Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N13":
Главной темой нашего журнала стала тема русской усадьбы, ее хозяйственная и культурная жизнь, судьбы ее владельцев, которые создавали этот особый феномен русской культуры.

К сведению!
Представленные в очередном номере журнала материалы позволят читателю получить некоторое представление о нижегородских усадьбах, как сельских, так и городских. В начале XX столетия в нашем крае только помещичьих усадеб было более 400, из них 142 представляли, по мнению местных властей, "интерес в художественном и историческом отношении". В настоящее время создан Реестр нижегородских усадеб, которым присвоен статус памятника. Каково их прошлое? Как сегодня живут эти усадьбы? Кто ими владеет? Как используется их историко-культурный потенциал? Об этом можно прочитать в материалах исследований, проектов и программ, публикуемых в этом номере журнала.

Редакция посчитала необходимым познакомить читателей с некоторыми материалами сборника статей "Русская усадьба", который издается с 1994 года членами восстановленного Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ). Мы надеемся, что начавшееся сотрудничество с этой авторитетной общественной организацией даст новый импульс в развитии процессов изучения и использования того культурного наследия, которое создавалось в сотнях нижегородских городских и сельских усадеб.

Нам бы хотелось, чтобы проблемы вырождения нижегородских усадеб больше привлекали внимание широкой культурной общественности, чем до нынешнего дня. Процесс должен быть ускорен хотя бы потому, что усадебные сооружения катастрофически быстро разрушаются, особенно те из них, которые совсем недавно были освобождены от арендаторов.

И.В. Петров
"Прибежище истинного покоя, добродетелей и чистого счастия"

Манифест 18 февраля 1762 года предоставил "всему российскому благородному дворянству вольности и свободы", закрепил за помещиками право выбора между службой и отставкой, дал им возможность стать "сельскими жителями" - местными администраторами и образцовыми хозяевами своих имений. Под влиянием идей французского Просвещения во второй половине XVIII века в различных кругах дворянства широко распространились представления о земледелии как "предмете нужном, обширном, важном и приятном", о пользе деревенского образа жизни и занятия художествами. В повседневной жизни дворянства модные взгляды в духе "философии сельской жизни" получили свое воплощение в усадебном строительстве, за двадцать-тридцать лет охватившем территорию практически всей Европейской России.

На территории Нижегородской области до наших дней сохранилось более сотни усадебных комплексов. От большинства из дворянских усадеб сохранились лишь остатки и фрагменты в виде едва угадывающихся планировочных элементов - парковых аллей, куртин экзотических пород деревьев, оплывших валов и заросших рвов, некогда являвшихся границами усадебных участков. Но есть несколько усадеб, в которых сохранились постройки, как осколки некогда существовавшей там привольной и сытой жизни.

Усадьбы неравномерно расположены на территории нашей области. Большая их часть находится в южных районах, где плодородные почвы и благоприятные условия для земледелия. Плотно расположились усадьбы в близлежащих к Нижнему Новгороду южных районах - Богородском и Дальнеконстантиновском. Также плотно расположились усадьбы на севере области - в Поветлужье.

