Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N14":
Главной темой этого номера журнала стала проблема "Музей и образование".
В представленных статьях обсуждается сегодняшнее представление о концепции и миссии музея в обществе.

К сведению!
Новая роль музеев выразилась в том, что они превратились в систему хранения, обработки и передачи интерактивных сообщений в определенном социальном контексте и направлены на восприятие также в определенном социальном контексте, т.е. "музейные послания" стали адресными. И главная задача исследователей и музейных работников заключается в решении проблемы научной интерпретации культурного наследия, которое является отражением образа жизни людей, их понимания и толкования собственной среды обитания.

Формирование новой концепции музейной коммуникации связано с местом музея в историческом информационном пространстве, которое составляют наука, образование и массмедиа.

Новое время, новое информационное пространство потребовало и новых подходов не только к школьным образовательным и воспитательным программам, но и к формам реализации этих программ.

На наш взгляд, важную роль в современных условиях играют школьные музеи. Не случайно их число растет год от года. В нашей области и городе их насчитывается уже более 350, включая паспортизированные и еще не прошедшие паспортизацию. Творчески работающий учитель находит свои пути к уму и сердцу ребенка. Работая с детьми в школьном музее, он это делает быстрее и эффективнее. В нашем журнале читатель познакомится с опытом нижегородских школьных музеев (школы N 22, 25, 33, 54, 77, 179, 180), которые собрали интересные и разнообразные коллекции и успешно используют свои информационные ресурсы в процессе освоения культурного наследия.

Архив рассказывает...
(письма, записки, проекты А.А. Карелина)
Публикацию подготовила Т.И.Ковалева.

Продолжаем публикацию переписки А.А. Карелина с Комитетом Нижегородского городского художественного и исторического музея, министерствами, ведомствами, частными лицами. Начало в N 11-13 журнала "Нижегородский музей".

Копия доклада А.А. Карелина

Министру внутренних дел П.А. Столыпину.

I
...Наши школьные методы преподавания совершенно уклонились от характернейшей особенности русского человека усваивать знания путем веками сложившейся манеры не верить глазам, а обязательно пускать в ход руки для осязания предмета изучения. Народная пословица сжато формулировала эту особенность русского человека для полного им уразумения осматриваемого предмета. Отсюда у русских расцвел и удержался богатейший цикл иконографических изображений, какого не имелось и не имеется ни у одного другого народа. Очевидно, что в складе манеры уяснения, в данном случае религиозных представлений, свойство русской натуры требовало более осязательного выражения той или иной идеи, будь она даже отвлеченного характера. Стремление у русских к наглядным образам так сильно, что, например, выражение "милосердия двери отверзи нам" рисуют на иконах в виде раскрытых церковных царских дверей. Наиболее доступная народу школа - наша церковь - неудержимо вызывала в нем широчайший размах творческой фантазии в иллюстрировании всего, что читается, поется и упоминается на богослужении. Как на совершенно яркий пример к сказанному, укажем на только что освещенный храм Воскресения Христова, который в деле церквостроительства вернулся к совершенно чистому национальному типу. Этот храм украшен таким количеством нового и старого Завета картин и изображений Святых, каким не обладает ни одна школа по предмету Закона Божия. Повторяю, подобной церковно-школьной характеристики нет ни у одного другого народа, а потому с такой особенностью необходимо считаться и должно ее использовать в гражданской школе.

...Национализация нашей школы главнейшим образом должна начаться с родиноведения, со стороны всех ее положительных данных, природных богатств, красот, истории, портретных образов, национального искусства и т. д. и т. п. Введение в курсы высшей и низшей школы, при ее заполненности существующими насущными уроками, новых часов по родиноведению - невозможно.

Но указанный нами иллюстрирующий национальный метод преподавания уже имеющихся часов уроков не только возможен без потери времени, а и с сохранением его ввиду усилящегося внимания учеников к уроку, и из-за мнемонического свойства искусства. Польза этого метода скажется немедленно в усвоении целого ряда учебных предметов. Мы упомянули о Законе Божием; то же можно сказать об истории в иллюстрациях событий, портретов, зданий, местностей, городов, предметов и т. д., об литературе - в изображениях поэтов, рисуемых ими представлениях и пр., о географии - непременно требующей обилия изображений для сколько-нибудь ясного представления о земле. Не будем говорить о ботанике, зоологии, минералогии, астрономии и других предметах, уже потребовавших, хотя и скудных, но имеющихся школьных иллюстраций.

Если таким предметам как история, литература и география по отделу их отношения к России и мало отведено ныне в школе времени, то богатый иллюстрационный материал, не могущий вместиться на уроках, а размещенный по залам и коридорам училища в систематическом порядке с пояснительным текстом у каждого изображения , даст огромный придаток знаниям, даваемым только на уроках, возбуждая еще интерес и к самообразованию и к родиноведению.

