Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N11-12":
Юбилейный 2006 г. Отмечаем 110-лет Нижегородского городского художественного и исторического музея и
70-лет Павловского исторического музея

К сведению!
2006 год для нижегородского музейного сообщества - это особый год. 110 лет назад, когда Нижний Новгород принимал участников и гостей XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки, состоялся торжественный акт открытия Нижегородского городского художественного и исторического музея в обновленной Дмитриевской башне Нижегородского кремля. Это событие положило начало созданию нижегородской музейной сети, которая сегодня включает в себя уже более 500 музеев и музейчиков. В Нижнем Новгороде и Нижегородской области работают музеи разной ведомственной принадлежности, разных типов и профилей, есть государственные (региональные), муниципальные, ведомственные, корпоративные, школьные, общественные и даже частные.

В нашем журнале мы начали систематическую публикацию документов, результатов исследований музейных специалистов, ученых, краеведов-любителей, студентов, рассказывающих об историческом пути нижегородских музеев, о том интересном опыте, который был накоплен музейщиками за более чем вековой путь, об ошибках и удачах, об истории формирования музейных собраний и, конечно, о тех "служителях муз", которые никогда не были баловнями судьбы и власти, но страстно и преданно служили своему делу, своему музею и людям.

Придворный фабрикант
Л.Г. Козлова

Ф.М. Варыпаев. Конец XIX века. Фото Г. Перл На одной из старых пожелтевших фотографий, хранящихся в Павловском историческом музее, запечатлен благообразного вида старик, всматривающийся ясным, спокойным взором в стремнину уходящих лет.

Старинного покроя кафтан, расшитый позументами и кистями, выдает в нем лицо, отличившееся некогда либо на поприще общественных дел, либо мастерства. Выпущенные в разрез воротника большие шейные медали, малые, укрепленные на груди, да искрящиеся самоцветами и бриллиантами перстни на пальцах правой руки указывают на персону, отмеченную монаршим благоволением [1]. Таким время донесло до нас образ единственного на весь обширный Павловский сталеслесарный округ придворного фабриканта Федора Михайловича Варыпаева (1818-1900).

Торговая рекламная этикетка мануфактуры Ф.М. Варыпаева Страницы судьбы этой яркой и противоречивой личности изобилуют интереснейшими событиями. Крепостной крестьянин, сумевший с трудовых низов пробиться к промышленному Олимпу и заслужить за усердные труды золотую медаль, он удостоился чести принимать в провинциальной глубинке наследника российского престола цесаревича Николая Александровича [2]. На закате дней в качестве уполномоченного павловских кустарей был включен в состав общественной комиссии при Министерстве финансов, рассматривавшей вопросы изменения законодательства в сфере производства и обращения метрологических мер. Накануне кончины сменил сословную принадлежность, приписавшись к соответствующему достатку купечеству. В кругах российской общественности широкую и в чем-то скандальную известность ему принесла должность волостного старшины села Павлова. Находясь у кормила мирского управления, он оказался в центре противоборства скупщиков и кустарной голытьбы, в котором не без пользы для себя выступил защитником интересов последней. Обвиненный потом противниками в неправильном расходовании общественных средств и казенных денег, выделенных павловским погорельцам, пострадавшим в 1872 году от сильнейшего пожара, Федор Михайлович оказался под следствием. В связи с этим в 1870-80-е годы имя Ф.М. Варыпаева нередко мелькало на страницах отечественной прессы, где он имел и обвинителей, и защитников. Его колоритную фигуру не обошли стороной известные литераторы, писавшие о знаменитом кустарном селе, - П.Д. Боборыкин, П.И. Мельников, В.Г. Короленко.

Батальонный набор медицинских инструментов. Санкт-Петербургский инструментальный завод. 1860 год Во второй половине XIX столетия Ф.М. Варыпаев превратился в Павлове в "одного из главных хозяев слесарного дела". К счастью, в музейном собрании, помимо фотографии, сохранились и изделия этого крупнейшего мануфактуриста.

Начало мастеровой карьеры Федора Михайловича - замки, приготовленные из медного сплава и стали. Корпеть над слесарными тисками и колдовать в литейной он начал еще подростком, приняв эстафету от родителя, почившего в 1833 году. Спустя десять лет, перейдя от простых замков к солидным запорным устройствам, обладавшим красивыми формами, снабженным секретами, он добился публичного признания и поощрения в виде похвалы на Московской мануфактурной выставке, где впервые представил свою продукцию. Привлекая к делу младших братьев Алексея и Василия, Федор Михайлович со временем почти полностью оставил производство замков, передав в руки родни приспособления и инструментарий. Те же, клеймя расхожие сорта именем "Варыпаевы", для изделий высшего порядка с молчаливого согласия брата использовали дарованную ему в 1865 году привилегию - право накладывать Государственный герб Российской империи на выпускаемые в заведении предметы.

