Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N15":
Тема номера "Музеи нижегородской глубинки"

К сведению!
Нижегородский музейный центр провел в мае 2008 года в г. Урене семинар-тренинг "Музейное образование: новые реалии, современные технологии".

Главный редактор журнала "Музей" Е.Б. Медведева и известный специалист в области музейной педагогики М.Ю. Юхневич познакомили участников семинара-тренинга с самыми современными технологиями музейных коммуникаций, с опытом организации музейных диалогов с публикой ведущих зарубежных и отечественных музеев. Предусмотренные программой семинара тренинги показали активную готовность нижегородских музейщиков к внедрению в свою практику этих технологий, а многие уже давно успешно ими пользуются.

Для столичных специалистов и многих нижегородцев стало открытием существование и активная плодотворная деятельность провинциальных музеев, с которыми они познакомились в ходе семинара. Уренский народный исторический музей, Тоншаевский краеведческий музей, Краснобаковский исторический музей, Ветлужский краеведческий музей принимали в своих залах коллег.

И в каждом музее были свои "изюминки" и свои находки, у каждого музея участники семинара увидели "свое лицо", несмотря на то, что в каждом из них есть общие для северных районов Нижегородской области старые орудия труда, предметы домашнего обихода. Важно, что в этих музеях работают замечательные творческие личности, "без страха и упрека" служащие своему музею и своей любимой публике, которую постоянно надо удивлять, просвещать, взаимодействовать с ней так, чтобы люди еще и еще приходили в музей и получали от него удовольствие, духовную поддержку, открывали для себя новые горизонты

Л.Н. Новоженова
Шахунский народный фольклорно-этнографический музей

Шахунский народный фольклорно-этнографический музей открыт 28 ноября 2001 года. В музее собраны образцы устного народного творчества и бытового летописания, наглядно, на примере экспонатов, показан доживший до наших дней уникальный промысел - ручное многоремизное художественное ткачество, традиции которого освоило местное предприятие ОАО "Тканые узоры". В музее представлены образцы домашних ремесел: кружевоплетение, вышивка, плетение корзин, пестерей и лукошек; кузнечные изделия (ухваты, сковородники, серпы, железные шины для телег и саней), сапожные, портняжные и столярные изделия (кадушки, бочки, мебель)

. Одну из важнейших целей коллектив музея видит в содействии возрождению и развитию социально-культурной жизни села, домашних ремесел, художественных промыслов, индивидуальной творческой деятельности. В состав основных направлений деятельности музея входят проведение фольклорно-этнографических экспедиций, создание и пополнение музейной экспозиции, сбор образцов устно-поэтического народного творчества, ремесел и изделий кустарных промыслов, экскурсии по разделам музея, лекторий этнографических знаний, кружковая работа.

В музее развернута постоянно действующая экспозиция "Крестьянская усадьба конца XIX - начала XX века", в рамках которой проводятся тематические выставки, такие, как "Предметы крестьянского быта XIX-XX веков", "Литература в крестьянском доме 1900-х-1920-х гг.", "Бытовые крестьянские летописи", "Изделия местных мастеров и умельцев". Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть особенности деревенской культуры края.

На выставке представлены образцы домотканых изделий крестьянского быта конца XIX - начала XX века: сарафаны и рубахи (мужские и женские, праздничные и рабочие), брюки и юбки, полотенца, салфетки и скатерти, половики и дорожки, пояса и головные уборы. Все это гармонично сочетается с предметами быта, хозяйства, народных промыслов и ремесел.

Экспозиция музея содержит материалы этнографии народов Заветлужья. Она передает обстановку и оборудование крестьянского дома и крестьянской усадьбы конца XIX - начала XX века. На макете-схеме помещено наглядное изображение конкретной крестьянской усадьбы, состоявшей из дома, старой избы, летнего дома, конюшни, хлевов, амбаров, овина, сушила, каретного двора, пасеки, огорода и посевных полос.

