Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N13":
Главной темой нашего журнала стала тема русской усадьбы, ее хозяйственная и культурная жизнь, судьбы ее владельцев, которые создавали этот особый феномен русской культуры.

К сведению!
Представленные в очередном номере журнала материалы позволят читателю получить некоторое представление о нижегородских усадьбах, как сельских, так и городских. В начале XX столетия в нашем крае только помещичьих усадеб было более 400, из них 142 представляли, по мнению местных властей, "интерес в художественном и историческом отношении". В настоящее время создан Реестр нижегородских усадеб, которым присвоен статус памятника. Каково их прошлое? Как сегодня живут эти усадьбы? Кто ими владеет? Как используется их историко-культурный потенциал? Об этом можно прочитать в материалах исследований, проектов и программ, публикуемых в этом номере журнала.

Редакция посчитала необходимым познакомить читателей с некоторыми материалами сборника статей "Русская усадьба", который издается с 1994 года членами восстановленного Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ). Мы надеемся, что начавшееся сотрудничество с этой авторитетной общественной организацией даст новый импульс в развитии процессов изучения и использования того культурного наследия, которое создавалось в сотнях нижегородских городских и сельских усадеб.

Нам бы хотелось, чтобы проблемы вырождения нижегородских усадеб больше привлекали внимание широкой культурной общественности, чем до нынешнего дня. Процесс должен быть ускорен хотя бы потому, что усадебные сооружения катастрофически быстро разрушаются, особенно те из них, которые совсем недавно были освобождены от арендаторов.

Е.Г. Агафонова
Усадьба Бурмистровых: история и судьба

"Нижний Новгород - город купеческий, о нем сложена поговорка: "Дома - каменные, люди - железные"", - писал А.М. Горький[1]. Свои деньги "железные люди" - купцы часто вкладывали в строительство зданий, которые впоследствии имели большое значение в истории и культуре города. Одним из красивейших и известных домов в Нижнем Новгороде был дом купчихи В.М. Бурмистровой на Жуковской улице (ныне ул. Минина, 26). Здание построено в 1882 году петербургским архитектором Н.Д. Григорьевым в характерном для того времени стиле академической эклектики с использованием мотивов русского барокко и элементов русского классицизма.

Н.Д. Григорьев создал не только проект дома, но и разработал декоративно-художественные решения интерьеров с применением резного дерева, искусственного мрамора, росписи и драпировки цветными тканями. В 1884-1887 годах дом был полностью перестроен и приобрел современные габариты, декор. Тогда же во дворе усадьбы был построен каменный двухэтажный служебный корпус, который к 1915 году перешел к Мариинскому женскому институту (до настоящего времени не сохранился, на его месте сейчас столовая Нижегородского технического университета им. Р.Е. Алексеева). Позднее в составе усадьбы появляются еще один флигель и оранжереи, которые тоже не сохранились.

Со стороны Жуковской улицы был парадный вход в дом с козырьком на чугунных столбах-опорах и вплетенной в барочный картуш буквой "Б" над ним, а в сторону проезда к откосу выполнены два эркера с маскаронами и четыре женских профиля в круглых обрамлениях над окнами второго этажа. Дом привлекал к себе внимание, художник В.А. Ликин отмечал, что он "был вообще хорошо и красиво построен и приспособлен для жизни буржуазной семьи, в противоположность некоторым громоздким и неудобным купеческим домам в Н. Новгороде и, в частности, дому С. Рукавишникова на Откосе, где теперь Исторический музей"[2] .

Хозяйка дома В.М. Бурмистрова была женой купца Д.М. Бурмистрова и дочерью купца М.Г. Рукавишникова - основного производителя стали на Волге, "железного старика", как его называли. Выйдя замуж, она вложила часть денег из отцовского наследства в постройку собствен ного дома. Здесь неоднократно бывал писатель Иван Рукавишников, который приходился Варваре Михайловне племянником. Дом В.М. Бурмистровой стал местом действия его романа "Проклятый род", а прообразами героев романа - члены семьи автора, три поколения купцов Рукавишниковых. Отдельные страницы романа посвящены героине - Любови Брыкаловой, прототипом которой можно считать Варвару Михайловну Бурмистрову. В романе о ней написано немного - ей 25 лет, закончила институт благородных девиц и тяготится жизнью в родительском доме. Единственная возможность вырваться из него - выйти замуж. У Любови есть жених - Брыкалов, который имеет мануфактурное дело в Москве.