Копие В коллекции музея имеются замки Варыпаевых самого разного достоинства и форм: мелкие из так называемой зеленой меди (сплава красной меди и цинка), украшенные гравированным изображением двуглавого орла и витиеватым линейным узором, исполненным руками мастериц-"писальщиц", фигурные в виде сердечка и изящной дамской сумочки [3]. Наличествует в ней и репчатый замок, прозванный так из-за сходства с разрезанным вдоль овощем и составлявший некогда солидную долю в семейном производстве. Его медный корпус скрывает внутри стальной механизм необычной конструкции, крестообразная сердцевина которого хорошо видна через скважину. Прямо под ней просматривается и полустертая марка, нанесенная резцом гравера - нижняя часть хвостового оперения орла, буквы "С / Б / П" и надпись "Варыпаевых" [4]. Двойным по составу является и ключ - трубка и бородка стальные, головка же выполнена из меди и также имеет по ободку метку в виде фамилии производителей, что совсем не типично для кустарных замочных изделий.

Кухонные ножи. Сталь, дерево, гравировка, инкрустация Однако настоящий успех к Ф.М. Варыпаеву пришел с обращением его к ножевому производству, когда благодаря не только старанию и трудолюбию, но и ловкости, предприимчивости, удаче он превратился из заурядного мастерового во владельца крупного сталеслесарного заведения, выпускавшего в год товара на 60-70 тысяч рублей. Именно ножевой товар поставлял Варыпаев царствующему дому Романовых, именно он принес ему громкую славу на российских и международных выставках в Париже, Лондоне, Вене, звание почетного члена Национальной академии промышленности, науки, сельского хозяйства и торговли Великобритании. За стальные изделия высочайшей отделки он трижды (в 1865, 1882 и 1896 годах) удостаивался права наносить на слесарные предметы собственной выделки государственный герб.

С середины XIX века мануфактура Ф.М. Варыпаева производила практически весь спектр ножевых изделий: ножницы и бритвы, ножи столовые и буфетные, перочинные и складные, садовые и охотничьи, холодное оружие и режущий хирургический инструмент. Наряду с рядовыми, типовыми изделиями в ее ассортименте встречались декоративные роскошные вещицы в виде брелоков, ножей для сигар, а также предметы узкоспециального назначения.

Нож-вилка для сыра и вилка. Сталь, яшма Коллекция Павловского исторического музея содержит 40 колюще-режущих предметов, атрибутированных как изделия слесарного заведения Ф.М. Варыпаева, прейскурант его фабрики и торговую рекламную этикетку.

На рекламной этикетке конца 1850-х годов изображено здание "фабрики", нижний этаж которой показан изнутри: в левой половине работает запряженная в привод лошадь, в правой видны деревянные круги, используемые при точке и отделке клинков. Над строением в центре помещена императорская корона, ниже ее - стилизация аверса и реверса серебряной медали "За полезное", полученной Федором Михайловичем за поднесение в 1858 году в Нижнем Новгороде императорской чете стальных изделий [5].

Столовый нож. Сталь, кость, ковка, зеркальная  полировка Подлинной жемчужиной собрания являются кухонные ножи, изготовленные почти полтора столетия назад. Клинки обоих обладают чистейшей зеркальной поверхностью, в серебре которой золотыми искрами светятся фирменные знаки производителя. Клейма на ножах разнятся по рисунку. Средний украшен двуглавым орлом, по обеим сторонам которого в кругах, имитирующих медали, помещены надписи: "Ф / Варыпаева" и "С / въ Павлове" [6]. Марка на большом ноже имеет вид двуглавого орла, с находящейся под ним фамилией "Варыпаевъ" [7].

Под стать совершеннейшим по форме и отделке клинкам рукояти, исполненные в технике инкрустации из разных пород дерева: дуба, бука и др.

Не уступает кухонным ножам и набор из вилки и ножа-вилки для сыра, в черенках которых умело использована природная красота самоцветного камня - яшмы. Рабочая часть изделий выполнена в редко встречаемых в регионе формах: вилка в виде широкой, короткой лопатки с тремя зубцами [8], нож-вилка имеет близкий вид, только нижняя ее половина выгнута сильнее, зубцы более тонкие, а левая сторона служит лезвием [9]. Оба предмета имеют клейма. На вилке оно состоит из изображения российского герба и фамилии "фабриканта", на ноже-вилке - это только надпись "Варыпаевъ", расположенная на шейке изделия.

Прейскурант и изделия мануфактуры Ф.М. Варыпаева. Вторая половина XIX века Самым массовым изделием варыпаевской мануфактуры был столовый нож, производимый как отдельно, так и в комплекте с вилкой. Предназначался он для самого разного потребителя, мог удовлетворить запросы обычного обывателя и изысканной знати. Третья часть столовых клинков делалась в заведении специально для владельцев серебряных фабрик, в том числе известнейших ювелиров Хлебникова, Сазикова, Кача. В фондах музея находится полдюжины столовых ножей подобного совместного творчества фирм Ф.М. Варыпаева и И.П. Хлебникова, в которых стальной клинок, изготовленный мастерами кустарного села, одет в серебряную рукоять, исполненную столичными златокузнецами [10]. Фирменный знак на клинках имеет отличный от приведенных выше вид - двуглавый орел помещен под балдахином, увенчанным императорской короной и имеющим занавес из горностаевой мантии. Видимо, именно поэтому в современных антикварных каталогах изделия сельского "фабриканта" нередко идентифицируются как продукция столичного петербургского мастера.