На подиумах и в витринах выставлены предметы быта и хозяйства по разделам: "Уголок хозяина", включающий кузнечные кованые изделия, "Уголок хозяйки" ("Бабий кут"), состоящий из предметов обработки льна и изготовления домотканых изделий, "Литература в крестьянском доме", "Домашние промыслы и ремесла". Большинство предметов хозяйственно-бытового назначения изготавливались непосредственно в деревне местными жителями, мастерами и умельцами. В основном это изделия из дерева, коры, лыка, бересты, корневищ, бытовые вещи кузнечного производства. В районе не было развито гончарное дело - глиняные горшки и корчаги покупали на ярмарках в селах Хмелевицы и Урень, в городе Ветлуге. В конце XIX - начале XX века. в деревню активно проникают предметы заводского изготовления, такие, как утюги угольные, гири, безмены, замки, щипцы, столярные инструменты, наковальня. Выставленные на подиуме вещи собраны сотрудниками музея в деревнях Шахунского района во время краеведческих экспедиций, а также переданы жителями района в дар музею.

Традиционно население Заветлужья занималось деревообработкой, ткачеством и сельским хозяйством. Экспозиция отражает деятельность в этих сферах. Особую гордость музея представляют льняные домотканые изделия.

На примере ряда экспонатов наглядно демонстрируется полный цикл обработки льна (от посева до выделки волокна и пряжи), весь процесс изготовления тканой одежды (от заправки стана до готового изделия). Представленные на стенде копии работ местного фотографа 20-50-х годов XX столетия Ивана Спиридоновича Сенатова иллюстрируют большую часть цикла выращивания и обработки льна - самой последней посевной культуры весенней страды. Временные рамки зафиксированного на снимках периода: 1939-1950-е годы. Можно заметить, как от ручного процесса и полукустарных станков для обмолота снопов льна постепенно переходили к механизированной уборке льна и обработке тресты. Однако погода не всегда позволяла использовать льнокомбайны, чаще всего приходилось теребить лен руками.

На фотографиях представлен длительный процесс льноводства: посев, прополка и обработка посевов от вредителей, теребление, сушка, обмолот, расстилка на лугу, подъем "в бабки". Просушенный после вылеживания лен подвергался дальнейшей обработке: лен мяли, ломая стебель; вычесывали костру; трепали трепалом; пряли.

Переработка льна, по сути, безотходное производство: льносемя дает масло, спрессованные при отжиме масла коробочки дают жмых - корм для скота, вычесанная льнотреста - отличный теплоизолятор (идет также на изготовление пластмасс, взрывчатых веществ). Из чисто вычесанного волокна ткали полотно, из которого шили рубахи, из выческов от волокна (пачесей) - полотно для сарафанов. Третий сорт волокна называют в деревне "гребь". Из греби ткут онучи, мешки, половики. Четвертый сорт льноволокна - пакля применяется в строительном деле для уплотнения и утепления пазов. В домашнем хозяйстве работы по посеву, уборке, обработке и переработке льна проводились вручную. Поскольку полоска льна на огороде была невелика, семена для посева перебирали ребятишки.

В музее собрана богатая коллекция образцов традиционного деревенского ткачества. В районе сохранился доживший до наших дней народный промысел - ручное художественное ткачество. Буквально в каждом деревенском доме были в наличии оснащенные ткацкие станы со всеми необходимыми принадлежностями и приспособлениями по требуемой технологии многоремизного художественного ткачества. Специалисты НИИ художественных промыслов, проводившие в 1972 году экспедицию в районе, были восхищены мастерством местных ткачих, которые ухитрялись на деревенском стане ткать рельефные многоцветные, со сложными узорами, скатерти на 12-16 ремизках, тогда как государственные станы были рассчитаны только на 8 ремизок (из них на деле использовались 4). Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, скатерти, столешники, полотенца.

