Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N15":
Тема номера "Музеи нижегородской глубинки"

К сведению!
Нижегородский музейный центр провел в мае 2008 года в г. Урене семинар-тренинг "Музейное образование: новые реалии, современные технологии".

Главный редактор журнала "Музей" Е.Б. Медведева и известный специалист в области музейной педагогики М.Ю. Юхневич познакомили участников семинара-тренинга с самыми современными технологиями музейных коммуникаций, с опытом организации музейных диалогов с публикой ведущих зарубежных и отечественных музеев. Предусмотренные программой семинара тренинги показали активную готовность нижегородских музейщиков к внедрению в свою практику этих технологий, а многие уже давно успешно ими пользуются.

Для столичных специалистов и многих нижегородцев стало открытием существование и активная плодотворная деятельность провинциальных музеев, с которыми они познакомились в ходе семинара. Уренский народный исторический музей, Тоншаевский краеведческий музей, Краснобаковский исторический музей, Ветлужский краеведческий музей принимали в своих залах коллег.

И в каждом музее были свои "изюминки" и свои находки, у каждого музея участники семинара увидели "свое лицо", несмотря на то, что в каждом из них есть общие для северных районов Нижегородской области старые орудия труда, предметы домашнего обихода. Важно, что в этих музеях работают замечательные творческие личности, "без страха и упрека" служащие своему музею и своей любимой публике, которую постоянно надо удивлять, просвещать, взаимодействовать с ней так, чтобы люди еще и еще приходили в музей и получали от него удовольствие, духовную поддержку, открывали для себя новые горизонты

Н.В. Горская
Соляная шахта в Величке

По рассказам моих знакомых я знала, что в Польше вблизи Кракова находится всемирно известный туристический объект - соляная шахта "Величка". И вот летом 2006 года мне посчастливилось увидеть своими глазами это польское чудо.

Вместе с моими спутниками теплым июльским утром мы приехали в город Величку. Подойдя к туристическому комплексу, узнали, что шахту можно посещать только с экскурсоводом. Для зарубежных гостей проводятся экскурсии на иностранных языках. Причем в июле и августе экскурсии на английском языке идут через каждые полчаса, на немецком, французском и итальянском - по три экскурсии в день в определенные часы, на русском - две экскурсии: в 11.15 и в 16.15. Экскурсии проводятся независимо от погоды и времени года. Ежегодно здесь бывает в среднем около миллиона туристов со всех уголков мира. Путеводитель по шахте предупредил нас, что в шахте зимой и летом постоянная температура - около 14оС.

Эта шахта - одна из самых интересных и наиболее известных туристических объектов в Польше. Она является бесценным памятником материальной культуры всемирного значения. В 1978 году соляная шахта "Величка" была занесена в первый перечень объектов мирового культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Прежде чем отправиться в подземное путешествие, ознакомимся с краткой исторической справкой о соляной шахте в Величке[1].

Шахта расположена в 10 км от центра Кракова в городе Величке. Она представляет собой комплекс подземных выработок, оставшихся после добычи каменной соли, находящихся на девяти уровнях на глубине от 64 до 327 м. Под землей находится 300 км штреков и почти 3000 камер. Памятником считается система выработок, формировавшаяся в течение почти 900-летней подземной добычи соли в центральной части шахты на 1-5 уровнях.

Примерно 13,5 млн лет тому назад там, где располагается теперь Величка, было море и происходила кристаллизация соли, растворенной в морской воде. Осадок соли вперемешку с пустой породой заполнил Прикарпатскую впадину. Позднее под действием интенсивных тектонических процессов, в результате которых сформировались Карпаты, соляные слои переместились и в них образовались складки.

Добыча соли в Величке началась в средние века и продолжалась непрерывно до 1996 года. Методы добычи соли изменялись в разные периоды истории. Сначала соль получали, выпаривая соляной раствор из природных источников, выходящих на поверхность. В этих местах такой способ получения соли был известен еще за 3500 лет до н. э. Однако со временем поверхностные запасы истощались, и люди начали копать колодцы. Их приходилось постоянно углублять, пока под землей не были обнаружены первые соляные глыбы в конце XIII века.

Шахта в Величке с самого начала существования вплоть до 1772 года была частью Краковских соляных копей и принадлежала князьям, а позднее королям. В 1772-1918 годах соляные шахты находились под австрийским управлением и лишь после восстановления независимости Польши стали государственной собственностью.

