Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N15":
Тема номера "Музеи нижегородской глубинки"

К сведению!
Нижегородский музейный центр провел в мае 2008 года в г. Урене семинар-тренинг "Музейное образование: новые реалии, современные технологии".

Главный редактор журнала "Музей" Е.Б. Медведева и известный специалист в области музейной педагогики М.Ю. Юхневич познакомили участников семинара-тренинга с самыми современными технологиями музейных коммуникаций, с опытом организации музейных диалогов с публикой ведущих зарубежных и отечественных музеев. Предусмотренные программой семинара тренинги показали активную готовность нижегородских музейщиков к внедрению в свою практику этих технологий, а многие уже давно успешно ими пользуются.

Для столичных специалистов и многих нижегородцев стало открытием существование и активная плодотворная деятельность провинциальных музеев, с которыми они познакомились в ходе семинара. Уренский народный исторический музей, Тоншаевский краеведческий музей, Краснобаковский исторический музей, Ветлужский краеведческий музей принимали в своих залах коллег.

И в каждом музее были свои "изюминки" и свои находки, у каждого музея участники семинара увидели "свое лицо", несмотря на то, что в каждом из них есть общие для северных районов Нижегородской области старые орудия труда, предметы домашнего обихода. Важно, что в этих музеях работают замечательные творческие личности, "без страха и упрека" служащие своему музею и своей любимой публике, которую постоянно надо удивлять, просвещать, взаимодействовать с ней так, чтобы люди еще и еще приходили в музей и получали от него удовольствие, духовную поддержку, открывали для себя новые горизонты

Ричард Картрайт Остин
Строя Утопию

Журнал "Нижегородский музей" продолжает публико- вать главы из книги Р.К. Остина "Строя Утопию". Начало в № 7-14. Текст в переводе Г. Молевой предоставлен музе- ем истории ОАО "ГАЗ".

Глава 11. "Работы велись прямо на льду метровой толщины"

Холодная зима 1930/31 года сильно усложняла строительство. Кроме этого, произошла серьезная административная реорганизация с российской стороны и возникла необходимость перепроектировать многие строительные объекты, и это потребовало дополнительных усилий для продолжения работ.

В соответствии с условиями контракта между компаниями "Автострой" и "Остин" ряд зданий должен был проектироваться с использованием американских расчетов и спецификаций, при этом предполагалось, что все материалы для конструкций будут закуплены в Америке и доставлены на строительный объект по Волге. Однако мировой экономический кризис конца 30-х годов и последовавшая за ним Великая депрессия все углублялись, и нехватка валюты у советской стороны привела к тому, что Автострой начал закупать строительные материалы и оборудование по низким ценам, где это только было возможно. Для приведения в соответствие использование новых материалов и задач строительства к ноябрю 1930 года проектное управление Автостроя в Нижнем Новгороде переработало проекты компании "Остин" и внесло в них значительные изменения. Иногда это приводило к неразберихе, как видно из письма Гарри Майтера.

30 ноября 1930 года

В Автострой
Нижний Новгород
ТЕМА: Изъятие чертежей

Господа!

Обращаем ваше внимание на тот факт, что чертежи сборочного и машинного цехов, которые мы передали вам, а вы, в свою очередь, должны были передать в отдел проектирования электроснабжения, на самом деле были переправлены в Москву и оказались в распоряжении Министерства обороны. Эти чертежи-синьки, которые существуют в единственном экземпляре, крайне необходимы нам для проектирования систем электроснабжения. Без них выполнение вышеназванных работ невозможно. Во избежание срыва сроков работ просим срочно вернуть нам чертежи или предоставить их копии.

Гарри А. Майтер

Всю зиму русские и американские инженеры совместно работали над системами водопровода и водоотведения, электроснабжения, а также проектирования машинного оборудования для ремонтного, инструментального, кузнечного, деревообрабатывающего, рессорного, сборочного, литейного цехов, а также цехов машинообработки и штампов и пресс-форм. В феврале Майтер направил жалобу о том, что с советской стороны не хватает квалифицированных специалистов для выполнения проектных работ.

