Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N15":
Тема номера "Музеи нижегородской глубинки"

К сведению!
Нижегородский музейный центр провел в мае 2008 года в г. Урене семинар-тренинг "Музейное образование: новые реалии, современные технологии".

Главный редактор журнала "Музей" Е.Б. Медведева и известный специалист в области музейной педагогики М.Ю. Юхневич познакомили участников семинара-тренинга с самыми современными технологиями музейных коммуникаций, с опытом организации музейных диалогов с публикой ведущих зарубежных и отечественных музеев. Предусмотренные программой семинара тренинги показали активную готовность нижегородских музейщиков к внедрению в свою практику этих технологий, а многие уже давно успешно ими пользуются.

Для столичных специалистов и многих нижегородцев стало открытием существование и активная плодотворная деятельность провинциальных музеев, с которыми они познакомились в ходе семинара. Уренский народный исторический музей, Тоншаевский краеведческий музей, Краснобаковский исторический музей, Ветлужский краеведческий музей принимали в своих залах коллег.

И в каждом музее были свои "изюминки" и свои находки, у каждого музея участники семинара увидели "свое лицо", несмотря на то, что в каждом из них есть общие для северных районов Нижегородской области старые орудия труда, предметы домашнего обихода. Важно, что в этих музеях работают замечательные творческие личности, "без страха и упрека" служащие своему музею и своей любимой публике, которую постоянно надо удивлять, просвещать, взаимодействовать с ней так, чтобы люди еще и еще приходили в музей и получали от него удовольствие, духовную поддержку, открывали для себя новые горизонты

Б.Л. Ануфриев
Пароход "Добрый"

Есть в музее речного флота в Волжской государственной академии водного транспорта среди множества экспонатов модель парохода "Добрый". Модель эта представляет один из типов паровых судов, работавших на Волге и ее притоках, - буксирно-пассажирские пароходы.

В конце 60-х - начале 70-х годов XIX века буксирные суда стали убыточны, пассажирские перевозки приносили больше доходов, и некоторые буксирные пароходства и частные судовладельцы стали использовать буксиры для перевозки пассажиров. Суда эти входили в состав срочно-буксирных линий.

В 1875 году на Каме возникло пароходство Устина Саввича Курбатова. Его пароходы работали и на срочно-буксирной линии. На буксирах были устроены удобные для пассажиров помещения. Одновременно пароходы могли буксировать легкую грузовую баржу особой, приспособленной для срочно-буксирных рейсов, конструкции. Скорость и аккуратность движения буксиров с легкой баржей были отработаны так, что составы эти мало уступали тогдашним товаропассажирским пароходам американского типа.

В пароходстве Курбатова работал и пароход "Добрый". Был это деревянный буксир 1869 года постройки с паровой машиной мощностью 120 л. с. Владельцем его вначале был пучежский купец Дмитрий Еремин. Курбатовские "белошейки" (как звали его пароходы за белый пояс на трубе) пользовались большими симпатиями на линии Нижний Новгород-Пермь, почему и сохранились значительно дольше, чем у других фирм. Курбатовское предприятие было последним во всем Волжском бассейне, эксплуатировавшим буксирно-пассажирские пароходы.

Трудно сейчас (прошло более века) установить какие-то подробности о работе рядового парохода, жизни его экипажа, о пассажирах. И все-таки один рейс парохода "Добрый" можно представить, прочитав в автобиографической повести М. Горького "В людях" о впечатлениях Алеши Пешкова.

Как же оказался юный Алеша на курбатовском пароходе? Это было весной 1882 года. "Ласково сиял весенний день, Волга разлилась широко,

на земле было шумно, просторно, - а я жил до этого дня точно мышонок в погребе. Ия решил, что не вернусь к хозяевам... Дня два-три я шлялся по набережной, питаясь около добродушных крючников (грузчики на пристани. - Б.А.), ночуя с ними на пристанях; потом один из них сказал мне

- Ты, мальчишко, зря треплешся тут, вижу я! Иди-ка на "Добрый", там посудника надо..."

