Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N14":
Главной темой этого номера журнала стала проблема "Музей и образование".
В представленных статьях обсуждается сегодняшнее представление о концепции и миссии музея в обществе.

К сведению!
Новая роль музеев выразилась в том, что они превратились в систему хранения, обработки и передачи интерактивных сообщений в определенном социальном контексте и направлены на восприятие также в определенном социальном контексте, т.е. "музейные послания" стали адресными. И главная задача исследователей и музейных работников заключается в решении проблемы научной интерпретации культурного наследия, которое является отражением образа жизни людей, их понимания и толкования собственной среды обитания.

Формирование новой концепции музейной коммуникации связано с местом музея в историческом информационном пространстве, которое составляют наука, образование и массмедиа.

Новое время, новое информационное пространство потребовало и новых подходов не только к школьным образовательным и воспитательным программам, но и к формам реализации этих программ.

На наш взгляд, важную роль в современных условиях играют школьные музеи. Не случайно их число растет год от года. В нашей области и городе их насчитывается уже более 350, включая паспортизированные и еще не прошедшие паспортизацию. Творчески работающий учитель находит свои пути к уму и сердцу ребенка. Работая с детьми в школьном музее, он это делает быстрее и эффективнее. В нашем журнале читатель познакомится с опытом нижегородских школьных музеев (школы N 22, 25, 33, 54, 77, 179, 180), которые собрали интересные и разнообразные коллекции и успешно используют свои информационные ресурсы в процессе освоения культурного наследия.

ч Двадцатипятилетний юбилей Нижегородского художественного и исторического музея и семисотлетие основания г. Нижнего Новгорода
А. Акйчн

С любопытством листаю небольшую книжечку, вышедшую сто десять лет тому назад: "Двадцатипятилетний юбилей Нижегородского художественного и исторического музея и семисотлетие основания г. Нижнего Новгорода" (Фельетон газеты "Грядущее время" от 25 июня 1921 года. Рассказ А. Акйчна. М.: Типолитография "Русского т-ва печатного и издательского дела", 1897. - 15 с.). Автор делает попытку предсказать, как будут отмечаться юбилеи города и музея в 1921 году. Фельетон фантастический, и автору пришлось якобы воспользоваться одним из "выдающихся изобретений" знаменитого ученого Эдисона, который позволил ему перенестись на 25 лет вперед. Брошюра невелика по объему, и поэтому редакция сочла возможным дать ее репринт.

Обложка брошюры Текст требует некоторых пояснений. Прежде всего встает вопрос об авторстве, к сожалению, нам не удалось установить, кто скрывался под псевдонимом "Акйчн". Ясно только одно, что автор был одним из свидетелей, если не участником создания Нижегородского музея, причем профессионально грамотным. Его фельетон служит доказательством заинтересованной заботы о будущем музея, желания защитить его от нападок критики. Повод для этого был.

Еще до начала описания юбилейного торжества автор в кругу своих единомышленников обсуждает "недоброкачественность, если не сказать более, художественной критики конца XIX века", касающейся только что созданного Нижегородского музея. В частности, детально разбирался фельетон Old Gentlemana, напечатанный в 1897 году в одном из номеров "Нового времени", где говорится, что "собранные музеем произведения новейшего искусства не стоят медного гроша. Отброс столичных выставок, не пошедший у художников с рук, а потому и великодушно пожертвованный на украшение нового храма искусства, на тоби, небоже, що мин? не гоже!" Под псевдонимом Old Gentleman печатался А.В. Амфитеатров (1862-1938), известный прозаик, драматург, публицист, литературный и художественный критик, активный сотрудник газеты "Новое время".

Возмущенный несправедливостью статьи, автор приводит высказывания по этому поводу президента Академии художеств гр. И.И. Толстого, удостоверившего высокое качество произведений, переданных академией, скульптора В.М. Пащенко, подарившего музею свою работу "Сфинкс", художника Н.А. Кошелева, возмутившегося тем, что его эскизы для храма Христа Спасителя в Москве "не стоят медного гроша", и ряда других дарителей в пользу музея.Автор, уверенный в лучшем будущем музея, нарисовал яркую красочную картину предполагаемого юбилейного торжества в честь города и музея, гиперболизируя, порой до абсурда, некоторые его детали.

Сорок семь больших залов "должны были вместить свыше пятидесяти тысяч приглашенных". Среди гостей, прибывших на юбилей, писатели Д.В. Григорович (1822-1899). Эмиль Золя (1840-1902), художники В.М. Васнецов (1848-1926), Пюви де Шаванн (1824-1898), Н.А. Кошелев (1840-1920) и многие другие известные деятели литературы и искусства. Центром празднества стала Дмитриевская башня, посвященная только истории Нижнего Новгорода, все же другие коллекции разместились в выросших за двадцатилетний период зданиях."Как и двадцать пять лет тому назад при открытии Музея, так и ныне маститый герой и администратор Н.М. Баранов открыл юбилейное заседание" (в 1897 году он завершил карьеру нижегородского губернатора, а в 1901 году скончался. - Л.Ш.). О достижениях музея за истекший период говорил его директор, "маститый, глубоко и всесторонне образованный ученый академик Академий наук и художеств Н.А. Благодеянко". Автор брошюры как патриот города хотел бы видеть музей таким процветающим, как он был представлен в речи директора. После многочисленных речей состоялись иллюминация, костюмированное представление, салют. Завершилось все народным гимном.

Как на самом деле отмечались в Нижнем Новгороде юбилеи города и музея в 1921 году? Более чем скромно - это было трудное послереволюционное и послевоенное время. Один из членов комиссии по проведению юбилейных торжеств писал в областной газете "Нижегородская коммуна": "Разумеется, наше общество мало расположено в переживаемые дни углубляться в свое прошлое, а тем более столь далекое, как 700 лет тому назад. Наши помыслы, надежды и ожидания устремлены, главным образом, в таинственную и заманчивую даль грядущего". Для музея же это было время хлопот и забот по сохранению своих коллекций и сбора тех ценностей, которые уцелели после национализации дворянских усадеб.

Как раз в 1921 году началась эвакуация художественных ценностей из Юринского замка. Крупнейшее собрание Шереметева поступало в музей до 1923 года. Кстати, Нижегородский художественный музей в декабре 2006 года организовал выставку произведений западноевропейского искусства из собрания П.В. Шереметева.

Ну что ж, можно сказать, что автор не ошибся в своих прогнозах на будущее наших двух замечательных музеев, выросших из Нижегородского художественного и исторического музея, отметивших свой 110-летний юбилей. Правда, потребовалось больше времени, но оба они завоевали достойное место в культуре Нижнего Новгорода.

Л.И. Шиян

[Журнал N11-12]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8