Те попытки, какие делались в этом направлении в нашей и западной школах, попадали сразу на ложный путь, так как господа педагоги стремились создавать специальные таблицы подобных иллюстраций, никуда не пригодных в иных не школьных условиях жизни. Между тем, сама-то жизнь, в особенности за последние годы, породила такую бессчетную массу буквально грошового, но художественного иллюстративного материала, что надобности в специальных таблицеобразных пособиях ныне совершенно не имеется. Одними коллекциями открытых писем можно создать громадную превосходную иллюстрирующую школьную коллекцию. Но мало того, наши музеи большие столичные и городские провинциальные как и фундаментальные библиотеки учебных заведений обладают уже таким большим количеством иллюстраций, что их более чем необходимо для обслуживания городских учебных заведений. Американцы давно уже дошли до того, что роскошно иллюстрированная книга создана не для того, чтобы будучи переплетенною обслуживать лишь одно лицо. Янки отрезает корешок книги, т.е. сгиб ее листов, и размещает освобожденные листы между стеклами так, что все содержимое текста и рисунков может быть обозреваемо сразу десятками лиц. В библиотеках и музеях, где практикуется подобный метод, весь запас изображений (гравюры, фотографии, всякие "типии" и т. п.) вместе с освобожденными листами книг, строго систематизируются и по каталогу-календарю выставляются между стеклами так, что весь библиотечный или музейный материал дефилирует периодически перед обозревателями.

Этой системы должны придерживаться и наши музеи для обслуживания школ. Сами же школы должны сделать то же с материалом своих фундаментальных библиотек.

В настоящее время, время упадка национального духа в нашем обществе и школе, наступает момент, когда пора использовать все эти накопленные художественные богатства для того, чтобы сделать школу интересной, чтобы привлечь внимание молодежи к прекрасному, образному, содержательному и ясному, для того чтобы описанный национальным школьным иллюстрирующим методом показать все могучие и неувядаемые красоты нашей Родины во всех проявлениях ее былой и современной истинной силы.

Всеобщая грамотность - первая насущная потребность русского народа - трудно осуществима только по причине отсутствия для этого необходимых материальных средств. Огромные материальные затруднения стоят на пути даже полного удовлетворения желания учиться со стороны многих юношей в средней и высшей школах за недостатком вакансий.

В силу этого, тем большее внимание должно быть обращено на качество обучения в имеющихся у нас учебных заведениях. Правительство делает для этого все от него зависящее, но возможно достижение несравненно более полных результатов привлечением частных сил и талантов в помощь работе деятелям государственной школы. Привлечение правительством частных сил к вспомогательной ему соработе имеет неисчисляемые выгоды и создаст неожиданно блестящие результаты.

Главнейшими выгодами являются следующие. Мы оговоримся, что в данном случае коснемся привлечения сил только художественного мира. Первая полезная сторона привлечения к соработам частных деятелей со стороны искусства явилась бы в том, что стало бы для всех ясным впервые обращенное внимание правительства на действительное значение искусства в деле просвещения. До сих пор наша школа была начисто лишена элементов художественного образования, так как обучение технике начального рисования не открывало учащимся никаких горизонтов жизненного знания искусства. Школа была до сих пор совершенно лишена также демонстрирования репродукций с образцовых художественных произведений, хотя бы как иллюстраций к научным предметам ее программы. Вторая полезная сторона заключается в том, что только частные силы и средства могут обогащать школу придатком к ней художественных пособий, так как правительство не настолько богато в настоящее время, чтобы затрачивать на эти пособия свои деньги. Десятки художественных городских музеев возникли же из частных средств и коллекций, а тысячи частных коллекций не находят дороги в школы. Третья сторона полезности затронутой меры заключается в тех откроющихся горизонтах сознания общества, которые вызовут зарю законченного просвещения подрастающего поколения и со стороны художественного просвещения, так как без элементов художественного образования невозможно совершенство личности, и только при прочном фундаменте рядом с научным и эстетическим образованием достигается развитие в человеке начал благородной гражданственности и полного равновесия чувств и стремлений.

Мы уже развили ранее мысль о значении и роли хотя бы репродукций с произведений искусств в деле вообще преподавания наук, поэтому теперь не будем повторяться, а укажем на еще две огромной важности стороны указываемой меры.

Развитие в нашем обществе искусства и художественной промышленности стоит на крайне низкой ступени в среде всей ста сорока миллионной массы народонаселения. Даже среднее городское население совершенно лишено произведений искусства и сколько-нибудь сносных продуктов прикладного искусства. Причина того в отсутствии спроса, происходящего из-за отсутствия элементов специального эстетического развития. В силу этого в России не может широко развиваться искусство и не может быть большого сбыта произведений художественной промышленности, а стало быть, нет возможности богатеть народу сбытом производств прикладного искусства. Итак, хотя бы некоторое знакомство с искусством в школе вызовет в дальнейшем спрос и тем разовьет благороднейшую и прибыльную сторону человеческого творчества. Кому же неизвестно, как богатеют Германия и Франция импортом своей художественной промышленности.

Теперь важно указать на то, что современный экономический кризис отразился на наших художниках наиболее, чем на лицах других профессий. Десятки и сотни известных художников принуждены в последние годы из-за безработицы бросать свое искусство, не имея возможности пережить лихолетье. Неудовлетворенность растет в их среде неудержимо и небезосновательно, так как старая наша школа ничего не делала для развития в обществе потребности к произведениям искусства. Между тем, ведь общее число художников буквально ничтожно на все население России. Положение художественного производительного мира тем еще ужаснее, что при общем безденежье и сравнительном правительственном небогатстве, немыслимо ожидать хоть сколь-нибудь скорого сознательного спроса со стороны общества на произведения искусства во всевозможных его видах. Из сказанного ясно, что все указанное отрицательное требует немедленного особого внимания к реформе в школе художественного просвещения. Но при отсутствии средств наэту реформу ясно, что необходимо использовать все те наличные данные, которые без правительственных затрат могли бы помочь школе придатком ей элемента художественного образования.

