Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N13":
Главной темой нашего журнала стала тема русской усадьбы, ее хозяйственная и культурная жизнь, судьбы ее владельцев, которые создавали этот особый феномен русской культуры.

К сведению!
Представленные в очередном номере журнала материалы позволят читателю получить некоторое представление о нижегородских усадьбах, как сельских, так и городских. В начале XX столетия в нашем крае только помещичьих усадеб было более 400, из них 142 представляли, по мнению местных властей, "интерес в художественном и историческом отношении". В настоящее время создан Реестр нижегородских усадеб, которым присвоен статус памятника. Каково их прошлое? Как сегодня живут эти усадьбы? Кто ими владеет? Как используется их историко-культурный потенциал? Об этом можно прочитать в материалах исследований, проектов и программ, публикуемых в этом номере журнала.

Редакция посчитала необходимым познакомить читателей с некоторыми материалами сборника статей "Русская усадьба", который издается с 1994 года членами восстановленного Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ). Мы надеемся, что начавшееся сотрудничество с этой авторитетной общественной организацией даст новый импульс в развитии процессов изучения и использования того культурного наследия, которое создавалось в сотнях нижегородских городских и сельских усадеб.

Нам бы хотелось, чтобы проблемы вырождения нижегородских усадеб больше привлекали внимание широкой культурной общественности, чем до нынешнего дня. Процесс должен быть ускорен хотя бы потому, что усадебные сооружения катастрофически быстро разрушаются, особенно те из них, которые совсем недавно были освобождены от арендаторов.

Н.А. Токарева
"Память пройденной судьбы:".

Память сердца,
Память дома,
Память пройденной судьбы.
Ю. Адрианов.

Прошло более четырех десятилетий со дня выхода первого тома журнала "Памятные записки", а журнал, как и в прежние времена, продолжает быть интересным и приковывать к себе внимание: "Интересно, живо, хорошо", "Так интересно все, о чем здесь написано, прекрасно!", "Очень хорошее начинание", "Сохранить образ А.М. Горького для других поколений - наша задача!"

Читая журнал, мы не только узнаем много нового, интересного, получаем информацию, важную для понимания сегодняшнего дня и самих себя, размышляем, восхищаемся, радуемся, огорчаемся, но как бы видим тех людей, о которых рассказывается на страницах "Памятных записок", с которыми встречались, были связаны дружбой авторы журнала, видим их добрые и славные дела. Машинописный журнал (в последние годы в компьютерном наборе) "Памятные записки" на протяжении всех этих лет издается Обществом старых нижегородцев совместно с Государственным музеем А.М. Горького.

С чего же все началось? "В начале 1960 года собрались мы, пенсионеры-просвещенцы, на одно из собраний в Доме учителя, - вспоминает член Общества С.И. Ситникова. Сюда пришел и директор Литературного музея имени Горького Николай Алексеевич Забурдаев и обратился к нам с горячей речью. Он призывал нас, старых учителей, помочь музею в собирании документов, фотографий, памятных вещей, литературы, относящихся к жизни и творчеству Алексея Максимовича Горького и других писателей-нижегородцев. Эти слова Николая Алексеевича запали в душу и вызвали глубокое раздумье о том, что мы, старые люди, многое видели на своем веку, встречались с бесчисленным количеством интересных и знаменитых людей нашего города, помним его старый, уходящий в прошлое быт, храним у себя интересные реликвии прошлого. Как хорошо было бы все это выявить, собрать, записать, сохранить для будущих поколений"[1].

На первых порах кружок - в 1965 году он был преобразован в Общество - представлялся весьма скромным начинанием, объединяющим лишь небольшую группу любителей старины: на первом заседании, 28 апреля 1960 года, присутствовало 11 человек. Сейчас в нем до 200 человек.

Как отметил профессор Горьковского пединстита Н.М. Добротвор, Общество старых нижегородцев "явление, заметное в истории культуры нашего города; немного найдется музеев, которые бы обросли у нас в стране таким активом, как музей А.М. Горького"[2]. Этому содружеству музея и огромного коллектива общественников-нижегородцев, любителей краеведения, энтузиастов-исследователей посчастливилось, не подражая никому в работе, никого не копируя, правильно и с большой пользой и для музея, и для города интересно построить свою работу, свою жизнь. Работа Общества на протяжении этих лет большая, разнообразная[3]. В первые годы существования - собирательская (музею передано 3000 предметов музейного значения), экскурсионная (экскурсоводы-общественники), дежурство в залах музея, фондах, уточнение и сохранение "горьковских мест", охрана памятников истории и культуры. Сегодня в музее регулярно проходят занятия хора ветеранов (хор был организован в 1961 году), который выступает на вечерах и собраниях Общества, в госпитале инвалидов Отечественной войны, других учреждениях и организациях города. Хор Общества награжден многочисленными грамотами и дипломами.