Интересен перечень усадеб и их владельцев у Б.А. Садовского в его "Записках". Он писал, что в 1880-х годах "Ардатовский уезд самый обширный в губернии. В нем было не два, а три полицейских стана. Завод Шепелевых и Баташевых на Выксе имел сто тысяч десятин. Илевскому заводу Николая Павловича Шипова и сына его, кавалергарда Николая Николаевича, принадлежало 60 тысяч десятин. У вице-президента Академии художеств, князя Г.Г. Гагарина, при селе Кужендееве и у генерала П.П. Дурново при Саконах и Теплове было по 20 тысяч десятин. Имениями в 10 тысяч десятин владели: А.Н. Карамзин (сын историографа, предводитель) в Рогожке, графиня А.Д. Блудова в Гарях, светлейший князь П.И. Ливен в Личадееве, Поликарповы в Приютине, светлей шие князья Салтыковы в Глухове, Соймоновы в Кошелихе (сахарный завод), Илинские (дети севастопольского моряка-героя, потомки венгерского графа Илинского) в Успенском, светлейшие князья Волконские в Круглове. Из крупных землевладельцев: Бибиковы в Белозерихе, графы Олсуфьевы в Хохлове, князья Шаховские на Сергиевской Мызе близ Исупова, Елагины в Сыресеве, графы Закревские в Кременках, графы Ланские в Мечасове, Рахмановы в Автодееве и Каркалеях, Жуковы в Левашове, Лобисы в Кавлеях, князья Звенигородские в Серякушах и Котовке, Чаадаевы в Хрипунове, Балакиревы (потомки петровского шута, родня композитору) в Высокове. В ардатовском дворянстве числились: князья Голицыны, князья Оболенские, князья Кугушевы, князья Шахаевы, графы Ефимовские, Приклонские, Бакунины, Лихутины, Сабанеевы, Хомутовы, Языковы, Беклемишевы, Шверины, Стремоуховы, Мельниковы, Корсаковы, Бухваловы, Сычуговы, Самарины, Полиловы, Махотины, Мартосы (потомки скульптора) и Егоровы..."[1]. В сознании дворянства сельская усадьба олицетворяла собой "прибежище истиннаго покоя, добродетелей и чистого счастия". Обустройство своих имений и усадеб стало одним из важнейших занятий дворянства, а для некоторых из них - и главной целью жизни.

Возведение сельских усадеб сопровождалось крупными архитектурно-строительными работами, требующими больших затрат и специальных знаний или хотя бы предшествующей практики, а также обязательной предварительной подготовки. Подавляющее большинство местных помещиков предпочитало подрядный способ производства строительных работ. При наличии в губернии всех необходимых материалов, хорошо развитых строительных промыслов и отлаженной системы торговых связей этот способ являлся наиболее выгодным и эффективным для "сельских жителей". В губернии организация, финансирование и текущий надзор за всеми конкретными архитектурно-строительными или садово-парковыми работами в усадьбах возлагались на управляющего имением (реже ими занимался сам хозяин), которому помогали свои собственные или приглашенные архитекторы и садовники. Помещик определял общую концепцию и программу усадебного строительства, занимался подбором архитектора и утверждением планов, фасадов и рисунков будущих зданий, а также следил за общим ходом архитектурно-строительных работ и осуществлял их финансирование. Художественные представления и характер владельца усадьбы, его социальный статус в обществе наиболее ярко раскрывались через обустройство ландшафта имения, украшение усадебного парка разнообразными затеями и диковинами. Хорошо продуманный парк был той частью усадьбы, где владельцы в полной мере стремились воплотить в реальность свои сокровенные фантазии и мечты; причем специфический язык и выразительные средства садово-паркового искусства позволяли осуществлять их с большим успехом. Поэтизированный художественный язык пейзажных парков с исчерпывающей полнотой выражал эмоциональный мир усадебных устроителей, их ощущение прошлого и настоящего. Парки местных помещиков были призваны, прежде всего, впечатлять, воздействовать на различные чувства человека, пробуждая в нем поэта и художника - творца усадебной мифологии.

На охрану государства поставлены многочисленные памятники градостроительства и архитектуры - усадьбы помещиков, купцов, а также нижегородской интеллигенции. Среди них особой известностью пользуются усадьбы Приклонских-Рукавишниковых в с. Подвязье, декабриста М.П. Бестужева-Рюмина в с. Кудрешки, Шереметевых-Клейст в д. Савелово, Шереметевых-Рукавишниковых в д. Лазарево (все расположены в Богородском районе). Менее известны усадьбы Нейдгартов в Вадском районе, Базилевских в с. Горки Варнавинского района, Мещерских-Бердниковых в с. Белышево, Верховских в д. Морозиха, Смецких в с. Стрелица в Ветлужском районе, усадьбы Ф. Шагина и Беляева в п.г.т. Воскресенское, усадьбы Левашевых в д. Галибиха и Казанцевых в с. Успенское Воскресенского района, усадьба Пашковых в с. Ветошкино Гагинского района.

