Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N14":
Главной темой этого номера журнала стала проблема "Музей и образование".
В представленных статьях обсуждается сегодняшнее представление о концепции и миссии музея в обществе.

К сведению!
Новая роль музеев выразилась в том, что они превратились в систему хранения, обработки и передачи интерактивных сообщений в определенном социальном контексте и направлены на восприятие также в определенном социальном контексте, т.е. "музейные послания" стали адресными. И главная задача исследователей и музейных работников заключается в решении проблемы научной интерпретации культурного наследия, которое является отражением образа жизни людей, их понимания и толкования собственной среды обитания.

Формирование новой концепции музейной коммуникации связано с местом музея в историческом информационном пространстве, которое составляют наука, образование и массмедиа.

Новое время, новое информационное пространство потребовало и новых подходов не только к школьным образовательным и воспитательным программам, но и к формам реализации этих программ.

На наш взгляд, важную роль в современных условиях играют школьные музеи. Не случайно их число растет год от года. В нашей области и городе их насчитывается уже более 350, включая паспортизированные и еще не прошедшие паспортизацию. Творчески работающий учитель находит свои пути к уму и сердцу ребенка. Работая с детьми в школьном музее, он это делает быстрее и эффективнее. В нашем журнале читатель познакомится с опытом нижегородских школьных музеев (школы N 22, 25, 33, 54, 77, 179, 180), которые собрали интересные и разнообразные коллекции и успешно используют свои информационные ресурсы в процессе освоения культурного наследия.

Проблемы и задачи музейной педагогики
Н.В. Квач

К определению музея как учреждения, занимающегося собиранием, изучением, хранением, экспонированием памятников материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью, в последнее время прибавилась еще одна очень важная функция - музейно-педагогическая деятельность. И здесь встает вопрос: чем же просветительская деятельность отличается от музейной педагогики? Трудности с ответом на него испытывают, как показала практика, и музейные сотрудники, и педагоги образовательных учреждений, часто ограничивая сотрудничество экскурсиями и лекциями по профилю того или иного музея. Хотя становление и развитие образовательной деятельности музеев, как пишет Б.А. Столяров, имеет давнюю историю, можно сказать, что лишь на современном этапе развития общества она стала насущной проблемой, связанной с потребностью в качественно новом образовательном статусе членов социума и более полном использовании потенциальных возможностей музеев. Понимание многими специалистами специфики музейной педагогики как интегрального метода и универсального средства воздействия на личность с целью повысить образовательный уровень и раскрыть творческий потенциал личности делает сотрудничество музеев и образовательных учреждений поистине уникальным. Можно отметить два направления контактов: первое - это работа непосредственно в музейной среде и второе - оказание методической помощи в создании музейной среды в образовательных учреждениях. И в том и в другом случае музейной педагогике придется решать следующие задачи.

1. Формирование представлений о музейной педагогике как самостоятельной сфере научно-практической деятельности со своим объектом и предметом исследовательской, методической и практической работы, обусловленной современными требованиями к бытованию музеев, как особой среды, так и расширением педагогических средств взаимодействия работников музеев, педагогов и учащихся.
2. Освоение исторического опыта развития музейной педагогики в России и за рубежом.
3. Рассмотрение вопросов, связанных с ролью и местом, а также возможностями музейной педагогики в системе современного образование как общего, так и профессионального.
4. Раскрытие принципов и сущности содержания музейной работы как педагогической деятельности, ориентированной на возрастные, психофизиологические и социометрические особенности потребителей музейной среды.
5. Освоение понятийно-терминологического аппарата музейной педагогики.
6. Формирование представлений о закономерностях, задачах, формах, методах, средствах и технологиях музейной педагогики.
7. Формирование представлений о моделировании, планировании и проектировании работы в области музейной педагогики на основе современных педагогических технологий и достижений музейной науки.

Определение музейной педагогики как науки о процессах изменения внутреннего образа личности специфическими методами и средствами, которые обеспечиваются разнообразными формами музейной деятельности как в музее, так и в образовательном учреждении, предполагает, прежде всего, системность взаимодействия субъектов педагогического общения на базе определенного объекта музейной педагогики. Предметом же музейной педагогики может стать системный образовательный процесс, синтезирующий учебно-просветительскую, воспитательную и развивающую функции на основе разнообразных форм музейной деятельности.

