Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N15":
Тема номера "Музеи нижегородской глубинки"

К сведению!
Нижегородский музейный центр провел в мае 2008 года в г. Урене семинар-тренинг "Музейное образование: новые реалии, современные технологии".

Главный редактор журнала "Музей" Е.Б. Медведева и известный специалист в области музейной педагогики М.Ю. Юхневич познакомили участников семинара-тренинга с самыми современными технологиями музейных коммуникаций, с опытом организации музейных диалогов с публикой ведущих зарубежных и отечественных музеев. Предусмотренные программой семинара тренинги показали активную готовность нижегородских музейщиков к внедрению в свою практику этих технологий, а многие уже давно успешно ими пользуются.

Для столичных специалистов и многих нижегородцев стало открытием существование и активная плодотворная деятельность провинциальных музеев, с которыми они познакомились в ходе семинара. Уренский народный исторический музей, Тоншаевский краеведческий музей, Краснобаковский исторический музей, Ветлужский краеведческий музей принимали в своих залах коллег.

И в каждом музее были свои "изюминки" и свои находки, у каждого музея участники семинара увидели "свое лицо", несмотря на то, что в каждом из них есть общие для северных районов Нижегородской области старые орудия труда, предметы домашнего обихода. Важно, что в этих музеях работают замечательные творческие личности, "без страха и упрека" служащие своему музею и своей любимой публике, которую постоянно надо удивлять, просвещать, взаимодействовать с ней так, чтобы люди еще и еще приходили в музей и получали от него удовольствие, духовную поддержку, открывали для себя новые горизонты

Н.А. Уткина
Первая Поволжская музейная конференция 5 июня 1931 года

Идея организации в Поволжье конференции музейных работников возникла у группы поволжских делегатов, участвовавших в Первом музейном съезде (декабрь 1930 года). Сам съезд без преувеличения может быть назван поворотным пунктом в истории музейного дела. Впервые за все время существования музеев с четкостью был поставлен вопрос об их участии и задачах в социалистическом строительстве. "Музей - на службу социалистическому строительству!" - этот лозунг непременно звучал во всех докладах пленумов и секций съезда.

Конференция должна была стать практическим выводом из работы съезда, утверждением и продвижением его результатов. Организацией и проведением конференции занимался Нижегородский краевой музей, поэтому основными источниками для написания статьи стали фонды Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО). Кроме того, значительное внимание этому событию уделялось на страницах журнала "Советский музей" и в местной периодической печати.

Руководствуясь основными директивами Первого музейного съезда, Поволжская музейная конференция должна была поставить в центре своей работы вопросы соцреконструкции народного хозяйства для того, чтобы обеспечить наиболее целесообразное и активное участие музеев в строительстве социализма

Красной нитью через все доклады конференции должна была проходить тема Волги. Это объяснялось тем, что "еще до покорения Казани и Астрахани Волга сделалась излюбленным пристанищем вольных людей, таивших в себе классовую ненависть против купцов и бояр. Немудрено, что Волга как важнейший экономический фактор являлась и ареной могучих классовых боев. Движение С. Разина, Е. Пугачева, 1905 год и Гражданская война получили на Волге характерное и особо яркое выражение"[1].

Второе после красот и "разбойников", что было известно о Волге, это то, что она - "великий водный путь". Но значение Волги теперь было уже не только в этом: она являлась для страны комплексом транспортных, энергетических, промышленных и сельскохозяйственных возможностей. Поэтому музейная конференция также должна была положить начало ознакомлению общественности с активно обсуждавшейся в то время проблемой, получившей в печати наименование "Большой Волги".
Детали проблемы "Большой Волги" двоякого порядка: одни относятся к реконструкции самой Волги, другие - ее притоков.
1. Волгострой - проблема энергетического использования р. Волги путем устройства плотины в районе Самарской луки. Один Волгострой будет равен четырем Днепростроям, давая одновременно сокращение пути на 200 километров для речных судов.
2. Мелиорация Волго-Ахтубинской поймы, что даст несколько миллионов гектаров плодородной земли под культуры южных растений.
3. Ирригация заволжских засушливых степей.
4. Волго-Дон - проект соединения каналом рек Волги и Дона близ Сталинграда, что даст свободный выход волжским грузам - хлебу, лесу и другим - в открытое море.
5. Проектируются: переустройство Мариинской системы, система Москва-Нижний через реку Клязьму, соединение через реки Чусовую и Исеть Волжской системы с Обско-Иртышской, Камско-Печерский путь, постройка плотины и электростанции на Каме выше Перми и ряд других.

