Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N15":
Тема номера "Музеи нижегородской глубинки"

К сведению!
Нижегородский музейный центр провел в мае 2008 года в г. Урене семинар-тренинг "Музейное образование: новые реалии, современные технологии".

Главный редактор журнала "Музей" Е.Б. Медведева и известный специалист в области музейной педагогики М.Ю. Юхневич познакомили участников семинара-тренинга с самыми современными технологиями музейных коммуникаций, с опытом организации музейных диалогов с публикой ведущих зарубежных и отечественных музеев. Предусмотренные программой семинара тренинги показали активную готовность нижегородских музейщиков к внедрению в свою практику этих технологий, а многие уже давно успешно ими пользуются.

Для столичных специалистов и многих нижегородцев стало открытием существование и активная плодотворная деятельность провинциальных музеев, с которыми они познакомились в ходе семинара. Уренский народный исторический музей, Тоншаевский краеведческий музей, Краснобаковский исторический музей, Ветлужский краеведческий музей принимали в своих залах коллег.

И в каждом музее были свои "изюминки" и свои находки, у каждого музея участники семинара увидели "свое лицо", несмотря на то, что в каждом из них есть общие для северных районов Нижегородской области старые орудия труда, предметы домашнего обихода. Важно, что в этих музеях работают замечательные творческие личности, "без страха и упрека" служащие своему музею и своей любимой публике, которую постоянно надо удивлять, просвещать, взаимодействовать с ней так, чтобы люди еще и еще приходили в музей и получали от него удовольствие, духовную поддержку, открывали для себя новые горизонты

А.Н. Щеглова
К 90-летию Ветлужского краеведческого музея Старейший музей области

Ветлужский краеведческий музей является одним из старейших музеев Нижегородской области. 28 октября 2008 года он будет отмечать 90-летний юбилей.

Предыстория события такова.

В 1907 году согласно постановлению Земского собрания был учрежден при земской управе стационарный музей наглядных пособий на средства, отпущенные губернским и уездным земствами по 200 рублей от каждого. При этом уездное собрание, принимая во внимание недостаточность ассигнованных на оборудование музея 400 рублей и необходимость пополнения его фондов вновь выпускаемыми пособиями и предметами, постановило "вносить ежегодно в смету на этот предмет 100 рублей".

Член управы А.А. Яблочков на сессии сделал доклад "Об открытии порайонных педагогических музеев наглядных пособий для земских школ", в котором отмечал, что услугами музея в Ветлуге пользуются главным образом преподаватели учебных заведений города и земских школ, расположенных в сравнительно более близком расстоянии к Ветлуге. Управе было предложено создать еще три передвижных музея наглядных пособий в отдаленных от Ветлуги волостях.

Земское дело в Костромской губернии было организовано хорошо. Ветлужское земство считалось одним из передовых. Среди прочих забот его деятелей главной была "забота о народном здравии и просвещении".

Сами члены земской и городской управ активно интересовались не только политической, но и культурной жизнью, занимались коллекционированием.

Неплохая картинная галерея была в селе Рождественском у Лугининых. В семье Успенских увлекались фотографией. Коллекция насекомых, собранная Леонидом Успенским, является и сегодня украшением отдела природы музея. Были в Ветлуге и специалисты по изготовлению чучел животных и птиц. В комплексе диорамы "Зима" находятся два чучела рыси, изготовленные еще до революции.

В фондах музея хранились фотографические открытки серии "На память о первой Ветлужской выставке 1915 года" (8 штук). В экспозиции, занимавшей несколько комнат, были широко представлены картины, предметы быта (часы, вазы, посуда, подсвечники и т. д.), книги, фотографии, оружие, изделия декоративно-прикладного искусства, монеты. Выставленные для обозрения предметы размещались в экспозиции без какай-либо системы.

Интересы и увлечения дореволюционного ветлужского общества были разнообразными.

