Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N14":
Главной темой этого номера журнала стала проблема "Музей и образование".
В представленных статьях обсуждается сегодняшнее представление о концепции и миссии музея в обществе.

К сведению!
Новая роль музеев выразилась в том, что они превратились в систему хранения, обработки и передачи интерактивных сообщений в определенном социальном контексте и направлены на восприятие также в определенном социальном контексте, т.е. "музейные послания" стали адресными. И главная задача исследователей и музейных работников заключается в решении проблемы научной интерпретации культурного наследия, которое является отражением образа жизни людей, их понимания и толкования собственной среды обитания.

Формирование новой концепции музейной коммуникации связано с местом музея в историческом информационном пространстве, которое составляют наука, образование и массмедиа.

Новое время, новое информационное пространство потребовало и новых подходов не только к школьным образовательным и воспитательным программам, но и к формам реализации этих программ.

На наш взгляд, важную роль в современных условиях играют школьные музеи. Не случайно их число растет год от года. В нашей области и городе их насчитывается уже более 350, включая паспортизированные и еще не прошедшие паспортизацию. Творчески работающий учитель находит свои пути к уму и сердцу ребенка. Работая с детьми в школьном музее, он это делает быстрее и эффективнее. В нашем журнале читатель познакомится с опытом нижегородских школьных музеев (школы N 22, 25, 33, 54, 77, 179, 180), которые собрали интересные и разнообразные коллекции и успешно используют свои информационные ресурсы в процессе освоения культурного наследия.

Как Балахна становилась грамотной
(к истории образования в Нижегородском крае)
Е.Н. Позднин

История современного народного образования в Нижегородском крае берет свое начало в январе 1788 года. Тогда, по указу императрицы Екатерины II, на его территории были открыты три народных училища - главное народное училище в Нижнем Новгороде и малые народные училища в Арзамасе и Балахне. В Балахне все начиналось так.

1

20 января 1788 года в Балахнинский магистрат, возглавлявшийся бургомистром Иваном Баташовым, пришло письмо от нижегородского наместника генерал-майора И.С. Белавина, в котором сообщалось о том, что "на сих днях" в Балахну прибудет директор училищ Нижегородского наместничества секунд-майор П.И. Воронцов, дабы открыть в ней учреждаемое императорскою волею "ко обучению юношества" малое народное училище. Белавин просил балахнинцев оказать Воронцову в его миссии всяческое содействие, приготовить для него дом и дом под училище, а также квартиры учителям, столы и лавки для учеников.

Известие это взбудоражило балахнинское начальство, пробудило его от зимней спячки. Баташов немедленно сообщил о случившемся городскому голове Головинскому, городничему Фадею Демидову и отправил указ купеческому и мещанскому старостам, начертав на нем: "Исполнить". В тот же день из Балахны в Нижний Новгород ушел рапорт с докладом о получении письма и о принятии мер к исполнению содержавшегося в нем предписания.

Задача же, поставленная наместником, оказалась не из легких. Где было взять дом под училище среди зимы, да еще срочно, - никто не знал. Глаз положили на новый дом купца 3-й гильдии Сидора Щепетильникова в приходе церкви Рождестве Христова. Он находился в завершающей стадии достройки и стоял пустым, а хозяин был в отъезде - закупал хлеб на низовых пристанях. Разговор вели с остававшимся дома на хозяйстве его сыном Лукой, уговорить которого начальству не составило большого труда. Сдал Лука городскому обществу в аренду под малое народное училище новый пятистенный отцовский дом по цене 2 рубля в неделю.

Воронцов прибыл в Балахну 22 января. С собой он привез учителей: для 1-го класса Ивана Венецианского и для 2-го класса Павла Каменского, который и стал первым директором училища. Уже на следующий день они приступили к занятиям.

Однако учить им пришлось недолго - всего до 27 февраля, когда домой вернулся Сидор Щепетильников. Увидев, что его новый дом занят чужими, он пришел в неописуемую ярость, закатил несусветный скандал и выгнал всех. "Вон, - указал он на заброшенное от ветхости, с дырявой крышей здание бывшей воеводской канцелярии, - свободный дом, в нем и делайте свое училище". Но Нижегородская казенная палата уже продала это здание за 12 рублей Балахнинской штатной команды сержанту Воробьеву на слом на дрова для училища.

Так Балахнинское малое народное училище, не успев начать работу, оказалось вместе с учителями на улице. Пришлось учителям покинуть Балахну. За срыв учебного года Баташов получил от Белавина суровый нагоняй, ставший причиной инфаркта, и вскоре скончался. Щепетильников несколько лет безуспешно хлопотал о том, чтобы ему уплатили 10 рублей за пятинедельную аренду дома.

