Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N15":
Тема номера "Музеи нижегородской глубинки"

К сведению!
Нижегородский музейный центр провел в мае 2008 года в г. Урене семинар-тренинг "Музейное образование: новые реалии, современные технологии".

Главный редактор журнала "Музей" Е.Б. Медведева и известный специалист в области музейной педагогики М.Ю. Юхневич познакомили участников семинара-тренинга с самыми современными технологиями музейных коммуникаций, с опытом организации музейных диалогов с публикой ведущих зарубежных и отечественных музеев. Предусмотренные программой семинара тренинги показали активную готовность нижегородских музейщиков к внедрению в свою практику этих технологий, а многие уже давно успешно ими пользуются.

Для столичных специалистов и многих нижегородцев стало открытием существование и активная плодотворная деятельность провинциальных музеев, с которыми они познакомились в ходе семинара. Уренский народный исторический музей, Тоншаевский краеведческий музей, Краснобаковский исторический музей, Ветлужский краеведческий музей принимали в своих залах коллег.

И в каждом музее были свои "изюминки" и свои находки, у каждого музея участники семинара увидели "свое лицо", несмотря на то, что в каждом из них есть общие для северных районов Нижегородской области старые орудия труда, предметы домашнего обихода. Важно, что в этих музеях работают замечательные творческие личности, "без страха и упрека" служащие своему музею и своей любимой публике, которую постоянно надо удивлять, просвещать, взаимодействовать с ней так, чтобы люди еще и еще приходили в музей и получали от него удовольствие, духовную поддержку, открывали для себя новые горизонты

Г.Н. Цыганова
Варнавинский историко-художественный музей*

В1880-х годах на улице Костромской, ныне Продотрядников, г. Варнавино появился двухэтажный каменный особняк с воротами по бокам и со скобяной лавкой рядом. Здание из красного кирпича стало примером для подражания - таких домов варнавинцы раньше не видели. Принадлежало оно купцу Селиванову. Второй этаж селивановского дома был значительно выше первого. Там жили сами хозяева. Первый же с выходами на улицу занимали два магазина. Потом то ли дела у семьи пошли плохо, то ли описали недвижимость за долги, - скудость сведений не позволяет нам войти в подробности купеческой судьбы. Известно только, что к началу XX века дом Селиванова отошел в казну. Здесь была устроена почтовая станция. В 1992 году в это здание после долгих скитаний переселился Варнавинский музей. Заглянем в него.

Принято считать, что музей в Варнавине был создан "по постановлению райкома КПСС от 15 сентября 1970 года". Но еще в 1918 году военный священник Константин Аполлинариевич Цыбульский начал собирать иконы и церковную утварь со всего уезда. В ту пору большевики поощряли создание музеев, видя в них важный фактор борьбы с церковью. Так получилось, что первый музей в городе Варнавине создал бывший священник К.А. Цыбульский. Константин Аполлинариевич умер в 1923 году, а его музей стал легендой.

В 1964-1965 годах появился школьный музей, созданный директором Варнавинской средней школы А.И. Березиным. А в 1970 году вышло упомянутое решение бюро райкома КПСС об организации в Варнавине краеведческого музея. Инициативной группе поручили разработать его основные разделы на базе школьных коллекций. Ответственным за эту работу был назначен В.И Рыбкин. 27 ноября 1971 года музей торжественно открыли, а его директором стал И.Е. Челноков. Летом 1974 года ему на смену пришел учитель географии и энтузиаст своего дела Ф.А. Субботин. В конце 1970-х его, в свою очередь, сменила Г.Н. Шипулина, историк. Говорят, что это было лучшее время для музея. Чего там только не было: серебряные монеты и дуэльные пистолеты, старинные мечи, ордена, иконы, монеты и др.

В 1986 году музей остался без хозяина. Дом с мезонином, занимаемый музеем, решено было разобрать, а музейные коллекции перенести в приспособленное помещение на улице Набережной. Достичь былого блеска не удалось. Последний удар нанесло музею переселение его в здание сберкассы в конце 1990 года. В 1992 году директором музея стал Д.Г. Монахов. Администрация выделила музею первый этаж двухэтажного каменного особняка, принадлежавшего в конце XIX века купцу Селиванову.