Приняли Алешу на пароход посудником с зарплатой 2 руб. в месяц. И вот его первые впечатления: "Ночь, ярко светит луна, убегая от парохода влево, в луга. Старенький рыжий пароход с белой полосой на трубе, не торопясь и неровно шлепает плицами по серебряной воде, встречу ему тихонько плывут темные берега, положив на воду тени, над ними красно светятся окна изб, в селе поют девки - водят хоровод - и припев "ай-люли" звучит, как аллилуйя...

За пароходом на длинном буксире тянется баржа, тоже рыжая... Всхлипывает вода, не то плачет, не то смеется робко. Все вокруг какое-то церковное, и маслом пахнет так же крепко, как в церкви...

Меня почти до слез волнует красота ночи, волнует эта баржа...

Эта рыжая баржа очень занимала меня, я целый час мог, не отрываясь, смотреть, как она роет тупым носом мутную воду. Пароход тащил ее, точно свинью; ослабевая, буксир хлестал по воде, потом снова натягивался, роняя обильные капли, и дергал баржу за нос..."

О пассажирах новый посудомойщик заметил: "Люди на пароходе нашем особенные, все они - старые и молодые, мужчины и женщины - кажутся мне одинаковыми. Наш пароход идет медленно, деловые люди садятся на почтовые, а к нам собираются все какие-то тихие бездельники. Сутра до вечера они пьют, едят и пачкают множество посуды, ножей, вилок, ложек; моя работа мыть посуду, чистить вилки и ножи, я занимаюсь этим с шести часов утра и почти вплоть до полуночи".

И все-таки в свободные часы и минуты Алексей продолжал наблюдать за жизнью на пароходе: "А за окном неустанно пела и плескала вода. Хорошо бы уйти на корму, - там, среди ящиков товара, собираются матросы, кочегары, обыгрывают пассажиров в карты, поют песни, рассказывают интересные истории. Хорошо сидеть с ними, и, слушая простое, понятное, смотреть на берега Камы, на сосны, вытянутые как медные струны, на луга, где от половодья остались маленькие озера и лежат, как куски разбитого зеркала, отражая синее небо. Наш пароход отъединен от земли, убегает прочь от нее, а с берега, в тишине уставшего дня, доносится звон невидимой колокольни, напоминая о селах, о людях. На волне качается лодка рыбака, похожая на краюху хлеба; вот на берегу явилась деревенька, куча мальчишек полощется в реке, по желтой ленте песка идет мужик в красной рубахе. Издали, с реки, все кажется приятным, все - точно игрушечное, забавно мелко и пестро. Хочется крикнуть на берег какие-то ласковые, добрые слова - на берег и на баржу...

Жарко. Все вокруг тихонько трясется, гудит, за железной стенкой каюты плещет водой и бухает колесо парохода, мимо иллюминатора широкой полосой течет река, вдали видна полоска лугового берега, маячат деревья. Слух привык ко всем звукам, - кажется, что вокруг тихо, хотя на носу парохода матрос заунывно поет: "Се-емь, се-емь..."

Не хочется принимать участие ни в чем, не хочется слушать, работать, только бы сидеть где-либо в тени, где нет жирного, горячего запаха кухни, сидеть и смотреть полусонно, как скользит по воде эта тихонькая, устоявшаяся жизнь".

С продвижением "Доброго" впечатления сменялись одно за другим: "Меня страшно пленяло непрерывное движение парохода. Было неприятно, когда он останавливался у пристани, и я все ждал - вот случится что-то, и мы поплывем из Камы в Белую, в Вятку, а то - по Волге, я увижу новые берега, города, новых людей".

Этот рейс закончился в Нижнем Новгороде, а с ним и работа Алексея на пароходе. "В Нижнем буфетчик рассчитал меня: я получил около восьми рублей - первые крупные деньги, заработанные мною".

А пароход "Добрый" продолжал свои рейсы и свой жизненный путь.

[Журнал N15]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8