Шахунское ткачество отличается большой узорностью геометрического орнамента и тонкостью колорита, благородного и гармоничного в оттенках. Ткачество издревле являлось широко распространенным видом женского народного творчества. Женщины обязаны были обеспечивать семью всем необходимым для быта. Они сами выращивали лен и коноплю, обрабатывали их и ткали холсты или ткани из шерсти домашнего прядения. В основном изготовляли льняной холст, пестрядь, полотенца, столешники и "шостух" (род половиков). Для столешников и полотенец нередко вырабатывали особый узорный холст из красных и белых нитей, который получался в процессе тканья при помощи дощечек "бральниц". Искусство сложного узорного ткачества дольше всех хранилось в Заволжье и у мастериц приветлужских деревень. В Шахунском районе до сих пор во многих домах сохранились ткацкие станы. Ив наши дни по праздникам в деревнях столы застилают домоткаными столешниками, а стены украшают белоснежными полотенцами с яркой красной каймой.

Особое значение имели тканые пояса и полотенца в свадебном обряде. Ими украшали избу, одаривали гостей и родственников жениха. Невеста дарила жениху одежду и пояс. Часто на поясе ткали слова песни или молитвы. По тому, насколько красиво и искусно были вытканы эти вещи, люди судили о невесте. Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, столешники, полотенца. Древнее искусство ручного ткачества донесли талантливые мастерицы до наших дней.

Посетители нашего музея не только знакомятся с полным циклом обработки льна, но и сами пробуют работать на оборудованном в музее ткацком стане.

Убедительной иллюстрацией целостного единства хозяйственной, материальной и духовной культуры. деревни служат мотивы резьбы, покрывающей поверхности прялок, ткацких станов и наличников. Набилки ткацких станов обычно украшены выполненными в технике глухой геометрической резьбы символами солнца с ореолом в виде зерен хлебных злаков, симметрично расположенных рыб, коней. В традициях древнерусской резьбы выполнены наличники дома Лебедева, привезенные из деревни Кулики Шахунского района. В основу резьбы был положен богатый растительный орнамент в сочетании с изображением сказочных львов и других мифологических фигур, выполняющих функцию оберегов. Деревянные наличники представляют собой характерный пример традиционных для нашего края приемов резьбы по дереву: сочетание глухой и пропильной резьбы, геометрических и растительных элементов, крупных форм и мелких деталей, создающих впечатление пышного богатства и изобилия природы.

Экспозиция гармонично сочетает этнографический и фольклорный материал. Особенностью работы музея является и то, что наряду с документами истории мы собираем воспоминания, записки и отзывы очевидцев и участников событий, бытовые вещи и памятники устного народного творчества, в которых так или иначе нашли отражение события реальной истории. Более 30 лет сбором фольклорного материала занимался заслуженный работник культуры, первый директор Шахунского фольклорно-этнографического музея Олег Сергеевич Козырев, издавший по результатам своих поисков и находок ряд этнографических сборников, содержащих не только тексты песен, баллад, плачей, сказок и легенд, но и их анализ. В фонотеке музея хранятся записи более 200 образцов устного народного творчества: бытовые и исторические баллады, хороводные, сговореночные и свадебные песни, поминальные плачи, легенды и сказки, бывальщины, гадания, поверья и заговоры.

Фольклор в своеобразной песенно-поэтической форме отразил события истории и культуры деревни. Если в документах истории фиксируются события, то воспоминания очевидцев отмечают реакцию участников на происходящее. Порой памятники устного творчества живут дольше документов и почти всегда в конце концов подтверждаются документально. Например, песня "Вниз по матушке по Волге" жила в нашем крае со времен Степана Разина. В тексте упоминается исторически достоверное имя Олена ("Поворачивай, ребята, ко Оленину подворью"), во время восстания водившая казачьи полки и казненная в Темникове. Песню, очевидно, принесли с собой казаки атамана Ильи Долгополова, посланного Степаном Разиным в Поветлужье зимой 1670 года. Документально это подтвердил местный краевед Михаил Балдин, опубликовавший материалы архивных находок в 1978 году в сборнике "Записки краеведов" ("Крестьянская война под руководством Разина в Поветлужье").

Историческая песня "Вдоль по линии Кавка-за" - память о Русско-турецкой войне, участниками которой были и наши земляки. Солдат Печенкин, будучи призванным в армию, полгода пешком шел в Бессарабию, прослужил 24 года, воевал и полгода шел пешком домой.