Сменив адрес, музей изменил и свой жанр. Он сбросил идеологические вериги и отказался от раздела природы, которую лучше изучать на натуре. Зато приобрел художественный раздел и выставочный зал для сменных выставок, что отразилось в его названии. Варнавинский краеведческий после реанимации стал Варнавинским историко-художественным. А 28 марта 1998 года Варнавинскому музею присвоили статус народного музея. В 2007 году музей пережил реконструкцию. Сохранив основные темы, экспозиция поменяла свое архитектурно-художественное решение, дополнилась новыми экспонатами и разделами.

Открывает экспозицию большого зала музея кабинет краеведа М.А. Балдина. Михаил Алексеевич родился в деревне Загзы Варнавинского района. Этот человек всю свою жизнь посвятил делу краеведения, собрав уникальный материал по истории Поветлужья. Много работал в архивах гг. Горького, Москвы, Костромы. Архив Балдина стал одним из главных достояний музея, в него вошли рукописи, копии первоисточников, оригиналы исторических документов, воспоминания очевидцев, уникальные фотоматериалы. Темы исследований М.А. Балдина были обширны и разнообразны: "Древний период в Поветлужье", "Заселение Поветлужья", "Движение разинцев в Поветлужье", "Уездный город Варнавин", "Дворянские усадьбы Поветлужья", "Храмы Поветлужья", "Промыслы Поветлужья", "Архитектура живопись, музыка, образование Поветлужья" - и это не полный перечень исследованных им тем. М.А. Балдин - автор многочисленных статей, книг "Варнавинская старина", "На переломе", "Баковская старина" и др. Остались не изданными подготовленные к печати материалы "Истории Заволжья", в которую вошли документы генерального межевания, темы "Разинское движение", "Советский период", "Гражданская война". Работая учителем истории в школах района, он создал школьные музеи в селах Горки и Звернихи. Еще одно увлечение М.А. Балдина - живопись. Его картины, представленные в экспозиции, являются иллюстрацией к его историческим очеркам. Имя Балдина вошло в историю Поветлужья. Поэтические строки К. Панфиловой, краснобаковской поэтессы, раскрывают цель всей жизни удивительного человека:

Сам себя посылая в поиск,
Он за труд не требовал платы.
Лишь о том одном беспокоясь,
Чтоб находка была богата.
Этот труд не пропал безвестным,
Дни положенные настали,
В областных газетах и местных
Мы статьи его прочитали.
Он в музее почетным членом
По достоинству место занял,
Чтоб открыться всем непременно,
Кто приходит и ищет знаний.

В большом зале посетителей встречает полотно кисти заслуженного художника РФ Н.Ю. Бурдастова "Варнава-строитель". На нем перед посетителем предстает священник Варнава, пришедший на берег реки Ветлуги в 1417 году - на Красную гору (Красивую гору, как назвал он позже это место), где построил себе скит и поселился здесь.

Родился и жил Варнава в городе Великий Устюг, но после очередного набега кочевников вынужден был уйти в дикие лесные места. Варнава принял монашеский постриг в одном из древнейших монастырей Великого Устюга - Михайло-Архагельском Иоанно-Предтеченском. При пострижении принял монашеское имя - Варнава, в честь святого апостола Варнавы, и получил благословение священноначалия на апостольский подвиг - нести веру Христову в Ветлужскую пустынь. Оставив родной край, отправился в дальний путь по рекам Юг и Вохма, через первобытные леса, где пешком, где на лодке, он добрался до Ветлуги. В построенном ските прожил здесь Варнава 28 лет в постах и молитвах. После его смерти ученики заложат здесь Троицко-Варнавинский монастырь. Над могилой первожителя построят маленькую церковь, где совершались чудеса исцеления больных. Эти случаи были описаны в монастырской летописи, так называемой "Ветхой книге". "От гроба же преподобнаго благоизволением Божиим начаша бывати многая исцеления болящим, и того ради и во окрестныя страны прославися широка слава. Мнози же благочестивия от различных многих стран прихождаху, приношаху болящыя своя и у гроба его молящиеся всесильному во Троице славивому Богу исцелении болящих своих и призывающее в помощь себе и преподобного отца Варнаву. Всемогущий же Господь Бог, видя веру рабов своих и прилежную молитву ...ради его исцеления многа". (Из Жития Варнавы Ветлужского списка 1783 года.)

