Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N11-12":
Юбилейный 2006 г. Отмечаем 110-лет Нижегородского городского художественного и исторического музея и
70-лет Павловского исторического музея

К сведению!
2006 год для нижегородского музейного сообщества - это особый год. 110 лет назад, когда Нижний Новгород принимал участников и гостей XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки, состоялся торжественный акт открытия Нижегородского городского художественного и исторического музея в обновленной Дмитриевской башне Нижегородского кремля. Это событие положило начало созданию нижегородской музейной сети, которая сегодня включает в себя уже более 500 музеев и музейчиков. В Нижнем Новгороде и Нижегородской области работают музеи разной ведомственной принадлежности, разных типов и профилей, есть государственные (региональные), муниципальные, ведомственные, корпоративные, школьные, общественные и даже частные.

В нашем журнале мы начали систематическую публикацию документов, результатов исследований музейных специалистов, ученых, краеведов-любителей, студентов, рассказывающих об историческом пути нижегородских музеев, о том интересном опыте, который был накоплен музейщиками за более чем вековой путь, об ошибках и удачах, об истории формирования музейных собраний и, конечно, о тех "служителях муз", которые никогда не были баловнями судьбы и власти, но страстно и преданно служили своему делу, своему музею и людям.

"Музейная работа увлекательна:"
Алексей Иванович Елисеев (1905-1980)
Н.А. Токарева

"Родился 26 декабря 1905 года в Нижнем Новгороде. Вся моя жизнь прошла в городе, в котором родился, так что могу называться старожилом его... В 1925 году поступил на литературное отделение педагогического факультета Нижегородского государственного университета" [1], - писал в автобиографии Алексей Иванович Елисеев.

 А.И. Елисеев. 1965 год. Фото Д. Чернова. Мечтал быть филологом, языковедом, но встреча с педагогом, ученым Александром Николаевичем Свободовым изменила всю его жизнь. Именно А.Н. Свободов пробудил у студента Алексея Елисеева интерес к литературному краеведению, и прежде всего к творчеству А.М. Горького, интерес ко всему, что связано с пребыванием писателя в родном городе. Горьковедение в двадцатые годы только зарождалось, и А.И. Елисеев еще в студенческие годы становится одним из энтузиастов-исследователей творчества А.М. Горького.

22 мая 1928 года, в год 60-летия со дня рождения Алексея Максимовича Горького, в Нижнем Новгороде по инициативе местного научного сообщества открылся Литературный музей имени А.М. Горького, и, еще не окончив университета, А.И. Елисеев становится первым его директором. А впрочем, музея как такового не было, его еще предстояло создать. "Музейная работа увлекательна, но начинали мы и жили тогда в условиях довольно трудных, собирая, как говорят, по крохам то, что должно было составлять содержание экспозиции и фондов музея" [2], - писал позднее А.И. Елисеев.

На первых порах, как вспоминал Алексей Иванович, он одновременно был и хранителем, и собирателем материалов, и художником-экспозиционером, и экскурсоводом. Да еще "обрушились" на него и такие директорские стороны жизни музея, как бюджет, административно-организационная работа. Казалось, встретились непреодолимые трудности. Размещался музей в двух небольших комнатах Нижегородской публичной библиотеки имени В.И. Ленина, но, по убеждению Алексея Ивановича, "все начинается часто с маленького, и еслиимеет тенденцию жить, то развивается, растет, преображаясь к лучшему" [3]. Так постепенно развивался, укреплялся и Литературный музей. Уже в августе 1928 года музей перебрался в специально отремонтированные для него три комнаты той же библиотеки, а к концу года музей получил пусть совсем мизерный, но свой бюджет.

 А.Н. Свободов (стоит), сидят (слева направо): Т.А. Алебская, О.Я. Осташкина - сотрудницы литературного музея, 
А.И. Елисеев. В начале 1930 года была издана брошюра А.И. Елисеева "Нижегородский литературный музей им. М. Горького", в которой был дан анализ работы музея за первый год, представлены перспективы дальнейшего развития его: изучение художественной литературы края; объединение всех литературных сил города и помощь начинающим писателям, пропаганда художественной литературы через музейные экскурсии, музейные мероприятия. Самой главной задачей А.И. Елисеев считал "превращение музея из места, где смотрят экспонаты, в место учебы". Подводя итоги, можно было с уверенностью сказать, что в Нижнем Новгороде был создан музей литературы края, культурно-просветительное учреждение, "поставившее своей задачей показ нижегородского литературного гнезда в его развитии". Предстояла большая исследовательская, экспозиционная работа, а также серьезная, интенсивная работа по уточнению концепции развития музея, по комплектованию фондов.