Музейное дело развивалось, подпитываемое, с одной стороны - стараниями прогрессивных членов земства, а с другой - энтузиазмом любителей, интересовавшихся мировой культурой, историей и природой края.

Постановление Ветлужского реввоенсовета от 28 октября 1918 года "Об открытии музея местного края" очень своеобразно "объединило" эти общественные течения и стало отправной точкой в истории создания музея в городе Ветлуге. Инициатором и организатором музея стал сын ветлужского землевладельца Иван Иванович Разумов.

Еще в начале 1915 года Иван Разумов пожертвовал в Ветлужскую мужскую гимназию экспонаты, оцененные суммой 297 руб. 30 коп. В автобиографии Разумов пишет, что "именно это пожертвование впоследствии (в 1918 году) послужило началом основания Ветлужского музея естественно-исторического характера". После окончания Петербургского университета Иван Иванович служил в армии, он участвовал в Первой мировой войне, в 1915 году попал в немецкий плен. После революции вернулся на родину, стал работать в школе, активно включился в общественную работу. Главным же делом его жизни стал музей. И.И. Разумов являлся не только его организатором и заведующим, но и серьезно занимался исследовательской работой. Круг его интересов был широк: секретарь краеведческого общества в городе Ветлуге, инструктор по набивке чучел животных при музее, организатор исследований по палеонтологии (музей пополнился костями мамонта), старший коллектор по исследованию почв и геологии (открыты фосфориты и горючие сланцы), преподаватель кружка естественных наук, организатор и устроитель сельхозвыставки 1932 года.

В начале своего существования музей занимал одну комнату. Значительную часть экспонатов составляли личные коллекции организатора. Однако вскоре музей был переоборудован в учебный кабинет наглядных пособий и редкостей. За первые семь лет своего существования музей часто переезжал с места на место и сохранился только благодаря мужеству и упорству его организатора. В 1925 году музей, наконец, получил свое постоянное помещение - деревянный двухэтажный дом купца Овчинникова, расположенный на берегу реки. Коллекция была размещена по 14 отделам: художественный отдел - 70 экспонатов (картины, вазы, подсвечники, часы и т. д.). отдел животных - 44, отдел птиц - 84 экспоната, отделы змей и амфибий, рептилий и черепах, энтомологический, ботаники и анатомии растений, анатомии и гигиены человека, отдел минералов и металлов, отдел производств, отдел наглядных пособий и физический кабинет, который в свою очередь состоял из 8 отделов. Музей постоянно пополнялся новыми экспонатами.

В 1932 году И.И. Разумов был арестован. Но через 40 дней за недоказанностью улик освобожден. После освобождения в музей он уже не вернулся, скорее всего, потому что место уже было занято.

В Ветлужском лесотехникуме хранится личный листок по учету кадров на имя Ивана Ивановича Разумова, заполненный его рукой, датированный 14 октября 1932 года. С1 сентября он работал в Ветлужском лесотехническом учебном кабинете (так назывался лесотехникум в то время) преподавателем физкультуры. На этой должности он проработал несколько лет. Д.А. Марков, занимавший должность заведующего музеем с сентября 1933 года, уехал из Ветлуги, и Разумов вернулся в музей. Но работал он недолго. 7 ноября 1937 года директор музея Иван Иванович Разумов и еще шесть человек ветлужан были арестованы как участники "повстанческой группы, существовавшей с 1918 года, по заданию которой среди населения проводилась антисоветская агитация и подготовка к восстанию на случай войны СССРс капиталистическими странами" (формулировка обвинения из дела "тройки" УНКВДот 14 декабря 1937 года). По этому обвинению вся группа была приговорена к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор приведен в исполнение 8 января 1938 года в городе Горьком.

Следующее десятилетие для музея было очень трудным. Кконцу 1937 года перестало существовать краеведческое общество, так как его состав на 75% был арестован. А у сотрудников музея, по словам его нового директора Шумкова, "есть желание работать, но нет еще достаточного умения, как делать и что делать".