Основные принципы музейной педагогики самым непосредственным образом вытекают из общих современных требований к педагогическому процессу - это: целостность, системность, последовательность, аксиологичность, гуманизм, природосообразность, культуросообразность, интегративность и дифференцированность. Просветительская, обучающая, воспитывающая, развивающая, организаторская, методологическая и диагностическая функции в музейной педагогике обусловлены содержанием музейно-педагогической деятельности как совокупности систематизированных знаний в области музейного дела и образования.

История развития музейной педагогики и ее особое место в системе современного образования дают возможность протестировать общество на его духовность и цивилизованность по отношению к музеям как сокровищницам нации. К сожалению, в сегодняшней России музеи скорее выживают, чем плодотворно функционируют на благо общества. Особенно в плачевном состоянии периферийные музеи, и дело не только в материальном их обеспечении, но и в кадрах, которые, прямо надо сказать, оказываются не на высоте. Музеи в культуре и в духовной жизни общества на протяжении веков играли разную роль, на них то обращали пристальное внимание сильные мира сего, то о них забывали, отдавая приоритеты другим направлениям человеческой деятельности. Основные этапы развития образовательных систем и предпосылки возникновения образовательной деятельности музеев можно связать с античностью и эпохой Возрождения, когда коллекционирование как одна из форм приобщения к культуре получает должное развитие. "Великая дидактика" Я.А. Коменского с его наглядными методами обучения поднимает значение музейных коллекций для образовательных процессов. Постановка обучения и музейное дело в век Просвещения и в XIX веке привели к созданию новых образовательных систем, собиранию коллекций и основанию оригинальных музеев, в деятельности которых просматриваются педагогические аспекты. Так, в России создание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге самым непосредственным образом было связано с образовательными реформами великого Петра I. Музейно-образовательная деятельность в Англии, с ее предпосылками зарождения современных форм музейной педагогики, и в США, с философским обоснованием музейно-педагогической деятельности и развития форм практического применения педагогических методик в музейной практике; музейная педагогика, направленная на формирование научных подходов к визуальному мышлению и музейной среде в Германии; формирование и развитие музейно-образовательных традиций в России, где А.В. Бакушинский писал о необходимости системности музейно-педагогической работы, - все это сделало музейную педагогику прогрессивно-значимым явлением общественной жизни. Связи музеев и образовательных учреждений в СССР были несколько одноплановыми, но систематичными и целенаправленными.

Модернизация современной образовательной системы и необходимость выхода музейной педагогики на уровень современных информационных технологий, гуманистическая парадигма современного образования и культурологическая направленность деятельности музеев на современном этапе значительно расширили сферу их деятельности, предложив им более тесные контакты с образовательными учреждениями. Не все музеи оказались готовыми к освоению новых форм сотрудничества на основе системного подхода, предполагающего единство содержательных, структурных, конструктивных и функциональных элементов целостного педагогического процесса в музейной среде. Не всеми сотрудниками музеев и образовательных учреждений было осознано значение понимания закономерностей, связанных с образовательными процессами в музейной педагогике, учитывающих, прежде всего, последовательность этапов становления личности. Исследовательские, организационные, методологические, диагностические задачи музейной педагогики часто оставались за рамками внимания со стороны руководства музеев. Просветительские, обучающие, воспитательные и развивающие задачи музейной педагогики как единого целого можно проследить лишь на нескольких музеях России. Это, прежде всего, Русский музей, где музейно-педагогическая деятельность стала приоритетной и была поставлена на высокую научную основу, где факторы психофизиологического развития и формы работы с разными возрастными группами были приведены в систему взаимодействия педагогов и учащихся на базе музейной среды. Игровые формы работы с дошкольниками и младшими школьниками, деятельностный подход в работе со школьниками среднего звена, элементы проблемного обучения и деловые игры в работе со старшеклассниками и студентами, интегративные формы взаимодействия музея и школы, вуза, распространение своего опыта и создание филиалов и виртуальных музеев, разнообразие форм работы делают опыт Русского музея уникальным и востребованным во многих периферийных музеях нашей страны. Также, несомненно, ценным является опыт музеев города Владимира, где создана уникальная музейно-обучающая среда, предполагающая деятельностный подход в работе с историческим материалом. В Нижнем Новгороде к музеям, активно и систематически работающим с образовательными учреждениями, может быть отнесен Музей истории художественных промыслов Нижегородской области. В некоторых местах сотрудникам музеев и руководству пришлось менять стиль мышления относительно музейно-педагогической деятельности, переходя от фрагментарности и мозаичности к проектному пониманию и осмысления деятельности музея. Понимая проблемы и задачи музейной педагогики, некоторые руководители пришли к идее создания музейно-педагогических центров на местах.