В 2007 году фольклорные записи были отцифрованы с аудиокассет на электронные носители. Материалы бережно хранятся в фондах музея, изучаются специалистами и используются учителями и студентами в исследовательских и творческих работах.

На основе собранного материала музей выпускает печатные издания по истории и культуре нашего края. Вышли сборники "Фольклор Заветлужья", "Родная сторона", "Родные напевы", "Сельские истории", "Веселые угоры". Регулярно выходит "Вестник Шахунского музея", публикующий открытия и находки сотрудников музея. В каталоге, изданном музеем, можно познакомиться с письменными источниками, хранящимися в его фондах. В "Вестниках" публикуются результаты научно-исследовательской работы сотрудников: "Проведение городских, деревенских и сельских праздников в Шахунском районе в период 1940-1960-х годов", "Культура и природа", "Старопечатная книга в фондах Шахунского фольклорно-этнографического музея", "Село Хмелевицы. 360 лет", "Учистых рек, среди лесов зеленых". Материалы этих изданий используют школьники и студенты, учителя школ, историки и краеведы. По материалам экспедиций выпущено 5 фольклорно-этнографических сборников.

В режиме научно-исследовательской деятельности лето ежегодно и полностью отводится у нас поисковой работе. Администрация отдела культуры постоянно выделяет нам транспорт для проведения фольклорно-этнографических экспедиций. Осенью и зимой наряду с массово-экскурсионной работой проводится обработка и изучение собранного материала.

С2004 года практикуются совместные экспедиции со специалистами этнографического отдела музея ННГУим. Н.И. Лобачевского. Его сотрудники помогают нам в изучении этнографического материала, оказывают методическую и практическую помощь.

Ежегодно с 2004 года сотрудниками музея ведется работа по изучению памятника археологии IX-XI веков - Веселовского могильника. В 2004 году была организована экспедиция совместно со специалистами Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области А.В. Гонозовым и к.и.н., зав. этнографическим отделом Д.С. Таловиным. В 2007 году сотрудники НИИМарий Эл вместе с музейными работниками совершили археологическую экспедицию на Веселовский могильник. В результате были найдены фрагменты бронзового котелка X века. Могильник признали перспективным и в 2008 году запланировали археологические раскопки.

Всего за четыре года сотрудниками музея было совершено 26 экспедиционных, краеведческих поездок. Среди них поездки в Нижний Новгород, в музеи области и района, археологические, фольклорные, этнографические экспедиции.

Собранный материал обрабатывается и систематизируется по архивам. Это фотоархив, документальный архив, аудиоархив, электронный архив, архив публикаций СМИ, видеоархив. Большим событием для нас была публикация в 2007 году выступления о нашем музее на конференции в ГИМв Москве к.и.н. Д.С. Таловина по теме "Опыт реконструкции в экспозиционной деятельности музеев Нижегородской области" в сборнике по материалам конференции "Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев", где описывается опыт исторической реконструкции в нашем музее. Все экспонаты - действующие и доступны для посетителей. Любой желающий может не только осмотреть экспонаты, но и попробовать их в действии.

Шахунский музей создавался как фольклорно-этнографический. Но со временем мы поняли, что собирать надо все предметы старины, связанные с интересными и значимыми событиями Шахунского района. Фольклор и этнография стали одним из разделов музея. Разрабатываются новые разделы, пополняются новыми экспонатами. Таким образом, нам удалось создать полноценные экспозиции "Шахунцы на фронтах Великой Отечественной войны. Труженики тыла", "Боевой путь 85-й гвардейской", "Шахунья железнодорожная" (об истории становления и развитии железнодорожного узла на станции Шахунья), "Шахуньи тканые узоры: традиции и современность", "Учистых рек, среди лесов зеленых", "История кооперативного движения в Шахунском районе", "События и люди: наши земляки", Осуществление такого конкретного замысла делает работу нашего музея целенаправленной и осознанной, создает в музее обстановку творческого поиска, помогает видеть перспективу развития. Мы знаем, для чего мы работаем. Это помогает нам преодолевать естественные для нашего времени трудности.