Взглянув на фотографию Д.М. Бурмистрова, можно увидеть сходство его внешности с описанием Брыкалова: "...Осанка солидная, сюртук на нем длинный. Влюблен - не влюблен, а смотрит ласково. Усы белокурые, пушистые, большие. Руками чинно поводит. Слов в меру знает"[3] .

О доме Брыкаловых (Бурмистровых) автор романа рассказывает следующее: Небольшой, изящный, как королевская игрушка, на каменном фундаменте, интерьеры отделаны кедром, орехом, бронзой, гобеленами, всюду вазы саксонского и екатерининского фарфора, много цветов: тюльпанов, роз, гиацинтов[4] . Упоминается трехдесятинный сад, выходящий к Волге, три оранжереи. Сад был для Варвары Михайловны предметом гордости и любви. Он был с фонтаном, беседками, гротом, мраморной лестницей и скульптурами, имел несколько цветочных и фруктовых оранжерей. В саду росли экзотические растения: пальмы, банановые деревья, кустарниковая груша, черешни. Из устных преданий нижегородцев известно, что Бурмистровы содержали ученого садовника, получавшего столь высокое жалованье, что ему завидовали многие чиновники города. Представить, как выглядел сад Варвары Михайловны Бурмистровой, мы можем благодаря снимкам М.П. Дмитриева, запечатлевшего отдельные его уголки. Супруги Бурмистровы были известны в городе как щедрые меценаты. Их портреты, а также сведения об общественной деятельности мы найдем в книге "Благотворительные учреждения России"[5] , что является подтверждением общественного признания и благодарности за значительное финансирование ими нужд города. Варвара Михайловна содержала детскую больницу, была попечительницей Дома трудолюбия, основанного ее семьей. За свою общественную деятельность она получила звание почетной гражданки Н. Новгорода.

Успешно занимался как коммерческой, так и общественной деятельностью ее муж - Дмитрий Михайлович Бурмистров. Он - гласный Нижегородской городской думы, член учетного комитета Нижегородского Николаевского городского общественного банка. В числе его наград - золотая медаль на станиславской ленте и золотая медаль на аннинской ленте с правом ношения их на шее. Дмитрий Михайлович и Варвара Михайловна являлись почетными членами Ведомства учреждений императрицы Марии, занимавшегося детскими приютами, состояли в попечительском совете Мариинского женского института, расположенного рядом с их домом.

Своих детей у В.М. Бурмистровой не было, поэтому всю любовь и тепло она отдавала воспитанницам из Мариинской гимназии, тепло принимала их в доме (в каникулярное время у нее жили 6-7 воспитанниц Мариинского института), обучала за свой счет двух девушек, заботилась об их будущем. Варвара Михайловна не раз участвовала в финансировании нижегородских учебных заведений. Так, в 1916 году, уже после смерти мужа, она внесла50 000 рублей на обустройство переведенного в Н. Новгород Варшавского политехнического института.

В 1918 году дом у В.М. Бурмистровой был национализирован и отдан под городской музей. Сама она, будучи с 1914 года членом Комитета Нижегородского городского художественного и исторического музея, добровольно уступила свой дом, выразив полное согласие с этим решением. Передала она и личную коллекцию, включающую произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изделия из бронзы, серебра, фарфора. В свое время собрание ее картин было оценено как "замечательно цельное для нижегородского купеческого вкуса"[6] .

Около двадцати лет в ее доме располагались различные учреждения: художественно-исторический музей, школа одаренных детей, Комвуз, Высшие сельскохозяйственные курсы, общежитие работников Горьковской партийной школы. Хозяйке дома выделили небольшую комнату, где она прожила до 1930 года. В 1934 году здание было передано Литературному музею им. А.М. Горького, а в одном из залов дома находилась Горьковская писательская организация, в которую входили: Н.И. Кочин, А.А. Белозеров,

А.М. Муратов, Н.Г. Бирюков, А.И. Елисеев, В.И. Костылев, А.И. Патреев, П.П. Штатнов и др.