Воеводскую канцелярию ломать не стали, а начали думать о том, каким образом приспособить ее под училище. Дело это было возложено наместником на городничего Демидова, который был назначен первым "смотрителем" (попечителем) училища. Деньги на реставрацию пожертвовал "степенной" голова купец-старообрядец Иван Федорович Осокин.

Демидов предложил городскому обществу часть здания отстроить заново, а другую часть сломать на дрова для училища, но поддержки не получил. И вообще, балахнинцы отнеслись к училищу довольно скептически и прохладно. Никто из них в глаза не видел училищ и не представлял себе, что это такое. Городничий же не мог ослушаться воли Белавина и делал свое дело.

Когда пожертвованных Осокиным денег на переустройство здания не хватило и Демидов обратился к городскому обществу с просьбой пожертвовать еще 50 рублей, купцы и мещане постановили: отдать эти 50 рублей, но с условием, чтобы проситель впредь освободил их от всякого участия в этой стройке. Взамен они предложили размещать учителей и учеников в своих домах по очереди, погодно.

Официальное открытие Балахнинского малого народного училища состоялось 25 декабря 1783 года в бывшем здании воеводской канцелярии. Венецианский и Каменский вернулись в Балахну и продолжили в ней свою просветительскую деятельность. Первый из них получал за это 120 рублей серебром в год, второй - 150. Первым школьным сторожем стал отставной унтер-офицер Родион Панферов.

Малые народные училища, открывавшиеся в уездных городах, были двухклассными. В каждом классе учились по полгода, и общий курс обучения составлял один календарный год. Учебный год начинался в январе, в конце июня проводился экзамен в 1-м классе, а в декабре - во 2-м классе. В училище принимались дети разного возраста, пола и социального положения, где их обучали письму, чтению, счету, географии, истории и Закону Божию. Бедные и неимущие обеспечивались бесплатными учебниками и письменными принадлежностями.

30 июня 1789 года в нем состоялся первый в его истории экзамен. В 1790 году Каменский уволился. На его место Воронцов прислал отставного прапорщика Михаила Курапина, работавшего учителем в Нижегородском гарнизонном училище.

Малое народное училище в Балахне просуществовало двадцать лет, пока не было преобразовано в уездное училище. Последним его смотрителем был Богданов, последними учителями - Иван Соколовский и Тимофей Смирнов.

2

В 1804 году в России началась реформа народного образования, переводившегося на новую двухуровневую систему. Первый уровень должны были составить приходские училища с одногодичной формой обучения. Они открывались на базе церковных приходов, по одному на один или два прихода, в зависимости от количества прихожан и отдаленности их местожительства.

Второй, более высокий, уровень должны были составить уездные училища с двухгодичной формой обучения. В них принимались дети, окончившие приходские училища. Для окончивших уездные училища открывались гимназии, а для окончивших гимназии - университеты и институты.

Были учреждены Министерство народного просвещения во главе с графом П.В. Завадовским и учебные округа, возглавлявшиеся попечителями. Самым восточным и самым большим по территории учебным округом стал Казанский, первым попечителем которого был назначен С.Я. Румовский. В состав Казанского округа вошла и Нижегородская губерния.

В начале 1808 года вышел царский указ об открытии на ее территории пяти учебных заведений - гимназии и уездного училища в Нижнем Новгороде и уездных училищ в Арзамасе, Балахне и Горбатове.

Весть об открытии в Балахне уездного училища пришла в город 2 марта с письмом губернатора. В нем он обращался к балахнинцам с убедительной просьбой помочь государственной казне в деле выделения для учителей общественных квартир на первое время, пока они не будут обеспечены казенным жильем. На состоявшемся 20 марта общем собрании граждан города, проходившем под председательством городского головы купца 2-й гильдии П.С. Заева, данная просьба была удовлетворена.

Открытие Балахнинского уездного училища на территории малого народного училища состоялось 21 июля 1808 года. Первым его штатным смотрителем был назначен учитель последнего титулярный советник Соколовский.

Одновременно решался вопрос и об открытии приходских училищ. Команду на это дал 17 августа вице-губернатор А.Я. Плюсков. В своем письме в Балахнинскую думу он настойчиво убеждал граждан города в крайней важности открытия приходских училищ как необходимой ступени к получению их детьми более высокого образования в уездном училище.

Городской голова купец 3-й гильдии Семен Зеленихин сообщил тут же о письме Плюскова городничему Булыгину и предводителю уездного дворянства Аблязову, а купеческому и мещанскому старостам послал "приказ" предпринять все меры к тому, чтобы на собраниях обществ вопрос об открытии приходских училищ был решен положительно. 28 августа состоялось общегородское собрание с участием всего местного начальства. На нем было принято следующее постановление:

"Учредить в здешнем городе, судя по состоянию и расположению, два приходских училища в обоих кварталах по одному, а именно: при Покровской и Спасо-Преображенской церквях, что на верхнем посаде" [1].