Чтобы перейти к мерам, могущим убедить каждого в возможности такого пути, т.е. привлечения к обогащению школы частных сил, талантов, пособий и материальных средств, упомянем, что наряду со всеми указанными отрицательными явлениями положения нашего школьного идейного художественного просвещения, в нем отсутствует борьба с улицей, влияющей разлагающим образом на учащихся. Магазины и газетчики отравляют молодежь изданиями, подобными "Ночам безумным", "Задвижкам", всяким порнографическим листкам и целым лавинам грязного содержания открытых писем. "Освободительное движение" освободило всю эту мерзость, и само общество в лучшей своей части не нашло противопоставить всей этой гнили ни протеста, ни чего-либо здравого. Наша школа также не создала за это время в своих стенах здоровых и полезных воспитательных иллюстраций из огромного запаса богатства, накопленного русским национальным искусством. И юношество жадно всматривается в уличную грошовую, но заманчивую издательскую грязь. Не имея ни интересной, ни здоровой художественной пищи в школе. Что касается до поразительного космополитизма улицы, то довольно обратить внимание на оконные витрины, в которых выставляются из религиозных изображений только католические и лютеранские слащавые мадонны и иные репродукции нисколько не священного типа для нас, православных. Повторяем, школа ничего здорового и родного не противопоставляет всему этому "товару".

Огромной ошибкой нашей общественной художественно-просветительской деятельности было создание ряда художественных городских музеев при полном забвении школы. Ведь музеи могут с пользою посещаться только подготовленным обществом, при наличности в нем развитого стремления к изучению прекрасного. Ошибкою были затраты большого количества энергии и частных средств по составлению случайного по содержанию набора в эти музеи художественных коллекций. Эти музеи не принесли пользы в смысле чисто художественного просвещения ничтожной части общества, их посещавшего, и ничего не дали систематичного со стороны идейной содержательности изображений. Россия нуждается, конечно, в таких музеях как Русский Императорский Александра III, Эрмитаж, Третьяковской и Румянцевской галереях, но эти учреждения обслуживают только наиболее подготовленный класс общества. В провинции почти нет такого класса, или он ничтожен рядом с остальной невежественною массою. Эта масса, как и школа, нуждается в совершенно иных музеях и не музеях шедевров, ибо оные не могут быть полезны по неподготовленности общества, а в музеях специально школьных. Такие музеи должны быть музеями репродукций художественных произведений, служа иллюстрациями для научных программ школы. Только этим путем знакомясь с лучшими произведениями искусства, в учащихся, так сказать побочно, разовьется любовь к искусству, спрос на него, егопонимание и сознание его практической здоровой пользы. В школе должна систематизироваться сюжетная сторона произведений искусства, чего нет в наших чисто художественных музеях. Вот главная сторона незаметного знакомства с искусством в учебных заведениях.

Ясно, что именно таких музеев и не хватает в нашей школе.

Разочарование создателей городских музеев было очень велико, когда за период ряда лет эти музеи оставались в объеме их первоначальной организации и после того, как становилось совершенно ясным, что общество нисколько не выросло в художественном просвещении, ибо у него не было школьной подготовки.

У нас на Руси, можно сказать без преувеличения, в каждом городе имеется хоть один любитель искусства - коллекционер, и статистика показывает, что 95% таких музейчиков растаивали без следа после смерти их собирателей. Происходило это оттого, что школа лишена была права принимать такие сокровища как пособия, да ей они были и ни к чему по типу ее преподавания.

Теперь пора обратить внимание на педагогическую мертвенность городских музеев, на гибель сил и средств, затрачиваемых на частные рассыпающиеся коллекции, и сделать опыт приурочения одного лишь городского художественного музея к выясненному нами пробелу школы.

Прежде всего следует припомнить, что все приносившееся в дар частными лицами провинциальным музеям не использовано последними, так как, например, гравюрные коллекции не вывешиваются для обозрения. Кроме того, ни один из музеев не имеет толкового путеводителя по своим коллекциям, и не читаются систематические лекции о выставленном. При такой постановке нашего провинциального музейного дела музеи не оправдывают своей миссии при полном пробеле у учащихся в понимании искусства.

Из этого следует, что правительство вправе вступиться за права дародателей и народа. Городские музеи находятся в ведении, с одной стороны, у высшей художественной инстанции - Академии Художеств, а с другой стороны, - у Министерства внутренних дел. Но в действительности этого ведения не существует, потому что Академия Художеств по своему уставу чужда какого-либо руководства городскими музеями, а Министерство внутренних дел ведало их постольку, поскольку дело касалось нерасхищения городского имущества. Несомненно, что такое положение дела ведения не выдерживало критики тем более и потому, что художественные музеи представляют собою ученые учреждения, а они составлялись на случайное и совершенно некомпетентное руководительство, вручаясь выбранным Городскими думами Комитетам, не обладавшим ни одним членом, знакомым с музейным педагогическим делом. Фактически городские музеи оставались совершенно предоставленными произволу бездействующих комитетов, чуждых коренным задачам художественных ученых учреждений.

Императорская Академия Художеств постановлением своего Совета в 1905 году признала подобнуюреформу музеев вполне целесообразной и отвечающей действительному значению. Бывший Министр внутренних дел гофмейстер А.Г. Булыгин тогда же присоединился к такому мнению и поручил рассмотреть практическое осуществление опыта с Нижегородским музеем члену Совета Министерства внутренних дел Д.П. Суходольскому в комиссии по выработке законов об охране исторических памятников.