4 февраля 1931 года

На сегодняшний день в русской половине бюро работают всего один инженер-теплоэнергетик и 10 чертежников ( из них 8 женщин), толком не обученных и без опыта работы, поэтому за ними необходим постоянный контроль и мы их оцениваем как копировщиков и не более того. Исходя из этого, мы считаем, что необходимо направить в этот отдел 5 технических специалистов для работы в качестве руководителей групп и подготовки эскизных планов, которые затем можно будет передавать копировщикам для последующей доводки.

:Кроме этого, вам необходимо срочно направить 4 инженеров для работы в Проектном бюро совместно с американскими инженерами г-ном Палмером и г-ном Уоршемом. Это должны быть квалифицированные специалисты с опытом работ на всех этапах и особенно в составлении смет на расходные материалы.

:Мы не можем гарантировать соблюдение каких бы то ни было точных графиков выполнения работ из-за низкой производительности и ненадежности русских технических специалистов, что напрямую связано с плохими условиями проживания и транспортными проблемами.

Майтеру приходилось постоянно контролировать своих русских коллег и оказывать на них давление. Несмотря на все производственные сложности, когда Аллан Остин с Маргареттой в конце января вернулись в Нижний после новогодних каникул (они тогда посетили Дрезден, Прагу, Вену, Будапешт, Константинополь и Одессу), они увидели, что за это время строительные работы продвинулись вперед значительно быстрей, чем они ожидали.

Мы снова дома, в Нижнем
30 января 1931года
Дорогие Мама и Отец!

Вот мы и вернулись назад, в Нижний, настроение прекрасное, мы действительно рады вернуться сюда, как домой. Унас очень уютно и аккуратно. Погода переменчивая, выпало уже больше 30 см снега, а температура сейчас ниже 10°С. ТЭЦ работает очень хорошо.

В нашей работе произошли заметные изменения. ВАТОвозглавляет новый президент, вчера они вместе с нашим давним знакомым Макаревским были в Нижнем. Теперь уделяет нам гораздо больше внимания, чем раньше, и г-н Майтер считает, что никогда еще наше положение здесь не было таким благоприятным, как теперь. Буквально через несколько дней после нашего отъезда на строительстве Соцгорода произошел пожар, который полностью уничтожил одно здание, которое выгорело до кирпичных стен и бетонных перекрытий. Это было девятое по счету здание в первой линии; когда случился пожар, на нем уже велись штукатурные работы и возводились внутренние перегородки, то есть работа шла к концу. Причиной пожара стала печка, которая служила для обогрева штукатуров. Мы повсюду видим эти печки, с ними обращаются очень беспечно и за этим кроется постоянная серьезная угроза сильного пожара. Пожар случился на территории, за которую отвечает самый лучший из русских управделами, и он теперь находится под следствием.

В строительных работах заметен большой прогресс. Временная ТЭЦ уже практически готова к запуску, сильно продвинулись штукатурные и отделочные работы. Прктически полностью построен хлебзавод. Из-за того, что до сих пор не утвержден бюджет на следующий год, новые работы на второй линии не ведутся (жилые дома от № 31 и выше).

В этот период советская сторона оплачивала услуги компании "Остин" помесячно, в зависимости от объемов завершенных объектов. В связи с этим, по решению Совета директоров компании "Остин" специалистам, работавшим в России (все они были акционерами компании), были выплачены специальные дивиденды. Иэто несмотря на все трудности с получением новых заказов в Америке, с которыми постоянно сталкивалась компания в условиях все усиливавшейся экономической депрессии.

Мы очень обрадовались, когда по нашему возвращению узнали, что компания "Остин" выплатила нам экстра-дивиденды. Мы очень благодарны всем вам за мужественный и великодушный поступок в это нелегкое для всех время, и мне кажется, что это найдет благотворный отклик у всех сотрудников компании. Почти все из наших сотрудников в своих рождественских письмах домой с благодарностью отмечали наше завидное положение в этой стране в такой непростой исторический момент. За последнее время у нас очень вырос интерес к России.