В 1639 году Варнава Ветлужский был причислен к лику святых Русской православной церкви за исцеление больных, как во время жизни, так и после смерти. "Двадцать восемь лет прожил Преподобный Варнава в трудах и подвигах, о коих известно только одному Богу. Через 200 лет после его кончины Всероссийский Патриарх Иоасаф, слыша о многих чудесах, совершавшихся на могиле Преподобного, поручил игумену Макарьевского монастыря Пафнутию обследовать их и тогда же причислил его к лику святых угодников Божиих. В 1912 году, почти через триста лет после прославления Преподобного, Божиим устроением на нашу долю выпало великое счастье обрести честные останки Преподобного в земле под церковью, где он был погребен своими участниками", - писал А. Скворцов, один из последних священников Троицко-Варнавинского монастыря, участник извлечения мощей из-под спуда Никольской церкви и перенесения их в Троицкий собор (см. "Житие и чудеса торжества при изнесении св. мощей его из-под спуда" в издании 1915 года).

В 1639 году было написано Житие Преподобного Варнавы. В нем мы встречаем описание облика святого: "Возрастом высок, сединами благолепен, и бородою изрядно умеренною продолговатою украшен, саном ирей, нравом зело благопотребен, в словесах сладкоглаголив и всякими добротами духовными украшен". Мощи святого хранились в Троицкой церкви Троицко-Варнавинского монастыря. К мощам святого приходили паломники со всей России. В 30-е годы XX века мощи преподобного Варнавы Ветлужского были утеряны.

В начале 1990-х годов были предприняты поиски мощей Варнавы по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая. В качестве рабочей версии был принят рассказ, бытовавший среди варнавинских старожилов: "В войну на окраине кладбища стоял дом Метельковых. В ноябре 1942 года случилось у них несчастье, умер новорожденный Юра Метельков.

"Похороним младенца на святом месте, - сказала его мать, - успокоится тогда душа невинного".

Неподалеку от их дома стояла деревянная кладбищенская церковь Архангела Михаила, где служил последний священник г. Варнавина Мегалинский. От него она узнала, что рядом с фундаментом церкви захоронены мощи святого. Это и было то "святое место". Деревянную Михайловскую церковь вскоре сломали на дрова". Увы, раскопки 1993 года пока не подтвердили эту версию. Варнавинский историко-художественный музей продолжает вести исследовательскую работу по поиску мощей Варнавы Ветлужского.

В настоящее время вышли в свет несколько изданий, посвященных святому земли варнавинской, среди них "Тайны Варнавы Ветлужского" и "Житие Варнавы Ветлужского" Д.Г. Монахова, "Преподобный Варнава Ветлужский" А.Н. Рябова, материалы о Варнаве Ветлужском вошли в двухтомный электронный сборник "Уездный город Варнавин", а также в многочисленные публикации в газетах и журналах района и области.

О жизни священника вам расскажут несколько списков Жития Варнавы Ветлужского, коллекция икон Варнавы Ветлужского XVIII-XIX веков, уникальные фотоматериалы, представленные в экспозиции.

Уникальным открытием для почитателей Варнавы стал найденный в 2002 году список Жития Варнавы Ветлужского 1783 года - памятник духовной литературы и важный исторический документ. В настоящее время рукопись переведена со старославянского на современный русский язык и издана. Этот ценный экспонат также представлен в экспозиции.

Ипусть мощи Варнавы Ветлужского до сих пор не открыты - земля варнавинская священна тем, что она хранит их.

