Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N15":
Тема номера "Музеи нижегородской глубинки"

К сведению!
Нижегородский музейный центр провел в мае 2008 года в г. Урене семинар-тренинг "Музейное образование: новые реалии, современные технологии".

Главный редактор журнала "Музей" Е.Б. Медведева и известный специалист в области музейной педагогики М.Ю. Юхневич познакомили участников семинара-тренинга с самыми современными технологиями музейных коммуникаций, с опытом организации музейных диалогов с публикой ведущих зарубежных и отечественных музеев. Предусмотренные программой семинара тренинги показали активную готовность нижегородских музейщиков к внедрению в свою практику этих технологий, а многие уже давно успешно ими пользуются.

Для столичных специалистов и многих нижегородцев стало открытием существование и активная плодотворная деятельность провинциальных музеев, с которыми они познакомились в ходе семинара. Уренский народный исторический музей, Тоншаевский краеведческий музей, Краснобаковский исторический музей, Ветлужский краеведческий музей принимали в своих залах коллег.

И в каждом музее были свои "изюминки" и свои находки, у каждого музея участники семинара увидели "свое лицо", несмотря на то, что в каждом из них есть общие для северных районов Нижегородской области старые орудия труда, предметы домашнего обихода. Важно, что в этих музеях работают замечательные творческие личности, "без страха и упрека" служащие своему музею и своей любимой публике, которую постоянно надо удивлять, просвещать, взаимодействовать с ней так, чтобы люди еще и еще приходили в музей и получали от него удовольствие, духовную поддержку, открывали для себя новые горизонты

А.М. Лебедева
К 80-летию Государственного музея А.М. Горького
Посвящается ушедшему веку:
(Подарки А.М. Горькому в Музее-квартире А.М. Горького)

Музей-квартира А.М. Горького - один из уникальных мемориальных музеев, дошедший до нас в своем первозданном виде. Это последняя нижегородская квартира писателя, где он жил в начале века с семьей, будучи уже знаменитым, издаваемым на 16 языках мира. В музее представлено более 1500 мемориальных предметов - это и часть нижегородской библиотеки писателя, и предметы из художественной коллекции, предметы быта. В комплексе все это дает представление о Горьком как о писателе и человеке, о его вкусах и пристрастиях, о том, как развивалась его творческая деятельность, об его участии в общественных процессах России. Наиболее ярко и образно представить Горького тех лет помогают подарки писателю от разных людей - от родных и близких до почти незнакомых.

Подарки дарились писателю при личных встречах, присылались по почте, передавались через близких людей. Но о подарках можно говорить не только как о приятных переживаниях, здесь и другое - какие-то тайны, надежды, страсти, вера: В подарках можно увидеть разные оттенки человеческой жизни.

Получение подарков и его собственное участие в дарении их друзьям и знакомым было всегда очень характерно для Алексея Максимовича. И начало этому было положено именно в конце 1890-х и начале 1900-х годов - времени роста его литературной славы. Произведения писателя читались с большим интересом, о нем писались многочисленные статьи. Внимание самых разнообразных слоев русского общества было привлечено и к его самобытной личности. Этот период был чрезвычайно знаменательным в жизни писателя. Именно в эти годы происходят встречи и знакомства, многие из которых сохранятся на всю жизнь. И почти всегда эти встречи заканчивались обменом подарками на память.

Книги занимали наиболее значимую часть среди подарков - это и понятно. Ведь в большей степени именно писатели, издатели, переводчики окружали Алексея Максимовича.

Писатели, как правило, дарили свои произведения - книги с автографами. Нижегородская библиотека писателя в то время пополнилась подарками от И. Бунина, В. Брюсова, Л. Андреева, А. Чехова, В. Бера, Н. Телешова, Е. Чирикова, С. Найденова, А. Вербицкой, Г. Галиной и еще от многих других российских писателей. При этом, подписывая свои подарки, одни были по-деловому сдержанными ("Дорогому А.М. Горькому", - написал И. Бунин на своем томике "Стихи и рассказы"), другие же хотели засвидетельствовать свое отношение к писателю более подробно ("Максиму Горькому, сильному и свободному, жадно любящий его творчество", - написал Валерий Брюсов на своей "Книге новых стихов. 1897-1900").