Аллан
4 февраля 1931 года
Дорогой Отец,
Ты прочтешь это письмо, когда уже вернешься из поездки в Калифорнию и Гавайи: Вчера Маргаретта сильно простыла и сегодня провела весь день в постели. Здесь все очень часто болеют, особенно русские, что и неудивительно при плохом питании и недостаточном отоплении.

Хорошо, что у нас в гостиной есть кирпичная печка, в последние дни центральное отопление почти

не греет и у нас дома все время холодно, а все это потому, что вместо двух бойлеров они запускают только один. Спальня вообще никогда не прогревается, но мы туда и не заходим, места и без нее достаточно.

Я хочу попробовать ходить обедать в столовую, как это делают многие их наших. Конечно, никому это особенно не нравится, но в противном случае мы обречем наших жен на бесконечное стояние у плиты, месяц за месяцем. Готовят там неплохо и много обслуживающего персонала, я думаю, что стоит попробовать.

Стоит холодная погода, ниже 12°С, к тому же сегодня ветрено, и от этого еще холоднее:

Аллан

В детстве отец иногда брал меня с собой на стройку. Обычно там мы общались с двумя сотрудниками - начальником стройки и еще с человеком, чья должность называлась "толкач". Он всегда рассказывал захватывающие истории. Его главной задачей было не только предвидеть всевозможные трудности, которые могли привести к срыву сроков, но и разрешить их еще до их появления. Люди этой уникальной профессии любят пересказывать случаи из своей практики, когда, благодаря их участию, на стройку подвозили дефицитные материалы, как усмирялись рабочие или как им удавалось доставить на строительные площадки оборудование, когда снежная буря уже отрезала все дороги.

На стройке в Нижнем Новгороде таким "вторым номером" был Чет Эпплтон. Официально он назывался "главным инженером", но его невозможно было застать в офисе. Он был главным "толкачом". В то время, как Гарри Майтер воплощал в себе все качества несгибаемого борца, Чет, напротив, был дружелюбным и отзывчивым. Унего был дар разрешать проблемы самым неожиданным образом. Его одинаково любили и русские, и американцы.

Самой непростой задачей в ту зиму было завершить строительство дока и водозабора на Оке. Пропускных возможностей дока в 1930 году явно не хватало, до весеннего половодья, пока был низкий уровень воды, необходимо было соорудить водонепроницаемые отсеки. Сваи пришлось перетаскивать по ледяным торосам. Самой срочной и самой опасной задачей было возведение на дне реки водозаборных устройств для снабжения водой завода и жилых кварталов. Кроме этого, до начала паводка необходимо было укрепить берега для предотвращения оползней. Нужно было успеть провести работы до тех пор, пока уровень воды был низким, течение слабое и не тронулся лед.

Итак, Эпплтон, которого все звали просто Эпп, большую часть той зимы провел на Оке. Бригады для этих работ формировал "Водоканалстрой". В своем письме отцу Аллан описывает свои впечатления от посещения этой стройплощадки

. 4 февраля 1931 года

Дорогой Отец

! Вчера я впервые побывал на строительстве водозабора. Стройка идет полным ходом. Сейчас работы идут прямо на льду, толщина которого достигает метра и даже больше. Практически все 800 рабочих видны как на ладони, кто перевозит сваи, кто их забивает, кто колет лед. Повсюду ездят грузовики. Эпп и Майтер проводят здесь почти все время, ведь надо закончить все работы до конца марта-начала апреля, когда тронется лед. Проверяющие комиссии из Москвы (ВАТО) поражены размахом работ и не видят особых поводов для критики.

