Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N13":
Главной темой нашего журнала стала тема русской усадьбы, ее хозяйственная и культурная жизнь, судьбы ее владельцев, которые создавали этот особый феномен русской культуры.

К сведению!
Представленные в очередном номере журнала материалы позволят читателю получить некоторое представление о нижегородских усадьбах, как сельских, так и городских. В начале XX столетия в нашем крае только помещичьих усадеб было более 400, из них 142 представляли, по мнению местных властей, "интерес в художественном и историческом отношении". В настоящее время создан Реестр нижегородских усадеб, которым присвоен статус памятника. Каково их прошлое? Как сегодня живут эти усадьбы? Кто ими владеет? Как используется их историко-культурный потенциал? Об этом можно прочитать в материалах исследований, проектов и программ, публикуемых в этом номере журнала.

Редакция посчитала необходимым познакомить читателей с некоторыми материалами сборника статей "Русская усадьба", который издается с 1994 года членами восстановленного Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ). Мы надеемся, что начавшееся сотрудничество с этой авторитетной общественной организацией даст новый импульс в развитии процессов изучения и использования того культурного наследия, которое создавалось в сотнях нижегородских городских и сельских усадеб.

Нам бы хотелось, чтобы проблемы вырождения нижегородских усадеб больше привлекали внимание широкой культурной общественности, чем до нынешнего дня. Процесс должен быть ускорен хотя бы потому, что усадебные сооружения катастрофически быстро разрушаются, особенно те из них, которые совсем недавно были освобождены от арендаторов.

А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова
Усадебно-промышленный комплекс Баташевых в г. Выксе. Философия развития и проблема реконструкции

Старейший в Нижегородской области и стране центр металлургической промышленности г. Выкса был основан как новый тип поселения - поселение при металлургическом заводе, или город-завод. Строительство Верхне-Выксунского металлургического завода связано с именами русских предпринимателей - братьев Андрея и Ивана Баташевых, отец которых, Родион Иванович, владел горными заводами в Тульской губернии.

В настоящее время российские исторические города переживают процесс реконструкции, при этом проблема соединения в современном средовом контексте старого (традиционного) и нового в каждом конкретном случае принимает различные формы. Меняется социальный состав или городское сообщество, в соответствии со степенью развития человека меняется структура восприятия города в целом. Задача приспособления под современное использование исторических территорий диктует поиск различных решений. Яркой иллюстрацией поиска пути современного развития исторического поселения стала Выкса. Своеобразие территории исторического центра этого небольшого города в Нижегородской области заключено в сочетании усадебных сооружений с комплексом заводских построек. Сохранившиеся обширный пруд и парк, обрамляющие с севера и юга усадебно-промышленный комплекс, усиливают ощущение исторической значимости, подлинности, аутентичности исторической территории.

Возведение комплекса началось в 1765 году со строительства завода, плотин, здания конторы с заводской канцелярией и бухгалтерией и деревянного дома из десяти комнат, где Баташевы могли остановиться во время своих визитов в Выксу. Работы по организации усадьбы рядом с Верхне-Выксунским заводом начались после 1774 года, когда земли по рекам Железница, Выксунка и Велетьма были окончательно отведены к заводам.

К 1778 году окончательно был выстроен главный усадебный дом, о чем свидетельствует план Генерального межевания земель в Ардатовском уезде Нижегородской губернии[1] . Он же дает представление о сложившейся планировочной структуре исторической части Выксы, основу которой составляли система четырех прудов с плотинами, Верхний, Средний и Нижний заводы, рабочие слободы и усадьба с регулярно спланированным парком[2] . И хотя отдельные строения на чертеже обозначены условно, из него видно, что именно усадебный комплекс, куда входил главный усадебный дом с хозяйственными и служебными постройками, вместе с "Верхним доменным заводом" создавал двуединое ядро всего горнозаводского поселения.