Между тем проблема "Большой Волги" была мало известна даже тем, кто проживал на самой Волге. Одним из лучших способов ее популяризации была признана популяризация через музеи Поволжья. Поэтому главным направлением работы Поволжской музейной конференции должен был стать поиск путей, на которых музеи могут участвовать в хозяйственном и культурном освоении Волги. Эти пути представлялись следующими:

1. Широкая постановка научно-исследовательской работы, направленной на разрешение текущих хозяйственных и культурных проблем Поволжья.

2. Популяризация социалистического строительства среди трудящихся масс, пропаганда мероприятий советской власти и партии в области народного хозяйства и культурного строительства путем устройства выставок, плавучего музея.

3. Организация лекций, докладов и диспутов с кинофильмами и организация музейных активистов для участия в реализации проблем "Большой Волги"[2].

Однако кроме проработки названной проблематики, конференция должна была стать полезным межобластным совещанием работников музеев Поволжья, местом для живой, непосредственной проработки ряда вопросов музейной практики. Столкнувшись с новыми для себя требованиями со стороны власти, многие музеи стремились к совместному обсуждению проблем и поиску путей предстоящего социалистического переустройства.

"Прежде всего, недостаточно разработан марксистско-ленинский метод в его применении к музейному делу; затем - значительная потребность в кадрах еще не удовлетворена, нет достаточной материальной базы, не создана общественность вокруг большинства музеев и, наконец, нет достаточно серьезного внимания к музейному делу со стороны местных органов народного образования. Старые музеи на Средней и Нижней Волге, обладая большими собраниями вещей, испытывают и значительные трудности в деле их приспособления в новых условиях музейного строительства. Все эти вопросы, вполне естественно, не могут быть удовлетворительно разрешены силами одного музея, и общение нескольких музеев, объединенных общими задачами на основе одного присущего им всем признака, может дать наибольшую эффективность в разрешении стоящих перед ними задач"[3].

Наконец, подобные конференции "явятся хорошей школой для молодых музейных кадров, а также дадут возможность с меньшими затратами из бедного бюджета небольших музеев принять участие в совещаниях таким группам музейных работников, которые едва ли могут бывать на крупных музейных съездах"[4].

Путем активного использования страниц журнала "Советский музей" до сознания музейной общественности Поволжья была доведена необходимость созыва в Нижнем Новгороде Поволжской музейной конференции.

Подготовка конференции легла на плечи Нижегородского краевого музея во главе с директором Софьей Ивановной Ситниковой. 2 января 1931 года она обратилась к заведующей крайоно Л.А. Цехер с письмом, в котором выразила от группы делегатов просьбу поддержать инициативу созыва в Нижнем Новгороде Поволжской музейной конференции, "взять на себя руководство ею, поставить о ней вопрос перед руководящими органами"[5].

Цель конференции - обмен опытом в работе и совместная проработка ряда вопросов, которые являются общими почти у всех поволжских музеев. В конференции должны принять участие работники всех музеев, расположенных в приволжских городах, начиная от Нижнего Новгорода до Астрахани - всего 50-60 человек[6].
В письме также была указана ориентировочная повестка дня конференции.
1. Доклад сектора науки Наркомпроса (по соглашению с сектором науки).
2. Доклад нескольких поволжских музеев об их работе - с содокладами бригад об обследовании этих музеев.
3. Волга как природный и экономический фактор и ее отражение в музеях.
4. Классовая борьба на Волге и ее отражение в музеях.
5. Национальности, живущие по берегам Волги, и их отражение в музеях.

От крайоно требовалось ввести в состав оргбюро своего ответственного представителя, а также утвердить состав рабочей группы по созыву конференции. Позднее состоялось заседание крайисполкома по вопросу "Осозыве в Нижнем Новгороде Поволжской конференции музейных работников", на котором слушался доклад зав. крайоно Л.А. Цехер на заявленную тему. По окончании заседания постановили: "В целях обмена опытом в работе поволжских музеев в период их реорганизации и с целью разрешения ряда вопросов, являющихся родственными и актуальнейшими для всех музеев Средней и Нижней Волги, - разрешить крайоно в мае 1931 г. созвать в Нижнем Новгороде Поволжскую конференцию музейных работников на 50-60 человек"[7].

Для руководства подготовкой конференции постановили выделить оргкомиссию в составе:

Михайлова - крайисполком, Цехер - крайоно, Постникова - крайпрос, Ситниковой - краймузей, Белозерова - краевое правление Краеведческого общества, Михайлова - Центральный Чувашский музей, представителя сектора науки Наркомпроса РСФСР, представителя Татреспублики, представителя Нижневолжского края, представителя Средневолжского края.

На крайоно было возложено созвать в марте заседание оргкомиссии, а также обеспечить привлечение внимания общественности к конференции и создание условий для ее нормальной работы.