Ворота усадьбы Гомулина (ПИМ). 2006 год В 1858 году одним из первых в Павловском металлообрабатывающем районе Ф.М. Варыпаев обратился к производству хирургических инструментов. Первоначально изготавливались они по образцам изделий, случайно попавшим в руки мануфактуриста. Потому на выставках, где инструментарий впервые был представлен, эксперты, отмечая его высокое качество и дешевизну, сетовали на устарелость моделей. В связи с этим в 1861 году, после того как провинциальный предприниматель продемонстрировал на Санкт-Петербургской мануфактурной выставке свой хирургический инструмент и удостоился Большой серебряной медали, он получил в поддержку своих начинаний от медицинского департамента Министерства внутренних дел еще и батальонный набор, который должен был служить для него ориентиром в новой отрасли. В коллекции музея находится подобный комплект производства 1860 года, маркированный буквами "МВД СПИЗ" и, возможно, являющийся именно тем министерским подарком Федору Михайловичу [11].

Замки Поощренный вниманием специалистов, Ф.М. Варыпаев с удвоенной энергией принялся за освоение современных фасонов, пригласив из Санкт-Петербурга для руководства работами мастера с казенного инструментального завода А.И. Безпалова. Номенклатура медицинской продукции, выпускаемой его мануфактурой, расширилась и помимо общехирургических стала включать акушерский и стоматологический инструментарий. В музейном собрании присутствуют разнообразные скальпели, зонды, шпадели, пинцеты, крючки, иглодержатели [12]. Имеются ампутационные пилы, у одной из которых полотно составное гибкое, у другой - твердое с двусторонней зубчатой заточкой [13]. Среди операционных щипцов есть и те, что предназначены для извлечения пуль [14]. Отдельные инструменты (ланцет, крючок и двусторонний скальпель [15] ) устроены по принципу складников, их стальная часть заключена внутри роговых плашек и скреплена с ними подвижным шарниром, позволяющим при надобности быстро привести каждый предмет в рабочее состояние. Компактность и безопасность при транспортировке делала их особо удобными и незаменимыми для военных хирургов. Полевым лекарям адресован и хранящийся в музее батальонный набор, состоящий из комплекта различных скальпелей, резекционного крючка, пинцета, долота, ампутационной пилы, шпаделя. На каждом предмете красуется воспроизведение серебряной медали, полученной производителем за качественные изделия, продемонстрированные на выставке 1880 года [16].

Замок репчатый. Медный сплав, сталь Из вещей узкоспециального назначения, которые выпускались заведением Ф.М. Варыпаева, музей располагает церковным копием [17] . Этот нож, внешне похожий на копье и используемый в ходе богослужения на проскомидии для вырезания частиц из просфор, выполнен в лучших традициях слесарного искусства. Листообразный по форме, он имеет острую двустороннюю заточку, а его полотно, прошедшее так называемую черную личку (шлифовку смесью тончайшей наждачной пыли и масла), практически лишено царапин, и отполированная гладкая поверхность может вполне использоваться как зеркало. В нижней части изделия помещено золоченое клеймо в виде двуглавого орла и двухстрочной надписи "Вары - паевъ".

Все рассмотренные предметы из коллекции сельского "фабриканта" Ф.М. Варыпаева - это не только доказательство предприимчивости конкретной личности, но и материальное свидетельство искусности безвестных мастеров-виртуозов, создававших в российской глубинке изделия, достойные удивления и восхищения, а для будущих поколений - возможность соприкосновения с безвозвратно ушедшей эпохой.

Примечания

Замок-сердечко. Сталь, медный сплав 1 Павловский исторический музей (ПИМ). Инв. номер ПКМ-8378.
2 Николай Александрович - старший сын императора Александра II, умерший в 1865 году.
3 ПИМ. Инв. номера ПКМ-156; ПКМ-160; ПКМ-163; ПКМ-191; ПКМ-2189; ПКМ-2193; ПКМ-7116.
4 Там же. Инв. номер ПКМ-146.
5 Там же. Инв. номер ПКМ-379.
6 Там же. Инв. номер ПКМ-444.
7 Там же. Инв. номер ПКМ-443.
8 Там же. Инв. номер ПКМ-441.
9 Там же. Инв. номер ПКМ-438.
10 Там же. Инв. номер ПКМ-9483.
11 Там же. Инв. номер ПКМ-431.
12 Там же. Инв. номера ПКМ-430-1, 4-6, 9, 10, 13.
13 Там же. Инв. номера ПКМ-429-11; ПКМ-430-7.
14 Там же. Инв. номер ПКМ-430-12.
15 Там же. Инв. номера ПКМ-430-3, 8, 15.
16 Там же. Инв. номер ПКМ-429.
17 Там же. Инв. номер ПКМ-2161.

[Журнал N11-12]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8