В зале Литературного музея, где обычно проходят собрания Общества, царит атмосфера доброты и благорасположения людей друг к другу, чувствуется, что всем уютно, хорошо в этом доме: "Здесь собираются люди с большим жизненным опытом и хорошим вкусом, любящие людей, искусство, природу, жизнь"[4]. Это сообщество помогает людям "золотого возраста" делать их жизнь богатой, интересной, наполненной, не растерять интереса к жизни, людям, сохранить бодрость духа. Это настроение передается и в поэтических строках, написанных преподавателем-пенсионером, первым редактором журнала "Памятные записки" Борисом Васильевичем Кузнецовым:

Секрета нет. Здесь факт известный:
Все старцы чувствуют бодрей,
Когда работать интересно
В кругу своих "серебряных" друзей.
Открою правду вам простую:
У нас никто не говорит:
"Я не живу, лишь существую".
В любом из нас огонь горит [5].

Общество служит и своеобразной образовательной моделью для людей старшего возраста. Здесь они встречаются с учеными города, писателями, краеведами, актерами, сотрудниками музея. Члены Общества приглашаются на научные конференции, выставки, литературные концерты, экскурсии. Музей для этих уже немолодых людей - место интересного, творческого общения, интеллектуального досуга.

Члены содружества являются "живой историей" целой эпохи - конца XIX-XX века; они - очевидцы многих исторических событий, хранители традиций. Их воспоминания, впечатления, наблюдения, размышления представляют интерес, они записаны и опубликованы в 31 иллюстрированном фотографиями томе журнала "Памятные записки" (первый номер журнала вышел в 1964 году), которые хранятся в Научном архиве Государственного музея А.М. Горького. В них собран уникальный материал, достойный вклад в нижегородское краеведение. Перелистаем некоторые страницы "Памятных записок":

Многие страницы журнала посвящены А.М. Горькому: "Вспоминаю я встречи с Горьким. В 1902-1904 гг. Алексей Максимович вместе со своей семьей жил в доме Киршбаума на Мартыновской улице. В этом же доме находилась контора пароходного общества "Дружина". Сторожем в конторе был отец одного из моих товарищей Лени Минеева. Леня был хорошим товарищем, и я с другими в числе четырех человек часто приходили играть во дворе конторы этого пароходства. При доме Киршбаума был большой тенистый сад, обнесенный решетчатым забором.

В этот сад выводил своих гостей в хорошую погоду А.М. Горький. Там гости с хозяином отдыхали, играли на гитаре, шутили, пели хором и соло, много и заразительно смеялись. Мы, мальчишки, естественно интересовались всем происходящим в саду. Частым гостем у Горького в период гастролей был Ф.И. Шаляпин. Гости Горького выходили во двор и смотрели на нашу игру. Все весело смеялись, когда мы возили на себе победителей игр: "А ну, поживей, галопом!"

Мне запомнилось, когда А.М. Горькому и Ф.И. Шаляпину захотелось самим поиграть в городки и они попросили нас: "Ребята, поставьте-ка нам свои городки на кон, мы попробуем выбить фигуру!" Мы поставили и передали им свои палки. И вот большие дяди стали бить по чушкам. Раз! Мимо: Два! Мимо: Три! И опять неудачно. Отдельные чушки им удавалось выбивать, но всю фигуру им не удалось ниразу. И гости, и ребята смеялись над их неудачами. Да и сами приятели подтрунивали друг над другом. Мы, мальчишки, ставили им фигуры, а они "мазали". Кто-то из гостей дал нам за труды рубль на гостинцы в награду за то, что мы ставили на кон фигуры и подавали палки. Мы поблагодарили и гурьбой пошли в ближайший магазин покупать мороженое, конфеты и пряники. Весело проели рубль!"[6].

Известно, Ф.И. Шаляпин был человеком "непомерной чуткости и отзывчивости"[7]. Об этом воспоминания дочери организатора и первого учителя Шаляпинской школы в деревне Александровке под Нижним Новгородом: "Мой отец, Григорий Николаевич Степанов, проникся глубоким сознанием необходимости создать народную школу, приобщить подрастающее поколение к знаниям, а одновременно в какой-то мере организовать культурно-просветительную работу среди взрослого населения. Идею постройки школы горячо поддержал Алексей Максимович, на что пожертвовал около двух тысяч рублей. Алексей Максимович посоветовал обратиться к Федору Ивановичу Шаляпину.