Ныне этот вопрос был вновь поднят ходатайством о милостивом Высочайшем пожелании создать указанный тип школьного музея для города Варшавы, исходя из мысли, что в случае успешности такой тип музея мог бы послужить примером к созданию подобных учреждений повсеместно в России. Его Высокопревосходительство господин Министр внутренних дел П.А. Столыпин, найдя также осуществление национального школьного музея заслуживающим полного внимания, высказал опасение относительно потребующихся больших материальных средств для организации подобного музея в Варшаве. Необходимо указать, что при создании городских музеев почти каждый раз только одним лицом, не испрашивались казенные средства. Крупная художественная коллекция Нижегородского музея собрана его устроителем, пишущим эти строки, без участия его личных и правительственных средств. Надо говорить, что грядущий тип школьных музеев найдет себе пристанище в школьных библиотеках, значит не потребуется средств к особому их хранению и содержанию. Таким образом, указанному опасению Его Высокопревосходительства господина министра в действительности не имеется места.

Чтобы облегчить опыт создания подобного школьного художественного музея и совершенно устранить опасения Его Высокопревосходительства, нами предполагается ныне осуществить испрашивавшийся уже у гофмейстера А.Г. Булыгина опыт приспособления Нижегородского музея к нуждам школы, как собранного без правительственных сумм. Дополнения, потребующиеся к коллекциям музея, всецело будут даны сознательною частью нашего общества безвозмездно. Эти лица временно прекратили обогащать музей из-за его теперешней бесполезности. Уже и потому будет более практичным начать с опыта над Нижегородским музеем, так как он уже обладает фундаментом пожертвованных через нас коллекций, требующих лишь незначительных добавлений, могущих быть доставленными в двух- или трехмесячный срок. Таким образом, к началу нового года коллекции музея (только в листах и бумажных изображениях) были бы к услугам местных школ по типу передвижных выставок к каждому уроку. Опыт с Нижегородским музеем и потому еще будет иметь громадное жизненное значение, что покажет обществу внимание правительства к заброшенному учреждению. Нет сомнения, что после такого опыта создание и Варшавского музея с помощью всего русского общества, увидящего заботу и внимание правительства к начатому уже делу, совершится быстро, бодро, дружно и с верою в пользу.

Нами испрашивалось 22 июля выражение Высочайшего пожелания только для того, чтобы общество увидело признательность ВЕРХОВНЫХ ВОЖДЕЙ новой полезной и практичной музейной помощи школе. Мы знаемпо опыту, силы и средства идейной части общества, готового жертвовать на пользу национального дела просвещения, но лишь при полном сочувствии и нравственном поощрении ГОСУДАРЯ и Правительства.

Без всяких средств, кроме повседневной работы, дававшей средства к жизни, пишущий эти строки собрал основную художественную коллекцию Нижегородского музея и в последних полтора года пожертвовал в Варшаве на дело национального просвещения 8 крупных картин, одну из которых соизволил Всемилостивейше осмотреть ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР 11-го сего июля, ранее же того пожертвовал вышеназванному музею 4 громадных исторических картины. Не менее того имеются желания и возможности у других деятелей художественного мира придти на помощь делу национального просвещения, но правительство до сих пор не давало направления такой частной помощи делу народного просвещения.

Настоящим разъяснением испрашивается у правительства уже оправданного доверия к части общественных художественных сил, но доверия при гарантии не оставлять использования его соработу с казенною школою, как то было с заброшенными пожертвованиями в городские музеи.

Ссылаясь на постановление Совета Императорской Академии художеств, как представительницы одного из двух ведомств, "ведающих" городские музеи, но не имеющих стремления провести в жизнь одобряемую ею реформу, хотя бы в виде частичного опыта, имею честь просить другое ведомство - Министерство внутренних дел, "ведающее" эти музеи, высказаться согласно с мнением г. Министра, изложенном в бумаге за N 18963 от г. Директора Департамента общих дел, и предложить Нижегородской городской думе присоединиться к этому же мнению об опыте утилизации для нужд местных школ гравюрных и других только подобных изображений (т.е., исполненных на бумажных листах), составляющих часть коллекции Нижегородского городского художественного и исторического музея.

А. Законным мотивом желания Министерства внутренних дел произвести такой опыт в Нижегородском музее является то обстоятельство, что Комитет названного музея не поместил в течение 11 лет гравюрную и книжную коллекции в здании музея для свободного обозрения, храня их сложенными в городской библиотеке, другими словами - не сумел дать этим предметам того назначения, для которого их жертвовали. Кроме того, раз эти коллекции не были с самого начала помещены в здании музея, то не явится новым нарушением музейного устава периодическое передвижное обслуживание отделами этой коллекции местных казенных школ.

Б. Что касается до полной сохранности листов этой коллекции (казалось бы, могущей придти в ветхость при передвижении по школам), то к тому своевременно будут представлены технические данные, вполне гарантирующие целостность этого имужества.

В. Желательно приглашение членов Комитета музея к соучастию в работе по специальной систематизации и оборудованию этой коллекции.

Г. Комитетом музея уже предоставлено право почетному его члену сбор для музея пожертвований, так что требующееся пополнение коллекций имеет уже своего представителя.

Д. Сгруппированная и приспособленная для передвижения коллекция, по согласованию порядка перемещения ее отделов с расписанием уроков в местных школах, по осмотре особыми представителями Министерства внутренних дел и Министерства народного просвещения могут быть в присутствии последних направлены к циркулированию.