Как пример системного подхода к деятельности музея хотелись бы рассмотреть проект создания образовательного методического центра по музейной педагогике, который предполагалось создать на базе Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ). Такой центр можно было бы назвать "Грани творчества", так как его работа предполагает освещение многих сторон современного и классического искусства и народных промыслов, а также разнообразие видов деятельности как пробы творческих сил и раскрытия талантов.

В рамках обозначенного проекта в 2006 году в НГХМ в особняке Д.В. Сироткина были проведены художественные выставки, в содержание которых программно были заложены педагогические аспекты, что было отражено как в экспозиции, так и в серийности сопровождавших выставку мероприятий. Выставка "Праздник цвета" была посвящена таким видам декоративного искусства, как батик, художественная вышивка и гобелен. В экспозиции можно было увидеть разнообразные техники и материалы, которые используются художниками. В выставке приняли участие члены Союза художников России, народные и самодеятельные мастера, а также учащиеся бутафорского отделения Нижегородского театрального училища, что позволило проследить на экспозиционном материале специфику творчества каждой группы, выявить закономерности, общие и индивидуальные художественные подходы.

Выставка "Цветовое пространство графики" продемонстрировала образные возможности акварели, пастели, гуаши и смешанных техник. Натюрморты, пейзажи, портреты показали заслуженные художники России, мастера графики, их ученики и совсем юные художники. Интересно было проследить декоративные подходы в интерпретации натуры у мамы - художника-графика и дочки Гришиных, а также рассмотреть реалистические и авангардные формы в графическом искусстве.

На выставке "Ступени творчества" детская художественная школа города Сарова продемонстрировала не только очень высокий уровень подготовки ее воспитанников, но и показала разнообразие форм, приемов, к которым обращаются начинающие художники. Натурные постановки в рисунке и живописи, декоративная и сюжетная композиции, работа в разнообразных материалах давали возможность увидеть системность и последовательность работы с детьми. На базе всех трех выставок были проведены мастер-классы и встречи с художниками. Во вступительных статьях к каталогам выставок была отмечена их педагогическая направленность. С сотрудниками музея по экспозиции проводились методические занятия, где также акцентировалось внимание на музейно-педагогических вопросах организации и проведения выставок.

Проект "Грани творчества" предполагает, прежде всего, наличие базовой музейной среды, которая может быть единичной или комплексной. Центром музейной педагогики мог бы быть разработан проект, включающий в себя как в целостную систему все музеи города и большинство образовательных учреждений, вплоть до создания музейной среды в дошкольных учреждениях.

Работа с дошкольниками, пожалуй, наиболее трудна для современных музеев, ориентированных более на школу и вузы. Между тем дошкольное образование постепенно и последовательно расширяет сферу сотрудничества с музеями. На современном этапе встает вопрос создания музейной среды в самих дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Ранее это, как правило, были этнографические уголки и выставки репродукций, называемые "малыми Третьяковскими галереями". Но содержание музейной среды в дошкольных учреждениях может быть расширено. Использование методик и приемов, форм музейной педагогики в дошкольных учреждениях обусловлено расширением средств педагогического воздействия на дошкольников, формирующих у детей более полное представлений об окружающем мире, способствующих умственному развитию и социальной отзывчивости малышей. Какой бы ни была направленность музейно-педагогической деятельности ДОУ, она должна иметь целостный и системный характер. Осуществляющим ее воспитателям и методистам необходимо четко представлять специфику содержательных, формальных и технологических компонентов этой деятельности, учитывать возрастные особенности детей, связывать базовую программу с материальными возможностями учреждения и родителей.