Главный усадебный дом на берегу Верхнего заводского пруда обращал на себя внимание масштабностью и репрезентативностью его архитектурного облика. Дом главным фасадом был обращен на обширную площадь между домом и заводом, которую формировали протяженные фасады самого дома и здания конторы с гостиницей. К двухэтажному кирпичному усадебному дому со стороны дворовых углов позднее были пристроены двухэтажные флигели. В конце XVIII века, сразу же после раздела имущества между братьями, когда выксунское имение досталось Ивану Родионовичу, по его инициативе дом был надстроен третьим этажом[3] .

Писатель граф Салиас в своем романе "Владимирские мономахи" указывает, что в конце XVIII векадом состоял из 40 комнат. На втором этаже располагались парадные комнаты: три гостиные, китайская, итальянская и портретная. На главном месте в гостиной висел портрет Андрея Родионовича, написанный масляными красками, а по бокам - масляные портреты двух императриц: Анны и Елизаветы. На противоположной стене - большой портрет Екатерины II. За гостиными располагалось два зала: первый служил столовой, второй, самый большой, предназначался только для вечеров, празднеств и пиров. Здесь висел, как указывает Е.А. Салиас, огромный, во весь рост, портрет императора Петра I, поэтому зал назывался Петровским[4] .

После смерти И.Р. Баташева, когда Выкса перешла к внучке, Дарье Ивановне, в замужестве Шепелевой, фактическим владельцем заводов и усадьбы стал ее муж - генерал-аншеф Д.Д. Шепелев[5] . Гостеприимство владельцев Выксы привлекало большое число гостей, в большинстве своем хорошо образованных, которые оставили свои воспоминания об усадьбе и заводах. Одним из них был журналист П.П. Свиньин, приезжавший в Выксу летом 1823 года и описавший выксунскую усадьбу Шепелевых: ":дом стоит переднею стороною на площадь, а заднею сообщается с обширным садом, которого большая правильная аллея идет на полверсты от дома и оканчивается театром, имеющим против аллеи сей полукруглый проезд, который открывает лежащий за ним зверинец также на полверсты длиною. По сторонам большой аллеи идут множество других правильных дорожек, которые составляют между собой площадки, украшенные в одном месте фонтанами, в другом беседками, храмиками и бивуаками. По обеим сторонам правильного сада находятся английские сады, из коих один - со многими прудами, в которых плавают плотики, гондолы, водятся лебеди и дикие утки. В линию с театром, поперек большой дороги, идут оранжереи фруктовые и цветочные. Между ними есть одна с южноамериканскими растениями, одна виноградная и две ананасных. Позади всех сих оранжерей идут грунты с вишенными, грушными и сливовыми деревьями. В зверинце живут олени и дикие козы:"[6 ]. Таким образом, становится ясно, что при Д.Д. Шепелеве усадебный парк в части, прилегающей к дому, был распланирован по принципам французских парков, а в дальних частях (в так называемых зверинце и роще) - по принципам английских. К 1830-м годам главный усадебный дом представлял собой трехэтажное П-образное в плане здание, на первом этаже которого раcполагались кухня, людские и различные подсобные помещения, а второй и третий этажи занимали залы, спальные комнаты и кабинеты хозяев, а также их родственников и гостей. С восточной стороны к зданию примыкали флигель в два этажа и длинная двухъярусная оранжерея, с западной были присоединены флигель и пристрой с баней, также двухэтажные[7] . Именно в этот период времени дом приобрел наиболее завершенный, целостный вид по объемно-планировочному решению и стилистике.

Наследники И. Р. Баташева Шепелевы уделяли промышленному производству гораздо меньше внимания, чем их основатели. Для них главным было обустройство усадьбы, создание театра. Именно при Шепелевых Выкса прославилась своим театром - одним из лучших крепостных театров в России. В нем были большой хор (40-50 человек), оркестр, балетная труппа, талантливые актеры, прошедшие обучение у столичных специалистов. На его сцене ставились различные оперы, комедии, водевили[8] . Таким образом, именно 1820-1830-е годы были периодом наивысшего расцвета выксунской усадьбы, в то время как на производство практически перестали обращать внимание. Новые владельцы Выксы - дети Д.Д. Шепелева вели праздный образ жизни, совсем не занимаясь не только организацией производства, но и хозяйственными делами усадьбы, что привело к практически полному разорению их имения. По воспоминаниям капельмейстера Н.Я. Афанасьева, работавшего в Выксе руководителем крепостного оркестра и хора с 1841 по 1846 год, именно Иван Дмитриевич Шепелев, увлекавшийся восточной культурой, пристроил к восточной стороне дома перпендикулярно оранжерее так называемый турецкий флигель со стрельчатыми окнами[9] в модном тогда романтическом стиле.