О данном постановлении балахнинцы немедленно проинформировали губернатора. Однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... Постановление-то приняли, а помещений под училища в нем не предусмотрели.

Учителя уже были назначены: по согласованию с директором народных училищ Нижегородской губернии И.И. Кужелевым, Нижегородская духовная консистория определила ими в Покровское приходское училище пономаря Покровской церкви Козьму Васильевича Полетаева, а в Спасо-Преображенское - священника Спасо-Преображенской церкви Ивана Аврамиевича Богородского. Учебный год начался... Вот только занятия так и не начались - негде было учиться.

9 апреля 1809 года Соколовский, назначенный штатным смотрителем и приходских училищ, запрашивал думу: "Господин директор училищ коллежский асессор Иван Иванович Кужелев предписывает мне в самом кратчайшем времени доставить к нему сведение о двух назначенных по желанию здешнего городского общества приходских училищах: готовы ли дома, и на каком будут положении училища и учителя?" [2].

Запрос этот подтолкнул городское начальство к действию. Богородский и Полетаев были вызваны в думу, где с ними провели беседу, после которой они согласились обучать балахнинских детей в своих домах за 30 рублей серебром в год. Последний из них обязался даже, в случае большого наплыва школьников, сделать к дому пристрой. На том ударили по рукам и заключили договор, о чем и поставили в известность Соколовского, а тот, в свою очередь, Кужелева.

В сентябре 1809 года Покровское приходское училище начало свою работу в доме Полетаева, стоявшем в ограде Покровской церкви, а Спасо-Преображенское училище - в доме Богородского на Большой Никитской улице, переименованной вскоре в Кузнецкую.

Но тут выяснилось, что, согласно уставу учебных заведений, преподавательская деятельность в частных домах и частным образом категорически запрещена. Для школ требовались в обязательном порядке отдельные здания и помещения.

Соколовский, как не справившийся с решением этой проблемы, летом 1810 года был отстранен от занимаемой должности. На его место из Нижнего Новгорода прислали титулярного советника, учителя Алексея Мышляевского. 31 августа он потребовал от думы в письменной форме прекратить практику преподавания в частных домах, на что городской голова Иван Самочернов ответил ему 2 октября в том духе, что договоры с учителями на аренду их домов на нынешний год уже заключены и он ничего поделать не может. Тогда Мышляевский остановил занятия в приходских училищах с I января 1811 года, впредь до разрешения их жилищной проблемы.

"Прошу Вас, милостивый государь мой, - умолял Самочернова Кужелев 19 мая 1811 года, - употребить законом данную Вам власть и ускорить заведением хоть предназначенных двух приходских училищ, о чем не оставить меня вашим извещением" [3].

Самочернов отправил запрос благочинному Вознесенского собора протоиерею Сергею Герасимову. Внем он просил предоставить "в немедленном времени" информацию о положении дел с приходским образованием в Балахне. Благочинный перепоручил эту работу Полетаеву. Тот составил реестр 29 своих учеников, указав их имена, возраст, дату поступления в училище, социальное положение, способности, прилежание, поведение, а также, чему каждый обучается, но не назвал, к сожалению, их фамилий. О Спасо-Преображенском училище не было сказано ни слова. Отвечая Кужелеву 20 июня, Самочернов изобразил все в радужном свете, ответил, что "в учении малолетних детей никакой остановки нет", и приложил в качестве доказательства полетаевский документ.

7 октября Кужелев приехал в Балахну и объявил здешние приходские училища открытыми, хотя в их положении ровным счетом ничего не изменилось. С тех пор день 7 октября 1811 года стал считаться днем рождения Покровского и Спасо-Преображенского приходских училищ,

4 февраля 1815 года в первое из них пришла долгожданная радость. Доставил ее городской голова Павел Федорович Минин, подаривший в этот день училищу свой просторный в восемь окон светлый дом в том же Покровском приходе, на Покровской улице.

В это время в Покровском училище обучалось 59 детей. Среди них находился и будущий дед М. Горького - Василий Каширин. В Спасо-Преображенском училище насчитывалось 18 учеников.

Спустя год, справило, наконец-то, свое новоселье и Балахнинское уездное училище. Под него вскладчину, за 6100 рублей серебром был куплен 17 марта 1816 года добротный каменный дом у купца Ивана Самочернова в приходе Никольской церкви на Никольской улице. 3845 рублей было уплачено из средств самого училища, хранившихся на счетах его благотворительного фонда в Нижегородском приказе общественного призрения. Остальные деньги достал директор народных училищ губернии надворный советник Андрей Иванович Шредер. Они были взяты взаймы из касс Нижегородской гимназии и Арзамасского уездного училища.

Дом был одноэтажный, с подвальными помещениями, разделен на две половины. В одной его половине разместились оба класса, а в другой - квартира штатного смотрителя, зал для собраний, библиотека, учебные пособия и архив.