Е. Со стороны Министерства внутренних дел позволяю себе предложить свою организаторскую работу как частное лицо (ибо не имею чести состоять в означенном ведомстве) в целях осуществления этого опыта, потребующего около двух, трех месяцев.

- Подписал Императорской Академии художеств Почетный вольный общник А.А.
Карелин.

С подлинным верно:
Председатель Комитета Нижегородского гор. художеств. и историч. Музея
Подпись

С.-Петербург. Боровая ул. N 24,
кв. И.С. Дурново[1].

О реализации предложений А.А. Карелина

24 октября 1907 г.

В комитет Нижегородского городского
художественного и исторического музея

В дополнение к отношению от 21 сентября с. г. за N 2600, препровождая при сем, присланный при отношении Департамента общих дел, отзыв Общественного собрания художников и архитекторов в С.-Петербурге, от 6 октября с. г., по проекту художника Карелина об утилизации коллекции Нижегородского музея для обслуживания местных народных школ, прошу Комитет озаботиться скорейшим разрешением настоящего дела.

Губернатор Попись
Старший советник Подпись
За делопроизводителя Подпись

На полях помета:
"Отчет послан 14 ноября 1907 г. N 47 (см. приложения)" [2].

Музейная учетная карточка на картину Н.Н. Харламова "Пантократор", составленная А.А. Карелиным

Род. в 1863 г. Владимирской губ. Ковровского уезда село Веретево. Окончил Владимирское Духовное Училище и Владимирскую Духовную Семинарию (4 класса общеобразовательный курс). Поступил в Импер. Акад. Художеств в 1883 г. окончил в 1889 г. с конкурсом

За картину, "Ангел выводит Ап. Петра из темницы" получил золотую медаль (см. на обороте).

В Академии им исполнена еще картина "Снятие со Креста" (Иосиф Аримафейский), получил золотую медаль Лебреневской премии за "Этюд головы", написанной особенно выразительно. По окончании И.А.Х. отбывал воинскую повинность вольноопред. в пехотном Псковском Г.Ф.К. Голенищева-Кутузова Смоленского полку. По окончании воен. службы поступил учить заведующим школы [*] иконописания владимирского братства Св. Александра Невского при министерском 2-классном училище в селе Холуй Владимирской губ. Поступил в 1892 г. и состоял до 1900 г. Организовал артель мастеров иконописцев из учеников, окончивших школу (в 1897 г.)[**]. Артелью сделаны росписи в нескольких церквях. Н.Н. расписал церковь в с. Тейхове, Шуйского уезда (работал со своими учениками. Н.Н. написал образа для Венской посольской церкви диаконов, двунадесятники и Св. Александра Невского. В Храм Воскресения в С.-Петербурге (на месте смертельного поражения Императора Александра II), исполнял ответственные работы: "Пантократор", Евангелисты, группы ангелов между Евангелистов, малые купола, главный алтарь, большой абсид, своды под барабанами малых куполов и откос в западном окне. Им исполнена масса икон самостоятельно и поправлялось множество ученических работ. Иконы разсеяны в Харбине, Тифлисе, под Новогеоргиевском, в Белявской церкви (Тульск. губ.) т.д., и т.д. Работает в собств. мастерской в селе Тименки Вязниковского уезда и состоит заместителем попечителя (Гр. И.И. Толстого) I-й Палеховской иконописной артели, и староста своей иконописной артели. В Варшавском кафедральном Соборе исполнил 5 куполов (Эммануил, Иоанн Креститель, Великого Совета Ангел, Богоматерь с Младенцем, "Пантократор"), паруса, картины между ними, 16 серафимов иконостаса (120 икон)[3].

Музейная учетная карточка на картину Н.К. Рериха "Соглядатаи", составленная А.А. Карелиным

Согласно бумаги N 30 (8 Марта 1904 г.) Комитета П.Т.Х.И.М. мною обещана медаль Музея Н.К. Рериху за это пожертвование. А.А. Карелин. Родился в СПб. в 1874 г. Поступил в ИАХ и И. университет (по юридическому факультету) в 1893 г. Окончил Академию по мастерской проф. А.И. Куинджи в 1897 г. Выставлял на выставках Академических и "Мира Искусства". С 1901 года секретарем Импер. Общества Поощрения художеств. По поручению Имп. Русского Археологического Общества произвел ряд раскопок в северных губерниях. Главнейшие картины: в Русском Музее Императора Александра III, в Третьяковской галерее и в частных собраниях Е.И.В. Государя Императора, Принца Ольденбургского, кн. С.А. Щербатова, фон Мекк, Р.Д. Вострякова, С.С. Боткина, О. Якунчиковой и др. :

От Н.К. Рериха картину "Соглядатаи", для отправки ее в Нижегородский городской художественный и исторический Музей, получил и почтительно прошу Н.К. переслать этот бланк-расписку председателю Комитета Ниж. Музея Александру Вас. Баулину в Н. Новгород, в Музей, проставив свое имя, отчество и фамилию на этом бланке.
А.А. Карелин

В левом верхнем углу помета: "N 1103/II".
Вертикально сделанная надпись на правой стороне карточки:
"Место, где повесить, указано автором служителю Музея:"
Вертикально сделанная надпись на обороте карточки:
"Бр. Медаль послана :/II : 1904 г. N 62"
Горизонтальная приписка внизу карточки: "Можно повесить на баллюстраде над входом в среднем помещении, чтобы видеть издалека" [4].