Две усадьбы музеефицированы - в селах Большое Болдино и Львовка, в которых размещены экспозиции Государственного литературно-мемориального и природного музея-заповедника А.С. Пушкина "Болдино". Несколько нашли новых хозяев. Большинство же разрушается и нуждается в неотложных мерах по спасению.

Усадьба Приклонских-Рукавишниковых, XVIII-XIX века, село Подвязье Богородского района. В 1760-1770-е годы принадлежала Б.М. Приклонскому. К этому времени следует отнести ее основную планировку и начало строительства большого жилого дома. На границе усадьбы стоит входивший в нее церковный комплекс, где построенная в 1778 году звонница имеет оригинальную композицию, подобную триумфальным воротам. Также необычна сама Воскресенская церковь, сооруженная в 1818 году, в виде овальной в плане ротонды в стиле классицизма. Ее окружает галерея двойных колонн, поддерживающих выступающие наружу церковные хоры. Прежде ее завершал купол с высоким шпилем в центре. В 1879 году усадьбу приобрел нижегородский миллионер С.М. Рукавишников, решивший на ее основе организовать образцовое сельское хозяйство. Часть построек, ограда и въездные ворота выдержаны в формах архитектуры модерна рубежа XX века. Интересны детали кованых ворот и калиток, выполненных в том же стиле. С большим размахом построены насосная станция и водонапорная башня, обширные скотные дворы, в старом полукольцевом корпусе оборудована конюшня, удобный и пологий съезд соединяет верхнюю часть усадьбы с берегом Оки.

Усадьба Пашковых, вторая половина XIX века, село Ветошкино Гагинского района. Усадебный дом построен В.А. Пашковым в 1868 году в духе западноевропейских загородных вилл. Фигурные фронтоны, наличники окон добротно выполнены в стиле, где смешаны элементы готики и барокко. Церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1810-1819 годах, отличается строгостью и благородством стиля классицизма.

Усадьба, принадлежавшая нескольким поколениям богатого и древнего дворянского рода Пашковых, расположена на юго-востоке области, на правом высоком берегу реки Пьяны со спускающимися к реке искусственными террасами. Этот край некогда был покрыт дремучими лесами, среди которых еще пробирались войска Ивана Грозного во время похода на Казань. Теперь ландшафт здешних мест коренным образом изменился - это в основном сельскохозяйственные угодья. Усадьба стоит на возвышенном месте, окруженном стройными рядами высоких сосен, посаженных местными жителями в начале XX века между селом и бывшим поместьем.

В комплекс усадьбы входят обширный пейзажный парк, раскинувшийся по склону холма, остатки фруктового сада, главный дом со службами и хозяйственными постройками, церковь Иоанна Предтечи, остатки конного и скотного дворов. Усадьба по своему целостному решению, глубинно-пространственной композиции, гармоничному слиянию рукотворных построек с природным ландшафтом являлась одним из наиболее ярких дворцово-парковых ансамблей губернии.

В XVIII веке на этом месте стоял помещичий деревянный дом, рядом с которым возвышалась деревянная церковь. Начальный этап формирования дошедшего до нас памятника усадебной культуры относится к первой трети XIX века. В это время В.А. Пашковым был разбит большой пейзажный парк. Естественный рельеф при этом был бережно сохранен и дополнен несколькими террасами, с которых открывался великолепный вид на пойменные луга. В садово-парковом искусстве XIX века регулярность, столь характерная для предшествующих периодов, перестала восприниматься как главный элемент планировочной композиции. На первый план выступили новые принципы организации пространства - живописность, картинность, пейзажность. Ветошкинская усадьба является воплощением этих эстетических воззрений.