Алексей Максимович познакомил моего отца с Федором Ивановичем. Добрый взгляд серых глаз, широкая, приятная, открытая улыбка, несколько окающая речь оставили у отца неизгладимое впечатление. И этот момент решил их последующие дружественные

отношения. Федор Иванович дал согласие оказать помощь в постройке школы. С помощью средств, высылаемых Федором Ивановичем Шаляпиным, удалось создать лучшую школу из всех начальных школ не только уезда, но и всей Нижегородской губернии. Прекрасное светлое высокое здание, с одним большим классным залом, с окнами на солнечную сторону, привлекало к себе и радовало всех, кто приходил в нее.

Вся педагогическая работа школы велась вне рамок официальной традиции народных училищ. Впервые в начальной деревенской школе появились парты с покатыми столами, с учетом роста ребенка, разнообразные наглядные пособия в виде таблиц, коллекций минералов, заспиртованных животных, чучела птиц и животных, картины, преимущественно художников-передвижников, бюсты писателей и масса цветов. Очень большое внимание уделялось трудовому воспитанию и обучению. Силами учащихся рассажен замечательный пришкольный сад. Дети охотно ухаживали за растениями и из собранных плодов варили компот.

Часто вечерами собиралось взрослое население. Проводились читки рассказов, слушали граммофонную запись, прежде всего, русских песен в исполнении Федора Ивановича Шаляпина, затем его различные арии из опер. Часто демонстрировали с волшебным фонарем диапозитивы на естественно-научные темы. Устраивали самодеятельные концерты, спектакли на сцене, предусмотренной при строительстве школы. Можно много говорить и писать об этой замечательной школе, о тех чудесных горячих завтраках: Радостно вспомнить о тех прекрасных елках, где кроме шумного веселья дети получали в виде подарков кроме сластей одежду и обувь, об игровых и физкультурных площадках и о многом, многом другом, на что так щедро давал свои средства Федор Иванович"[8].

Страница за страницей - и мы словно в огромной портретной галерее: писатели, артисты, ученые, художники, педагоги, врачи. "Память возвращает меня к доктору моего детства, Александру Саввичу Пальмову. Хочется, чтобы об этом человеке узнали люди, которые его не знали. Пациенты называли его семейным врачом. В январе 1909 года А.С. Пальмов получает назначение заведовать приютом подкидышей губернского земства в Н. Новгороде. Вступив в исполнение своих обязанностей, А.С. Пальмов предложил ряд мер для спасения подкинутых детей: организовать новый приют для детей, ввести прием детей из бедных семей с матерями за казенный счет и ряд других.

Здание было построено на Мартыновской улице (ныне ул. Семашко). Дом был построен продуманно и основательно. Дети находились в хороших гигиенических условиях, получали врачебное наблюдение. (В здании Педиатрического института располагался один из лучших в Европе Дом подкидышей, построенный на благотворительные средства нижегородских купцов А.Н. и А.В. Марковых. Профессор И.И. Мечников, осматривая его, сказал: "Такому дому было бы место и в Париже".)

У Александра Саввича было 2 родных дома - приют на ул. Семашко, который в народе называли "Дом Пальмова", и еще деревянный домик в Коротком переулке, совсем недалеко от приюта, который знали все и в который можно было постучаться в любое время суток, если случилась беда. Никогда никому не было отказано. Большое и доброе сердце было у этого человека. Невозможно сосчитать, сколько юных нижегородцев, горьковчан прошло через доброе сердце старейшего педиатра. Однажды побывав в доме, он никогда не забывал имя ребенка"[10].

Не оставляют равнодушным воспоминания о Доме трудолюбия, построенном на благотворительные деньги нижегородских купцов Рукавишниковых: "Отец мой работал смотрителем этого дома. Надеюсь, что мой рассказ вызовет некоторый интерес, так как дом построили для людей, которыми очень интересовался писатель А.М. Горький. Эти люди приносили с собой и свое имущество: нужду, горе, болезни, несчастье, попранное человеческое достоинство и сознание безнадежности когда-нибудь выбраться из своего положения.

Что же это были за люди? Их тогда в Н. Новгороде называли "золотой ротой", золоташками, босяками. Купечество начало строить так называемые "Дома трудолюбия". Цель: дать несчастным дневной приют и работу"[11].

Будучи еще ребенком, наблюдая жизнь обитателей этого дома, А. Василейская (автор статьи), может быть, еще не понимая умом, не отдавая себе ясного отчета, сочувствовала всем сердцем этим людям и пыталась по-детски что-то сделать, помочь.

И вот, уже научившись писать, она написала письмо царю. Она решила, что помочь горю может, конечно, царь: он главный, он земной Бог, он все сможет.

Многие члены Общества - участники Великой Отечественной войны, они помнят, как жил наш город в эти суровые, военные годы, участие горьковчан в защите своего города: дежурство на крышах и на чердаках, тушение пожаров, эвакуация детей, стариков в убежище, помощь пострадавшим, оборудование укрытий.