После отмены крепостного права, когда русская металлургическая промышленность оказалась в глубоком кризисе, выксунские заводы были сданы в аренду английскому "Товариществу Выксунских горных заводов". С 1865 года оно приступило к их эксплуатации. Правление Товарищества находилось в Лондоне, директоров присылали в Выксу сроком на три года. За это время ни один из них не смог провести грамотной реконструкции, да и оборотных средств на нее не хватало. В 1881 году почти двадцатилетний период английского управления заводами окончился трагедией. Вода Верхне-Выксунского пруда прорвала плотину, разрушила Средне-Выксунский завод, смыла дома и огороды заводских рабочих.

С 1881 года заводы были сданы в аренду немцу А Лессингу, который впоследствии выкупил их, основав "Товарищество Выксунских заводов", а затем переименовал его в "Акционерное общество Выксунских горных заводов". Лишь в 1914 году заводы были конфискованы и вновь стали собственностью России.

Промышленный подъем способствовал развитию Общества, и у акционеров нашлись средства на ремонт выксунского главного усадебного дома. Он был заново оштукатурен. В результате переделок были утрачены портики с колоннадами на главном и дворовом фасадах, оформлявшие в 1830-х годах входы в здание. Вместо одного из них (на главном фасаде) был сделан металлический козырек-навес, под окнами второго этажа были симметрично устроены небольшие балконы с ажурными решетками, украсившими протяженный фасад. В таком виде, практически без переделок, главный усадебный дом дошел до настоящего времени.

Здания конторы (каменное) и гостиницы (полукаменное), объединенные в единое сооружение, были возведены практически одновременно. Функции их помещений были самыми разнообразными: собственно контора, комнаты, предназначавшиеся для размещения управляющего и других лиц в случае их приезда, "погреба" и т.д. В начале 2005 года по инициативе администрации города Выксы руководство Выксунского металлургического завода в рамках подготовки к празднованию его 250-летия обратилось в научно-исследовательское предприятие "Этнос" с предложением о разработке проекта концепции реновации исторического центра города Выксы. На этот период исторический центр Выксы, практически не испорченный новой застройкой, представлял собой исключительно целостный комплекс с исторической планировочной структурой и ландшафтом, где сохранились как заводские строения и сооружения, так и усадебные - дом, гостиница с конторой. Таким образом, имелись все предпосылки для организации на территории исторического центра многофункционального комплекса, предназначенного для познавательного отдыха и деловой жизни.

Выполненный в 2005 году проект "Историко-культурный комплекс Баташевых. Концепция реновации исторического центра" (руководитель авторского коллектива С.В. Дмитриевский) может рассматриваться как попытка соединения творческого концептуального начала с реальной жизнью города, его экономическими и техническими ресурсами. Основной же целью создания концепции было выявление круга проблем исторического центра и разработка предварительных эскизных предложений по их разрешению. В процессе разработки предложений по реновации исторического центра специалисты опирались на отечественный и зарубежный опыт по реконструкции исторических центров городов. Как результат анализа этого появился "сценарий функционирования историко-культурного комплекса Баташевых".

Пространство исторического центра Выксы, где природный ландшафт органично сочетается с рядом промышленных и жилых зданий, по мысли разработчиков проекта, должно было стать канвой для создания специфической городской зоны отдыха с элементами исторического музея не только в главном усадебном доме, но и под открытым небом. Вовлечение туриста или жителя города в процесс жизни города-завода XVIII - XIX вв. происходило бы за счет участия в некоем театральном действии, где элементы прошедших эпох создавали особую психологическую атмосферу.