При доме имелись два одноэтажных деревянных флигеля, два амбара, два погреба, баня, колодец, сад, огород. Один флигель был также разделен на две половины. В одной его половине поселился учитель 1-го класса, а в другой учитель чистописания, рисования и черчения. Второй флигель был очень ветхим и для жилья не пригоден. В 1829 году к зданию уездного училища был сделан каменный пристрой.

Спасо-Преображенскому училищу везло в этом отношении меньше. После смерти Ивана Абрамиевича Богородского в 1818 году оно закрылось за неимением учителя и собственного здания. Вновь открылось в августе 1821 года в доме его нового учителя - священника Знаменской церкви Тимофея Яковлевича Раевского на той же Кузнецкой улице.

3

Каждый год училища подвергались инспектированию и различным проверкам на разных уровнях - от местного до окружного. 25 июня 1833 года, в пятницу, в Балахну прибыл с трехдневным визитом инспектор Казанского учебного округа профессор Казанского университета Григорий Никольский. В тот же день он посетил уездное училище, где его встретили штатный смотритель и учитель 2-го класса титулярный советник П.П. Петропавловский, почетный смотритель Н.Ф. Массарий, законоучитель священник С.Ф. Михайловский, учитель 1-го класса П.А. Лавров и учитель чистописания, рисования и черчения Ф.К. Пивиков.

Павел Петрович Петропавловский, 38 лет, сын священника села Павлова Горбатовского уезда. Окончил Нижегородскую духовную семинарию, Казанскую духовную академию и одновременно (вольным слушателем) Казанский университет со званием кандидата. За отличную учебу Совет Казанского университета назначил его с 15 мая 1822 года на должность штатного смотрителя балахнинских училищ и учителем 2-го класса Балахнинского уездного училища с окладом 300 рублей в год. В Балахне у него родились три сына и дочь. За всю историю балахнинских училищ он являлся, пожалуй, лучшим и самым талантливым на этой должности. За составленное им статистическое и топографическое описание Балахны Совет Казанского университета вынес ему благодарность.

Спиридон Федорович Михайловский, 40 лет, сын священника села Шарлей Горбатовского уезда. Окончил Нижегородскою духовною семинарию. В Балахнинское уездное училище переведен из Семеновского уездного училища 17 июля 1819 года. Женат, имел двух дочерей.

Поликарп Афанасьевич Лавров, 30 лет, из духовного звания, холост. Родом из Горбатовского уезда, окончил Нижегородскую духовную семинарию. В должности с 19 мая 1833 года.

Федор Кондратьевич Пивиков, 20 лет, из вольноотпущенных крестьян Лукояновского уезда, холост. Учился у старшего учителя Нижегородской гимназии Веденецкого. В должности с 10 февраля 1832 года.

Здание училища и первый флигель Никольский нашел в хорошем состоянии, но указал на необходимость отремонтировать некоторые подсобные помещения. Внутренним убранством училища и его оснащенностью он остался доволен. Со стен классных комнат на него смотрели две иконы, портрет царя, две арифметические доски и часы. Ученические столы, скамьи и стулья выглядели добротно, учебные пособия насчитывали 22 наименования. Тут были глобусы, географические карты, плакатные рисунки, азбуки, атлас, хронологические таблицы, готовальня, термометр, линейки. На профессора произвела впечатление училищная библиотека, состоявшая из 131 книги и размещенная в двух книжных шкафах. В наличии были школьный колокол, печать, счеты, ножницы.

Знакомясь с финансовыми документами, инспектирующий узнал, что уездное училище содержится на штатную сумму 1250 рублей серебром в год, отпускаемую из Балахнинского казначейства, получает пособие из Нижегородского приказа общественного призрения в размере 300 рублей серебром ежегодно и 200 рублей пожертвований от своего почетного смотрителя Н.Ф. Массария. Всего на счете училища в январе 1833 года числилось 2300 рублей.

На специальном "книжкином" счете, предназначенном для покупки книг, лежало 22 рубля 12 копеек.

Начинал же Никольский свое посещение Балахнинского уездного училища с проверки знаний учеников. Первоклашек, а их на экзамен из 41 ученика посписку явилось 22, он экзаменовал по чтению и письму на русском и славянском языках, по арифметике, краткому катехизису, Священной истории, рисованию и выставил три оценки "очень хороших", девять "хороших", семь "посредственных" и три "слабых".

Второклассники же явились на выпускные для них экзамены в полном составе - 11 человек. Они сдавали профессору всеобщую и российскую истории, арифметику (2-ю часть), пространный катехизис, российскую географию, начальные основы математической географии, геометрию, рисование и получили оценки: одну "очень хорошую", восемь "хороших" и две "посредственных".

