Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N13":
Главной темой нашего журнала стала тема русской усадьбы, ее хозяйственная и культурная жизнь, судьбы ее владельцев, которые создавали этот особый феномен русской культуры.

К сведению!
Представленные в очередном номере журнала материалы позволят читателю получить некоторое представление о нижегородских усадьбах, как сельских, так и городских. В начале XX столетия в нашем крае только помещичьих усадеб было более 400, из них 142 представляли, по мнению местных властей, "интерес в художественном и историческом отношении". В настоящее время создан Реестр нижегородских усадеб, которым присвоен статус памятника. Каково их прошлое? Как сегодня живут эти усадьбы? Кто ими владеет? Как используется их историко-культурный потенциал? Об этом можно прочитать в материалах исследований, проектов и программ, публикуемых в этом номере журнала.

Редакция посчитала необходимым познакомить читателей с некоторыми материалами сборника статей "Русская усадьба", который издается с 1994 года членами восстановленного Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ). Мы надеемся, что начавшееся сотрудничество с этой авторитетной общественной организацией даст новый импульс в развитии процессов изучения и использования того культурного наследия, которое создавалось в сотнях нижегородских городских и сельских усадеб.

Нам бы хотелось, чтобы проблемы вырождения нижегородских усадеб больше привлекали внимание широкой культурной общественности, чем до нынешнего дня. Процесс должен быть ускорен хотя бы потому, что усадебные сооружения катастрофически быстро разрушаются, особенно те из них, которые совсем недавно были освобождены от арендаторов.

Н.Б. Соколова
Выставки Нижегородского государственного художественного музея (2005-2006 годы)

Выставочная программа Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ) всегда являлась одним из основных его видов деятельности. За последние несколько лет количество, масштаб, частота выставок постоянно увеличиваются. Их тематика расширяется, музей обретает в выставочных проектах новых партнеров, продолжает сотрудничество с прежними. Временные экспозиции являются одной из главных площадок взаимодействия музея с публикой, которая часто по выставочной программе судит об успехе или неудаче музея. Исходя из этого, мы предъявляем к любому проекту высокие требования, начиная с концепции и заканчивая анализом потенциальных возможностей "раскрутки" выставочной экспозиции. Выставочная политика музея имеет давние приоритеты. Несмотря на то что обстоятельства часто приводят к изменению планов на тот или иной отрезок времени, все же в своей выставочной деятельности музей старается соблюдать некое "равновесие сил", представляя самые различные проекты.

В целом формирование выставочной программы НГХМ зависит от множества факторов. Не просто определить, какое количество временных выставок необходимо, чтобы удовлетворить интересы публики и одновременно создать благоприятные условия для подготовки этих выставок. Продолжительность, размеры, тематика временных экспозиций - также вопрос не праздный и, увы, не всегда от нас зависящий. Часто бывает необходимо продлить работу выставки, которая явно не исчерпала за отведенное ей время свой потенциал и не окупила затраты на ее организацию. Но временные рамки пребывания выставки в нашем городе сделать это не позволяют. В мае - июне 2006 года такая ситуация сложилась с выставкой "Мастер и ученик. Школа акварели Сергея Андрияки" (Москва), которая вызвала живой интерес у самых разных категорий посетителей. Но, к сожалению, должна была вовремя отбыть во Владимир.

Кроме того, выставочная программа музея должна соответствовать его общественной и исторической миссии. Поэтому наиболее значимыми являются фондовые выставки, призванные вводить в научный оборот новые произведения искусства и знакомить с ними широкую публику. Как известно, постоянная экспозиция любого музея - это лишь малая, хотя и лучшая, часть огромного айсберга. В запасниках хранится немало интересного материала, который требует серьезного научного исследования, большого внимания и кропотливого труда хранителей, реставраторов и всего коллектива музейных сотрудников. Поэтому проведение фондовых выставок - дело сложное, нуждающееся в долговременной подготовке и немалых материальных затратах. Время их экспонирования, как правило, бывает продолжительным.