Центральное место в музее занимает макет Троицко-Варнавинского монастыря, давшего некогда начало городу Варнавино. Ксожалению, он не сохранился до наших дней. Его церкви были разрушены большевиками в 1930-1933 годах. Чертежи варнавинских церквей не сохранились - исходными данными стали пожелтевшие фотографии, генплан и чудом уцелевшее описание одной из церквей с размерами в саженях. Сейчас макет - уникальная объемно-пространственная композиция архитектурного ансамбля - является украшением музея.

В комплекс монастыря входили три церкви: церковь Святого Николая Чудотворца, церковь Святой Живоначальной Троицы, церковь Успения Божией Матери.

Самой старой в монастыре была деревянная шатровая церковь Святого Николая Чудотворца. Ее построил поп Гурий в 1666 году, на месте старого храма того же имени (в то время, если церковь ветшала или горела, на ее месте рубили "такову же, какова была"). Сохранилось ее описание: "Церковь деревянная одноэтажная, исправлена в 1854 г. Размеры... Своды устроены в виде круглой дуги... Алтарь квадратный, отделяется от храма иконостасом с царскими и боковыми дверями, троечастный, разделен двумя поперечными стенами, в правом предъалтарии ризница, в левом - жертвенник. В алтаре два окна, в предъалтарии по одному... Кровля на храме в виде шатра, на трапезе железная на два ската. Крест на главе деревянный восьмиконечный, обит белым железом... Иконостас в два яруса, но со старыми царскими дверями. В храме есть икона старого русского письма. Есть местночтимая икона Божией Матери Корсунской. Здесь почивают под спудом мощи преподобного Варнавы Ветлужского чудотворца, над ними устроена деревянная рака, стены которой обиты медными посеребренными листами с изображением преподобного"[1]. Никольская церковь была построена над могилой Варнавы Ветлужского. Церковь стояла на крутом берегу Ветлуги. Своенравная река подмывала Красную гору, все ближе подбираясь к храму - берег стал обваливаться. Ив 1910 году гору укрепили "свальными скрепами в три ряда". Но через два года эти конструкции рухнули. Теперь заволновались духовные власти. В Варнавино прибыл епископ Костромской и Галичский Тихон. Было решено перенести мощи Варнавы в Троицкий собор. Древнейший в Поветлужье деревянный шатровый Никольский храм, уникальный памятник русского зодчества, простоял еще 20 лет и в 1932 году был уничтожен большевиками.

Церковь Святой Живоначальной Троицы с колокольней была построена 1836 году. Каменный храм в стиле высокого классицизма возвели на месте старой клетской церкви, давшей некогда название монастырю. Троицкая церковь строилась как соборная, главная в приходе. Это был единственный зимний храм с печным отоплением. Главным он был и в градостроительном отношении. "Троицкий храм, зданием каменный, с такою же колокольнею. В Троицком храме три престола - во славу Живоначальной Троицы, в честь Корсунской иконы Божией матери и преподобного Варнавы Ветлужского чудотворца"[2]. В 1912 году в храм перенесли мощи Варнавы Ветлужского. В 1922 году церковь была осквернена, ценная утварь и иконы изъяты. С1930 года в здании храма функционировал клуб. В 1933 году церковь была уничтожена, а мощи утрачены. Есть предположение, что из кирпича, полученного при разборке здания церкви, построили здание Варнавинской начальной школы. Разрушены были и другие храмы Варнавина.

Церковь Успения Божией Матери строилась в одно и то же время, что и Троицкая, и была возведена в 1836 году. Она стояла на месте старой одноименной церкви. Это был деревянный храм в формах каменного - это редкий пример "деревянного ампира". "Успенский храм, зданием деревянный, построен в 1847 г. на средства собора, при помощи прихожан. Ограда каменная. В Успенском храме три престола - в честь Успения Божией Матери, святого Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных и святителя Митрофана Воронежского чудотворца"[3]. В 1930 году эта церковь была первой сломана на дрова.