В то время действовала необычная система оценок школьных знаний - "шаровая". Каждый предмет оценивался в определенное количество шаров, или баллов. Всех выше оценивалось чистописание - 40 шаров. 35 шаров стоили русская грамматика, правописание, российская история, 30 шаров - арифметика, Священная история, Евангелие (в приходских училищах), всеобщая история, 25 шаров - чтение на русском и славянском языках, катехизис, геометрия, математическая география, псалтырь (в приходских училищах), рисование, 20 шаров - часослов (в приходских училищах), всеобщее землеописание. Букварь в приходских училищах оценивался 15 шарами. Общая оценка складывалась из суммы набранных шаров по всем предметам и исчислялась трехзначными цифрами.

В субботу Никольский инспектировал и экзаменовал Покровское приходское училище. Здесь его встретили надзиратель училища Павел Федорович Минин и 20-летний учитель Василий Иванович Лебедев из вольноотпущенных крестьян села Запрудного Макарьевского уезда. Он только что окончил Нижегородскую гимназию, а до того - Балахнинское уездное училище и поступил на работу 17 января.

Покровское приходское училище финансировалось из средств налогоплательщиков Балахнинской городской думой по 500 рублей серебром в год. На 25 июня 1833 года на его рассчетном счете находилось 330 рублей 77 копеек.

Проверяющий отметил хорошее состояние всех зданий, помещений и служб училища. При входе в класс в глаза ему бросились образ Христа Спасителя в киоте под стеклом в переднем левом верхнем углу, портреты Александра I, Екатерины II и московского митрополита Платона в изящных, с позолотой рамках, шесть ученических столов и столько же скамеек, покрашенных мумие, два кожаных стула и шесть стульев плетеных, арифметическая доска, ширма под карельскую березу, книжный шкаф под красное дерево, со стеклом, с внутренним замком и решеткой.

Никольский экзаменовал учеников по краткому катехизису, священной истории, арифметике (1-я часть), чтению и письму на русском и славянском языках. Из 39 человек по журналу на экзамены пришли 34. Они получили 25 оценок "хороших" и 9 "посредственных".

В тот же день, 24 июня, Никольский ревизовал и Спасо-Преображенокое приходское училище, также финансировавшееся из городского бюджета из расчета 500 рублей серебром в год. Здесь его встретил учитель и хозяин дома 67-летний священник Тимофей Раевский. (Сын священника, он окончил Нижегородскую духовную семинарию. 6 ноября 1785 года был посвящен в сан дьякона церкви села Пурех, а в 1791-м переведен в Балахну в Крестовоздвиженскуюцерковь. 1 августа 1821 года утвержден Советом Казанского университета на должность учителя Спасо-Преображенского приходского училища с жалованьем 300 рублей в год.)

17 его учеников (четверо не явились) экзаменовались по тем же предметам, что и ученики Покровского училища, и удостоились пяти оценок "хороших", шести "посредственных" и шести "слабых". При этом Никольский записал в журнале: "Поручить г-ну штатному смотрителю, при содействии г-на почетного смотрителя, приискать другую квартиру для училища, более приемлемую"[4]. Ее приискали на той же Кузнецкой улице, в доме дьячка Знаменской церкви Ивана Михайлова за 6 рублей серебром в месяц.

Таким образом, на 3470 жителей Балахны (1526 лиц мужского и 1944 женского пола) в 1833 году приходилось 100 учащихся, из которых было 6 девочек. Но количество учащихся в Балахне с каждым годом росло и на следующий год составило уже 118 человек.

В 1834 году, 20 июня, балахнинские училища инспектировал сам губернатор - генерал-майор М.П. Бутурлин. Он непосредственно наблюдал за чистописанием и правописанием учащихся, устроил им испытание по Закону Божию, российской истории и географии, осмотрел библиотеки, интересовался ходом учебного процесса, учительскими нагрузками, отметил порядок в училищных зданиях и стопроцентную явку.

Не успел он отбыть, как приехал директор училищ губернии Михаил Афанасьевич Никольский. В течение 28, 29 и 30 июня он принимал лично экзамены у всех балахнинских учеников.

4

Прошло 15 лет. За это время многое изменилось... Уездное училище стало трехклассным. Павла Петропавловского сменил в 1834 году Василий Алмазов, Алмазова в 1839-м - Антифий Унженинов из Казани. Вместо Массария почетным смотрителем стал губернский секретарь Алексей Астафьев из Нижнего Новгорода. Из старых учителей остался один Пивиков. Русский язык теперь преподавал Алексей Цыбышев из арзамасских мещан, а до него - Павел Дьяконов, арифметику и геометрию - Егор Протопопов из Воронежской губернии, а до него - Кирилл Цветков, историю и географию - Александр Александров из Гатчинского воспитательного дома, а до него Александр Раевский. Законоучителем прислали из Нижнего Новгорода священника Александра Пальмова.