Территорию разработки проекта - исторический центр города - было предложено разделить на отдельные зоны и благоустраиваемые территории. Каждая из них, являясь частью единого территориального комплекса, могла бы функционировать и вполне самостоятельно:
- торгово-деловой центр;
- аллея Металлургов;
- завод;
- заводской парк;
- дамба;
- Шуховская башня;
- набережная пруда ("Дорога к храму");
- главный усадебный дом Баташевых;
- господский парк.

Торгово-деловой центр включает в себя отреставрированное и приспособленное под современные нужды здание бывшей гостиницы с вновь проектируемым пристроем. Протяженное здание бывшей гостиницы, обращенное главным фасадом к аллее Металлургов (современная улица Ленина), визуально отделит территорию парка от собственно музея. Комплексное благоустройство этой зоны: мощение улицы, установка фонарей и афишных тумб, ограждений тротуаров и водостоков - должно создавать определенное настроение, атмосферу старой Выксы. В самом здании предполагалось разместить точку общепита, стилизованную под чайную или трактир, ателье "Модная лавка", стилизованное под старинное, "Аптечную лавку" и т.п. Оформление фасадов и витрин при этом должно сопровождаться старинной рекламой и соответствующими вывесками, созданными по сохранившимся фотографиям и рисункам того времени. Второй этаж мог бы быть сдан в аренду под офисные и административные помещения.

Аллея Металлургов - пешеходная улица, пролегающая по ул. Ленина вдоль протяженного корпуса бывшей гостиницы. С одной стороны предлагалось ограничить его чугунной оградой с медальонами, стилизованными под гербы и отражающими исторические вехи Выксунского металлургического завода, с другой - зданием гостиницы XVIII века. Историческая атмосфера данной зоны способствовала бы проведению различных народных гуляний и костюмированных праздников в знаменательные дни города.

На территории завода предлагалось расположить отдельный заводской музей, здесь же мог бы быть воссоздан небольшой действующий участок с горячим производством по старинным технологиям. Любой посетитель при желании после соответствующего инструктажа смог бы изготовить на память несложную отливку из легкоплавких металлов. На территории завода, приближенной к системе прудов, можно разбить так называемый парк "Гулливер" с действующими моделями заводского оборудования XVIII века, выполненными в уменьшенном масштабе.

Заводской парк с разветвленной сетью каналов и прудов, со ступенями водного каскада идеально подходит для организации зоны отдыха.

Дамба представляет собой протяженный участок, состоящий из пешеходной зоны - набережной, проходящей по берегу Верхне-Выксунского пруда и узкоколейной железнодорожной ветки, отгороженной декоративной решеткой. Здесь планировалось организовать три музейные экспозиции под открытым небом, представляющие наиболее интересные изделия Выксунского металлургического завода: корабельные орудия, элементы оснастки флота (якоря, цепи, кнехты, лебедки и др.), изделия декоративно-прикладного искусства (ограды, изгороди, фонарные столбы, скамейки, фонтаны и пр.). Здесь же могла бы быть расположена небольшая станция узкоколейной железной дороги, маршрут которой пролегал бы вдоль территории завода до Шуховской башни.

Участок, включающий в себя Шуховскую башню, перенесенную с заводской территории, и ныне существующий развлекательный центр проектом выделяется в отдельную культурно-развлекательную зону - "Шуховская башня". Башня Шухова стала бы основной композиционной доминантой исторического центра, замыкающей перспективу основных видовых направлений со стороны "Аллеи Металлургов", "Дороги к храму" и "Дамбы". Приспособление Шуховской башни могло бы заключаться в создании на верхнем ярусе площадки для обозрения, откуда открывался вид не только на территорию музейно-исторического комплекса, но и далеко за его пределы.

"Дорога к храму" - это набережная и площадь перед Рождественской церковью. Эту территорию предлагалось представить в виде открытого благоустроенного пространства с чугунными скамейками, фонарями, урнами и т. д.