В экспозиции Варнавинского историко-художественного музея представлена история бывшего уездного города Варнавина Костромской губернии в фотоматериалах, картах старого города и уезда конца XIX-XX века и других экспонатах. Они рассказывают посетителю об истории образования, культуры, купечества города.

Культурная жизнь города Варнавино и варнавинцев в конце XIX - начале XX века была разнообразна и насыщенна, несмотря на то что этот населенный пункт был удален от больших городов.

По количеству учебных заведений город Варнавин не уступал такому крупному уездному городу, как Ветлуга, где численность населения была в несколько раз больше. Это явилось следствием того, что образование в то время было одной из главных забот уездного земства. На народное образование, например, по смете на 1914 год выделялось около 30% средств бюджета. Каждый год в уезде появлялось по 2-3 новые школы. Даже если в 80-90-х годах XIX века Варнавинское земство открывало мало своих училищ, то в эти годы оно вело активное строительство зданий под будущие учебные заведения. К1917 году Варнавинское земство было близко к завершению начального всеобуча в уезде. Увеличилось число желающих получить среднее образование, что вызвало необходимость открытия в городе Варнавино женской и мужской гимназий в начале XX века.

Успеху образования в то время сопутствовало и покровительственное отношение к нему купеческого сословия. Пожалуй, эта сфера деятельности - одна из самых славных страниц в истории русского купечества. Большая часть учебных заведений в городе Варнавине в конце XIX -начале XX века своим появлением обязана благотворительной деятельности местного купечества. Дела благотворителей коснулись не только образования, но и других сфер: библиотечного дела, медицины, строительства дорог и т. д.

Культурно-художественную жизнь в городе Варнавине в конце XIX - начале XX века отличает достаточное для того времени разнообразие. Горожане были знакомы с различными видами искусства, испытывали потребность в разных жанрах. Характерной для жителей Варнавина того времени стала художественная самодеятельность, которая включала в себя различные направления, начиная от литературно-музыкальных вечеров, спектаклей и опер до организации в городе Великорусского струнного и симфонического оркестров.

Культурно-художественная жизнь города влекла к себе разных людей. Прежде всего, это была интеллигенция, составлявшая большую часть жителей города. Важную роль в культурно-художественной жизни играло учительство. Не случайно именно Варнавинская женская гимназия стала первым местом, где проводились литературно-музыкальные вечера, ставились спектакли варнавинским драматическим кружком. Увлеченные искусством люди объединялись и становились руководителями культурной жизни города. Среди них семья Виноградовых, семья Шаманиных, В.И. Кулагин, Н.М. Бирючева и др.

В городе Варнавине уже в начале XX века появился синематограф, что было редкостью даже для более крупных губернских городов.

В экспозиции музея отражен древний период истории нашего края. Территория Ветлужского края в далеком прошлом подвергалась длительному оледенению. Толщина ледника над поверхностью доходила до нескольких сотен метров. Ледник с собой принес из Скандинавии огромное количество валунов. На Ветлужско-Унженском водоразделе, например, встречаются валуны весом более 10 тонн. Рядом с деревней Хмелевая Варнавинского района находится камень размером 3х5 м, который в настоящее время охраняется как памятник природы и истории регионального значения. Экспозиция музея рассказывает об истории этого камня. Этот валун ледникового происхождения, возможно, некогда был культовым камнем. В последние десятилетия он был центром вечерних прогулок местной молодежи, превратившись в основную местную достопримечательность. Камень представляет собой окатанную глыбу песчаника кварцетовидного цвета мелко зернистой структуры с едва заметной горизонтальной слоистостью. Об этом камне местные жители рассказывают много легенд. Первая гласит, что скапливающаяся вода во впадине камня является целебной. Вторая говорит, что под ним хранятся сокровища, зарытые разбойниками. А еще существует предание, что после дождя камень светится всеми цветами радуги, от этого его называют лунным. Музей организует экскурсии к этому камню.