На территории парка были созданы искусственные пруды, до сих пор сохранившиеся в западной его части, устроены смотровые площадки. Аллеи парка, посыпанные песком и украшенные статуями в греческом стиле, образовывали систему прогулочных маршрутов. К северному фасаду дома была проложена двухсотметровая аллея, состоявшая из четырех рядов лип. Сегодня тореная дорога не проходит по аллее, которая забыла шум колес и заросла травой. Аллея подводит к просторному парадному двору с цветником на партере газона. За цветами никто не ухаживает, но они продолжают всходить здесь каждый год. Посреди цветника лежит огромный валун высотой полтора метра. После революции местные жители пытались копать под ним в поисках клада, но безрезультатно. Нашли лишь скелет любимой барской гончей собаки и ее железный ошейник.

В 1810-1819 годах Василий Пашков (старший) выстроил церковь Иоанна Предтечи, ставшую первым каменным сооружением ансамбля. Храм является превосходным памятником русского классицизма. Кубический объем храма завершается полусферическим куполом, покоящемся на световом барабане и увенчанным барочной главкой на легком барабане и тонкой шейке. Западный фасад оформлен четырехколонным портиком тосканского ордера, где крайние колонны квадратного сечения, а средние - круглые. Интерьер когда-то был украшен росписью в технике гризайль, имелся резной иконостас. Чуть западнее церкви была возведена четырехъярусная, завершенная шпилем колокольня (разобрана в советское время).

С годами старый барский дом обветшал. Парк и церковь определили место для нового господского дома, который стал композиционным центром всего усадебного ансамбля. К началу 1830-х годов были возведены каменные дома для церковного причта, конный и скотный дворы, хозяйственные службы.

В 1860-х годах сын В.А. Пашкова Александр Васильевич Пашков возвел из красного кирпича двухэтажный дом. Позднее он пристроил к дому двухэтажный корпус. Эти корпуса разнятся по масштабности, но объединены характером архитектурного декора, заимствованного из английской архитектуры. Наружные стены дома-дворца выполнены из красного кирпича и украшены сложным белокаменным декором. Силуэт здания разнообразят фигурные фронтоны криволинейного очертания, своеобразие всему дому придают многочисленные печные трубы, решенные в стиле всего здания. Интерьеры дворца имели богатую отделку. Стены помещений были обиты деревянными дубовыми панелями, тисненой кожей, различными тканями. Потолки имели богатую лепнину. В основу архитектурного образа дома Пашковых положена романтическая концепция английских средневековых замков, совмещенная с роскошью загородных дворцов Западной Европы.

Перед южным и западным фасадами дома была устроена обширная терраса с белокаменными лестницами, спускавшимися в парк. Под террасой находились сводчатые подвалы. Особенно выразителен в художественном плане западный трехчастный фасад. Его боковые павильоны с фигурными ступенчатыми фронтонами, очерченные филигранным декором из белого борнуковского камня, напоминают собой и традиционные русские закомары, и даже буддийские ступы. Как свидетельствует надпись на фасаде здания, усадьба в селе Ветошкино была построена в 1868 году. На выбор необычного архитектурного стиля дома-дворца в с. Ветошкино оказал влияние тогдашний владелец этого нижегородского имения - Василий Александрович Пашков (младший). Он являлся последователем сектантского учения, привезенного в Россию из Англии лордом Г. Редстоком, и организатором в России особой религиозной общины.

В 1884 году в Санкт-Петербурге под патронажем пашковцев организовали и провели общий съезд сектантов России, что переполнило чашу терпения правительства и русской общественности. Василий Пашков был вынужден покинуть пределы страны и уехать в Лондон, откуда не переставал поддерживать своих сторонников в России. Однако должного успеха они уже не имели. Остатки дней своих Василий Александрович Пашков провел за рубежом. О незаурядной личности владельца имения в с. Ветошкино напоминает главный дом, архитектура которого решена в английском духе.