В годы Великой Отечественной войны музей был эвакуирован в Тоншаевский район, в здании разместился госпиталь.

20 апреля 1943 года музей возвратился из эвакуации и развернул экспозицию в здании краеведческого музея на Набережной им. А.А. Жданова. Лишь в 1946 году музей вновь вернулся в родные стены и открыл двери для посетителей. За свою историю здание претерпело немало изменений; менялись его владельцы, жизнь, облик, но до сего времени оно является украшением города, прекрасным примером богатого парадного особняка конца XIX века периода эклектики с изысканным разнообразным декором фасадов и интерьеров.

Сегодня этот дом - объект культурного наследия регионального значения, в нем расположен один изфилиалов Государственного музея А.М. Горького - Литературный музей.

За время своего существования экспозиция Литературного музея неоднократно перестраивалась, менялись ее концепция, тематика и структура. Сегодня основная экспозиция музея располагается в восьми залах, часть из которых сохранила свое внутреннее убранство.

Еще в советские годы здание было признано памятником культуры и архитектуры XIX века, находилось под охраной государства, но интерьеры его тщательно закрывали, отгораживали от экспозиции, которая должна была способствовать восприятию М. Горького как пролетарского писателя.

Современная экспозиция тактично вписалась в интерьеры здания, которое стало ее историческим фоном и весьма ценным объектом показа, иллюстрацией к произведениям писателей-нижегородцев о купечестве, его быте и нравах. В.И. Даль, П.Д. Боборыкин, П.И. Мельников (А. Печерский), А.М. Горький писали о купцах очерки, статьи, выбирали их прототипами своих героев. Материалы музея: фотографии, запечатлевшие нижегородских купцов, их семьи, дома; документы и деловые бумаги - позволяют представить облик Бугровых, Рукавишниковых, Сироткиных, Бурмистровых, оставивших заметный след в истории города. Экспозиция, размещенная в парадном (Белом) зале особняка, рассказывает о культурной и литературной жизни Н. Новгорода в конце XIX - начала XX века, свидетелем которой был молодой А. Пешков (писатель М. Горький).

Рядом с горьковскими представлены материалы о жизни и творчестве писателей и поэтов: П.И. Мельникова (А. Печерского), В.Г. Короленко, Л. Граве и И. Рукавишникова, фотографов-художников: А.О. Карелина и М.П. Дмитриева, музыканта В.Ю. Виллуана. Экспозиционные комплексы выполнены в виде музейных натюрмортов из разнородных предметов, не заслоняют искусно декорированные стены, лепные потолки, большое арочное зеркало в бронзированной раме. Отдельный зал (Бархатный) посвящен жизни и творчеству писателя П.И. Мельникова (А. Печерского) - знатоку русского быта и церковного раскола.

Войдя сюда, сразу попадаешь в мир сюжетов и образов писателя. В эркере - своеобразная композиция его "рабочего кабинета", воссозданного по воспоминаниям и рисункам сына писателя - А.П. Мельникова. В такой "обстановке" рождались романы П.И. Мельникова (А. Печерского) "В лесах" и "На горах" о жизни и судьбах купцов-старообрядцев в середине XIX века, о скитах и их обитателях.

Художественное решение экспозиции было выполнено в необыкновенно красивых интерьерах зала, украшенного лепниной и бархатными французскими гобеленами с растительным рисунком.

Еще один парадный зал особняка - Каминный. Он не занят основной экспозицией, в нем -единственный экспонат - рояль фирмы Bechstein, который был куплен А.М. Горьким в 1916 году для Е.П. Пешковой и находился в ее московской квартире. 20 октября 1920 года на этом рояле играл знаменитый пианист Исай Добровейн. Сегодня рояль снова звучит во время концертов выдающихся современных музыкантов. Зал декорирован мореным дубом и тиснеными обоями, выполненными под кожу. Центром интерьера является камин; на нем - фотографии владельцев дома В.М. и Д.М. Бурмистровых.

Рассказ о судьбе дома и его владельцев естественен и необходим в этом зале. Литературный музей сегодня - это международный центр по сохранению, изучению и представлению обществу наследия А.М. Горького, писателей-нижегородцев и деятелей русской культуры, творчески работавших в Н. Новгороде на рубеже XIX и XX веков. Особое место в экспозиции Литературного музея занимают материалы, связанные с биографией и художественным творчеством А.М. Горького, с историей взаимоотношений писателя и города на разных этапах становления его творческой личности и современном отношении города к нему.