На протяжении веков шахту посещали руководители многих государств, деятели науки и искусства. Первые гости побывали на шахте еще в XV веке. Однако развитие туризма началось на рубеже XVIII и XIX веков, когда была проложена туристическая трасса. Трасса располагается в районе ствола им. Даниловича. Николай Данилович был управляющим шахтой во время оборудования этого ствола в 1635-1640 годах. Сначала ствол служил только для выдачи соли на-гора, но в XIX веке по нему началось движение людей: чиновников шахты и туристов. На поверхности земли, над стволом работал конный привод - деревянная подъемная машина со строением, типичным для горняцких городов. В 1874 году конный манеж заменила паровая машина, а на месте деревянного надшахтного здания возвели каменное. После Второй мировой войны была установлена электрическая подъемная машина. Ствол Даниловича много раз перестраивался и углублялся. В настоящее время он ведет на VI горизонт шахты на глубину 243 м. Ствол состоит из двух отделений: лестничного и подъемного для лифта. Туристы спускаются по лестнице на околоствольный двор Даниловича на 1-й уровень (0,140 км от начала трассы, глубина 64 м). Здесь русскоговорящий экскурсовод дает нашей группе из восьми человек вступительную информацию и далее начинается основная часть подземной экскурсии по туристической трассе соляной шахты "Величка"

. Путь по туристической трассе проходит по красивым камерам и штрекам мимо подземных часовен и озер. Всего на трассе находится 22 камеры, соединенные штреками общей протяженностью приблизительно 2 км.

Наличие подземных часовен, образы святых покровителей и шахтерское приветствие "Бог помощь" говорят о чрезвычайной набожности людей, работавших под землей. На нашем пути было несколько часовен. Часовня Святого Антония - покровителя горняков, самая старая часовня - первая на трассе (0,280 км от начала трассы, глубина 63,8 м). Она была создана в 1690-1710 годах в стиле барокко. Внутри часовня разделена на три части, в которых находятся скульптуры многих святых, среди них Петра и Павла, Франциска и Доминика, Богородицы с Дитем и святого Антония, алтарь и амвон.

Вторая на туристической трассе (0,765 км от начала трассы, глубина 91 м) - часовня Святого Распятия. Центральное место в часовне занимают барочные фигуры распятого Христа и Богородицы Победоносной (резьба по дереву, XVII в.).

На расстоянии 0,805 км от начала трассы на глубине 100 м находится самый большой и наиболее богато украшенный подземный храм Святой Кинги. Эта часовня основана в 1896 году. Ее длина более 54 м, ширина 15-18 м, а высота 10-12 м. Интерьер часовни формировался почти 70 лет, вплоть до 1963 года. Этим занимались шахтеры-скульпторы, из них наиболее известны Юзеф и Томаш Марковские, а также Антоний Выродек. Алтарный стол, скульптура святой Кинги, барельефы "Фома неверующий". "Свадьба в Кане Галилейской", "Приговор Ирода", "Избиение младенцев", скульптура Вафлиемской пещеры и многие другие по традиции вырезаны из соли. Украшенные кристаллами соли люстры гармонично вписываются в интерьер храма.

Одной из самых красивых в шахте считается часовня Святого Иоанна (1,840 км от начала трассы, глубина 135 м) с деревянными элементами. Часовня создана в 1859 году, в том же году расписал ее А. Нюрнбергер Штайгер. Полукруглый деревянный свод часовни частично входит в соляную стену. Кровлю выработки украшает полихромная живопись - изображение Святой Троицы. Здесь с 1859 года, как в самом главном сакральном объекте шахты, проводились торжественные богослужения.

Проходя с одного уровня на другой через подземные коридоры, мы попадаем в чарующе красивые и самобытные камеры, каждая из которых имеет свое название. Камера Николая Коперника. В центральной части ее установлен монумент, вырезанный в соляной глыбе, посвященный пятисотой годовщине со дня рождения Н. Коперника (1973). Автор монумента Владислав Хапек.

В камере "Яновице" установлено шесть соляных скульптур в натуральную величину, изображающих героев одной из народных легенд об открытии каменной соли в Польше. При помощи управляемого компьютером света и звука туристы здесь переносятся во времена средневековья.

В камере "Селец" особое внимание привлекает коллекция оригинальных устройств для транспортировки соли по подземным коридорам.

Камера Казимира Великого названа в честь польского короля, повелевшего составить документ, в котором были записаны основные права горняков Велички (1368). Бюст короля вырезан из соли Владиславом Хапеком (1968). В центральной части камеры находится оригинальный конный манеж саксонского типа. Эта деревянная машина XVIII века служила для подъема соли с нижних уровней. Здесь горные работы велись в глыбе зеленой соли.