20 ноября 1917 года на волостном митинге в городе Сергаче была создана комиссия по ликвидации имения помещика Пашкова в с. Ветошкине. Однако все жилые и холодные постройки, и в том числе дом-дворец, решено было не трогать, а оставить их в распоряжении губернской и уездной власти. Земельные же угодья бывшего помещика стали принадлежать организованному весной 1919 года колхозу имени Н.И. Бухарина. Часть семейных реликвий и драгоценностей Пашковым удалось вывезти за границу. В имении Пашковых было много картин, которые раньше украшали его стены, а сейчас составляют часть музейного фонда Нижегородского государственного художественного музея. Из ветошкинского дворца в музейное собрание поступили известные сегодня всем любителям искусств пять монументально-декоративных панно итальянского живописца XVIII века Доменико Фассати. Автор запечатлел архитектурные ансамбли венецианских дворцов, галантные сцены в жанре "vita in villa" на фоне лазурного моря и тающих в воздушной дымке гор.

То, что не вывезли в качестве музейных предметов и оставалось в усадьбе, было или разграблено, или просто уничтожено. Церковная утварь была разграблена так же, как и имущество бывших хозяев. В советские времена в храме была танцплощадка, а позднее разместилось совхозное зернохранилище, куда свободно заезжали трактора. Плитка на полу, несмотря на все это, сохранилась до сегодняшнего дня.

В начале 30-х годов в усадьбе разместился сельскохозяйственный техникум, который продержался в доме до 90-х годов. Поработало над ним время не самым лучшим образом. Да и люди, конечно, свою руку приложили, "позаботившись" о содержимом пашковской усадьбы. От знаменитого дубового зала не осталось и воспоминаний. Панели из мореного дуба, тончайшая резьба... Говорят, что именно драгоценный дубовый паркет и резные перила на лестнице стали объектом вандализма каких-то "любителей старины". А в довершение всего они решили поджечь усадьбу, чтобы замести следы своей непристойной деятельности. Сгорело тогда все.

Усадебный комплекс в селе Симбилей Дальнеконстантиновского района связан с представителями известного княжеского, графского и дворянского рода Орловых, выдвинувшихся при Екатерине II. Орловы являлись крупными землевладельцами, имели они земли и в Нижегородской губернии. В конце XVIII столетия симбилейская усадьба с окрестными деревнями принадлежала графу генерал-поручику Владимиру Григорьевичу Орлову (1743-1831). Он был президентом Академии наук в Санкт-Петербурге.

В 1830 году владельцем становится граф, действительный статский советник Владимир Петрович Орлов-Давыдов - внук В.Г. Орлова (Орловы-Давыдовы - одна из боковых ветвей плодовитого рода Орловых). К этому периоду относится закладка парка и создание усадьбы. В середине века усадьба была обширным, хорошо организованным хозяйством. Имелся каменный усадебный дом, каменная вотчинная контора, кухня, два деревянных флигеля и многочисленные службы: погреба, конюшни, каретник, сарай и т.д.

На речке Симбилейке, протекающей недалеко от усадебного дома в овраге, была возведена земляная дамба и создан пруд, по берегам которого были посажены ивы. Через пруд был перекинут деревянный мостик. Парк располагался по обеим берегам речки, занимая склоны и ровные поляны. В парке были распланированы аллеи. В живописных уголках парка стояли деревянные беседки. Южнее хозяйственного двора был разбит плодовый сад, в котором было высажено около полутора сотен яблонь и десятки ягодных кустов. Здесь же в саду находилась оранжерея. Первоначально границы усадьбы обозначались рвом с обваловкой. Позднее по границе имения была поставлена металлическая ограда.

В 1880 году имение перешло одному из сыновей В.П. Орлова-Давыдова - Сергею Владимировичу, а с 1905 года племяннику последнего - церемониймейстеру А.А. Орлову-Давыдову.

После революции в 1920-х годах в имении размещалась опытная станция, а с 1940-х годов - Горьковская государственная конюшня.