В Покровском училище продолжал учительствовать Василий Лебедев. Законоучителем работал священник Александр Палладин. Павел Минин от должности смотрителя отказался.

Серьезные перемены произошли в Спасо-Преображенском училище. Вместо скончавшегося Раевского начали работать два учителя - священник Александр Орловский и Иван Молниев. В 1833 году в нем появилась своя библиотека.

19 сентября 1842 года в Покровское училище пришла комиссия в составе городничего Коненкова, городского головы Редозубова, уездного стряпчего Виноградова, смотрителя балахнинских училищ Унженинова и учителя Лебедева, чтобы оценить его техническое состояние. В протоколе осмотра она записала:

"а) крыша на доме и строениях пришла в совершенную ветхость; б) занимаемые две небольшие комнаты классом и учителем не способны для жилья, потому что в них полы, печи и потолки требуют серьезного ремонта, как и стены, штукатурка и окраска, без чего нельзя более в оных, по случаю наступающей зимы, далее оставаться; с) требует серьезного ремонта кухня, занимаемая учителем.

И все это при увеличивающемся числе учащихся, которое составляет более 50 учеников. Постановили: пристроить к дому классную комнату и пристрой к кухне для сторожа"[5].

Предположительная сумма расходов на проведение названных работ составила тысячу рублей. Прошло полтора месяца, земля покрылась снегом, а ничего сделано не было. Причина банальная - у города не находилось денег. Не нашлось их и на следующий год. Попробовали было городские власти переложить часть расходов на ремонт на местное дворянское общество и разночинцев, но те отказались.

Была предпринята попытка организовать сбор пожертвований, но и она провалилась. 26 апреля 1843 года городской староста Козьма Баташов доложил думе о том, что на общем собрании купцов и мещан эту идею прокатили.

В сложившейся ситуации дума не нашла ничего лучшего, как свалить проблему на купца Минина. Депутаты рассудили просто: раз он этот дом пожертвовал - пусть он его и ремонтирует за свой счет. Их мнение поддержало состоявшееся в конце августа общегородское собрание, но с ним не согласился глубоко обидевшийся Минин.

А Унженинов все не унимался, поднял на ноги губернское начальство. Ему пришел на помощь директор народных училищ, поставивший вопрос о воздействии на Балахнинскую думу перед руководством Нижегородского губернского правления. Последнее посвятило этому свое специальное заседание 20 сентября 1843 года, на котором обязало думу построить для Покровского училища новое здание. Та же заявила, что содержание двух приходских училищ ей не под силу и потребовала объединись их в одно. С объединением, правда, дело не получилось, а вот строить новое здание пришлось. Старое разобрали, установили на его месте каменный фундамент, на котором возвели двухэтажный деревянный дом. На первом его этаже разместили квартиру для учителя и служебные помещения для обслуживающего персонала. На втором - классную комнату, библиотеку, прихожую, коридор, чулан и туалет.

С некоторых пор, экзамены были перенесены с конца июня на 11-15 сентября, а 16-го проводился торжественный акт, посвященный проводам минувшего учебного года и встрече нового. Заканчивался же учебный год по-прежнему в конце мая.

В 1849/50 учебном году в Балахнинском уездном училище учились 26 детей. Из них 7 дворян и чиновников, 15 купцов и мещан, 3 разночинца и крестьянин. Дали они по итогам года двух отличников, трех хорошистов, восемь "достаточных" и пять "посредственных" учеников.

В Покровском училище учились 55 мальчиков и 12 девочек. Из них его окончили лишь 11 человек, 10 из которых были переведены в 1-й класс уездного училища. В Спасо-Преображенском учились 45 детей, окончили - 7.

Балахнинские училища по-прежнему находились под постоянным наблюдением и пристальным вниманием со стороны вышестоящих инстанций. Так, 14 декабря1849 года их инспектировал директор училищ Нижегородской губернии, а 14 июня 1850 года - сам попечитель Казанского учебного округа. 16 сентября 1850 года в Балахнинском уездном училище состоялся традиционный торжественный акт с участием всего городского начальства, духовенства и родителей. Перед началом гостям была показана выставка лучших ученических работ - прописей, рисунков, чертежей, изделий рукоделия.

Как всегда, акт начался с богослужения - чтением молитвы "Царю небесный". Затем ученик Михаил Протопопов произнес приветственную речь, а учитель Александров - речь "Об образовании". После них Унженинов сделал доклад о состоянии и положении дел в балахнинских училищах, объявил имена учеников, окончивших курс обучения и переведенных в следующие классы, лучших из них наградил книгами и похвальными листами. В заключение Яков Лебединский произнес благодарственную речь.