За последних два года Нижегородским художественным музеем были подготовлены две большие фондовые выставки, познакомившие зрителей с западноевропейским искусством. С сентября 2005 по июль 2006 года работала экспозиция "HORTUS BELLICUS", представившая около 50 произведений живописи и скульптуры XVI-XX веков, перемещенных из Западной Европы на территорию России во время Второй мировой войны. В течение многих лет трофейная коллекция находилась на реставрации в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. Ее поэтапное возвращение в Нижний Новгород началось в 1996 году, когда впервые были показаны трофейные ценности. Так было положено начало выставочному проекту, в котором "HORTUS BELLICUS" явилась третьей, самой масштабной экспозицией, продолжившей эту традицию.

В ноябре 2006 года в рамках празднования 110-летия со дня открытия музея начала свою работу выставка "Произведения западноевропейского искусства из собрания П.В. Шереметева". Среди частных коллекций, участвовавших в формировании Нижегородского художественного музея в 1920-е годы, собрание Шереметева наиболее значимо. Оно включает сотни произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства высокого художественного уровня. Показ западноевропейской части этого собрания мыслится как первый этап выставочной программы, рассчитанной на несколько лет. Логичным продолжением знакомства с уникальными шереметевскими раритетами станет в будущем экспозиция произведений русского искусства.

Еще одно интересное направление в выставочной работе НГХМ, имеющее, как правило, прямое отношение к труду реставраторов и хранителей, - это так называемая "выставка одной картины". Такие выставки позволяют глубоко и полно осветить историю создания и значение отдельного важного экспоната из его собрания. В 2005 году таким экспонатом стало произведение неизвестного итальянского художника XVI века "Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем". Уникальное живописное полотно предстало перед зрителями после продолжительной кропотливой реставрации, поэтапное осуществление которой было показано в сопровождающих выставку фотодокументах (реставратор М.Л. Коротаева).

В последние годы Нижегородский художественный музей активно сотрудничает с ведущими музеями России. Начало целого ряда масштабных, а нередко и беспрецедентных выставок было положено в 2003 году. Тогда Нижегородский художественный музей первым принимал в своих залах выставочный проект Государственного Русского музея (г. Санкт-Петербург) "Три века русского искусства". Экспозиция, созданная для региональных музеев, включала такие шедевры национальной культуры, как "Бурлаки на Волге" И. Репина, "Портрет сестер Шишмаревых" К. Брюллова, "Портрет Е.С. Авдулиной" кисти О. Кипренского и другие.

В многотысячном собрании Нижегородского художественного музея есть поистине уникальные коллекции. К ним, например, относится монографическое собрание произведений Бориса Кустодиева, позволяющее составить полное представление о творчестве мастера. Именно это обстоятельство позволило сформировать юбилейную выставку художника, включившую его произведения из Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), Государственного Русского музея (ГРМ) и Нижегородского художественного музея.

Произведения из собраний ГРМ и НГХМ составили осенью 2005 года экспозицию выставки самого популярного академического живописца последней четверти XIX столетия Константина Маковского (сентябрь 2005 - январь 2006). Его уникальное большеформатное полотно "Воззвание Минина", а также "Боярышня", "Портрет Александра II" и другие работы из нижегородского собрания явились основой первой за девяносто лет персональной выставки мастера (со времен посмертной в 1916 году). Впервые были собраны вместе как широко известные живописные произведения К. Маковского, так и традиционно хранящиеся в музейных фондах. Из двадцати трех представленных работ шестнадцать были привезены специально на выставку в Нижний Новгород из Государственного Русского музея. Среди них наиболее популярные "Семейный портрет", "Портрет Ю.П. Маковской". Из фондов Нижегородского художественного музея впервые были отреставрированы и показаны "Портрет Александра II" и "Женский портрет".