Музей подарил Алексею Ивановичу счастье сотрудничества со своими коллегами по работе, с большой любовью и заинтересованностью относившимися к музейному делу, вклад которых в организацию Музея А.М. Горького огромен. Всегда с большой благодарностью он вспоминал их. Люди, создавшие музей, искали новые формы работы, глубоко убежденные в том, что музей - одно из самых современных форм проявления духовной культуры, знаменующее движение не назад, а вперед. И этот взгляд они поддерживали и утверждали всей практической работой музея.

Их интересовало не только "литературное гнездо" бывшей Нижегородской губернии, но и литература всего края. Алексей Иванович отправляется в творческую командировку по собирательской работе, результатом которой явились книги - более 250. И уже во второй год работы музея был создан отдел национальной литературы, посвященный творчеству марийских, чувашских, удмуртских и татарских писателей [4]. Шла активная собирательская работа, организовывались экспедиции в Павлово, Вятку, Муром и другие регионы, музей значительно пополнялся архивными и рукописными материалами, пополнялась музейная библиотека.

 А.И. Елисеев (2-й справа), Ф.П. Хитровский (3-й слева) в группе участников совещания директоров музеев Горьковской области. 1938 год. Музей нуждался в установлении тесных контактов со своим посетителем, понимающим, сопереживающим, умеющим смотреть и видеть. Работали со школами и другими учебными заведениями. Была создана организация подростков, куда входила пишущая школьная молодежь. Издавали школьные журналы, газеты, устраивались выставки детского литературного творчества.

С особым волнением Алексей Иванович вспоминал поддержку музея со стороны Алексея Максимовича Горького. В 1929 году он написал писателю о музее в Сорренто, обращаясь с просьбой оказать помощь в пополнении экспонатов, и эта переписка продолжалась в течение двух лет. Письма А.М. Горького А.И. Елисееву, опубликованные впервые в сборнике "50 лет Музею А.М. Горького на родине писателя", представляют интерес как документы, свидетельствующие о том, что А.М. Горький придавал огромное значение музейному делу и краеведению, видя в них ценный опыт, необходимый для формирования личности и мировоззрения русского человека. Алексей Максимович постоянно, до последних дней жизни, направлял в музей ценнейшие материалы, многие из которых уникальны. А после смерти А.М. Горького, как свидетельствует Алексей Иванович, близким другом музея стала Екатерина Павловна Пешкова. Еще до войны в одном из писем к А.И. Елисееву она выразила намерение передать музею всю обстановку последней квартиры Горького в Нижнем Новгороде и передала сохранившуюся обстановку и вещи горьковского кабинета, фотопортреты А.М. Горького, его детей, людей из нижегородского окружения писателя.

Отчеты о деятельности музея 20-х-40-х годов, хранящиеся в научном архиве музея, Центральном архиве Нижегородской области, воссоздают историю рождения, становления, развития первого в стране Музея А.М. Горького. В них отражена жизнь музея, а вместе с тем и жизнь его директора - с напряженным трудом, вечными творческими исканиями, радостями и огорчениями. Трудно, да и просто невозможно отделить одну жизнь от другой, ибо музей - не профессия, а образ жизни. Этот "творческий союз" заключается в благородном, гуманном содержании музейной профессии, продолжении и развитии горьковских традиций, служении тем, кто любит литературу, творчество Горького, утверждении ценности русской литературы, ибо "наша литература - лучшее, что создано нами как нацией" (М. Горький). В музейных отчетах открывается увлекательный рассказ о поисках и находках музея, в них заложен свой сюжет, который нас увлекает изложением опыта, осмыслением его.

Родившись, музей не оставался неизменным, он находился в постоянном творческом движении. Его дальнейшая жизнь - накопление опыта, традиций, цепь новых открытий, обновлений, рождений: "Решением коллегии Краевого отдела народного образования Литературный музей им. А.М. Горького в г. Горьком с 1 января 1933 года выделяется из состава Государственной публичной библиотеки им. В.И. Ленина в самостоятельное учреждение, подведомственное КрайОНО" [5]. В 1934 году он переезжает в новое здание на улице Минина, в котором находится и сегодня, только тогда музей располагал лишь значительной частью второго этажа. На рубеже 40-х годов закончился период становления музея (солидные фонды, экспозиция), он считался одним из заметных литературных музеев страны. Началась систематическая краеведческая работа, выявление и описание "горьковских мест" города.

К концу первого десятилетия в жизни музея наступил новый этап, который ознаменовало решение, принятое 3 декабря 1937 года, уже после смерти А.М. Горького: ":Существующий в г. Горьком Литературный музей имени М. Горького реорганизовать в Областной музей М. Горького" [6]. Это партийное решение определило характер и направление работы музея на целое десятилетие: "Основная задача - углубление экспозиции, которая должна показать во всей полноте и яркости образ писателя А.М. Горького" [7].