Не всегда подаренные книги были отпечатаны в типографиях. Так, в 1903 году Леонид Андреев подарил Горькому машинописный вариант рассказа "Жизнь Василия Фивейского", где было написано: "Алексею Максимовичу Пешкову. Леонид Андреев".А дальше - продолжение: "Алексеюшко! Днем окончания рассказа я поставил 19 ноября - когда читал его тебе. Того, что ты сказал тогда, не принимаю, не могу принять, но постараюсь, чтобы хоть немного стало правдой. Крепко жму руку. Твой Леонид". Эта надпись свидетельствует о жарких и горячих спорах, которые велись в гостиной на ул. Мартыновской вокруг новых книг и рукописей.

Данные книги хранятся в специальных условиях и демонстрируются в особенные дни, о чем сотрудники музея дополнительно оповещают своих посетителей.

Довольно часто Горький получал подарки и от переводчиков своих произведений. Как правило, это были издания его произведений в переводах, иногда переводчики присылали ему и сувенирные изделия тех стран, на языки которых осуществлялись переводы. Так, П. Ганзен, переводивший произведения писателя на датский язык, прислал вырезанный из дерева щелкунчик для колки орехов в виде головы старика с широким улыбающимся лицом. Эта работа была выполнена датским ремесленником. Присылали подарки сами издатели и различные издательства.

Творчество Горького сближало его и с художниками, многие из которых впоследствии либо были иллюстраторами его произведений, либо участвовали в совместной деятельности, либо просто оставались добрыми знакомыми.

В начале XX века художественная коллекция пополнилась картинами, скульптурой, графикой, репродукциями с дарственными надписями авторов. Это произведения И. Репина, М. Нестерова, С. Сорина, В. Каррика, В. Верещагина, И. Гинцбурга, С. Судьбинина.

Как и раньше в доме А.М. Горького, в рабочем кабинете писателя на прежнем месте репродукция с картины В. Верещагина "Наполеон в Кремле" с двумя автографами: "Алексею Максимовичу Пешкову - В. Верещагин. 1902" и "Юрию Яворовскому - М. Горький". Почему же на ней два автографа? Дело в том, что вернувшись из-за границы, где у художника прошла серия выставок, он при встрече с писателем в декабре 1902 года дарит ему репродукцию с картины со своей надписью. А затем уже Горький делает на ней подпись и дарит ее сыну своего друга-нижегородца А.В. Яворовского. Когда создавался музей, то именно из этой семьи и поступила репродукция.

В гостиной обращает на себя внимание и гипсовый скульптурный портрет Л.Н. Толстого работы Ильи Гинцбурга, подаренный в 1902 году книгоиздателем Константином Пятницким, с которым Горького связывали долгие творческие и дружеские отношения. Ссамим же скульптором писатель познакомился в 1903 году у И. Репина в Пенатах. Позднее Илья Яковлевич не раз делал скульптурные портреты Горького, а также по его заказу работал над целой серией скульптурных портретов русских писателей для Народного дома в Н. Новгороде.

В этой же комнате над кожаным диваном висит карикатура Валерия Каррика на "Трех сестер" во МХТе - еще один подарок в художественной коллекции писателя. Работа смешная и остроумная. Она напоминала хозяевам о милом и дорогом Антоне Павловиче Чехове, новых театральных друзьях. В. Каррик был широко известен. С ним писатель познакомился в Петербурге еще в 1899 году. И сразу же работами талантливого графика пополнилась художественная коллекция Горького. Добрые отношения между ними сохранились на долгие годы. Вместе они работали в сатирических журналах. После революции художник эмигрировал в Норвегию, думал и тосковал о России. По просьбе Горького в 1920-е годы он принимал участие в сборе средств для голодающих ученых. Позднее он рвался в Россию, работал над письмом к А.М. Горькому с просьбой о содействии возвращению. "Русская душа в нас задыхается без русского воздуха, - жалуется он. - А русский воздух - там, в России". Сколько таких, как он, не вернулось на родину:

Масштабы трагедии, которая называется русской эмиграцией, понимаешь и здесь, в квартире, где, казалось бы, в первые годы нового века еще ничего не предвещало ее. Глядя на очередную дорогую и памятную вещь в горьковском доме, думаешь с горечью о дарителе - уехал, не вернулся:

В этой же большой комнате, рассчитанной на прием гостей, хранится маленький, изящный кувшинчик, созданный английскими мастерами в начале XIX века - подарок баронессы Икскуль фон Гильденбрандт, урожденной Варвары Ивановны Лутковской. Она занималась общественной деятельностью, книгоизданием, была учредителем первого в Европе женского медицинского института. Это ее И.Е. Репин изобразил на знаменитом портрете "Женщина в красном платье". Она была поклонницей таланта Горького, коллекционировала его портреты, посещала премьеры его пьес, участвовала в освобождении писателя из-под стражи в 1898, 1901, 1905 годах. После революционных событий, когда баронесса была выселена из своего особняка, Горький приютил ее в Доме искусств, после закрытия которого она эмигрировала в Финляндию.

Эта же щемящая тема русской эмиграции звучит и в рабочем кабинете Горького, а поводом для обращения к ней также являются подарки писателю. На книжной полке бронзовый охотничий рог с гравировкой: "Буря! Скоро грянет Буря!" Это подарок от крестного сына Зиновия Пешкова, родного брата Я.М. Свердлова. З. Пешков - человек необычной судьбы. В начале века он уехал из России и сделал блестящую карьеру. Являясь активным участником французского Сопротивления, он стал сподвижником де Голля, послом Франции в Китае, главой миссии в Японии в ранге посла, награжден самыми высокими наградами Франции: В этом подарке писателю, сделанном в ноябре 1901 года, скрыты множественные мотивы. Это и выраженная в материальной форме общность взглядов с писателем на современную действительность, и та взаимосвязь, что давала А.М. Горькому право обращаться к Зиновию Пешкову: "Что пишу редко, не сердись, сынишка: Очень ты мне близок, знай".

И, конечно же, подарки связывали М. Горького со всем лучшим, что происходило в русском искусстве начала века. В театральном мире это, прежде всего, Московский Художественный театр. Ив это время в доме писателя появляются вещи, напоминающие о добрых и любимых людях театра.

Так, в доме Горького появляется подарок от Серафима Судьбинина, земляка писателя, скульптура "К.С. Станиславский в роли доктора Штокмана". Работа очень удачная, выразительная и в своем роде уникальная. Это редкий случай в искусстве, когда художник, работая над образом артиста, сам играл роль Штокмана (дублировал К.С. Станиславского).

Судьбинин был разносторонне одаренной личностью. Начал свою творческую жизнь на подмостках провинциальных театров, затем вошел в труппу МХТа. Играл в пьесах "Мещане" и "На дне". В эти же годы начал заниматься рисованием и скульптурой. Приблизительно к этому времени относится его работа над скульптурным портретом А.М. Горького. По воспоминаниям Е.П. Пешковой и Н.Д. Телешова, скульптура была выполнена в 1904 году по фотографиям, снятым скульптором с натуры на репетициях пьес Горького в МХТе. Вскоре Судьбинин покинул Россию: Жил в Париже, учился у О. Родена. Выставлял свои работы в Берлине, Мюнхене, Венеции, Риме, Сан-Франциско:

Здесь же, в кабинете писателя, на его рабочем столе еще один дар от близкого ему человека. Еще невестой подарила Екатерина Павловна два хрустальных пресса для прижатия рукописей. Переезжая из одной квартиры на другую, Горький всегда их брал с собой. Однажды он напишет: "В комнате масса солнца, его лучи прошли сквозь твой подарок - пресс, и упали розовые и живые на твой портрет, как раз на лицо. Ты точно ожила вдруг, смотришь на меня и улыбаешься:"

К сожалению, в силу различных обстоятельств сохранились не все подарки. Но даже те, что в настоящее время представлены в экспозиции, дают возможность показать широкие связи писателя с культурным процессом в России в начале века, его широту и открытость, разнообразие встреч и знакомств.

В настоящее время познакомиться с уникальными экспонатами Музея-квартиры А.М. Горького можно не только в его экспозиции, но и на сайте в интернет-каталоге "Под знаком Памяти и Любви", вошедшем вместе с 3 другими интернет-каталогами в проект "Шедевры российских музеев - XXI веку".

[Журнал N15]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8