На сегодняшний день 2/3 свай уже забиты, практически готовы отсеки для откачки воды, смонтированы 10 водокачек. Эпп изобрел струг на конной тяге, чтобы делать желоба и выемки - две лошади и пара рабочих делают работу за 25 плотников. В остальном же большинство работ здесь выполняется вручную, поэтому в работах занята не одна сотня плотников.Здесь работают 4 сваезабивочные машины на сжатом воздухе.

Что касается моего направления работы, то на днях нам сообщили некоторые новости: кирпичные дома для жилья в ближайшее время строить не собираются. Пока еще не решено, чем их заменят, но это будет одна из разновидностей стандартных домов - каркасно-засыпные и оштукатуренные, вроде тех, которые вы видели около нашего поселка. В Автострое бюджет планируется поквартально, но до сих пор они точно не знают, какие объемы работ предстоит выполнить в первом квартале. Отсутствует четкое планирование, соответственно, запланированные нами подготовительные работы для следующего лета вообще не могут быть выполнены. Мы заканчиваем начатые работы; конечно, дел еще много, но мы надеялись сделать намного больше.

Вполне возможно, что эта принципиальная смена типа конструкции жилых домов напрямую отразится на моей дальнейшей работе здесь. Может быть, мне придется вернуться домой раньше запланированного срока или перейти на другую работу, не связанную с американской проектной документацией.

Аллан

По мере того, как февраль подходил к концу, Гарри Майтера все больше волновали низкие темпы зимних работ, особенно на водозаборе, где все работы должны были закончиться до начала ледохода. Одной из причин замедления темпов строительства стала полная реорганизация административного руководства с российской стороны в середине февраля. Ктому же обнаружилась еще одна проблема. Для рабочих не были оборудованы туалеты, и всю зиму они опорожнялись где придется. В морозы это не создавало особых проблем, но Майтер небезосновательно опасался вспышки эпидемии вслед за весенней оттепелью.

Майтер отправил в Автострой письмо с описанием антисанитарных условий на стройке.

21 февраля 1931 года
3-й Стройтрест
Нижний Новгород
Тема: Осанитарных условиях
Господа!
В течение всего срока строительных работ санитарно-гигиенические условия не отвечают нормам. Судя по всему, это никого не волнует. На стройке не отведены специальные места и не оборудованы туалеты. Если не принять экстренных мер, весной нам не избежать эпидемии. Похожая ситуация сложилась и в жилых кварталах Соцгорода.. Существующих туалетов по нормам недостаточно даже для одного жилого дома, а мы знаем, что уже заселены несколько жилых домов. Тем более, что в эти дома планируется заселить гораздо больше людей, чем планировалось при проектировании зданий. Это означает, что на системы водоснабжения и канализации ляжет дополнительная нагрузка, необходимо будет тщательно следить за работой канализации и не допускать ее засорения.

Гарри Майтер
23 февраля 1931 года
Г-ну Чучину, члену Правления
Строительный отдел ВАТО
Москва
Тема: Отемпах работ
Стех пор, как я писал Вам 13 февраля, мы очень незначительно продвинулись в работе. Это стало результатом морозной погоды, с одной стороны, и произошедшей реорганизации, с другой. 17 февраля г-н Царевский сообщил мне, что теперь отвечать за все строительные работы будет 3-й Стройтрест, и что представлять Автострой вместо г-на Горина будет г-н Мозголов.

Я надеюсь, что эта реорганизация пойдет на пользу делу и мы все увидим долгожданные результаты. Чем быстрей эта реорганизация будет принята всеми участниками, тем благоприятней это отразится на темпах работ. Особенно сильно от этого зависит работа отдела снабжения. Кроме этого, необходимо установить действенный контроль за работой Водоканалстроя и Промсантехстроя.

Темпы работ Водоканалстроя на водозаборе совершенно недостаточны - они практически встали, и, похоже, это никого не волнует. Ширин уже больше недели не работает, а все остальные как будто боятся идти на водозабор и предпочитают отсиживаться в офисе.