Перейдя полностью на показ в экспозиции одной горьковской темы, подчинив этой теме все направления музейной работы, возглавляемый А.И. Елисеевым коллектив, однако, не прекратил сбор материалов о писателях-нижегородцах XVIII-XIX веков, о писателях современниках. Накапливая их, коллектив использовал эти материалы для показа исторического процесса развития литературы, без чего нереально было бы полное представление о творческом пути А.М. Горького. В 1938 году был открыт новый мемориальный Музей детства писателя "Домик Каширина". Это стало возможным в результате интенсивной исследовательской, собирательской, реставрационной и экспозиционной работы творческого коллектива Литературного музея и местных ученых-краеведов.

К периоду работы в музее Алексей Иванович относит и начало своей литературно-критической деятельности: "В изучении и Горького, и творчества местных писателей старался идти своей литературной тропкой, прокладывая пути для других, более, может быть, обширных и глубоких исследований" [8]. И сегодня мы обращаемся к публикациям талантливого исследователя, внесшего значительный вклад в нижегородское горьковедение, в сохранение памяти о выдающемся русском писателе А.М. Горьком и изучение его творческого наследия, в сохранение памяти о лучших достижениях творческой мысли в наследии писателей-нижегородцев, в развитие Музея А.М. Горького на родине писателя.

В фондах Государственного музея А.М. Горького хранятся книги с автографами Алексея Ивановича Елисеева, ценные материалы, переданные им в дар музею. На музейных фотографиях - Алексей Иванович с одним из первых горьковедов А.Н. Свободовым, в группе музейных работников, в группе директоров музеев, в кабинете. Эти музейные предметы погружают нас в атмосферу 20-х-40-х годов XX столетия, в мир человека, который стоял у истоков создания нашего музея.

В начале 1941 года Алексей Иванович ушел на фронт, а по возвращении домой, в декабре 1945 года, его направили на другую работу, но все последующие годы он принимал активное участие в жизни Государственного музея А.М. Горького: "И всякий раз, бывая в музее, я радуюсь и большому размаху музейного дела, и тому, что в становлении музея, в его развитии есть и мой скромный труд" [9].

В Музее А.М. Горького помнят Алексея Ивановича как человека искренне любящего Нижегородчину, ее историю, продолжателя лучших традиций нижегородской интеллигенции. Его компетентность и неутомимая энергия, понимание необходимости сохранения историко-культурного наследия послужили залогом того, что лучшие традиции нижегородского краеведения получили дальнейшее творческое развитие.

Сегодня Государственный музей А.М. Горького - это объединение трех музеев, расположенных в мемориальных зданиях, связанных с разными периодами пребывания А.М. Горького в Нижнем Новгороде: Литературный музей А.М. Горького, Музей детства А.М. Горького "Домик Каширина" (место действия автобиографической повести писателя "Детство"), Музей-квартира А.М. Горького ( здесь писатель работал над романом "Мать", пьесой "Дачники"; была завершена работа над пьесой "На дне"; открыт музей в 1971 году).

В каждом музее - особый мир, уникальная историческая среда, создаваемая аурой подлинных предметов. Наиболее ценные мемориальные коллекции связаны с именами писателей, представителей русской культуры - А.М. Горького, Ф.И. Шаляпина, Л.Н. Андреева, Е.Н. Чирикова, П.И. Мельникова (А. Печерского), В.Г. Короленко, нижегородских художников-фотографов А.О. Карелина, М.П. Дмитриева.

В музейном собрании - более 100 тысяч музейных предметов, к которым ежегодно проявляют интерес до 250 тысяч нижегородцев, а также гостей города из России и многих зарубежных стран.

Музей А.М. Горького на родине писателя - один из ведущих литературных музеев России. В практике работы - международные, межрегиональные и региональные проекты. Музей сохраняет традиции, способен к внедрению инноваций, его коллектив проявляет себя как команда единомышленников.

Примечания

1 Писатели-горьковчане: Биографический указатель. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1970. С. 73.
2 Там же. С. 74.
3 Елисеев А.И. Так начиналось: 50 лет Музею А.М. Горького на родине писателя. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1979. С. 16.
4 ГУ Центральный архив Нижегородской области. Ф. 5530. Оп. 1. Д. 7. Л. 1.
5 Там же. Ф. 5539. Оп.1. Д. 1. Л. 5.
6 Там же. Ф. 5530. Оп. 1. Д. 16. Л. 18.
7 Там же.
8 Писатели-горьковчане: Биографический указатель. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1976. С. 58.
9 Елисеев А.И. Так начиналось: 50 лет Музею А.М. Горького на родине писателя. С. 20.

[Журнал N11-12]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8