Примечательно то, что за последние годы люди все чаще обращаются к поиску своих корней, родовых поселений, составлению родословных. У населения возрастает интерес к истории края. Есть постоянные посетители музея, которые самостоятельно изучают природные и исторические памятники района. В результате сотрудничества О.С. Козыревым был составлен сборник "История одного рода", выпущенный типографией Санкт-Петербурга тиражом 250 экземпляров на средства спонсора С.А. Рыбакова.

Мы стараемся сохранить и приумножить накопленный материал, который был собран в течение десятилетий нашими предшественниками. Основная экспозиция музея посвящена разделу "Фольклор и этнография Заветлужья".

Научно-исследовательская деятельность музея и комплектование музейных фондов - одно из основных направлений нашей деятельности. В течение всего времени существования музея ведется формирование и пополнение музейных коллекций. На сегодняшний день в фонде насчитывается 5548 ед. хранения. Но сотрудники музея продолжают собирать экспонаты для экспозиции.

Ежегодно в весенне-летний период сотрудниками музея совершаются этнографические поездки по району с целью сбора экспонатов. В результате таких поездок были найдены очень ценные и редкие экспонаты (борона, бытовая утварь, каток (детский деревянный снегоход), домотканые изделия).

Систематически в музее ведется массовая научно-просветительская работа.

Сотрудниками музея разработаны тематические лектории для коллективных и индивидуальных экскурсий:

1. "Музей фольклора и этнографии".
2. "Домашние ремесла Шахунского района".
3. "Легенды и сказки Заветлужья".
4. "Домотканые изделия в крестьянском доме".
5."Сказки, обряды, обычаи нашего края".
6. "По страницам русских сказок".
7. "Как рубашка в поле выросла".
8. "XX век в войнах и конфликтах".
9. "Исторические песни и баллады".
10. "Крестьянская усадьба конца XIX - начала XX века".
11. "Животный и растительный мир Шахунского района".
12. "Начало геологической истории земли".
13. "Крещенские сказания".
14. "Масленичные забавы".
15. "Шахуньи тканые узоры".
16. "Из истории кооперативного движения в Шахунском районе".

Лектории составлены в соответствии с возрастными особенностями и интересами посетителей, способствуют расширению кругозора и исторических знаний. В основном их посещают учащиеся школ города и района, учащиеся центра образования молодежи, Шахунского техникума, дошкольники, а также ветераны Великой Отечественной войны и воины-интернационалисты. Были организованы экскурсии для работников ГИБДД, УППВОС, волонтеров областного молодежного лагеря "Доброй воли" из Нижнего Новгорода. Среди почетных посетителей музея были и vip-персоны: П.П. Бородин, А.Е Хинштейн.
Шахунский музей стал организующим центром краеведческой работы в районе. В контакте с нами работают сейчас Музей природы и истории в поселке Вахтан, школьные музеи в поселке Сява и в селе Хмелевицы, краеведческий музей в Доме культуры поселка Большая Свеча, Музей истории и развития железнодорожного узла и города на станции Шахунья. На базе детского сада № 3 открыт музейный уголок "Шахунская старина". Сотрудники музея совместно с педагогами ДОУпроводят мастер-классы для дошкольников.

В музее работает школьный лекторий фольклорно-этнографических знаний, рассчитанный на слушателей разных возрастных групп. Основные формы работы - коллективные экскурсии, лекции, практикум по ткачеству. Посетители не только знакомятся с полным циклом обработки льна, но и сами пробуют ткать на оборудованном ткацком стане. Кстати, ткацкий стан оснащается собственными силами с помощью специалистов ОАО"Тканые узоры". Ежегодно в музее проводится до 40-50 лекций, бесед и встреч с учащимися. Направленность бесед соответствует характеру работы музея - фольклорно-этнографические знания. Тематика лекций школьного лектория составлена с учетом возрастных особенностей учащихся и включает в себя темы легенд и сказок родного края, легендарной и документальной истории, устройство, хозяйство, свадебные и семейные обычаи, быт крестьянской усадьбы. В этом же направлении работает и кружок "Юный краевед".

