин" стало своеобразным паролем для беспрепятственной работы нашей творческой группы во всех этих музеях. Тем более, что первый телемарафон "Болдино-97" был благотворительным, и мы собирали средства на восстановление и реставрацию Болдинского музея-заповедника А.С. Пушкина.

Кстати, это ли не пафос содружества телевидения и музеев?!

Старинное ткачество из музея - на телевизионный экран. 1998 год Средства (хоть и небольшие) для музея собрали, машину ГАЗ подарили: Первыми откликнулись и отдали свои пенсии на благое дело бывшие блокадники Ленинграда, вторыми стали дети и педагоги интерната для слабовидящих детей. Но отношение общества к музеям - это уже другая тема. Бесценные знания и пищу для раздумий по этой теме мы получили именно во время этих телевизионных акций. Думаю, что и музеи - тоже.

Телемарафоны "Душа России" были задуманы как видеоэнциклопедия, телевизионный портрет губернии на рубеже веков. Концепция проекта включила в себя неповторимость и уникальность каждогогорода, вошедшего в орбиту интересов автора проекта. А это значит, что история и историко-культурные традиции каждого города, сосредоточенные в музеях, выйдут на первый план. Музеи Выксы, Городца, Арзамаса, Дзержинска, Семенова, Богородска, Бора, Первомайска показывали свои сокровища, давали для телевизионных групп бесценную информацию, отправлялись с телевизионщиками по местам старообрядческих скитов, животворных источников, бытования народных художественных промыслов.

После показа программ телемарафонов и отдельных программ о музеях случалось слышать от зрителей самые восторженные оценки от бесхитростного "а мы и не знали, что у нас такой замечательный музей" до "обязательно поведу туда свою родню, которая приедет к нам в гости".

Мы часто говорим о патриотизме. Так вот, телевидение может очень много сделать в воспитании оного у самых широких масс зрителей, а шире - жителей региона. Один из зрителей в своем отзыве после просмотра ряда программ о наших музеях выразил восхищение тем богатством меморий, документов, произведений искусства, которыми располагают музеи Нижегородской области.

Рассказать о красоте наших художественных промыслов, об уникальных предприятиях, великих людях, родившихся или совершивших великие деяния на Нижегородской земле через телевидение, через знакомство с драгоценными раритетами музейных экспозиций - это ли не великая просветительская задача, которую решают вместе телевидение и музеи?

Вот уже много лет наша телевизионная творческая группа изучает и поддерживает замечательную работу Городецкого краеведческого музея по созданию Детского музейного центра и воспитанию населения города и самой юной его части в глубоких патриотических традициях и по отношению к своему родному городу, и по отношению ко всей России.

Сотрудники музея Н.А. Добролюбова во время телемарафона ''Болдино-97'' (слева направо): 
В. Терехов, В. Белоногова, Г. Дмитриевская, А. Трухманов, ведущая М. Ливанова. 
1997 год Сегодня содружество телевидения и музеев важно, как никогда. Экономическая ситуация в стране резко сократила возможности прежних профсоюзных поездок по стране многочисленным туристическим группам. И тысячи людей, не имеющих для таких поездок достаточных средств, садятся к телевизору, чтобы увидеть памятники архитектуры, шедевры Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, экспонаты Исторического музея, музеев Пушкина, Гюго, Пикассо.

Наша студия уже несколько раз показывала видеофильм "Музеи Парижа", и каждый раз зрители благодарят за это. Не только благодарят, но и просят переписать этот фильм на свою видеокассету.

Телевидение сокращает расстояние до музея. За полчаса зритель этого фильма смог побывать в парижском Лувре, Музее Д,Орсе, музеях Гюго, Пикассо, Родена. Во всяком случае, появляется желание побывать в этих музеях и увидеть все своими глазами. И для тех, кто располагает возможностями, это срабатывает безотказно. Одна из последних программ, которую нам любезно помог снять Владимиро-Суздальский музей-заповедник, - это программа о знаменитых Суздальских "златых вратах".

До этого я наблюдал, как во время экскурсии посетители Рождественского собора в Суздале, где находятся эти "златые врата", останавливались буквально на 5 минут возле шедевра Владимиро-Суздальской Руси и опрометью мчались дальше.

Конечно же, рассмотреть все клейма врат, увидеть и почувствовать мастерство художников огненного золочения, осмыслить все сюжеты клейм и в целом осознать философию этого своеобразного иконостаса не было у них никакой возможности.

Члены нашей творческой группы - оператор Алексей Круглов и режиссер Александр Игнатьев - с помощью современной видеокамеры снимали "картинку" так, чтобы показать самые выразительные сюжеты врат, отдельные фигуры и лица, фрагменты орнамента, искусно созданного уникальной техникой золотой наводки безвестными русскими мастерами. Известные черно-белые репродукции альбома-монографии А.Н. Овчинникова "Суздальские златые врата" не передают самой фактуры золочения медной пластины, а увеличенное видеообъективом изображение позволяет сделать это.

Расхожим стало сравнение музея с айсбергом, большая часть которого скрыта от взора наблюдателя. Телевидение и здесь может прийти на помощь музею. Раскройте запасники, покажите зрителю то, чего он годами не видит и, может быть, не увидит никогда.

Участники телемарафона ''Дорога к Пушкину'' в Музее-квартире А.С. Пушкина на Арбате (слева направо): заслуженный деятель искусств России Н. Золотова,  солистка Большого театра России народная артистка России Н. Ананиашвили, оператор Н. Таланов, руководитель проекта С.Чуянов. 1998 год Вспоминается опыт работы над несколькими программами, в которых зритель увидел коллекции старинной мебели, фарфора, изделий мастеров народных художественных промыслов и старинные шали из запасников Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Телевидение публицистическими средствами способно рассказать о проблемах музейного строительства, сохранности и пополнения фондов, восстановления полуразрушенных памятников и реставрации уже имеющихся объектов музеев-заповедников или особо ценных экспонатов, помочь самой постановкой проблемы обрести для музеев спонсоров или меценатов.

Современные музеи - это и бесценный видеоматериал, который на разных носителях различных систем должен собираться и концентрироваться в музейных фондах, чему тоже может помочь сотрудничество с телевидением.

Одним словом, накопленный опыт позволяет его не только сохранить, но и приумножить. Каждый экспонат, как часть нашей истории и культуры, может "работать" не только в музейной витрине или на выставочном стенде, но и в телевизионном эфире, умножая число музейных посетителей в десятки тысяч раз.

[Журнал N9-10]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8