Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N9-10":
Основные темы этого номера прошлое и настоящее Волжского речного пароходства в музея Нижнего Новгорода

К сведению!
В очередном номере нашего журнала читатель узнает, как распоряжаются нижегородские музеи хранимыми ими ценностями. Как музеи вовлекают посетителей в совместную деятельность по овладению культурным наследием и какие новые формы музейной работы появляются на нижегородской земле, в то время как российские музеи становятся все более открытыми системами, вступают в контакты и во взаимодействие с обществом, постепенно расширяя свое влияние, и начинают играть консолидирующую роль в жизни общества.

С.Л. Горяченко
Семейная память как составная часть историко-культурного наследия

Семейная, родовая, фамильная память: Трудно дать этим понятиям определение.
На мой взгляд, это совокупность духовных и материальных ценностей, накапливаемых, сохраняемых и передаваемых, как эстафета, в семье от поколения к поколению.

Свадебная фотография Флегонта Павловича и Любови Афанасьевны Лапшиных. 1896 год Семейная память: Ее многообразие безгранично. Это книги или семейная библиотека, отдельные фотографии или альбомы, документы, награды, картины, коллекции, письма, старые или старинные вещи и вещицы, зачастую сделанные "своими" руками, никчемные на взгляд посторонних, но бесценные для семьи. Очень точно отражено это в стихотворении, автор которого мне, к сожалению, неизвестен:

Старинные вещи
минувших эпох
Как дороги сердцу
семейных родов!
В них связь поколений
и вкусы столетий,
В них память
далеких ушедших годов:

Это и огромный, в полтысячи деревьев, сад или одно-единственное дерево, посаженное в память о ком-то или в честь какого-то события. Это дорогие могилы: Это устоявшиеся и неизменные традиции, воспоминания... Это и родовые черты: гордость, жертвенность, стремление к совершенствованию, страсть к познанию нового:

Семейная память хранит жизненные уроки, содержит основы нравственного воспитания молодого поколения, ставит задачи отдельным членам семьи, всей семье, а иногда и не одному поколению. Русский ученый и философ П. Флоренский считал, что жизненная задача каждого - найти собственное правильное место в семье и поставить себе задачу как члену семьи, рода. Только тогда возможно сознательное отношение к своей жизни и к жизни своего народа. И только тогда оправдывается существование личности, когда каждый будет стремиться дать миру лучшее из того, что сберег в семейной памяти и вложил в него весь его род. Нужно осознать свою роль в сохранении и приумножении ценностей своего рода и решить, как передать дело сохранения семейных реликвий потомкам. Осознание этого приходит не ко всем, а если приходит, то чаще всего не сразу, но чем раньше, тем лучше.

Семейство братьев Лапшиных Не все так просто с семейной памятью. Для ее существования, развития и процветания нужны, по крайней мере, два условия. Первое условие: нужно, чтобы были хранители памяти. Второе условие - чтобы были восприемники этой памяти. Лучше, если тех и других будет много, но пусть будет хотя бы по одному.

Плохо, если хранитель есть, а восприемник живет по закону сорока "не" (невнимателен, нелюбознателен и т.д.). Но тут еще есть надежда, что со временем исчезнет одно "не" и начнется цепная реакция перехода минусов в плюсы. Плохо, если нет ни хранителей, ни восприемников (либо одного из них) - упущено время и вряд ли что можно исправить.

Очень горько, если хранитель есть, а восприемник живет по закону одного "ни": "ничего святого". В этом случае остается только слабая надежда, что появится восприемник "левый", неродной, но не нерадивый, и сумеет подхватить семейную память одного рода и привить ее к дереву другого, своего рода. Дай-то бог!

Ценность семейной памяти огромна, а сохранение ее памяти в чистоте тоже имеет немалую цену. Предки и ныне живущие, передавая фонд семейной памяти потомкам, так или иначе заставляют их взглянуть на позиции семьи и рода: если семья основывалась на принципиальности, гражданственности, совести, доброте, духовной чуткости - это ли не вечные ценности? Если эти вечные ценности присущи роду, семье, то какова же главная фамильная ценность?

 Леня и Соня Лапшины. 17 июля 1911 года, село Городец Нижегородской губернии На мой взгляд, главная фамильная ценность - честь семьи и фамилии, родового имени как знака рода. И главная задача - сохранение их в чистоте. В связи с этим становится совершенно понятным завет гениального Пушкина: "Бескорыстная мысль, что внуки будут уважены за имя, нами им переданное, не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца?"

Что касается лично меня, то я всегда интересовалась своими родственниками, но не историей рода, не памятью как целым, а отдельными элементами семейной памяти. Пришло время, и я начала трудиться над систематизацией и осмыслением имевшегося у меня разрозненного материала.

Стране и нам досталось трудное время - революции, войны, репрессии: Бури, проносившиеся над Россией, смывали и предков, и память о них. По крупицам приходится собирать сведения о своих даже недавно ушедших родственниках, но стоит потянуть ниточку - и начинает наматываться клубочек сведений о семье.

Изучила я сохранившиеся в семье документы, фотографии, составленное еще отцом генеалогическое древо, нашла новые архивные данные. По-новому прочла строки из сохранившегося девического альбома своей тети (1916-1919 гг.), с огромным интересом прочла дневник деда (1928-1952 гг.) и воспоминания отца, написанные в 1970-е годы. Передо мной развернулась связная картина становления и развития рода Лапшиных, к которому принадлежу и я. Появилось нечто целое - личный и семейный родовой архив. Родилась книга о волжской династии Лапшиных.

Я увидела связь истории своей семьи с историей края и с историей страны, осознала, что семейная память - часть нашего общего культурного наследия:

 Агафья Семеновна, Надя, Соня, Леонид Флегонтович Лапшины. 1940 год Поняла, что надо помнить о своих корнях. Они питают и защищают в жизни, дают ощущение жизненной устойчивости и целесообразности, открывают новые грани в смысле жизни.

Прочитайте стихотворение В. Шефнера "Спросил у памяти". Поэт как будто размышляет вслух и пытается дать ответ на тревожащие нас мысли, а может быть, на саму жизнь:

Стоит ли былое вспоминать,
Брать его в дорогу, в дальний путь?..
Все равно - упавших не поднять,
Все равно - ушедших не вернуть.
И сказала память: "Я могу
Все забыть, но нищим станешь ты,
Я твои богатства стерегу,
Я тебя храню от слепоты".

Подумайте, оглянитесь и вы! Будет ли у вас, что вспомнить? Есть ли цель? Что подсказывает семейная память? Относитесь ли вы бережно к ее частицам? Нашли ли среди своих предков и родственников того, кем можете гордиться и примеру кого можете следовать? Сохраняются ли в семье лучшие фамильные черты? Приумножаются ли духовные ценности? Что сделали вы, чтобы дети и внуки гордились вами? Кто продолжит ваше дело на земле?

Отнеситесь бережно к семейным архивам, изучайте ваши реликвии: письма, книги с пометками и экслибрисами предков и т.д. Они дают представление о жизни, занятиях, мыслях ваших близких в недалеком и далеком прошлом. Свои корни нужно знать. А там уж сердце, совесть, разум и время расставят все по своим местам. Жизнь коротка. Не теряйте драгоценного времени. Еще не поздно!

[Журнал N9-10]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8