Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N13":
Главной темой нашего журнала стала тема русской усадьбы, ее хозяйственная и культурная жизнь, судьбы ее владельцев, которые создавали этот особый феномен русской культуры.

К сведению!
Представленные в очередном номере журнала материалы позволят читателю получить некоторое представление о нижегородских усадьбах, как сельских, так и городских. В начале XX столетия в нашем крае только помещичьих усадеб было более 400, из них 142 представляли, по мнению местных властей, "интерес в художественном и историческом отношении". В настоящее время создан Реестр нижегородских усадеб, которым присвоен статус памятника. Каково их прошлое? Как сегодня живут эти усадьбы? Кто ими владеет? Как используется их историко-культурный потенциал? Об этом можно прочитать в материалах исследований, проектов и программ, публикуемых в этом номере журнала.

Редакция посчитала необходимым познакомить читателей с некоторыми материалами сборника статей "Русская усадьба", который издается с 1994 года членами восстановленного Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ). Мы надеемся, что начавшееся сотрудничество с этой авторитетной общественной организацией даст новый импульс в развитии процессов изучения и использования того культурного наследия, которое создавалось в сотнях нижегородских городских и сельских усадеб.

Нам бы хотелось, чтобы проблемы вырождения нижегородских усадеб больше привлекали внимание широкой культурной общественности, чем до нынешнего дня. Процесс должен быть ускорен хотя бы потому, что усадебные сооружения катастрофически быстро разрушаются, особенно те из них, которые совсем недавно были освобождены от арендаторов.

Наши авторы

Абросимова Анна Юрьевна - искусствовед, ст. науч. сотр. НИП "Этнос".

Агафонова Елена Геннадьевна - зав. Литературным музеем МУК "Государственный музей А.М. Горького".

Баландин Виктор Николаевич - врач Сергачской районной больницы, зав. физиотерапевтическим отделением больницы, краевед.

Воскобойникова Наталья Владиславовна - к.и.н., доцент Филиала Российского государственного гуманитарного университета в г. Н. Новгороде.

Галай Юрий Григорьевич - д.юр.н., к.и.н., профессор Нижегородской академиии МВД России, председатель общества "Нижегородский краевед".

Давыдова Анна Алексеевна - к.и.н., ст. науч. сотр. НИП "Этнос".

Кагоров Владимир Михайлович - архитектор, доцент кафедры истории архитектуры Нижегородского архитектурно-строительного университета, член Союза архитекторов России, член Союза реставраторов "Золотое кольцо".

Карташова Мария Вячеславовна - зав. отделом научной работы Балахнинского краеведческого музея.

Кикин Андрей Дальевич - внук известного нижегородского скульптора А.В. Кикина, научный работник, живет и работает в Черноголовке под Москвой.

Ковалева Тамара Ивановна - зав. зафедрой музеологии, директор музея ННГУ им. Н.И. Лобачевского, председатель правления Региональной общественной организации "Нижегородский центр поддержки и развития музеев".

Лебедева Алла Марковна - зав. Музеем-квартирой А.М. Горького МУК "Государственный музей А.М. Горького".

Макаров Александр Александрович - музеолог, аспирант исторического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Марьева Анна Олеговна - зав. сектором отдела редких книг Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В.И. Ленина.

Нащокина Мария Владимировна - доктор искусствоведения, архитектор, автор (или соавтор) более 30 книг; главный научный сотрудник НИИ теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), руководитель отдела архитектуры Нового времени; лауреат Макарьевской премии I степени, обладатель нескольких золотых медалей РААСН и др.

Остин Ричард Картрайт - священник методистской церкви, внук президента компании "Остин" (США).

Петров Игорь Владимирович - зам. начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области.

Соколова Наталья Борисовна - искусствовед, зав. экскурсионно-выставочным отделом Нижегородского государственного художественного музея.

Токарева Наталья Алексеевна - ученый секретарь МУК "Государственный музей А.М. Горького".

Федотов Николай Борисович - директор Павловского исторического музея.

Шавенков Павел Валерьевич - зав. сектором истории края до ХХ века Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Шиян Людмила Ивановна - ведущий библиограф отдела краеведческой литературы Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В.И. Ленина, действительный член общества "Нижегородский краевед".

Виже-Леблен Мари-Луиза-Элизабет (1755-1842). Портрет Софьи Владимировны Строгановой с сыном Александром. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Х., м. 39х35. Ивановский художественный музей. Х., м. 35х29 (вариант).

С.В. Строганова (1775-1845) была женой графа П.А. Строганова (1774-1817), сына президента Академии художеств А.С. Строганова, участника Отечественной войны 1812 года, одного из основателей так называемого "негласного комитета" при Александре I. Софья Владимировна разделяла просветительские идеи мужа, его убеждения в необходимости государственного преобразования общества. Фрейлина четырех императриц, была особо близка с Елизаветой Алексеевной, женой Александра I. В молодости обворожительная красота графини сочеталась с "необыкновенными", по выражению современника, "качествами своего ума и сердца". Происходила из рода князей Голицыных. Ее мать Наталья Петровна Голицына-Чернышова (1741-1837) стала праобразом старой графини в "Пиковой даме" А.С. Пушкина. Сын Александр (родился в 1795 году) погиб в битве под Красным.

Портрет был написан во время пребывания французской художницы в Петербурге в 1795-1801 годах. Виже-Леблен писала много портретов семейства Строгановых - известных покровителей искусства. Женские портреты выполнены в классической композиции мадонны с младенцем. В них дано поколенное изображение молодой женщины в так называемом античном одеянии, входившем тогда в моду, с покрывалом на голове и ребенком на коленях. Портрет С.В. Строгановой идентичен "Портрету

А.П. Голицыной с сыном Петром", написанному художницей в Вене в 1794 году. П.А. Голицын родился в 1792 году, следовательно, и ему, и Александру на портретах около двух лет. Таким образом, "Портрет С.В. Строгановой" можно датировать 1797 годом.

После смерти мужа и сына Софья Владимировна стала пожизненной владелицей Строгановского майората, проявила себя как рачительная хозяйка и автор многих архитектурных идей. В Нижнем Новгороде семейству Строгановых с XVII века принадлежала огромная территория около реки, где стояли соляные амбары, лавки, жилые строения. По Регулярному плану застройки города 1824 года улица Рождественская должна быть спрямлена, иметь "красную линию" и застраиваться каменными зданиями. Один из помощников графини в имении Марьино Новгородской губернии выпускник Академии художеств Павел Иванов спроектировал усадебный комплекс с главным зданием, двумя флигелями, соединенными стеной с арочным проездом. Проект был осуществлен в 1824-1829 годах. В доме поселился управляющий всеми строгановскими владениями в Нижегородской губернии, здесь же останавливались члены семьи Строгановых. Несмотря на перестройки последующего времени, ансамбль сохранился до настоящего времени как образец ампирной городской усадьбы (см. цветную вклейку "Коллекция").

Л.И. Помыткина

[Журнал N13]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8