Экспозиции "А.М. Горький - художник и революция", "Публицистика и общественно-политическая деятельность А.М. Горького 20-х - 30-х гг.", "Роман А.М. Горького "Жизнь Клима Самгина"" постоянно пополняются новыми материалами.

С начала 1990-х годов активизировалась выставочная деятельность Литературного музея. Выставки, связанные с историко-литературными датами, историей музейного здания - дома Бурмистровых, художественные и фотографические выставки из собственного музейного собрания, а также других музеев и частных лиц. Они были самыми разнообразными по темам, именам и художественному воплощению, и каждой предшествовала кропотливая научная работа. Сочетание научности выставок с их привлекательностью для посетителей является одним из приоритетов выставочной программы музея. Несколько лет в музее работает выставочный межрегиональный проект "Литературные музеи России - Н. Новгороду", в рамках которого были представлены экспозиции ведущих литературных музеев Приволжского федерального округа.

Являясь одним из культурных центров города, Литературный музей стремится представить публике разнообразные выставочные программы, включающие временные художественные или фотографические выставки, приоритетами для проведения которых являются не только эстетическая ценность художественных работ, но и личность их создателя, его биография, а также личность дарителя или коллекционера, предоставившего работы на выставку в музей. Особую ценность для Литературного музея представляют работы, выполненные писателями и людьми их окружения, иллюстрации к художественным произведениям, работы на литературные сюжеты или темы, связанные с биографией того или иного писателя.

Продолжая меценатские традиции хозяев дома, музей проводит выставки, имеющие благотворительную цель - поддержать талантливого художника, помочь ему найти свое место в современном мире, а также выставки детских художественных школ и студий с мастер-классами для учащейся молодежи.

Временные выставки размещаются в самом большом зале музея - Дубовом. Сегодня - это не только выставочный зал, но и один из лучших камерных концертных залов города. Красивые интерьеры, уютная, теплая обстановка и хорошая акустика способствуют тому, что у музея сформировался свой постоянный контингент зрителей, искушенных и взыскательных, которые каждый сезон ходят именно сюда слушать программы мастеров художественного слова из Москвы, С.-Петербурга, Н. Новгорода, Ярославля и других городов России.

Литературный музей - это место, куда можно приходить много раз. В активе музея десятки экскурсионных программ для различных категорий посетителей - от дошкольников до пенсионеров, людей "золотого возраста". Ежегодно специалисты музея проводят около 100 лекций и творческих встреч, посвященных актуальным проблемам мировой и отечественной культуры и литературы. Ведущими сотрудниками разработаны авторские программы для учащихся, включающие различные по тематике, методике проведения, смысловой нагрузке занятия, которые проходят непосредственно в экспозиции музея.

Для самых маленьких посетителей - дошкольников и учеников младших классов разработана программа "Что такое музей, или Волшебство музея". К работе с детьми привлекаются писатели, художники, артисты, и одним из примеров такого совместного сотрудничества является новогодний праздник "Рождественская елка", которая напоминает ту домашнюю елку, что устраивала хозяйка дома для своих воспитанниц. Поскольку наш музей с первых дней своего существования складывался как музей литературный, исследующий музейными средствами литературную историю края, важным направлением в работе стало создание программ по литературному краеведению (программы "Музы земли Нижегородской", "Российской памяти созвездья"). Каждое занятие в музее - это возможность познакомиться и подержать в руках музейные реликвии, редкие книги, и даже услышать голоса писателей, что сохранились в фонограммах и звучат во время занятий, объединенных в цикле "Звучащая литература. Эхо серебряного века" (автор А.А. Липовецкий).