Одно из красивейших мест в шахте - камера "Пескова Скала", которая образовалась на месте выработки бронзовой соли. В интерьере камеры сохранена атмосфера настоящей живой шахты в неизменной форме. Здесь демонстрируются старинные методы ручной транспортировки соли и соляного раствора, а также подъемные устройства для бочек с солью. Туристы могут сами приводить в действие и обслуживать восстановленные старинные машины.

Привлекателен и околоствольный двор Кунегунды. По нему на 1-й уровень поднималась добыча из камер, расположенных на 2-м верхнем уровне. В этом месте установлены соляные фигурки гномов, олицетворяющих шахтеров тех времен. Под музыку в сопровождении света, управляемого компьютером, и голосов гномов попадаем в страну сказок. Рудный двор Кунегунды - это одно из многих мест шахты, где заметно явление вторичной кристаллизации соли из ее водных растворов, просачивающихся сквозь породу. В зависимости от условий соль кристаллизуется в виде сталактитов, древоподобных сталагмитов, "соляных волос", либо разнообразных натеков или наростов. Благодаря разнообразию их цвета и формы интерьер шахты удивительно красив.

Камера Эразма Баронча незабываема благодаря наличию в ней озера глубиной около 9 м. Оно заполнено насыщенным водным раствором соли (320 г в одном литре). В XIX веке в этой камере велась эксплуатация глыбы зеленой соли. Сегодня в "Величке" для производства кухонной поваренной соли используется лишь просачивающиеся подземные воды, соль из которых выпаривается. Кроме того, шахта выпускает специальные соли для ванн и препараты для фармацевтической промышленности.

В камере "Дроздовице", украшенной соляной скульптурой двух шахтеров-плотников (автор Антоний Выродек, 1967), проводятся выставки, концерты и банкеты.

Перед входом в камеру "Веймар" посетителей приветствует памятник Иоганну Вольфгангу Гете бота шахтера-скульптора Юзефа Петра Ковальчика, 2001). Согласно историческим свидетельствам, в 1790 году Гете посетил шахту, сопровождая герцога Веймара. Эта камера создана в начале XX века. Соль здесь добывалась при помощи взрывных работ с использованием пороха и зачистки стен. В 1960-е годы нижнюю часть камеры заполнило озеро соляного раствора. Были построены обзорная площадка, галереи и лестница. Над озером в глубоком мраке виднеется фигура Казначея - доброго духа шахты.

Соляная шахта "Величка" - это еще и санаторий. Климат подземного пространства очень полезен при лечении заболеваний верхних дыхательных путей, астмы и аллергии. На глубине 135 м, в камере "Озеро Теодора Весселя", открыт лечебно-реабилитационный центр.

В камере Юзефа Пилсудского кроме памятника маршалу Юзефу Пилсудскому, высеченному из соли шахтером-скульптором Станиславом Анелом в 1997 году, привлекает внимание фигура покровителя утопающих святого Яна Непомуцкого (XVIII век).

После того как под землей по туристической трассе пройдено почти 2 км, на глубине 123,1 м можно отдохнуть и перекусить в ресторане, работающем в камере, названной именем профессора Горно-металлургической академии в Кракове, специалиста в области вентиляции и защиты шахт, Витольда Будрыка.

Поражает своими размерами камера "Варшава". В результате добычи примерно 20 000 т соли на глубине 122,5 м образовалась камера длиной 54 м, шириной 17 м и высотой 9 м. Сегодня здесь проводятся свадьбы, балы, концерты, спортивные состязания и ярмарки. Модерновые формы соляных рельефов на боковых стенах выработки, люстры, паркет из красного дерева и зеленый мрамор создают идеальную обстановку для проведения тут торжеств и мероприятий.

Последняя на туристической трассе - камера Изабеллы. Уникальность этой камеры в том, что на трассе она единственная находится в пласте очень чистой "стекольной" соли. Пласты такой соли обычно очень тонкие, их трудно находить и эксплуатировать. В камере проводятся выставки и временные экспозиции.

На третьем уровне на глубине 136 м заканчивается туристическая трасса. Позади запоминающиеся своей неповторимостью многочисленные камеры, интересные и оригинальные объекты и памятники культуры. Сохранившиеся выработки дают наглядное представление об эволюции методов добычи соли, средств ее транспортировки, условий труда шахтеров и средств защиты в период с XVII по XX век.

Однако на этом наше подземное путешествие не закончилось. Входной билет на туристическую трассу дает право на бесплатное посещение подземного музея Краковских соляных копей. Этим правом мы и воспользовались. Вместе с нашим экскурсоводом побывали в подземном музее, который находится на 3-м уровне шахты. Музейная экспозиция была подготовлена в 1952-1966 годах по идее создателя музея соляных копей Альфонса Длугоша. Выставочные экспонаты размещены в 14 камерах, которые образовались в результате выработки соляных глыб в XIX и XX веках.