В экспозиции представлены фатьяновские топоры II тысячелетия до н. э., керамика VII-V веков до н. э., найденные на Богородском городище - памятнике археологии регионального значения, а также бивни и кости мамонта, найденные на берегу реки Лапшанги. В настоящее время ведутся разведочные работы по выявлению памятников археологии под эгидой археологического отдела музея ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

В историческую экспозицию музея входит выставка "Разинцы на Ветлуге", в которой представлена коллекция оружия XVII-XVIII веков, кар та движения разинцев по Ветлуге, письмо атамана И.И. Понамарева-Долгополова атаманам Прокопию Ивановичу и Ивану Андреевичу, книга Н. Рубцова с поэмой "Разбойник Ляля". Многим хорошо известны ее строки:

По лесам в окрестностях Ветлуги,
Где гулял когда-то Ляля грозный,
Сея страх по всей лесной округе.

* * *

Первым другом был ему Бархотка,
В смутной жизни ценная находка...
* * *

По ночам разбойница Шалуха
Атамана хмурого ласкала...
Ляля, Бархотка, Шалуха... Поэма эта имеет историческую подоплеку.

Вторая половина XVII века была отмечена бунтом казака Стеньки Разина. Он набрал войско на Дону из "гулутвенных" казаков, с которым ходил на "лихие дела". В низовьях Волги к ним пристало много крестьян и посадских людей, недовольных крепостным правом, а также староверы, наполнявшие заволжские леса. В 1670 году из города Козьмодемьянска на Ветлугу пришел большой отряд разинцев под предводительством Ильи Пономарева-Долгополова. Узнав об их приходе на Ветлугу, к ним явился из Козьмодемьянска Осип Черепанов с письмом от атаманов Прокофия Иванова и Ивана Сороки, в котором они убеждали восставших немедленно вернуться назад, поскольку им было известно о скором прибытии царских войск. На что Понамарев-Долгополов им ответил: "...я бы рад вернуться, да меня чернь не пускает, потому что здесь на Ветлуге, кричат, бояре появляются и где чернь найдут, порубят" (Московский список, XVII в.). В состав отряда ветлужских разинцев входили помещичьи крестьяне из Ветлужской, Воскресенской и Дмитриевской вотчин. Всего 660 мужиков променяли тогда соху на кистень. Новоиспеченные казаки занялись разбоем. Грабили купцов и бояр, громили помещичьи усадьбы. "В ветлужских лесах гулял со своей шайкой разбойник Ляля - это один из атаманов Степана Разина... который жил в горах у самой реки Ветлуги недалеко от Варнавина (теперь Лялины горы)", - писал краевед А.А. Сысоев. Один из притоков Ветлуги в тех местах называется Ляленкой. Ее пересекает большак, идущий от деревни Бархатихи. Говорят, там живал разбойник Бархотка со своей Шалухой. "Много детей у них было. От Шалухи пошел большой род Шалухиных", - писал другой краевед И.С. Воронов. По преданию, Ляля ограбил и сжег Нововоздвиженский монастырь на реке Большой Какше близ деревни Ченебечихи. На излете 1670 года там действительно побывал отряд разинцев. 1 октября они начали свое продвижение из Козьмодемьянска вверх по Ветлуге. Заняли село Успенское в землях князя Собакина. Затем ограбили Троицко-Борисоглебский монастырь в месте слияния Ветлуги и Усты. Оттуда они двинулись на Баки в Лапшангский стан, вскоре заняли и саму Лапшангу. 29 октября банда Ильи Долгополого ограбила и сожгла Троицко-Варнавинский монастырь. Монахи успели донести воеводам окрестных городов о безобразиях на Ветлуге. В ноябре 1670 года царь Алексей Михайлович направил войско под командованием Данилы Барятинского в Козьмодемьянск, другой отряд под началом Василия Нарбекова - на Ветлугу. Казаки-разбойники не искали встреч с регулярной армией. "На Ветлуге банда разбилась на две группы, они разошлись в разные стороны. Илья Долгополов отправился с награбленным на Унжу. Остальные во главе с Мироном Мумариным пошли на север, разграбив по дороге Нововоздвиженский монастырь на Большой Какше. Их войско сильно поредело. Мужики, почуяв недоброе, вернулись к своим избам. Сам Илья Долгополов вскоре был повешен в Тотемском уезде, а его труп выставлен на показ в Варнавинском монастыре и Лапшанге", - пишет краевед М.А. Балдин.