5

С начала 1850-х родов Балахнинская дума возобновила хлопоты по вопросу о том, чтобы оставить в Балахне одно приходское училище "по недостаточности городских доходов". Губернское правление не возражало и вышло с ходатайством на этот счет к министру внутренних дел. Против выступили попечитель учебного округа и министр народного просвещения. Они объясняли свою позицию тем, что количество учащихся в Балахне непрерывно росло и увеличилось за последние десять лет с 92 до 158. Невозможно всех поместить в одном здании. Это неизбежно повлечет за собой снижение качества обучения, сокращение числа приема. Не все дети получат право учиться.

Последнее слово в этом споре было за балахнинским обществом, от которого министр внутренних дел потребовал вынести свой приговор. Он состоялся 26 июля 1854 года и был суров: Спасо-Преображенское училище закрыть. Прямо с собрания его доставил в думу городской староста Сергей Оголихин. Дума отправила приговор в губернское правление, которое начертало 23 августа директору народных училищ указание: "Сделать распоряжение о закрытии в Балахне одного училища"[6]. Требуемое распоряжение последовало 18 сентября.

Священник Орловский пытался было отстоять еще свое училище. Он изъявил готовность принять на себя безвозмездно должности законоучителя и учителя, с платою лишь за помещение, отопление, освещение и сторожа, всего за 35 рублей в год. Однако его инициатива не была услышана.

Конечно же, попечитель Казанского учебного округа и министр народного просвещения были правы. С закрытием Спасо-Преображенского училища в Балахне возникли серьезные трудности с обучением детей. Во-первых, здание Покровского училища было не в состоянии вместить в себя всех желающих учиться. Во-вторых, число учеников на одного преподавателя по уставу не должно было превышать 60 человек. В связи с этим прием учеников пришлось существенно ограничить. Многие дети остались на улице, что не способствовало оздоровлению нравственного климата в городе и создавало в нем дополнительную социальную напряженность.

Спустя десять лет, вопрос о возобновлении работы Спасо-Преображенского училища вновь всталво весь рост. Причем настолько остро, что Орловский вновь предложил свои услуги, но за гораздо более высокую цену. Дума не согласилась с ней, и сделка не состоялась.

Начиная с 60-х годов страна погрузилась в нескончаемые реформы, затронувшие и систему народного образования. Достигнутая в ней за полвека стабильность была разрушена, реформы проходили болезненно и не всегда приводили и положительным результатам.

В 1863 году Балахнинское уездное училище было реформировано из трехклассного снова в двухклассное. Затем его передали Земству, и оно стало называться Земским. Нижегородская губерния была переведена из Казанского учебного округа в Московский, возглавлявшийся князем Н.П. Мещерским.

Как обычно, реформы сопровождались кадровой чехардой. В 1876 году, идя в ногу со временем и даже опережая его, балахнинское общество, возглавлявшееся городским головою Н.А. Нестеровым, возымело страстное желание перейти на новую систему образования и иметь у себя вместо земского городское училище, в котором учеба велась по новой, более широкой и углубленной программе, и обратилось с соответствующим ходатайством к попечителю Московского учебного округа. В Москве инициатива балахнинцев (это было первое в Нижегородской губернии училище подобного типа) не встретила возражений, и попечитель обещал им помочь с учителями.

Одновременно, по рекомендации и настоянию директора народных училищ, балахнинское общество решило открыть у себя первое в губернии начальное училище, несколько отличавшееся от церковно-приходских, дабы удовлетворить желание всех, кто хочет учиться. Покровское училище, в котором обучались 66 детей, было перегружено и не удовлетворяло и половины потребностей.

В результате росчерком пера 1 июня 1877 года в Балахне появились сразу два новых училища. Городское разместили в реконструированном здании бывшего земского училища. Начальное - в общественном доме, предназначавшемся изначально для больницы, в приходе Знаменской церкви, а потому получившее название "Знаменское". Его учителем был назначен священник Богородицкий, переведенный из Кубинцевского церковно-приходского училища, а попечителем - титулярный советник Андрей Андреевич Шкалин.

Новыми учителями Балахнинского городского училища стали Соколов, назначенный первым его директором, и Троицкий, переведенный в Балахну из Сапожниковского городского училища Рязанской губернии. Прежние учителя Дмитриев и Маланьичев были переведены соответственно в Лукояновское и Сергачское уездные училища.

Торжественное открытие Балахнинского городского училища состоялось 1 сентября 1877 года. На нем присутствовали директор народных училищ Нижегородской губернии Н.Н. Овсянников, уездный предводитель дворянства, он же председатель уездной Земской управы, штаб-ротмистр Зыбин, городской голова Нестеров, уездный исправник гвардии полковник Ламонов и его помощник надворный советник Обух, член городской управы Луковников, почетные граждане города.