В свое время в усадьбе был свой струнный оркестр, которым руководил талантливый крепостной музыкант Лев Гурилев. В 1803 году у него родился сын Александр Гурилев, ставший известным композитором и педагогом, автором многих романсов и песен.

Время многое не пощадило здесь. Однако в настоящее время почти все усадебные постройки сохранились, хотя и находятся в плохом состоянии. Парк сильно зарос, его планировка в значительной мере утрачена, погибло много старовозрастных деревьев, на месте пруда образовалось болото, русло речки замусорено и заболачивается. В связи с новым функциональным использованием усадьбы на ее территории появились новые дороги и тропы. Основу озеленения парка составляют липы, дубы возрастом 150-180 лет. Кроме того, сохранились березы возрастом около 140 лет, сосны возрастом до 120 лет. Парк 1830-1870-х годов в симбилейской усадьбе, несомненно, может быть отнесен к характерным образцам садово-паркового искусства, в основе которого лежит регулярная композиция с элементами живописной композиции, возникновение которой продиктовано особенностями местного рельефа.

Основные строения усадьбы расположены на восточной стороне речки Симбилейки, севернее от которых находится полуразрушенная Спасо-Преображенская церковь (1850).

Постройки усадьбы частично пустуют, частично используются под жилье и хозяйственные цели. По сохранности усадебного комплекса, близости к крупным городам, хорошей транспортной доступности усадьба Орловых-Давыдовых относится к наиболее перспективным для возрождения на территории области.

Для принятия соответствующих мер необходимо прояснить ситуацию по собственникам и пользователям объектов недвижимости, составляющих усадебный комплекс, а также иметь информацию о пользователях земельных участков. По данным на 2000 год, полученным от районных властей, северная часть усадебной территории площадью 2,9 га, где расположена церковь, находится в пользовании Дубравской сельской администрации. Остальная (южная) часть усадьбы площадью 11,3 га находится в бессрочном постоянном пользовании Нижегородского отделения Государственной заводской конюшни. По данным на 2003 год, постройки бывшей усадьбы находятся в ведении ФГУ "Государственная заводская конюшня "Нижегородская"" с ипподромом.

Достойна внимания усадьба Карамзиных, село Рогожка Первомайского района. Основана она в 1851 году в лесной даче Александром Николаевичем Карамзиным (сыном историографа Николая Михайловича Карамзина) и его женой - Натальей Васильевной (урожденной Оболенской). Находилась новая усадьба недалеко от Макателемов. В 1797 году Павел I подарил села Большой и Малый Макателем, известные еще с XVII века, наместнику Нижегородско-Пензенского наместничества князю Андрею Ивановичу Вяземскому, после смерти которого имение перешло к дочери - Екатерине Андреевне (в замужестве Карамзиной). Господских строений в Макателеме не сохранилось.

На плане усадьбы 1858 года показан парк с системой прудов, комплекс господских строений. Усадебный дом располагался в центре парка и был деревянным двухэтажным. К его боковому фасаду была пристроена высокая оранжерея. В этот зимний сад выходили окна гостиной.

В 1856 году на территории усадьбы выстроена палата для хронических больных, которая позднее превратилась в больницу. Кроме этого, в усадьбе имелась богадельня, дом для сирот, школа для обучения детей ремеслу. Все это было результатом активной благотворительной деятельности семьи Карамзиных.

Парк являлся примером сочетания регулярных и пейзажных приемов формирования ландшафта. При закладке парка были использованы интересные приемы - полукруговые и круговые посадки лип, посадка нескольких (3-4 штуки) экземпляров дуба или липы в одно посадочное гнездо. По всей территории парка были проложены дорожки, посыпанные песчаником и крошкой из красного кирпича.