Отех смутных временах теперь напоминают только ржавые пушечные ядра, тесак и кистень из Варнавинского музея, да поэма Николая Рубцова "Разбойник Ляля". Не этим ли тесаком рубил Бархотка бояр "до седла, до просаку"? Не с этим ли кистенем выходил Ляля на большую дорогу? Наверное, все в мире имеет свои тайные связи. Поэт Рубцов всего один раз побывал в Варнавине в июне 1969 года. Александр Сизов так описывает это событие: "Иду по улице Продотрядников, и вдруг из боковой двери почты, как птенец из гнезда, вываливается вроде бы чем-то напуганный Николай Рубцов. Взъерошен и небрит, одет не по погоде..."

В здании почты, куда когда-то зашел ненароком Николай Рубцов, теперь музей, где кроме всего прочего, хранится книга его стихов.

Музей дает возможность познакомиться с этнографией Варнавинского района. Здесь представлен традиционный русский народный костюм нашего края. Коллекция сарафанов включает в себя распашные косоклинные ("клиники") и прямые сарафаны. Среди представленных женских рубах можно выделить два основных типа: женская праздничная рубаха - "грибанка", или "золокотница", выполненная из тонкой, хорошо отбеленной ткани и украшенная вышивкой, и рубаха, изготовленная из грубого домотканого льняного полотна, - "станушка". Особое внимание уделено головным уборам русских женщин. Здесь представлены девичьи и женские головные уборы-ленты золотного и серебряного шитья ("вязка", "связка"), а также коллекция платков XIX-XX веков, среди которых выделяются городецкие платки-троечки (косынки-"головки") с элементами золотного шитья. Поневный женский костюм как один из самых распространенных в нашем крае также представлен в экспозиции. Коллекция поясов, плетенных из шерстяных или тонких льняных нитей, цветных или однотонных, украшенных символичным рисунком или вплетенной надписью, представляет большой интерес для посетителя. Даже незамысловатые лапти (в Варнавинском крае плели два вида лаптей: русские и татарские) также являются уникальной особенностью нашей местности. До сих пор не установлено, почему пошла мода на татарские лапти - возможно потому, что большую часть населения края составляли марийцы и мордва. Но более распространенными были русские лапти, отличавшиеся тупым носом. Наши лапти очень сильно разнашивались, поэтому в народе их прозвали "ошметками".

В разделе экспозиции "Промыслы Варнавинского уезда XIX-XX вв." представлены предметы кустарных промыслов, которые прежде всего были связаны с лесными богатствами Варнавинского уезда, занимавшего одно из первых мест в Костромской губернии по лесным угодьям. Писатель А.А. Потехин в 90-е годы XIX века подробно описал роль лесов и реки Ветлуги в жизни местных жителей, формировании психологии ветлужских лесоторговцев: "Весь этот край богат лесами, и жители его почти исключительно занимаются лесной промышленностью. Рубка леса, постройка сплавных судов, сплав плотов, сидка смолы и дегтя, тканье рогож и плетение циновок - вот что кормит всю Ветлугу. Лес - единственный кормилец и поилец здешнего населения: в нем народ живет, с ним выплывает на свет Божий, посредством его наживает копейку, богатеет и выходит в купцы, через него сходится с чужими людьми, учится барышничать... Река Ветлуга - есть главная артерия, пульс всего Ветлужского края: она собирает результаты крестьянского труда, обогащает или разоряет, возбуждает деятельность или корыстолюбие... каждую зиму здесь строится множество белян... которые весной нагружаются... дровами, тесом, лесным товаром... и сплавляются по Волге в Саратов..." Это объясняет то, что большинство населения края занималось выработкой бревен для сплава, сидкою дегтя, выделкой мочала и других лесных изделий, которые отправлялись на приволжские пристани. Развиты были многие кустарные промыслы. Столяры-кустари изготавливали посуду, бочки, санки, сельскохозяйственный инвентарь.