23 февраля 1931 года вышло распоряжение сектора науки Наркомпроса за подписью зав. сектором науки И.К. Луппола, в котором утверждался состав оргбюро по созыву конференции, было предложено определить срок созыва конференции между 20 и 28 мая, наметить докладчиков на конференции применительно к утвержденной повестке дня, озаботиться своевременным представлением докладчиками тезисов и утвердить тезисы не позже 10 мая 1931 года[8].

В процессе подготовки конференции было созвано два заседания оргбюро - 17 марта и 12 апреля 1931 года. На них обсуждались сроки, состав, повестка дня конференции, докладчики, а также финансово-хозяйственные вопросы. Между тем не обходилось и без проблем: на первом заседании пришлось утвердить новую дату созыва конференции - 1 июня 1931 года на основании телеграммы И.К. Луппола. На втором заседании оргбюро директор Нижегородского краевого музея С.И. Ситникова проинформировала о том, что на местах чувствуется определенная недооценка всего значения конференции. "На посланное письмо откликнулся только коллектив работников Нижневолжского краевого музея, который настаивает на перенесении конференции на сентябрь месяц и не гарантирует явки своих делегатов 1-го июня. Татреспублика и Чувашская республика совершенно не откликаются, со Средней Волгой связь также слаба. Кроме того, выявлены проблемы с наличием докладчиков - налицо лишь три докладчика (И.К. Луппол, С.И. Ситникова и Н.А. Беркутов). Участвующие на конференции края и республики не сообщают, обеспечивают ли средствами проезд и командировочные своим делегатам"[9].

Через некоторое время была получена еще одна телеграмма от заведующего сектором науки Наркомпроса И.К. Луппола, в которой значилось: "Крайний срок начала конференции 5 июня. При других сроках участие невозможно:"[10].

Таким образом, окончательный срок созыва конференции был утвержден 5 июня 1931 года, о чем уведомили письмом оргбюро конференции от 5 мая 1931 года всех ее участников.

Сектор науки наркомпроса в свою очередь заявил о том, что зав. сектором И.К. Луппол и ученый специалист Н.А. Шнеерсон выезжают 21 мая в Поволжье для ознакомления с деятельностью музейных учреждений в преддверии конференции[11].

Преодолев все трудности организации такого массового и сложного по заявленной проблематике события, инициаторы конференции выполнили свою обязанность, и Поволжская музейная конференция вошла в историю музейного дела. Несомненно то, что она основывалась на идеологических и научно-методических принципах, обозначенных Первым музейным съездом, и имела значение их проводника на уровне краевых и районных музеев Поволжья. Многие музеи на том этапе еще сохраняли в своей работе принципы "хранителей древности", имели небольшой штат сотрудников и нерегулярное финансирование. Новое время ставило перед музеями совсем иные задачи, превращая их в действенный инструмент идеологического воздействия на все группы населения.

Первым на конференции прозвучал доклад зав. сектором науки Наркомпроса И.К. Луппола. Он был посвящен общим принципам культурной революции, заявленным в условиях строительства социализма на данном этапе, главным из которых являлась борьба с буржуазной идеологией: "В процессе строительства социализма музеи призваны стать одним из важнейших участков революционного культурного фронта. При надлежащей революционно-марксистской экспозиции и организации политико-просветительной работы музеи могут и должны стать мощным просветительным и воспитательным орудием"[12].

Кроме того, докладчик говорил о результатах проверки поволжских музеев накануне конференции, выявленных недостатках в работе большинства краевых и районных музеев. Основной задачей каждого музея отныне признана выработка новой единообразной внутренней структуры, состоящей из секторов: природа и производительные силы; история общественно-экономических формаций; социалистическое строительство.

Также в докладе И.К. Луппола было уделено внимание подготовке и переподготовке музейных кадров, усилению контроля над музейной работой, рассматривались вопросы включения музеев в систему учреждений народного образования, закрепления над музеями контролирующего партийного, пролетарского, вузовского, школьного актива.

В докладах, звучавших на конференции, была затронута и проблема "Большой Волги", признана необходимость развертывания вокруг нее музеями Поволжья планомерной агитационно-пропагандистской и научно-исследовательской работы.

Большое внимание на конференции было уделено вопросу необходимости представления в экспозиции музеев революционного прошлого и настоящего Поволжья. Конференция высказалась за объединение историко-революционных музеев с историко-бытовыми отделами - "историко-бытовые материалы по самому своему характеру весьма выразительны и в соединении с историко-революционными материалами дают максимальный эффект"[13].