Записан рассказ о добровольцах Горьковского института инженеров водного транспорта. "Среди студентов и преподавателей ГИИВТа царил высокий патриотический подъем. Митинговали. Выступали горячо: "Все для фронта! Все для победы!" И от слов прямо переходили к делу. Жертвовали в Фонд обороны облигации государственных займов. Организовали сбор цветных металлов среди населения. Создали многочисленные агитационные бригады для работы с домохозяйками. Приступили к формированию Народного ополчения.

Оборонным заводам нужны медь, олово, свинец, никель. На собрании по этому вопросу выступил преподаватель А.М. Яковлев и передал в Фонд обороны свой художественный медный письменный прибор. И вслед за ним каждый стал передавать в этот Фонд что мог. Кто-то принес медную кастрюлю, кто-то - медный таз, пару медных подсвечников, мельхиоровую тарелку, чайник и тяжелую медную ступку. Население домов по улице Лядова, Ульянова, Минина, Семашко, Провиантской, Трудовой охотно откликнулось на призыв сдавать в Фонд обороны лом цветных металлов.

Помню, как один агитатор на собрании рассказывал: пришел он для беседы в какую-то квартиру, семья сидит за столом около самовара. Агитатор повел речь о задаче по сбору цветных металлов в нашем районе. Хозяин квартиры встал, взял самовар, вылил из него воду и, передавая агитатору, сказал: "Народ наш ничего не пожалеет для разгрома фашистских душегубов! А сами мы добровольцами пойдем на фронт в Красную Армию или в Народное ополчение!""[11].

Здесь же и "Обращение ко всем домашним хозяйкам": "Мы, домашние хозяйки, должны помочь доблестной Красной Армии разгромить ненавистного нам врага. Я, домашняя хозяйка Кушнеренко Наталия Сергеевна, вношу на постройку танка "Домашняя хозяйка" 1000 рублей. Пусть этот танк "Домашняя хозяйка" начисто сметет врага с нашей священной земли, и я уверена, что это будет так. Скорее откликнетесь, домашние хозяйки, на этот вызов, и мы вместе выметем ненавистного нам врага, как выметаем из наших жилищ ненужный мусор"[12].

В журнале "Памятные записки" интересны следующие разделы: "Новые поступления в фонды музея", "Архивные находки", "Они бывали в Нижнем", "Наши юбиляры", "Поэтическое творчество старых нижегородцев - поэзия десяти авторов", "Памяти земляков"; широко освещена жизнь страны, города, музея, отражена и деятельность Общества.

Общество старых нижегородцев пишет летопись нашего края. Воспоминания проникнуты заботой о сохранении памяти, сохранении традиций. В журнале - ценный опыт, который учит истинному, а не напускному благородству, патриотизму, преданности, дружбе, милосердию. У авторов "Памятных записок" и героев их рассказов можно учиться самой жизни с ее напряженным трудом, радостями побед, неуспокоенностью, интересом к жизни, людям, презрением к пошлости, подлости, бесчестию. Это и оних сказал поэт: "И сохранился дух нижегородцев в соборности, достоинстве, делах:"

Примечания

1 Ситникова С. И. У истоков нашего общества // Памятные записки. Т. 5. 1965. С. 117.
2 Памятные записки. Т. 5. 1965. С. 128-129.
3 Таскина Т.А. "Побольше бы таких обществ:" // Сборник "50 лет Музею А.М. Горького на родине писателя". Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1979. С. 82-87.
4 Левашова М.И. Оазис доброты и культуры // Памятные записки. Т. 28. 2001. С. 5.
5 Кузнецов Б.В. Баллада о "Серебряном братстве" // Памятные записки". Т. 5. 1965. С. 141.
6 Копылов Д.В. Мои юношеские воспоминания // Памятные записки". Т. 1. 1964. С. 17-18.
7 Федор Иванович Шаляпин. В 3-х т. Т. 3. М.: Искусство, 1979. С. 121.
8 Степанова А.Г. Александровская школа // Памятные записки. Т. 1. 1964. С. 35, 37, 38, 40-42, 44.
9 Андрианова В.Н. Семейный доктор // Памятные записки. Т. 19. 1990. С. 69, 72, 74, 75, 77, 84.
10 Василейская А. Дом трудолюбия в Нижнем Новгороде (1903-1909 годы) // Памятные записки. Т. 5. 1965. С. 40, 41, 48, 49.
11 Кузнецов Б.В. Горьковчане-добровольцы // Памятные записки. Т 3. 1964. С. 54.
12 Памятные записки. Т. 3. 1964. С. 75.

[Журнал N13-14]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8