Такие же темпы у Водоканалстроя и на проведении водоотводных работ на территориях завода и Соцгорода. Эти работы до сих пор не завершены, хотя должны были закончиться еще 1 января. Санитарные условия в Соцгороде очень плохие. На всех жильцов один туалет во дворе дома № 10. У нас есть все основания считать, что, если срочно не навести порядок, мы скоро станем свидетелями серьезной эпидемии. Но, судя по всему, никого из местного руководства это не волнует.

Сильно отстает от запланированных темпов работ и Сантехстрой, до сих пор не дали воду даже в первом из всех заселенных домов. Мне непонятно, почему в обязанности этих трестов не входит выполнение работ по заявкам Автостроя и компании "Остин". До полного окончания работ нас обязаны бесперебойно обеспечивать материалами, оборудованием и рабочей силой. Вот, например, сегодня утром ко мне пришел представитель Водоканалстроя и попросил меня найти для них электрика. Я бы с радостью этим занялся, но вынужден был ему напомнить, что это не моя, а его обязанность.

Что касается инженерных и ремесленных работ, то и здесь очень незначительный прогресс. Нам все время приходится подолгу ожидать утверждения разного рода инженерных решений, что серьезно тормозит все процессы, и, несомненно, неизбежный срыв сроков вызовет сильное неудовольствие.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что положение дел на водозаборе очень серьезное. Водоканалстрой уверяет, что до ледохода они успеют закончить крепежные работы, но темпы их работ вызывают сильное сомнение, что они смогут управиться в обещанные сроки. По крайней мере за последний месяц ничего не изменилось. Причины все те же: отсутствие заинтересованности, выход из строя оборудования и масса несерьезных извинений по поводу невыполненных работ. До галереи еще больше 500 метров. Если бы в запасе был месяц, можно было бы проходить в день по 10 метров, а сейчас необходимо делать не меньше 15-20 метров в день.

Гарри Майтер

Когда в начале марта Майтер узнал, что компания "Остин" была исключена из списка участников планерок руководящего состава, его обеспокоенность еще усилилась.

8 марта 1931 года
Автострой
Нижний Новгород
Тема: Водоканалстрой
Вчера мы получили протоколы совещаний от 1 и 3 марта, на которых присутствовали г-да Декабрюн, Мертц, Маковкин от Автостроя и Ширин и Дроздовков от Водоканалстроя. Целый ряд постановлений этих совещаний напрямую касается компании "Остин". Нам кажется странным, что нас не приглашают на эти совещания. В нашем офисе, кроме выходных, всегда присутствуют сотрудники, что дает нам полное основание утверждать, что никто даже не пытался пригласить нас на эти совещания.

Мы постоянно сталкиваемся с подобным отношением во всех делах, к которым причастен Водоканалстрой. Мы неоднократно пытались выяснить, собираются или нет использовать наши проекты, и если нет, то какие именно проекты будут использованы. До настоящего времени ни по одному вопросу, касающемуся компании "Остин" нет однозначного решения. Если вы приняли решение передать Водоканалстрою все проектирование по данным объектам и соответственно всю ответственность за его исполнение, просьба поставить нас в известность, чтобы мы могли действовать соответствующим образом.

Совершенно непростительно с вашей стороны держать нас в неведении по этому поводу: вы хотите или нет, чтобы мы выполнили эти работы?

Надеемся в кратчайшие сроки получить от вас однозначный ответ.

Гарри Майтер

В тот же самый день Аллан Остин писал в своем письме к родителям:

8 марта 1931 года
Дорогие Мама и Отец,
Хочу вас обрадовать - Эпп успешно завершил заливку основания на водозаборе, работы на этом объекте близятся к концу. Поначалу мы все были настроены скептически по этому поводу, но теперь никто из нас не сомневается в успешном завершении работ, и, несомненно, во многом это заслуга Эппа.

Вчера ночью Эпп возвращался с работы домой на машине и столкнулся с составом, он успел выпрыгнуть из машины и не пострадал, но автомобиль получил повреждения. Хорошо еще, что поезд ехал медленно.