На конференции были выработаны установки, касающиеся технической стороны музейного дела. Сточки зрения наполнения экспозиции "центральное место отводится вещественным реликвиям и документальным материалам. Диаграммы, картограммы, этикетаж и тексты не должны вытеснять подлинные материалы. Широкое место должны найти себе интерьеры (на примере жилища рабочих, крестьян, помещиков, купцов и т. д.), макеты, муляжи, картины. Фотография неизбежно играет значительную роль"[14]. Затронутыми оказались также вопросы собирания и обработки материалов, и в особенности массовой политико-просветительной работы. "Музеи не должны замыкаться в стенах своих зданий" - это означало, что они должны создать сеть выставок-передвижек, историко-революционных уголков на фабрично-завод Исследования. ВоспоминанияНижегородский музей N 15. 2008 ских предприятиях, в совхозах, колхозах и т. д., организовать при музее показ историко-революционных кинофильмов.

Значительное количество докладов было посвящено музеям Поволжья, их достижениям и недостаткам. На фоне активного промышленного строительства в регионе, развития речного транспортного хозяйства и железнодорожного строительства перед музеями Поволжья были поставлены следующие задачи:

1. Изучать в первую очередь те актуальнейшие вопросы, которые выдвигаются политической, хозяйственной и культурной жизнью Поволжья.

2. Всеми формами и методами широкой массовой политико-просветительной работы, и прежде всего методом музейного показа, демонстрировать перед рабочими, крестьянами и молодыми кадрами промышленности, сельского хозяйства и культурного строительства настоящее, действительное лицо Поволжья, своего края, перспективы их развития, пути этого развития и все формы и методы участия в этой соцреконструкции края широчайших масс трудящихся[15].

Среди недостатков названы: слабое отражение в экспозициях актуальных вопросов пятилетки (строящиеся гиганты социндустрии, проблемы "Большой Волги", местная промышленность, культурное строительство и др.); отсутствие твердо выраженной классовой направленности всей работы; слабая агитационно-пропагандистская работа.

Музеям Поволжья указано на необходимость "решительного перелома и перевода всей работы на службу соцстроительству, пересмотра экспозиции под углом зрения их соответствия пролетарской идеологии и учению Маркса и Ленина, соответствия твердому курсу классовой пролетарской направленности"[16]. Отныне музеи должны были включиться в процесс активного изучения местной промышленности, соцсектора сельского хозяйства, полезных ископаемых, новых отраслей промышленности (садоводства, огородничества, бахчеводства, шелководства, рыбоводства), транспортного судоходного хозяйства, железнодорожного транспорта, кустарно-промысловой кооперации, климата, растительного и животного мира, населения, культурного состояния края и многого другого.

Местным и республиканским органам народного образования было рекомендовано проводить регулярные смотры и проверку работы музеев, плановый инструктаж их, предстояло подвести под музеи необходимую материальную базу, привлечь к музеям внимание общественных организаций и хозяйственных органов, выявить и учесть состав музейных кадров, а также заменить идеологически чуждых новыми кадрами выдвиженцев из рабочих, комсомольцев, учителей и политпросветработников.

Поволжская музейная конференция 1931 года не была единственным региональным совещанием музейных работников на тот период. После Первого музейного съезда во многих краях и областях состоялись подобные мероприятия - Ленинградская конференция музеев (1932), Северо-Кавказские краевые конференции (1932 и 1936), совещание музеев Ивановской области (1933) и др. Их объединяла общая задача - научиться жить и работать в новых политических условиях, подвести под всю работу иное идеологическое основание - диалектический материализм, а главное - вести активную политико-просветительную работу среди всех групп посетителей и участвовать в решении насущных хозяйственных проблем. Соответствие этим требованиям на долгие годы стало условием самого существования музеев. Нижегородский (с 1932 года - Горьковский) краевой музей после проведения конференции приступил к перестройке экспозиции на основе материалистической диалектики, начал формировать новые отделы, отображающие современное состояние промышленности и сельского хозяйства края. В 1932 году музей развернул подготовку широкой выставки достижений за пятнадцать лет советской власти в крае[17]. Благодаря этой работе музей в 1930-е годы являлся методическим и общественно-политическим центром всего Нижегородского края, отражавшим все индустриальные и культурные достижения Поволжья, и занимал одно из ведущих мест в РСФСР.

Примечания


1 Беркутов Н. Музеи Поволжья в деле социалистического переустройства // Советский музей. 1931. N 3. С. 91.
2 Там же. С. 92.
3 Там же.
4 Там же.
5 Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 1684. Оп. 1. Д. 176. Л. 1.
6 Там же.
7 Там же. Л. 2.
8 Там же. Л. 3.
9 Там же. Л. 38.
10 Там же. Л. 58.
11 Там же. Л. 67.
12 Там же. Л. 168.
13 Там же. Л. 170.
14 Там же. Л. 171.
15 Там же. Л. 173.
16 Там же. Л. 174.
17 Нижегородский музей к XV годовщине Октября // Нижегородская коммуна. 1932. 8 октября.

[Журнал N15]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8