После того, как протоиерей Фонтенелев совершил молебен, состоялось подписание Акта об образовании Балахнинского городского двухклассного училища и о приеме-передаче школьных зданий и школьного имущества от прежнего владельца - последнего штатного смотрителя Балахнинского земского училища Добронравова новому владельцу в лице директора Соколова.

Мало того, следом в Балахне было открыто еще одно начальное мужское училище в Воскресенском приходе, получившее название "Воскресенское". Его попечителем был определен купец 2-й гильдии городской голова А.А. Худяков. Оно располагалось поначалу в доме Чернышенковой, который город арендовал за 100 рублей серебром в год, потом было переведено в дом наследников Пусковых, а в 1894 году Худяков построил для него рядом о Воскресенской церковью на собственный счет деревянный на 24 венцах, на каменном фундаменте и под железной крышей дом на 80 учеников. Александр Александрович не только построил училище, но и закупил для него всю необходимую мебель, новые учебники, школьные пособия и письменные принадлежности и передал его 15 сентября в дар Балахне. 24 октября 1894 года училище было освящено и открыто.

Свой подарок меценат посвятил дню бракосочетания наследника российского престола великого князя Николая Александровича с принцессою гессенскою Алисою и обратился в думу с просьбой возбудить ходатайство о переименовании училища из Воскресенского в Николаевское. Просьба его была удовлетворена.

Став директором, Соколов сразу же начал хлопотать перед думой об открытии в Балахнинском городском училище еще одного - 3-го класса, но у города долгое время не находилось на это денег. Земство не ушло из сферы народного образования. Произошло лишь перераспределение полномочий между ним и городом. Земство по-прежнему платило жалованье учителям. Город же взял на себя обязанность содержать и обслуживать училищные здания и помещения, платить за отопление, свет, прислугу, учебники и учебные пособия, книги для библиотек. Наконец, в 1886 году мечта Соколова сбылась - его училище стало трехклассным, а в 1890 году в нем открылся еще и "ремесленный" класс.

На исходе XIX века, а было это в 1896 году, в Балахне появилось женское церковно-приходское училище. Его открыл и взял полностью на свое иждивение все тот же Худяков. Открыл в честь коронования императора Николая II, а назвал в память об его отце императоре Александре III Александровским.

Еще в 70-е годы, когда началось строительство и открытие народных училищ в сельской местности, в частности в селах Кубинцеве, Катунках, Василевой слободе, Пурехе, Козине и т. д., в Балахне был создан и начал действовать уездный училищный совет. 2 марта 1897 года он обратился в Балахнинскую городскую управу с настоятельной просьбой сделать Покровскому приходскому училищу капитальный ремонт, ввиду его "крайней ветхости". "В противном случае, - говорилось в его письме, - училище придется со следующего учебного года закрыть".

Поскольку здание училища принадлежало не Балахне, а Министерству народного просвещения, городская управа обратилась к директору народных училищ Нижегородской губернии Сергею Брызгалову с просьбой выйти с ходатайством в министерство о передаче здания в собственность города, с целью проведения в нем капитального ремонта. Брызгалов же предложил балахнинцам приступить к ремонту немедленно, не дожидаясь решения вопроса о собственности, которое может тянуться очень долго.

В Балахне так и поступили. Составили смету на ремонт в размере 1466 рублей 66 копеек, здание разобрали, его каменный фундамент подняли на 6 вершков, прирубили еще один венец, подняв таким образом низкий первый этаж, где проживала высокая учительница г-жа Трихинская (похоже, она была первой учительницей в Балахне), срубили второй этаж, крышу покрыли железом. Так что Покровское училище вошло в мятежный XX век, можно сказать, одетым с иголочки.

В ХХ век Балахна устремилась с горячим, неистребимым желанием стать еще грамотнее. И в этом стремлении она хваталась то за одну, то за другую идею-проект. В Балахне это было время женской эмансипации.

Открыв еще одно начальное женское двухклассное училище имени П.А. Столыпина, балахнинцы хлопотали и выделяли деньги на открытие в их городе то женской прогимназии, то женской учительской семинарии на 100 мест, то мужского реального училища. Министерство народного просвещения выбрало для них средний вариант и распорядилось об открытии в Балахне с 1 сентября 1917 года смешанной для обоего пола четырехклассной гимназии. Кроме того, министерство предложило Балахне принять у себя эвакуированную с занятой немцами территории Туккумскую женскую гимназию, расположившуюся временно в Гатчине.

Но тут в события вмешалась Октябрьская революция:

Примечания

1 Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 28. 0п. 682. Д. 119. Л. 11.
2 Там же. Д. 142. Л. 1.
3 Таи же. Л. 15.
4 Там же. Ф. 507. Оп. 495. Д. З. Л. 32.
5 Там же. Ф. 28. Оп. 682. Д. 1648. Л. 5.
6 Там же. Д. 2409. Л. ЗЗ.

[Журнал N14]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8