Целесообразно рассмотреть некоторые теоретические компоненты музейной педагогики, ориентируясь на которые воспитатели могут начать осуществлять те или иные мероприятия в рамках внедрения музейной педагогики в практику ДОУ. Прежде всего, необходимо обратить внимание на саму идею создания музейной среды. Чтобы сформулировать идею, обосновывающую необходимость применения методологии музейной педагогики в образовательном процессе, необходимо ответить на вопрос: ЗАЧЕМ ЭТО НАДО ДЕТЯМ И ЧТО ЭТО ДАСТ для развития? Так как следование модным веяниям или выполнение указаний свыше без осмысления явления не даст положительных результатов как в воспитании детей, так и в деятельности педагогов. Сотрудники ДОУ должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями. Таким образом, на вопрос "Зачем это необходимо детям?" можно ответить следующее: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания не продуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведет к исчезновению сначала культуры, а затем и его самого. Музейная среда и музейная деятельность - это те механизмы, которые активизируют культурогенную память индивида, делая его наследником многовековой культуры, социализируя личность, расширяя познавательные горизонты.

Тематическое содержание музейно-педагогической работы обусловлено целью и задачами, которые ставит перед собой коллектив ДОУ. Это может быть последовательная краеведческая или художественно-эстетическая работа, экологическая или иная деятельность, разворачивающаяся на базе существующих в населенном пункте музеев или создающегося музея в ДОУ. Конкретизация идей, связанная с последовательным посещением одного или нескольких музеев, с организацией музейного уголка в группе или выделением отдельного помещения для экспозиции в детском саду, обусловлена содержательно-тематической направленностью коллекции, на базе которой предусматривается развитие музейно-педагогической деятельности. Особенно продуктивно для педагогической работы создание музея или музейного уголка в ДОУ. К традиционным этнографическим комнатам и уголкам живой природы можно предложить организацию музея книги, игрушки, открыток, бабочек, минералов или музея, связанного с историей письменности и письменных принадлежностей, при этом необходимо соблюдать одно условие: большую часть коллекции должны составлять подлинные предметы. Экспозиция из детских рисунков, организованная по научному принципу, в которой бы нашли свое отражение возрастные и психофизиологические особенности детского творчества, была бы интересна и самим детям, и сотрудникам, и родителям. Увлечение детей коллекционированием само подскажет ту или иную идею создания музейной среды в ДОУ.

После формулирования общей идеи и ее конкретизации, определения основной тематической направленности коллекции: ее однородности или ее универсальности, или комплексности - выбираются формы экспонирования и функционирования музейной среды. Намечаются разделы. Продумывается дизайн экспонирования коллекции. При собирании коллекции ведется необходимая документация по учету и хранению экспонатов, к чему привлекаются дети, которые способны осуществить несложную маркировку экспонатов и освоить другие формы музейной работы: экскурсии, несложные виды реставрации, даже составление экспозиции. Кроме экспозиции продумываются способы хранения предметов, а также их возможная транспортировка. Во всех формах музейной деятельности дети могут принимать посильное участие. Таким образом, музейная среда становится не пассивно-созерцательным объектом, а активной формой контакта детей с окружающим миром. Само понятие музея ассоциируется при таких формах работы не только с храмом, но и с мастерской и научным центром.

Из приведенных примеров проектирования и моделирования музейно-педагогических процессов видно, что музейным сотрудникам, занятым в педагогике, приходится осваивать весь комплекс педагогических наук, а педагогам и воспитателям, желающим создать музейную среду в учебном заведении, необходимы научные знания о функционировании современных музеев. Только при таких условиях музейно-педагогическая деятельность не будет профанацией, а будет соответствовать тем задачам, которые общество возлагает на музей и образовательные учреждения.

И в том и в другом направлении музейной педагогики работа только начинается. Для ее продуктивности необходима помощь ученых, способных обобщить накопленный опыт и разработать методические рекомендации для музеев и образовательных учреждений. Классификация средств обучения в музейной педагогике, принципы воспитания и развития личности при помощи музейной среды - проблемы далеко не полно разработаны как в музеологии, так и в педагогике. Качественные параметры музейно-педагогических технологий: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость - также не достаточно отражены в научной литературе. Вопросы целеполагания, моделирования и проектирования музейно-педагогических процессов также требуют научного обоснования, апробации и самого широкого обсуждения как в научной среде, так и у практиков. Только консолидация сил ученых, музеев и образовательных заведений смогут это, несомненно, перспективное направление музейной деятельности сделать эффективным средством креативного развития личности и принести пользу обществу.

[Журнал N14]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8