Лес давал богатый материал для плетения лаптей и корзин, изготовления лукошек, коробов, пестерей - в экспозиции показаны изделия из лозы, лыка, луба, бересты.

Существовал в уезде и мелкий гончарный промысел - в экспозиции также показаны глиняные горшки, корчаги и другие гончарные изделия.

Кчислу известных местных промыслов Варнавинского уезда относился сапожно-башмачный. Посетители могут увидеть колодки для изготовления обуви разных размеров и форм, принадлежавшие варнавинскому сапожнику.

В музее стала постоянно действующей выставка-продажа изделий Лапшангского дома ремесел Варнавинского района, на которой представлены гончарный, бондарный, кузнечный и другие промыслы.

Кроме исторической экспозиции, в музее находится художественный раздел, в котором представлен один из наиболее ценных и редких в России видов декоративного искусства - косторезный промысел. Косторезный промысел пришел в Варнавино из с. Холмогоры Архангельской области. Привез его сюда один из талантливых выпускников Холмогорского училища П.П. Черникович (ныне народный художник РФ) в 1970 году. Сегодня ООО "ВАРКО" продолжает сложившиеся за эти годы традиции изготовления косторезных изделий с оригинальной стилевой направленностью. В коллекцию косторезных изделий музея входят женские украшения, шкатулки, декоративные стаканы, письменные приборы, игольницы. Изделия выполнены на высоком профессиональном уровне в технике старинной рельефной и разработанной современной ажурной, плоскорельефной и объемной (мелкой скульптуры) резьбы. Каждое изделие режется мастером от начала и до конца без применения штампов и шаблонов, что вырабатывает авторскую индивидуальность и способствует творческому подходу при изготовлении каждого изделия. Основным материалом для изделий служит кость мелкого и крупного рогатого скота, в настоящее время освоены также такие материалы, как мамонтовая кость, кость моржа и лосиный рог. Среди художников-косторезов ООО"ВАРКО" многие являются лауреатами российских выставок и конкурсов, членами союза художников России, заслуженными художниками России, награжденными государственными наградами. Им принадлежат работы, хранящиеся в музее, например ларец "Болдино" Ю.Ф. Мишукова, склонного к малым скульптурным формам. Семья Мишуковых подарила России трех уникальных резчиков по кости: старший - Юрий Федорович и сыновья - Андрей и Михаил. В настоящее время Мишуковы специализируются на художественном оформлении (монтировании) клинков. Изделия Мишуковых признаны национальным достоянием России и запрещены для продажи за границу. Президент России Владимир Путин преподнес в подарок королеве Испании одну из работ Мишуковых - "конвертный нож". Другая работа, представленная в экспозиции музея, ларец "Волшебный" Н.А. Медведева, выполнена в технике накладной резьбы московского образца XVIII века. Ларец "Куликовская битва" интересен как коллективная работа Н.П Михайловой, Ю.Ф. Мишукова и В.П. Тевризова. Продукция ООО"ВАРКО" пользуется большой популярностью не только у нас в стране, но и за рубежом.

В музее проводятся выставки художников, мастеров народного прикладного творчества, фотовыставки.

Варнавинский историко-художественный музей радушно принимает детей и взрослых, россиян и иностранных гостей, он интересен для широкой публики, туристов, учащихся. Музей проводит экскурсии: обзорные по музею и Варнавину для детей и взрослых, учебные для школьников и студентов, игровые занятия для дошкольников.

Примечания


1 Церкви Костромской епархии. По данным архива Императорской Археологической комиссии. СПб., 1909. С. 72.
2 Сведения о приходских церквях Костромской епархии: Справочная книга / Издание Редакции Костромских епархиальных ведомостей. Кострома, 1911. С. 379-380.
3 Там же.

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8