Изложение проекта А.А. Карелина о реорганизации Нижегородского городского музея, полученного Комитетом Нижегородского городского исторического и художественного музея в письме нижегородского губернатора от 21 сентября 1907 г.

Новый тип городских художественных музеев. Насущная потребность художественного образования, как одна из главных мер к поднятию искусства и художественной промышленности, в полной степени признается делом государственной важности.

Франция, побежденная мечом Германии и принужденная выплатить огромную контрибуцию, вернула свои миллиарды с помощью подъема в стране художественных производств и роста искусства вообще.

В России мнением Государственного Совета установлено Положение о художественно-промышленных учреждениях ведомства министерства финансов, блестящим выразителем которых является, как известно, Московская Строгановская школа, поставленная на степень идеала директором ее Н.В. Глобою.

Сеть художественных и художественно-промышленных учреждений растет в России при содействии министерств - ИМПЕРАТОРСКОГО Двора и финансов, а также - отчасти - народного просвещения. Названные ведомства прилагают значительные усилия к увеличению и улучшению учреждения этой области и общеобразовательных классов по предмету искусства.

Но имеется сеть и еще чрезвычайно важных художественно-воспитательных учреждений, которым до настоящего времени не было еще дано организации, за коей была бы признана полная рациональность и жизненность. Эти учреждения - городские художественные и художественно-промышленные и исторические музеи ведомства Министерства внутренних дел.

В настоящее время с очевидностью признается неотложная насущность реорганизации этих музеев в целях придания им характера насущно-полезных учреждений, т.е. таких, какими они и должны быть в провинции, а именно: наглядно-показательных школ по искусствоведению, хотя бы и безмолвных. Таким образом, новая форма этих музеев должна служить восполнением пробела в ознакомлении с сущностью и полезностью искусства в средних учебных заведениях. То, что, за недостатком времени и средств, не может быть включено в среднюю школу, может быть дополнено городскими реорганизованными музеями.

Сущность такой настоятельно нужной реформы создает совершенно новый облик городских музеев, делая их действительно полезными учреждениями, а не слабыми, почти безполезными и безсистемными копиями музеев крупных центров, обладающих сравнительно огромными средствами.

Наступает эра жизненного, нового типа городских художественных музеев, которая, без сомнения, удовлетворит врагов существующего типа этих учреждений и создаст в них полную целесообразность.

ИМПЕРАТОРСКАЯ Академия Художеств, в лице своего вице-Президента гр. И.И. Толстого и ректора А.Н. Бенуа, находя крайне насущной реорганизацию городских музеев, останавливается на мысли не ограничиваться в этих учреждениях собиранием случайных пожертвований, а руководствоваться программным коллектированием, отвечающим всем сторонам нужд художественного образования.

Программа эта приблизительно следующая: Не исключая собирания оригинальных произведений, признается насущным коллектирование однотонных и цветных репродукций со всевозможных произведений искусства, причем это собрание копий не следует оставлять мертвым библиотечным складом, а, систематически расположенное по эпохам, оно должно периодически выставляться для обзора, с таким расчетом, чтобы в известный срок перед посетителями музея продефилировала вся история искусств. Пояснительный текст, вывешенный около каждого листа, и каталоги (содержания выставляемых "глав" этой наглядной истории искусств с оповещением о днях и сроках выставления каждой части), находящиеся на видном месте в музее, печатаемые в газетах и рассылаемые в учебные заведения, создадут полную утилизацию такого "Отдела истории искусств".

Современная техника даст возможность осуществления этого отдела, вызвав ряд изданий, могущих дать точнейшее воспроизведение художественных образцов.

Таким же порядком должны выставляться народные картины, плакаты и т.п.

Ввиду того, что в России центр спроса, по числовой тяжести, падает на произведения искусства, посвященные иконографии, признают в музеях необходимым отдел иконографии и религиозной живописи, как в оригиналах, так и в копиях и всевозможных репродукциях.

Существенное значение придается также отделу "родиноведения", охватывающему портреты, виды, сооружения, памятники, костюмы, утварь и т.д.

Крайне важным считается отдел образцовых всех способов художественных копий (репродукций), как ручных, так и механических способов (52 типа) с объяснением каждого способа при выставлении у каждого листа соответствующего клише и сравнительной стоимости.

Крайне необходим отдел образцов художественной промышленности, в особенности по местным промыслам.

Ценными считаются также отдельные залы, посвященные одному художеству, представляющему выдающийся интерес.

Для реорганизации Нижегородского Музея по пути создания вышеозначенных отделов, по словам Почетного Члена Музея А.А. Карелина, имеется масса пожертвований, могущих создать солидное ядро каждой из намеченных коллекций. Пожертвования имеются: от ИМПЕРАТОРСКОЙ Академии Художеств, Третьяковской Галереи, Владимирского собора (в Киеве), Варшавского собора, художника Васнецова, по завещанию Рябушкина и многих др. учреждений и лиц.

В проведении в жизнь местного музея осуществления этой программы является вопрос о расширении помещения. Предлагается тип здания, строящегося по залам, которых должно быть не менее 7-ми. Вкладчиками на создание такого дома могут явиться лица, выразившие желание соорудить одно зало или только часть его. В настоящее время, по словам А.А. Карелина, имеется уже лицо, жертвующее средства на устройство зала для помещения в нем целого отдела5.

Письмо А.В. Баулина Нижегородскому городскому голове А.М. Меморскому

Его Высокородию господину Нижегородскому городскому голове Александру Михайловичу Меморскому.