Скорее всего, речь в письме Аллана идет о личном автомобиле Эпплтона - "невезучем" седане марки "Форд". За год до этого события, летом, в тот же день, когда автомобиль прибыл в Нижний Новгород, генеральный директор компании "Остин" Дж. Брайант ударил дверцу и разбил стекло.

Аллан также сообщает родителям, что в результате одной из первых сталинских "чисток" в Американский поселок был сослан известный инженер.

Прошлой осенью в Москве слушалось громкое дело, ключевой фигурой которого был профессор Рамзин. Его приговорили к смерти, а потом изменили приговор на 10 лет тюрьмы. И вот только сегодня я узнал, что он живет в одном из новых домов, прямо за домом мистера Спарклинга и работает здесь. В его окружении немало сотрудников ОГПУ, но тем не менее он продолжает работать по своей специальности, инженером.

Удивительно, но факт, что у Советов принято по возможности использовать заключенных по их основным профессиям. Обычно днем они работают, каждый по своей специальности, а на ночь их возвращают в тюрьму. У них нет документов и продуктовых карточек, за ними постоянно наблюдают, поэтому у них практически нет шансов убежать. На весь срок заключения они обеспечены постоянной работой и питанием. Честно говоря, я даже немного разволновался, когда узнал, какая знаменитая личность проживает по соседству.

Сегодня здесь празднуют "Женский день". Эти русские готовы праздновать по любому поводу!

Конечно же, Аллан пошутил, скорее всего он просто не знал, что Международный женский день - известный социалистический праздник, который отмечался не только в России. Зато наверняка о нем знала Маргаретта, чья мать была одним из организаторов движения женщин Америки за свои права.

Завтра выходной день, но Маргаретта хочет встать пораньше, чтобы добраться до магазина и успеть купить свинину. Здесь у нас есть любимое блюдо - говядина с кислой капустой. Говядина для нас здесь лучшее лакомство, ни один из нас не выбрал бы дома подобное блюдо, но здесь оно идет "на ура". И еще у нас сегодня был на ужин очень вкусный пирог с сушеными яблоками.

Аллан

Чет Эпплтон был несомненным лидером на строительстве водозабора, и это было очевидным не только для Аллана Остина. Вот что написала о нем в своей статье американская журналистка Милли Беннет, побывавшая на стройке ранней весной и назвавшая Эпплтона "идолом русских":

"Мистер Эпплтон, американский инженер, буквально покорил сердца русских. Он человек большой души, легкий в общении, приветливый, удивительно терпеливый и добродушный.

Послушайте, что говорят о нем русские:

"Можно подумать, что он здесь единственный американец без университетского диплома".

"Вот это человек! Он надевает свои высокие ботинки и работает наравне с русскими. Он берет и показывает нам как и что нужно делать"

. "Вот так Эпплтон! Он такой симпатичный! Ну прямо (и это самый ценный комплимент) как русский!"

В Американском поселке вам расскажут массу историй с его участием.

Этой весной во время весеннего паводка смыло водопроводную магистраль военного химического завода выше по течению Оки. Прекратилась подача воды как на завод, так и в поселок. Водой смыло конструкции, утонуло несколько человек, попытавшихся возвести временную дамбу. Вниз по реке с химического завода послали к американцам за помощью.

"Нам нужен Эпплтон!", - заявили прибывшие в Американском поселке.

Когда Эпплтон прибыл на место происшествия, он застал там толпы беспомощных, истеричных людей. Шел митинг.

"Почему никто ничего не делает?" - кричал Эпплтон, продираясь через толпу.

"Уполномоченный говорит, что нельзя ничего делать, потому что там внизу есть люди",- ответили ему, показывая на бушующую реку.

"Вы думаете, они еще живы?" - спросил Эпплтон. "Конечно же, нет", - услышал он в ответ.

"В таком случае, если вы хотите, чтобы я все исправил, отдавать приказы буду я", - твердо заявил Эпплтон.