Экспозиция музея начинается с истории старых краковских копей с того времени, когда они принадлежали королям. В ней представлены гравюры, фотокопии старинных печатных изданий и картины, иллюстрирующие работу в шахте, старинные машины и оборудование. В музее выставлены фрагменты научных трактатов и художественных произведений, написанных в период с конца XV по XIX век, в том числе известная "Энциклопедия" Дидро и Д'Аламбера. Выставочные материалы подтверждают, что шахта в Величке уже в давние времена привлекала к себе внимание и была широко известна. Кроме печатных документов экспонируются старинные карты, помогающие проследить пространственное развитие подземных лабиринтов, старинная одежда и горные мундиры, парадные головные уборы, оружие и знаки отличия горного начальства. Привлекает внимание художественный экспонат коллекции, полный символики, связанной с шахтой в Величке, - рог "Братства забойщиков", изготовленный в 1534 году. Рог состоит из основания, украшенного мотивами флоры и фауны, фигуры коленопреклоненного мужчины, который в одной руке держит булаву, а другой поддерживает рог тура, окованный серебряными обручами

. В музее богатая коллекция машин и оборудования, служивших для горизонтальной и вертикальной транспортировки соли. Здесь выставлены подъемные машины разных типов, ручная лебедка, вал кривошипа и подъемное колесо, а также ковшовое колесо и рычажные насосы, которые служили для транспортировки соляного раствора.

В экспозиции показаны и археологические находки. Среди них интересны глиняные сосуды различных размеров конусного и раструбного типа (VII-IV века до н. э.) и большие, высотой до 1 м, глиняные сосуды (I в до н. э., I в н. э.). Сначала соляной раствор выпаривали и сушили именно в таких сосудах. Этот процесс добычи соли в старину показывают макеты солеварни (X-XI веков), выварочной печи (XI-XII веков) и соляного колодца. Представлены и инструменты, используемые шахтерами при добыче каменной соли: кайлы, молоты, железные клинья и деревянные лопаты.

Вызывает интерес коллекция осветительных принадлежностей. На смену самым старым, масляным рудничным лампочкам из глины, в которых горел животный жир, пришли железные и латунные. В конце XIX века их заменили карбидные лампы, а электрическое освещение было проведено в шахте в начале XX века. СXIX века в шахте начинается механизация горных работ. Вводится применение подрывного пороха и динамита. Появляются врубовые машины, ручные пневматические и электрические перфораторы, представленные на выставке.

Часть музейной выставки посвящена развитию туризма в шахте. Памятные книги отзывов полны автографов монархов, руководителей государств, ученых, деятелей искусства. Представлены фотографии знаменитых гостей.

С историей шахты неразрывно связана история города Велички. Представлен макет, воссоздающий жилую застройку города, шахтные объекты и рельеф местности в соответствии с планом первой половины XVII века.

В одной из камер находится коллекция кристаллов соли и минералов. Кажется, что попадаешь в необыкновенный мир красоты, когда видишь перед собой их многочисленные образцы. Здесь же показаны геологические разрезы, представляющие внутреннее строение залежей соли.

В музее демонстрируется и самый молодой экспонат - электрический локомотив. Он был построен в 1950-е годы и на протяжении 20 лет служил для перевозки горняков.

В боковой стене одной из камер вмонтирован макет, показывающий работу шахтеров 200 лет назад.

В двух последних камерах музея собраны разнообразные экспонаты транспортных средств, использовавшихся в разные исторические периоды. Многие из них действующие. Наиболее привлекательно выглядит демонстрация старинного способа спуска в шахту шахтеров, так называемая "езда по канату".

Переход из одной камеры в другую в шахте проходит через подземные коридоры, стены которых укреплены деревом. Многие деревянные укрепления сохранились с древних времен благодаря консервирующему свойству соли. Переход с одного уровня на другой осуществляется по деревянным и каменным лестницам.

По окончании экскурсии туристы собираются в районе околоствольного двора ствола Даниловича (2,155 км от начала трассы, глубина 135,6 м) и поднимаются на лифте на поверхность. Так заканчивается это увлекательное подземное путешествие.

Примечания


1 Воляньска Агнешка. Величка - историческая соляная шахта. Краков: Карпаты, 2006. С. 40. музеи. собиратели. коллекции Рог "Братства забойщиков". 1534 год Фрагмент экспозиции старинных орудий ручной транспортировки соли и соляного раствора

[Журнал N15]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8