В заседании Комитета от 6-го сего ноября были заслушаны доклады почетного вольного общника Императорской Академии художеств А.А. Карелина, препровожденные в комитет при бумаге г. нижегородского губернатора от 21 сентября с. г. N 2600: 1-й - об реорганизации городского музея; 2-й - о создании специально школьных музееви, в частности, об утилизации гравюр и подобных изображений, принадлежащих городскому музею.

1-й доклад - об реорганизации городского музея - уже был заслушан Комитетом при Вашем присутствии 7-го марта 1905 г. в устном изложении автора проекта А.А. Карелина. По выслушании этого устного доклада Комитет обратил к А.А. Карелину спросьбой изложить сущность его предложения-проекта в писменном виде, каковой ныне и получен Комитетом от г. нижегородского губернатора. рассмотрев это предложение А.А. Карелина, Комитет полагает, что вносимые автором проекта изменения в Устав нашего художественного и исторического музея выходят из компетенции Комитета и подлежат рассмотрению Городской думы и Архивной комиссии, в совместном ведении коих находится музей.

2-й доклад - по вопросу о создании школьных музеев, несомненно, потребующих значительных затрат на их устройство, - тоже, по мнению Комитета подлежит обсуждению вырешению Городской думы, в ведении коей находятся местные школы.

Что же касается утилизации гравюр и подобных изображений, составляющих собственность городского музея, то Комитет полагал бы возможным свои предметы предоставлять во временное пользование школьному музею, если Городская дума найдет возможным устроить его, но при непременном установлении точных и определенных условий с целью безусловной целости и полной сохранности этих предметов.

Ввиду вышеизложенного, Комитет и имеет честь покорнейше просить Вас как городского голову и исполняющего должность председателя Архивной комиссии: не найдете ли Вы нужным и возможным внести означенные доклады А.А. Карелина на рассмотрение как Городской думы, так равно и Архивной комиссии.

При сем препровождаются в копиях доклады А.А. Карелина

Председатель Комитета (подписал) А. Баулин
Смотритель музея (подпись) [6].

Проект письма от Комитета художнику Н.Н. Харламову, составленный А.А. Карелиным

Многоуважаемый Николай Николаевич!

Уполномоченный Почетный Член Музея А.А. Карелин сообщил Комитету о делаемом Вами ценнейшем художественном пожертвовании и о выраженном Вами согласии сделать эскизы для декоративного обрамления Вашего дара. Глубоко ценя Ваш выдающийся талант, Комитет Музея заранее горд Вашей, с нетерпением ожидаемой посылки, великолепно заполняющей и заканчивающей первую часть Музея - главный плафон.

Принося заранее глубокую признательность за Ваш высокохудожественный, единственный, по мнению знатоков, по совершенству изображения, дар, Комитет сочтет долгом немедленно, по получении от Вас картины Вашей, препроводить Вам памятную, ВЫСОЧАЙШЕ утвержденную медаль Музея.

Зная, что Ваше произведение должно быть доставлено к Вам в Ваше имение Тименки для дополнений вызванных лишь Вашей крайней требовательностью как художника-автора, Комитет просит Вас при посылке Вашего дара в Нижегородский Музей, препроводить оный с наложным платежом, как за пересылку от Тименок, так от г. Варшавы до Вашего именья.
Подпись
Помета в левом нижнем углу: "В.В. Баулину, художнику Н.Н. Харламову"[7].

Проект письма-обращения от имени Комитета Нижегородского городского художественного и исторического музея В.И. Зарубину

Многоуважаемый Виктор Иванович!

Уполномоченный Почетный Член Музея А.А. Карелин, известный Вам и как устроитель этого учреждения, известил Комитет о просвященном согласии Вашем принести в дар Музею одно из Ваших талантливых художественных произведений.

Комитет Музея считает долгом принести Вам глубокую признательность за Ваш щедрый дар, по получении которого не преминет немедленно препроводить Вам памятную, Высочайше утвержденную, медаль Музея.

Для облегчения пересылки и упаковки Вашего дара, Комитет покорно Вас просит лишь уведомить С.-Петербургскую Контору "Надежда" (угол Вознесенского проспекта и Александровского сада), чтобы прислали за Вашим произведением, укупорили бы его и переслали наложным платежом за все эти манипуляции в городской Нижегородский Худ. и Ист. Музей.

Ввиду временного отбытия А.А. Карелина из г. С.-Петербурга, Комитет надеется, что Вас не затруднит просьба о способе пересылки Вашего дара, когда Вы найдете возможным, направить его Музею.
Подпись [8]

Сообщение А.А. Карелина Председателю Комитета Нижегородского Художественного и Исторического Музея А.В. Баулину

20 февраля 1907 г.

Императорская Академия Художеств вчера решила послать Нижегородскому Музею четыре картины по моему указанию: 1) Ткаченко "С лова сельдей",
2) Федоровой "Лилии",
3) Сейтгоф "Монако",
4) П.О. Ковалевского "Нападение разбойников".

Последнее отношение Ваше о вместимости Музея было подкреплено моим письменным объяснением о том, сколько Музей может еще вместить художественных произведений. Я ходатайствовал лично перед Вице-Президентом гр. И.И. Толстым и А.П. Соколовым о высылке Музею картин, т.к. А.П. Соколов ранее решил Музею не посылать картин.

Считаю долгом сообщить, что мое ходатайство осталось необходимым, т.к. музей личными заботами, судя по отчетам, не обогащется, хотя и имеет возможность.