Серьезная научная, реставрационная и организационная работы предшествовали и большой выставке "Пленники красоты" (ноябрь 2005 - январь 2006), посвященной русскому академическому и салонному искусству XIX - начала XX века. Ее зрительный ряд снова составили произведения из собрания Третьяковской галереи и Нижегородского художественного музея (всего 70 живописных полотен, из них 33 из ГТГ). За всю историю НГХМ показ такого значительного количества произведений из собрания ГТГ состоялся впервые. Так, в Нижний Новгород были привезены картины известнейших русских живописцев: К.П. Брюллова "Портрет детей Волконских", В.Д. Поленова "Цезарская забава",

Ф.А. Бронникова "Освящение гермы" и других. Многие произведения из собрания Третьяковской галереи ранее не покидали ее пределов. Нижегородский художественный музей в проекте "Пленники красоты" впервые осуществил столь представительный показ академической живописи из своего собрания с включением произведений ранее не экспонировавшихся. Это работы К.П. Степанова, И.К. Айвазовского, А.П. Боголюбова.

Выставки "Константин Маковский: возвращение классики" и "Пленники красоты" проиллюстрировали принципиально новый подход искусствоведческой науки последних десятилетий к наследию представителей целого направления русской живописи XIX столетия.

Значительный выставочный проект "Царская и императорская охота" (сентябрь 2006 - январь 2007) стал итогом сотрудничества Нижегородского государственного художественного музея с новым партнером - Музеями Московского кремля. Начало нашей совместной деятельности было положено показом именного оружия К. Минина и князя Д. Пожарского осенью 2005 года на выставке, приуроченной ко Дню народного единства. Экспонаты из Оружейной палаты, составившие долговременную выставочную экспозицию "Царская и императорская охота", редко покидают стены Московского Кремля и требуют особых условий хранения. Поэтому Нижегородским художественным музеем для того, чтобы сделать возможным их показ, было приобретено специальное выставочное оборудование. Около ста лучших образцов русского, восточного и западноевропейского оружейного искусства разместились в специально изготовленных для них экспозиционных витринах, отвечающих современным технологическим и эстетическим требованиям. Выставка дополнена живописными и графическими портретами из собрания НГХМ. Среди них впервые представлены гравюры XVIII столетия с портретными изображениями правителей Российского государства: Алексея Михайловича, Михаила Федоровича, Федора Алексеевича, Анны Иоанновны. Еще один значимый итог данного выставочного проекта - это замечательная возможность в дальнейшем создавать в залах Нижегородского художественного музея масштабные и интересные экспозиции декоративно-прикладного искусства, что до сих пор сделать было нельзя из-за отсутствия специального оборудования. Современные выставочные витрины позволят показать как нижегородскую коллекцию фарфора, бронзы, драгоценных металлов, так и предметы из собраний других музеев. Необычная экспозиция двух осенних месяцев

2006 года была посвящена 300-летию Саровской пустыни. Один только перечень участников красноречиво говорит о масштабах проведенной работы музейщиками Москвы и Нижнего Новгорода: Государственная Третьяковская галерея, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Российская государственная библиотека, Московская православная духовная академия, Нижегородский государственный художественный музей. На выставке был объединен самый разнообразный материал, повествующий о житии Серафима Саровского, об истории Саровской пустыни и традициях православного монашества (всего около 180 экспонатов). Выставочный проект осуществлялся в три этапа. В течение нескольких месяцев экспозиция работала в Москве, Сарове и Нижнем Новгороде.

Совместные выставки НГХМ и музеев Москвы и Санкт-Петербурга - направление в выставочной работе музея относительно новое. Но эти временные экспозиции уже полюбились нижегородскому зрителю, и в дальнейшем музей планирует продолжать осуществление подобных проектов.

Много внимания Нижегородский художественный музей уделяет популяризации современного искусства традиционной направленности. Выставок этого направления за последних два года состоялось 11. Из них 6 - персональные экспозиции нижегородских художников. Наиболее популярные из них - выставки Александры Сайкиной, Владимира Величко, Валерия Крылатова. Две масштабные "Рождественские" экспозиции были организованы совместно с Нижегородской организацией Союза художников России и представляли итог творчества местных живописцев, графиков и мастеров прикладного искусства за определенный отрезок времени.

Традиционное искусство последних десятилетий было представлено в залах музея и выставками иногородних художников. Так, кроме уже упомянутой экспозиции Школы акварели Сергея Андрияки из Москвы, прошли выставки художников из г. Иванова (Немыкин и Максимычев) и группы питерских и московских живописцев и графиков (с участием нижегородцев).