Дом Баташевых с парком занимает одно из центральных мест в общем проектируемом комплексе и служит не только самым значимым объектом в архитектурном ансамбле, но и является основным объектом для посещения туристами. В доме могли бы быть расположены музейные экспозиции, посвященные быту знаменитых промышленников, наиболее значимой продукции завода. На территории, примыкающей к дому Баташева со стороны парка, могли бы находиться элементы музея под открытым небом.

Значение выполненного проекта представлялось авторам намного шире, чем сохранение средовых и образных традиций в архитектуре исторического центра малого города. Представленная концепция кажется значимой с точки зрения поиска нового методологического подхода в решении проблем реконструкции. Проектирование в исторической среде должно соединять, с одной стороны, глубокие и разносторонние предпроектные исследования, в том числе историко-архитектурный и визуально-ландшафтный анализы, а с другой - комплекс охранных мер по реставрации, ремонту, модернизации, благоустройству и озеленению, а также новое проектирование. В конечном итоге реконструируемая историко-градостроительная среда должна быть больше ориентирована на человека, его духовные и материальные потребности, стать более "живой", человечной, информационно и эмоционально насыщенной.

Концепция была одобрена и принята. Следующим этапом работы в этом направлении было выполнение эскизного и рабочего проектов реставрации зданий гостиницы, конторы и главного усадебного дома. Однако произошедшие изменения в составе администрации города, а впоследствии и смена заказчика-инвестора проектных и производственных работ повлекли за собой изменение задания на проектирование. Было принято решение о строительстве шестиэтажного здания гостиницы, возведение которого противоречило концепции сохранения и реконструкции исторической среды и ставило под угрозу сохранение памятников XVIII века, облик которых и формирует основы регионального своеобразия малого исторического города:

P.S. Так постепенно меняющаяся система ценностей влияет на изменение градостроительной и социокультурной ситуации не только в больших городах, но и в малых. На наших глазах разрушаются традиции образа жизни предшествующих поколений, меняются установки и ориентация жителей. Вместе с этим меняется характер городской культуры и восприятие образа города. Однако не следует забывать, что город как развивающаяся и динамичная система оказывает влияние на жителя. И если мы еще пока достаточно определенно можем охарактеризовать срез городской жизни нашего прошлого, то оценить и представить перспективы развертывания городских форм жизнедеятельности и городской культуры нашего будущего затруднительно...

Примечания

1 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1354. Оп. 261. Ч. 1. Д. В6К.
2 Там же.
3 Акт раздела имущества выксунских заводов 1783 г. Хранится в рукописном фонде музея истории Выксунского металлургического завода (по сути - краеведческого).
4 Роман "Владимирские Мономахи" - это, прежде всего, художественное произведение, написанное практически через сто лет после основания Выксы и строительства главного усадебного дома и через пятьдесят лет после смерти Ивана Родионовича Баташева (он умер в 1821 г.). В связи с этим, точность передачи облика интересующего нас объекта можно поставить под сомнение, хотя более поздние фотодокументы подтверждают некоторые описания, данные графом Салиасом. Так, на фотографии 1910-х годов можно увидеть интерьеры Петровского зала дома Баташевых с портретом Петра I.
5 Славная история: Очерки истории Выксунского ордена Ленина металлургического завода. Горький, 1967. С. 29.
6 Свиньин П.П. Заводы бывшие И.Р. Баташева, а ныне принадлежащие генерал-лейтенанту Д.Д. Шепелеву и его детям. СПб., 1826. С. 12-13.
7 Там же. С. 9-10.
8 Подробно см.: Комовская Н.Д. Из истории крепостного театра в Выксе // Люди русского искусства. Горький, 1960. С. 31-55.
9 Феоктистов Е.М. Глава из воспоминаний // Атеней. Историко-литературный временник. Л., 1926. С. 102; Афанасьев Н.Я. Исторический вестник. Т. 51. СПб., 1890. С. 38-39. В паспорте 1976 г. на объект культурного наследия "Дом Баташевых", выполненного архитектором А.В. Косицыным, эта часть дома ошибочно обозначена как "домашняя церковь к. XIX - нач. ХХ века".

[Журнал N13]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8