Участники кружка собирают картотеку местных мастеров и умельцев, посещают мастерские, знакомятся с приемами работы мастеров традиционных местных ремесел, учатся вести записи наблюдений, писать статьи и заметки на основе собранного материала. Налажено тесное сотрудничество со школами и библиотеками города и района. Практикуются такие формы работы, как урок в музее, мастер-классы, пешеходные и автобусные экскурсии по городу, тематические лектории в школах "Музей в саквояже"

. Одна из форм работы с детьми - это сотрудничество с детским садом "Сказка", с которым заключен двухсторонний договор. Согласно плану сотрудниками музея проводятся мастер-классы для дошкольников, на которых дети знакомятся с традиционной культурой, религиозными представлениями древних славян, получают практические навыки. Работа проходит не только с детской аудиторией, но и с воспитателями. Были проведены семинары по традиционной русской одежде и семантике с педагогами ДОУи совместный педсовет по вопросам дальнейшего сотрудничества.

Постоянно музей осваивает новые формы работы:

Проводим викторины среди учащихся общеобразовательных школ по темам краеведения. Участвуем в совместных проектах и экологических акциях. В 2007 году была проведена экологическая акция "Учистых рек, среди лесов зеленых". Была представлена не только новая экспозиция в Выставочном зале РДК, но и переданы от Нижегородского экологического центра "Дронт" новые иллюстрированные издания "Красной книги Нижегородской области" городским и районным школам и библиотекам. Была проведена презентация сборника "Учистых рек, среди лесов зеленых", изданного на средства экологического фонда Шахунского района. Благодаря спонсорской помощи предпринимателей В.А. Киселева и В.И. Крутова были закуплены и изготовлены витрины для размещения чучел животных в разделе природы Шахунского района.

В 2006 году совместно с коллегами ННГУ, Нижегородского выставочного комплекса был реализован интерактивный проект "Вне времени. Шахунское ткачество". Выставка впервые обобщенно представила художественное узорное ткачество. Коллекцию Шахунского музея и продукцию ОАО"Тканые узоры" увидели тысячи нижегородцев и жителей ближнего и дальнего зарубежья, в том числе делегации городов РФ, Украины, Финляндии.

Выставка, сочетающая в себе показ прошлого, настоящего и будущего одного из уникальных художественных промыслов, прошла с огромным успехом и получила высокую оценку деятелей искусства и общественности. Специалисты музея ННГУ им. Н.И. Лобачевского и Выставочного комплекса на собственные средства выпустили иллюстрированный аннотированный Каталог выставки "Вне времени.Шахунское ткачество". Огромное им спасибо

. В 2007 году мы попробовали еще одну форму работы с детьми. Это конкурс детских творческих работ "Очем мечтают дети. Шахунья будущего". В конкурсе приняли участие учащиеся школ города. Конкурс проходил по трем номинациям: Архитектурные макеты города будущего, Декоративно-прикладное искусство, Графика-живопись. Для нас большой неожиданностью явилось то, что участники конкурса не только подготовили свои проекты, но и сделали компьютерные презентации и видеоклипы, которые демонстрировались на Шахунском телевидении и мультимедийном экране в РДК.

Еще одно новшество в работе с детьми - это выездной семинар для учащихся школ района города Шахуньи на Веселовский могильник совместно с туристической станцией. Были проведены лекторий, викторина и практические задания на местности

. Традиционно ко Дню Победы в Выставочном зале РДК была организована выставка "Годы не властны над подвигом", включающая в себя галерею героев Великой Отечественной войны Шахунского района. 9 Мая после митинга на выставке собрались ветераны войны. Они с интересом рассматривали фотографии, делились воспоминаниями о войне, о фронтовых товарищах и дружеские беседы продолжили за праздничным столом. Очень порадовало то, что ветеранов пришли поприветствовать офицеры запаса.

Следующая выставка была посвящена именно им, офицерам запаса, участникам боевых действий в Афганистане и Чечне.