После смерти Карамзиных в 1890-х годах имение перешло племяннице А.Н. Карамзина - графине Е.П. Клейнмихель. При новой владелице больничный комплекс получил дальнейшее развитие. Возведено новое каменное двухэтажное здание больницы, родильный приют, небольшая электростанция. Продолжал благоустраиваться и сам парк. Кроме ухода за деревьями проводилась посадка деревьев, вводились новые породы: пихта, клен, сосна, кедр. В начале

XX века усадебный комплекс в Рогожке включал здание больницы, летний барак, два жилых дома, водокачку, два хозяйственных сарая, летнюю кухню для рабочих, квартиру фельдшера, дом для родильного покоя, баню с прачечной, палату для хроников, дом земской богадельни с постройками, электростанцию.

В настоящее время парк сильно зарос, утратил свою первоначальную планировку, дорожно-тропиночная сеть стерлась, нарушена дренажная система, многие старовозрастные деревья погибли. На территории усадьбы появились новые постройки. В западной части парка сохранился одиночный дуб, возраст которого более 200 лет. В южной части усадьбы находится пруд с живописным островом. Берега пруда обрамляют старинные дубы. К сожалению, в настоящее время пруд частично высох и идет процесс образования оврагов. В парке имеются три малых и два больших пруда, вырытых вручную. При создании системы прудов был использован небольшой ручей, протекавший по ложбине парка. Большие пруды разделены дамбой и расположены в разных уровнях. Перепад высот достигает 6 метров. Очертания берегов сложные, живописные. С востока к каскаду прудов примыкает больничный комплекс, главным строением которого является построенное в 1895 году каменное двухэтажное здание больницы. Рядом находится двухэтажное с декоративной кладкой фасадов здание бывшего родильного дома, возведенное в 1904 году. Тут же имеются здание электростанции (1911 г.) и дом известного врача Н.А. Куняева.

Не менее интересна история усадьбы князей Шахаевых, дер. Осиновка Дивеевского района. Деревня Осиновка упоминается в документах второй половины XVII века. По данным отказных книг, в 1685 году деревня Осиновка Ардатовского уезда значилась за стольником Семеном Ивановичем Шахаевым. Впоследствии имение перешло к его сыну - князю Федору Семеновичу Шахаеву. На протяжении XVIII и XIX веков вплоть до революции сельцо Осиновка принадлежало различным представителям рода Шахаевых. В начале 1830-х годов имение числилось за коллежским асессором князем Сергеем Николаевичем Шахаевым, который в первой половине XIX века строит на склоне речки Вичкинзы новый каменный трехэтажный дом в стиле классицизма. Главный фасад дома ориентирован на север в сторону поймы реки. Западнее дома возведены служебные и хозяйственные постройки. Перед южным фасадом, где расположен вход в дом, создается парадный двор с клумбой в центре. Южнее дома по склону был разбит регулярный парк. Липы высажены рядами вдоль склона. В северо-восточной части усадьбы по границе была высажена двухрядная липовая аллея.

В своих "Записках" Борис Садовской писал: "Князь Николай Сергеевич Шахаев учился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и вышел в гвардейские уланы. Был женат, но жил с супругой врозь. После недолгой службы в полку поселился в имении Осиновке, в громадном доме. Шахаев был хлебосол и бабник, необъятной толщины, общительный и веселый... В начале 80-х гг. он был предводителем в Ардатове. Имел конный завод и катался в русской упряжи с колокольчиками и наборными бубенцами, то на тройке гнедых, то на тройке белых. Обед у Шахаева подавался русский: жирные щи с гречневой кашей, откормленные гуси и поросята. В винном погребе хранился старый шато-икем. Хозяин ходил сам в погреб и никому не давал ключа. Своих любовниц князь называл "купонами"...

Князь занимал внизу половину осиновского дома, в другой половине жил "купон".