Первое, что он сделал, это прогнал уполномоченного.

"Есть у вас здесь ударные бригады?" - спросил Эпплтон. Кработе немедленно приступили пятьсот ударников, лучших работников, проверенных и надежных, готовых отдать все свои силы. Они построили дамбу, остановили потоки воды и починили магистраль.

Еще целую неделю Эпплтон ежедневно приезжал туда для проверки и стал героем этого городка".

Позднее компания "Остин" получила контракт на две тысячи долларов, согласно которому она осуществляла контроль за ходом восстановительных работ на пострадавшем объекте.

А Милли Беннет в своей статье продолжала описывать заслуги Эпплтона:

"Еще вам расскажут, как Эпплтон перед самой весенней оттепелью с риском для жизни спускался под лед на Оке и там лично руководил рабочими на отладке систем водоотвода вместе с Царевским, начальником строительства автозавода, и с Вилли Суйкаменом, возглавлявшем Финно-Американскую рабочую коммуну.

Откладывались сроки выполнения работ по устройству системы водоснабжения, которая должна была снабжать водой завод и Соцгород и ежедневно подавать 56 775 000 литров воды. Необходимо было проложить трубы, пока река была скована льдом, и вот в январе начались работы.

Работа шла "большевистскими темпами", тысячи людей выходили на субботники. Морозный российский пейзаж разукрасили алые знамена: "Если мы не успеем, новый завод Форда останется без воды!"

Работали с постоянным риском, на льду было оборудования на 500 тысяч рублей, случись неожиданно оттепель, оно все могло уйти под воду. Четыре недели бригады рабочих с помощью красноармейцев работали на прокладке труб по 24 часа в сутки. И они победили. Завод Форда не останется без воды.

И вновь этот бесстрашный Эпплтон! Послушать русских, вполне можно подумать, что он один построил водозабор.

Российское руководство не обвиняет американцев в задержке сроков строительства. Они прекрасно понимают, что это произошло из-за нехватки рабочей силы и материалов, и соглашаются, что у них мало опыта организации таких масштабных работ и что американские специалисты не были задействованы ими в полной мере.

В апреле тронулся лед, а в мае на Оке и Волге было очень сильное наводнение, но водозабор, новые доки и укрепленные речные берега не дрогнули под натиском воды".

12 мая 1931 года
Дорогая Мама!
Вчера мы получили телеграмму от отца, в которой он беспокоился, затопило нас или нет, наверное, до вас дошли новости о том, что здесь сильное наводнение. Мы и сами немного поволновались, но вода поднялась до отметки 74,85 метра и остановилась, и теперь понемногу спадает. Еще бы метра полтора, и наш дом затопило бы. Затопило док, все подъезды к нему и большую часть Канавина и Нижнего Новгорода, ну и конечно же много деревень по берегам Волги. Мы не знаем точно, как оценивается ущерб от наводнения, но некоторые части Канавина пострадали очень серьезно.

Аллан

В одном из писем, датированных июнем, Аллан описал еще один интересный случай на реке с участием Эпплтона. Каким-то образом тот умудрился выкроить время и своими руками построил легкий быстроходный катер, оснастив его мотором, присланным из Кливленда. Гонки были намечены на самый длинный световой день.

22 июня 1931 года

Дорогие Мама и Отец,

Вчера вечером на реке было целое событие - гонки между катером из Нижнего и катером Эпплтона. Слава об Эпплтоне разнеслась далеко вокруг, и кто-то организовал целое подобие регаты. Несколько лодок из Нижнего, все украшенные красными флагами и плакатами, и похоже, что на них приплыли члены какого-то спортивного клуба. После нескольких фальш-стартов оба катера, наконец-то, стартовали одновременно.

Эпп опередил своего соперника по времени на две трети. Его катер мчится как ветер, и даже немного страшновато на нем кататься, ведь он может развивать скорость до 75 километров в час.

[Журнал N15]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8