Война внесла свои коррективы в работу всех учреждений Ветлуги.

18 октября 1941 года музей был закрыт для посетителей. Первый этаж здания освободили под казармы для курсантов автомотоциклетного училища (позднее 2-е Горьковское танковое училище). Часть экспонатов перенесли в неотапливаемый музейный сарай на долгие семь лет, а всю экспозицию разместили на втором этаже.

В марте 1942 года музей открылся для свободного посещения.

"Приказ № 3 по Ветлужскому музею от 17 марта 1942 года.

С17 марта 1942 года считать музей открытым для свободного входа посетителей. Стоимость входной платы за билет 30 копеек, а организованные экскурсии пропускаем бесплатно. В связи с передачей нижнего этажа здания военному ведомству экспозиция музея размещена на верхнем этаже в семи залах. Вся экспозиция состоит из трех заново построенных отделов: отдела природы, истории и отдела Отечественной войны. Кроме того, в состав музея входит экспозиция художественного отдела. Экспозиция музея просмотрена специально созданной комиссией и допущена к обозрению.

Директор музея: Рябинкин А.В."

Музей начал работать регулярно, растет количество посетителей. В 1941 году их было 4532 человека, в 1942-м - 5566 человек, в 1943-м - 10 173 человека.

Шел 1945 год. Директор Анатолий Васильевич Рябинкин часто и подолгу болел, что отражалось и на работе музея. В сентябре 1945 года на должность директора был назначен П.Г. Скворцов, который проработал в музее до 1962 года. Он принял музей в то время, когда волна радости от победы начала проходить, военные покинули город, нужно было с новой силой включаться в мирную работу.

Военное ведомство освободило первый этаж здания музея, требовался большой ремонт, средств на выполнение которого не было. Помещение занял промкомбинат. Работа предстояла огромная, быстро решить все проблемы было практически невозможно. Как провести инвентаризацию, если предметы в сарае, набитом доверху, а перенести их некуда? В первую очередь необходимо было сделать ремонт первого этажа и привести в порядок фонды. К началу 1948 года работа по проверке фондов была закончена, составлены новые инвентарные книги.

На 1 января 1948 года насчитывалось 2459 музейных экспонатов основного фонда и 5088 научно-вспомогательного. Но вопрос с помещением под хранилище так и не был решен. Большая часть экспонатов находилась в экспозиции, а фондохранилищем служили шкафы канцелярии и сарай музея.

В 1953 году музей столкнулся с новой серьезной проблемой. В докладной записке директора музея читаем: "Двухэтажное деревянное здание с полезной площадью в 552,54 кв. м, занимаемое в настоящее время музеем, находится в аварийном состоянии: ввиду неравномерности оседания происходит выпучивание стен и постепенный развал здания. Часть печей первого этажа уже пришла в негодность от большого давления тяжести второго этажа, неравномерное оседание стен привело в июле 1952 года к аварии - обвалу потолка в одном из экспозиционных залов".

Властями предпринимались попытки поиска нового здания для музея, но все заканчивалось очередным ремонтом, латанием дыр

. Павла Георгиевича подводило здоровье, работать становилось все труднее, и в 1962 году, с выходом на пенсию, он ушел с поста директора музея. Городские власти, видимо, не были к этому готовы. Достойного преемника долго не могли подыскать. За шесть лет сменилось шесть директоров.

В 1968 году на должность директора музея была назначена Зоя Николаевна Хлупина. К своим обязанностям она отнеслась очень серьезно и добросовестно. Многие ветлужане и сегодня помнят именно ее музей, которому она отдала 14 лет жизни. И это одна из самых ярких страниц истории Ветлужского государственного краеведческого музея. Популярность его была очень велика в городе и в районе. Музей стал центром, объединявшим творческих ветлужан. Кроме постоянно действующей экспозиции проводились многочисленные выставки: художественные, прикладного искусства, фотовыставки, сельскохозяйственные, выставки цветов. За время работы в музее Зоя Николаевна, не разрушая концепции экспозиций, созданных до нее И.И. Разумовым, Д.А. Марковым, П.Г. Скворцовым, создавала и трудилась над новыми.