Экскурсии организуются для взрослых и детей дошкольного и школьного возраста. Активно ведется экспозиционно-выставочная работа. Всего за 4 года сотрудниками музея были организованы и проведены более 40 выставок. Выставки проводятся не только в помещении музея, но и в Выставочном зале РДК. Совместный проект "Кладовая традиций" о мастерах и промыслах Шахунского района ежегодно пополняется новыми именами и экспонатами. В фойе Центральной библиотеки были организованы выставки " Чернобыль. События и факты. 20 лет спустя", "Боевой путь 85-й гвардейской дивизии", в РДК- "Времена и ценности", "Алтарь Отечества", "Край Шахунский северный". В 2007 году в Выставочном зале РДК начала свою работу фотовыставка музея ННГУ"На дальней станции сойду". Выставка вызвала большой общественный интерес. 135 фотографий на этнографическую и краеведческую темы привлекли внимание не только учащихся школ, но и взрослого населения города.

Работала передвижная выставка об истории Нижегородского края в фотографиях. Группа научных сотрудников, преподавателей и студентов ННГУ, а также члены этнографических клубов Нижнего Новгорода в течение нескольких лет исследовали заброшенные деревни, изучали промыслы, обряды, обычаи народов Нижегородской области. Фотовыставка отражает результаты этих этнографических экспедиций.

Постоянно действующая экспозиция "Крестьянская усадьба конца XIX - начала XX века" пользуется большой популярностью среди населения.

Во время школьных каникул используются дополнительные площади в ДМШ: кабинет и фойе. Для широкого круга посетителей экспонировались выставки: "Ветер перемен", посвященная символике РФ, "Когда позади война", посвященная шахунцам участникам Великой Отечественной войны.

В экспозиции нашего музея есть ретроспективная рубрика "Наши знаменитые земляки". Она постоянно обновляется и отражает жизнедеятельность известных шахунцев. Последняя экспозиция была посвящена П.П. Бородину - госсекретарю Союза России и Белоруссии, уроженцу города Шахуньи, посетившему наш музей в 2006 году.

Кроме внутренней работы в музее ведется научно-методическая работа с музеями города, района (музеи п. Вахтан, Сява, Б. Свеча, Музей истории и развития ж.-д. узла на станции Шахунья, музейный уголок "Шахунская старина" в ДОУ№ 3 "Сказка"), с юношеским туристическим клубом.

Музей оказывает содействие студентам вузов. За 4 года на базе Шахунского музея прошли музейную практику 3 студентки УРАО и ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Летом 2006 года в Шахунском районе 15 студентов филфака ННГУ прошли фольклорно-этнографическую практику.

Регулярно деятельность музея освещается средствами массовой информации: Шахунское TV, областное, Центральное TV. Корреспонденты местных и областных газет в течение ряда лет выпускают свои репортажи из стен музея или с участием музейных работников.

Помимо массовых мероприятий, сотрудники музея оказывают индивидуальные услуги, методическую помощь преподавателям, школьникам и студентам.

В дальнейшем мы планируем продолжать сотрудничество, искать новые пути взаимодействия с социальными партнерами.

Конечно же, многому нам еще предстоит научиться. Новые социально-экономические реалии предъявляют повышенные требования к уровню услуг, содержанию и форме образовательно-воспитательных программ музейных учреждений и квалификации работников музея.

Нам необходимо стремиться к достижению высокого уровня посещаемости и положительной репутации среди населения города и района, а также музеев области. Будем учиться использовать современные методы работы с коллекциями по их экспонированию и интерпретации культурного наследия края. Будем создавать выставочные проекты и программы, привлекающие не только значительное количество посетителей, но и спонсоров, и средства массовой информации, расширять систему информационных и платных музейных услуг. В перспективе мы планируем расширение постоянной экспозиции, создание музейных тематических выставок, совершенствование научно-исследовательской работы, качественное улучшение фондовой, экскурсионно-массовой работы, выход на принципиально новый уровень работы.

[Журнал N15]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8