Появление новых учебных программ было связано с занятиями в музее студентов отделений культурологии и музеологии исторического факультета ННГУ. Специально для них разработаны курсы учебныхлекций: "Охрана культурного и природного наследия" (автор Т.А. Рыжова), "Учет, хранение и комплектование музейных фондов" (автор Н.Ф. Жадаева), "Основы научного проектирования музейных экспозиций" (автор М.Г. Кутукова), "Литературные музеи в России и за рубежом" (автор Т.А. Рыжова). Результат работы студентов - их выступления на научно-практических конференциях, которые проходят на базе музея. Учащаяся молодежь составляет сегодня наибольший процент посетителей музея, но вместе с тем музей - культурный центр для взрослой аудитории, в том числе для пожилых людей, пенсионеров.

Более 45 лет работает при Государственном музее А.М. Горького Общество старых нижегородцев - своеобразный клуб для уже немолодых людей, людей "золотого возраста". Работа общества входит в программу "Старшее поколение", его деятельность направлена на оказание необходимой помощи музею в собирательской, фондовой, научно-просветительской работе. Результатом работы общества является регулярный выпуск журнала "Памятные записки" (уже выпущен 31 том), где публикуются статьи и материалы его членов.

Нельзя оставить без внимания тот факт, что в последнее время музей становится местом проведения досуга, местом общения людей друг с другом.

Привлечение посетителей, особенно взрослой аудитории, является основной целью музея. На поиск новых форм работы с посетителями направлен проект "Музей - купец" (автор Т.А. Рыжова, грант ИОО). Работа над проектом дала возможность привлечь в музей новый контингент посетителей из числа современных предпринимателей на такие необычные мероприятия, как концерт бизнесменов и благотворительный шуточный аукцион в пользу музейного дома. Таким образом, музей старается активно работать с посетителями, которые в будущем могли бы стать спонсорами, меценатами культуры. Проект дал толчок исследовательской, экспозиционной, просветительской работе музея. Новая тематическая экскурсия "Нижегородское купечество в жизни и литературе. Мифы и факты" стала возможной благодаря тому, что в контекст существующей экспозиции были введены новые материалы по истории дома.

Итогом работы по данной теме стала научная конференция "Изящный, как королевская игрушка" (И. Рукавишников). Материалы конференции, а также новые документы и публикации, подготовленные за последние годы, составят содержание сборника "Усадьба Бурмистровых", издание которого музей планирует осуществить в 2007 году. На страницах сборника нашли отражение, с одной стороны, история усадьбы и ее владельцев, с другой - такие важные проблемы, как жизнь дома в настоящее время, работа музея, который в своей деятельности стремится возрождать и развивать отдельные традиции культурной жизни исторического здания. Среди представленных материалов - публикации ученых города, сотрудников музея, а также архивные изыскания и воспоминания нижегородцев, имеющих особенное "родственное" отношение к дому.

Авторы сборника - известные в Н. Новгороде ученые-историки: Ю.Г. Галай, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, Н.Ф. Филатов, доктор исторических наук, сотрудники Государственного музея А.М. Горького: Т.А. Рыжова, директор музея, Л.В. Степанова, заведующая Литературным музеем, А.С. Липовецкий, член ученого совета музея, краевед И.А. Макаров, нижегородцы: Л.А. Давыдова-Печеркина, Н.А. Малеханов и др.

Работы, написанные в форме очерка, научной статьи, литературоведческого исследования и воспоминаний, разнообразны по своей тематике и охватывают весь период существования дома, начиная от его строительства и до наших дней. "Усадьба Бурмистровых на Жуковской. Очерк истории здания Нижегородского музея А.М. Горького", "Исторический музей на Жуковской, 26", "Литературный музей А.М. Горького в особняке В.М. Бурмистровой", "В.М. Бурмистрова и ее особняк на страницах романа И. Рукавишникова "Проклятый род"" - вот далеко не полное содержание сборника. Надеемся, что его материалы вызовут живой интерес у всех, кто увлекается историей русской усадьбы.

Примечание

1 Горький М. Беседы о ремесле // Собр. соч. В 30 т. Т. 25.
М., 1953. С. 298. 2 Ликин В.А. Художественные живописцы в Н. Новгороде // Нижегородский край: Сб. 1929. Т. 2. С. 270-271.
3 Рукавишников И.С. Проклятый род. Н. Новгород, 1999. С. 49.
4 Там же. С. 120, 122.
5 Благотворительные учреждения России. С.-Петербург, 1912.
6 Ликин В.А. Указ. соч. С. 270.

[Журнал N13-14]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8