Большое внимание уделялось экскурсионной работе. Ветлужские школьники, работники предприятий города и района регулярно организованно посещали музей. Приезжали группы из других районов области и из города Горького, а туристы, путешествовавшие по реке Ветлуге, далеко разнесли славу Ветлужского музея. Все закончилось в 1982 году. Зоя Николаевна ушла на пенсию, а музей на несколько лет закрылся для посетителей в связи с переездом на ул. В.И. Ленина в кирпичное здание бывшей городской управы.

С1982 по 1996 год директором музея работал Валерий Михайлович Молодцов. Вступая в должность, он не представлял специфики музейной работы. Перевезти с места на место стационарные музейные экспозиции практически невозможно. Нужно было все строить заново, а у директора не хватало ни знаний, ни опыта.

Здание, предназначавшееся под музей, требовало серьезного ремонта, который проходил вместе с перевозкой экспонатов. Приглашенные иногородние художники строили экспозицию советского периода в духе 1980-х годов. Ей были свойственны плакатность, схематичность, однообразность подачи материала, по причине незнания истории края в экспозицию вкралось много фактических ошибок. Открытие музея затягивалось, средств не хватало. В фондохранилище не было сделано элементарного декоративного ремонта. Музей после переезда представлял собой печальную картину - уж очень все напоминало сарай, заполненный не музейными экспонатами, а бесполезным хламом. Нужно было все начинать сначала.

В залах первого этажа было решено разместить отдел природы. В это время на родину в Ветлугу вернулся В.Н. Куранов - художник, член Союза художников СССР, страстный охотник, человек, любивший и знавший природу. Именно в его лице директор музея встретил своего единомышленника, и началась работа над диорамами. Василий Николаевич принялся осуществлять этот проект с энтузиазмом и знанием дела. Вместе с директором ездили за природным материалом, а затем подвергали его специальной обработке. Несколько лет продолжалась эта работа. Было выполнено шесть больших диорам, оформлено несколько витрин и два открытых комплекса. Такому отделу природы мог бы позавидовать любой музей, особенно в то время.

Другие разделы экспозиции не были построены, а представляли собой своеобразные раскладки имевшихся в музее экспонатов по темам.

Начались трудные для всех 1990-е годы. Музей пришел в страшный упадок: течет крыша, в нескольких залах и на лестничной площадке второго этажа происходит обрушение потолка. Постоянно возникает проблема с отоплением и освещением.

В 1996 году должность директора музея принимает Татьяна Борисовна Храмович. На нее тяжелым бременем ложатся все копившиеся годами проблемы.

За двенадцать лет сделано очень много. Ежегодно в здании музея производились какие-либо ремонтные работы. Выполнена новая кровля из оцинкованного металлического листа. Один за другим открываются музейные залы с новыми экспозициями и выставками. Этому предшествует серьезная научная и поисковая работа. Все это требует финансирования. Благодаря энергии директора в разрешении проблем музея принимали участие и администрация, и депутаты, и спонсоры. Музей преобразился, регулярно открываются новые выставки, оживилась экскурсионная работа. Успешно реализуется музейная программа для дошкольников. Дружный творческий коллектив встречает 90-летний юбилей музея с новыми планами и интересными задумками, которые надеется исполнить.

Ветлужский краеведческий музей хранит в своих фондах большое количество исторических документов, которые доступны для изучения всем исследователям истории края - профессионалам и любителям.

Примечания
1 Сборник постановлений Ветлужского уездного земского собрания очередной сессии. 29 сентября - 12 октября 1911 года. С. 528.

[Журнал N15]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8