Направление, представляющее реалистическое современное искусство, в дальнейшем, безусловно, будет развиваться. Но поскольку в Нижнем Новгороде существует достаточно большое количество выставочных площадок, пропагандирующих творчество наших земляков, то увеличивать количество таких выставок в залах НГХМ не планируется. По этой же причине редкими гостями в залах музея являются экспозиции актуального искусства и фотовыставки, которые тем не менее всегда находят своего зрителя. Часто их посетители совершают порой неожиданные для себя открытия. Так, в материале фотовыставки журнала ОБО "Моя Африка" раскрылось многообразие далекого Черного континента. Говоря о направлениях выставочной деятельности музея, нужно отметить его многолетнее сотрудничество с международной культурной организацией "Британский Совет в России". Результатом этого партнерства являются выставки, знакомящие зрителя с искусством Великобритании, как классическим, так и современным. В 2006 году под эгидой Британского Совета была организована выставка "Золотой век британского эстампа", представившая гравюру XVIII века из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Четыре года подряд залы музея являются выставочной площадкой для социально-художественного проекта "Старый Нижний. Люди. Улицы. Дворы". Масштабные и очень разноплановые экспозиции охватывают самые разные стороны жизни исторической части города, обнажают актуальные проблемы настоящего и будущего Нижнего Новгорода.

С открытием залов в Доме Сироткина на Верхне-Волжской набережной музей получил возможность проводить выставки детского творчества (были представлены некоторые художественные школы города и области), а также создавать временные методические экспозиции, предназначенные в основном для детской аудитории. За последних два года прошло пять таких выставок.

Еще одно важное направление выставочной работы музея - это участие на протяжении многих лет в самых разных выставках, проходящих в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и других городов РФ.

Осенью 2005 года Нижегородский государственный художественный музей участвовал в федеральном проекте Государственной Третьяковской галереи "Золотая карта России". В течение месяца более шестидесяти лучших произведений из собрания НГХМ составляли экспозицию залов Инженерного корпуса Третьяковской галереи. Особый интерес у широкой зрительской аудитории вызвали живописные полотна Н. Чернецова, А. Саврасова, А. Боголюбова, К. Юона с изображением Нижнего Новгорода, а также классические произведения Ф. Рокотова, И. Репина, Н. Рериха, Б. Кустодиева, Ф. Малявина и других. За всю историю собрания НГХМ впервые его лучшие произведения были столь масштабно показаны в Москве. К выставке был издан альбом-каталог с научными статьями. Статья о музее и его собрании вышла в журнале "Третьяковская галерея" (2005. N 4).

В течение последних двух лет продолжалось активное сотрудничество музея с зарубежными партнерами. Произведения из коллекции НГХМ побывали на выставках в музеях и картинных галереях стран Европы и Азии. Один из наиболее значительных западных выставочных проектов, в котором участвовал Нижегородский государственный художественный музей, - это брюссельская выставка "Авангард. До и после", проходившая в рамках программы "ЕВРОПАЛИЯ".

В 2005 году 11 полотен русского авангарда из нижегородского собрания стали откровением для бельгийской публики. "Косарь" К. Малевича был помещен на афишах и обложке каталога. Кроме уже традиционного интереса Запада к русскому авангарду, в последнее время внимание иностранных галеристов привлекает и классическое русское искусство. Произведения И. Репина, А. Саврасова, В. Сурикова побывали на выставках в Великобритании и Китае.

Еще один вид деятельности музея - это частая реорганизация постоянной экспозиции. Речь здесь идет не только о замене в залах некоторых произведений, что чаще всего диктуется обстоятельствами, но и о стремлении показать изобразительное искусство различных периодов и стран. Так, на протяжении двух последних лет были представлены в небольших самостоятельных экспозициях живопись русского авангарда, искусство советского периода и искусство Западной Европы. В 2007 году в музее планируется проведение активной работы по расширению постоянной экспозиции отечественного искусства XIV-XX веков. Таким образом, посредством ротации экспонатов и проведения специализированных выставок с активным привлечением музейных фондов руководство и сотрудники НГХМ надеются расширить знакомство публики с его многотысячной коллекцией.

[Журнал N13]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8