Нежилой заколоченный верх весь был расписан боскетом. Над верхом девичья, превращенная в антресоли. Нижние комнаты загромождала старая мебель и множество часов стенных и столовых. В огромном шкафу склад всевозможных вещей, еще от "покойницы-маменьки". Как-то разговорились о ружьях. Хозяин вытащил из шкафа ружье Лепажа: "Оно, мой почтеннейший, стреляет рикошетом". В другой раз отец попросил у Шахаева соды с кислотой. Князь в шкаф: "Извольте, почтеннейший". И сода, и кислота оказались в старинных синих коробках 40-х годов из московской Мясницкой аптеки. В шкафу валялись фамильные документы и свитки; книг у Шахаева не водилось"[2]. Таким колоритным типажом был один из последних владельцев осиновского имения.

После революции в господском доме расположилась художественная фабрика полхов-майданской росписи. Флигель надстроен вторым этажом и в нем разместились квартиры для работников фабрики. В начале 1990-х годов фабрика закрылась, здание не эксплуатировалось. Во второй половине 1990-х годов администрация района разработала проект ремонта главного здания и приспособления его для районного Дома милосердия.

18 декабря 2003 года в деревне Осиновка Дивеевского района состоялось торжественное открытие Дома милосердия.

Бывший графский особняк отреставрирован и отремонтирован, технически оснащен для выполнения социальных функций.

Усадебные комплексы Нижегородской области могут быть привлекательными объектами для инвестиций. нахождение в живописных, экологически чистых местах области, вблизи водных акваторий, наличие значительных земельных участков, занятых парковыми массивами, определяют их высокий рекреационный потенциал. Именно эти обстоятельства и определили благополучную судьбу одной из дворянских усадеб Нижегородчины.

В 2005 году крупная коммерческая структура - ООО "Синь России", имеющая многопрофильный бизнес, включая и ряд промышленных предприятий на территории нашей области, приобрела в собственность пустующую усадьбу баронов Жомини на хуторе Баронский в Гагинском районе. Большой барский дом, стоящий на взгорке, на высоком берегу реки Пьяны, был много лет заброшен, окна разбиты, в помещениях гулял ветер. Но уже к лету 2006 года выполнен значительный объем ремонтно-реставрационных работ. Фасады здания бережно отреставрированы. Восстановлены утраченные деревянные элементы балкона. Очищены и поправлены белокаменные цоколь и ступени крылец. При ремонте дома сохранены следы, оставленные временем на его конструкциях - незначительные отколы и потертости на ступенях парадного крыльца, трещины в облицовке цоколя, что в целом придало дому ощущение подлинности и черты свидетеля многих исторических событий (см. цветную вклейку "Баронский").

К сожалению, этот пример пока единичный. Многие усадьбы ждут своих хозяев. В Нижегородской области за последние несколько лет сформирована современная нормативная база, позволяющая проводить эффективную политику по привлечению инвестиций в сохранение объектов культурного наследия. Это ряд механизмов, предусматривающих в том числе:
- заключение с инвесторами договоров аренды с условием финансовых вложений в капитальный ремонт объекта, с последующей передачей арендатору доли собственности в нем;
- заключение с инвесторами договоров аренды с условием при расчете арендной платы арендаторам объекта, осуществившим за свой счет работы по его сохранению, корректирующего (понижающего) коэффициента.
Все эти экономические рычаги, несомненно, должны привлечь к усадьбам внимание коммерческих структур и обеспечить надежный источник финансирования по их сохранению.

Информация об усадьбах, нуждающихся в инвестициях, размещена на сайте управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области. Все желающие могут познакомиться с этой информацией.

Загородные усадьбы являются наиболее интересной и самобытной частью наследия Нижегородской области и в то же время пока наименее востребованной в инвестиционных процессах. Постоянное обращение к этой теме на различного рода конференциях, несомненно оживит как историко-культурологический, так и коммерческий интерес к проблемам их сохранения и дальнейшего использования.

Примечания

1 Садовской Б. Записки (1881-1916) // Российский архив. Кн. 1. М., 1991. С. 113-114.
2 Там же. С. 115.

[Журнал N13-14]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8