Нахожу необходимым напомнить, что Комитет Музея может получить давно ему обещанные вещи, если он обратится к следующим лицам: 1) А. Бенуа, 2) И.Е. Красовский, 3) К.П. Степанов, 4) Сергиев, 5) Князь Гугуков, 6) В.П. Овсяников, (3/4 фриза, если ему будут доставлены средства на материал, как и первый раз данные мною) и другим.

Если Комитет Музея лично не в курсе таковых функций, то, мне казалось, что проф. Н.А. Кошелев, буде к нему Комитет обратится с просьбой и даст полномочия, не откажется стать посредником и для других нужд музея, а также для сбора пожертвований. Более рациональное распределение коллекций Музея даст возможность чаще и больше посылать ему и от Академии из ее запасов картин: она ныне имеет много материала для отсылки Музеям. Я со своей стороны сочту нравственной обязанностью содействовать, как и все предыдущие разы, в посылке, как от Академии, в том случае, если Музею будут собраны уже обещанные ему картины и если Музей, наконец, разошлет давно (5 лет ожидаемые и официально) обещанные Медали.

Прошу не сетовать на меня за сообщения и указания, т.к. мне невольно приходится иногда становиться в официальные соприкосновения, по делам Музея, как то случалось с утверждением Медали, с поправкой устава и с вопросами посылок картин от Академии.

Я убежден, кроме того, что Музей (художественный отдел которого создан лицами не живущими в Н. Новгороде) за эти пять лет обладал бы удвоенным числом предметов, если бы уже функционировал устав и были бы у музея члены, живущие и не в Нижнем.

Имею честь препроводить при сем под бандеролью брошюру, которую прошу приобщить к делу Музея, т.к. она отвечает на некоторые письма г-на Н.С. Матвеева, пришитые к этому делу.

В скором будущем буду иметь честь доставить предметы на сумму, оставшуюся от первой Нижегородской Художественной выставки.

Считаю необходимым сообщить и Вам, что в существующем каталоге Музея находится свыше ста пропусков и ошибок. Я сообщу об этом г-ну Крылову.

Императорской Академии Художеств Почетный Вольный Общник
А.А. Карелин С.П.Б. Глухая Зеленная, д. N 3.

Р.S. В бумаге Вашей в Академию имеется неточность: реставрация башни была не под одним моим наблюдением, а под наблюдением целой группы лиц. Моя же роль в Музее была инициатора его и устроителя, и так же собирателя художественного отдела.
А.А. К.
20 Н. 1907 г. [9]

Письмо А.А. Карелина А.В. Баулину

С.-Петербург. Б. Невский, 141-дом-павильон-особняк (бывшая мастерская К.Н. Трубецкого).
Глубокоуважаемый Александр Васильевич!

Ожидая Вас, согласно Вашему обещанию в мою мастерскую, хотя в конце сессии Г. Совета, я устроил для Вашего обозрения выставку того, что предложено мне для Нижегородского Музея.
К сожалению, выставку эту пришлось раздать вновь жертвователям, согласным сделать вклады приустановлении жизни музея, как полезного учреждения для учащихся, ремесленников, публики.
Количество предметов археологическо-этнографической коллекции, приготовленной для Н. Музея, в несколько раз большее, чем коллекция Архивной Комиссии, имеются картина Брюллова, картина (?) кв. аршин и т.д.
Весь вопрос заключается в грамотном художественном распределении как музейной коллекции, так и установлении художественной жизни музея, а не дилетантской, какая сейчас в наличности.
Я знаю, что Вы крайне заняты, чем объясняется наличность в (музее) как олеографии и лубочной жив(описи)
(не имеющей места ни в одном музее), говорю об безобразной картине кормления грудью: негра и о детских вещах, как-то попавших в Музей.
:видеть как раздроблены коллекции и перепутаны вещи по их действительному значению. Все это требует коренного изменения, иначе Музей будет лишь свалочным местом всего нужного и ненужного, каким он есть в настоящее время, возбуждая горячие упреки по моему адресу.
Музей должен помогать и руководить художественным воспитанием, и он может быть таким сделан.
Министерство В.Д. много раз запрашивало Комитет Музея, но оный уклонялся от ответа. Остается два пути: или Музей: измышление, что я его : согласиться на мое Академическое предложение или Музею придется подчиниться закону, проведенному через Думу и Ваш Г.С.
В первом случае, Н-ский Музей был бы во главе реформы, во втором он будет служить иллюстрацией в Думе нежелания правильно быть постоянным, как научное учреждение
В свое время я предлагал все благоустроить без денег (это имеется у Вас в бумагах). Ныне я работаю над Думским законопроектом. Позволяю себе написать об этом, благодаря нашей встрече в СПб на Невском. Академия и я считаем состояние Музея в Нижнем отрицательным, при его теперешней постановке. Лишь от Вашего желания зависит чтобы он был образцовым, передовым и богатым. Приток жертвы возможен колоссальный. Полезность его огромна.

Весь Ваш, слуга Ваш
А.А. Карелин [10]

Примечания

1 Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 569. Оп. 1779. Д. 6. Л. 48-54.
2 Там же. Л. 56.
3 Там же. Л. 28-28об.
4 Там же. Л. 29-29об.
5 Там же. Л. 78, 79.
6 Там же. Л. 106-107.
7 Там же. Л. 85-86об.
8 Там же. Л. 94-94об.
9 Там же. Л. 60-63.
10 Там же. Л. 27-29.

[Журнал N14]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8