Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N15":
Тема номера "Музеи нижегородской глубинки"

К сведению!
Нижегородский музейный центр провел в мае 2008 года в г. Урене семинар-тренинг "Музейное образование: новые реалии, современные технологии".

Главный редактор журнала "Музей" Е.Б. Медведева и известный специалист в области музейной педагогики М.Ю. Юхневич познакомили участников семинара-тренинга с самыми современными технологиями музейных коммуникаций, с опытом организации музейных диалогов с публикой ведущих зарубежных и отечественных музеев. Предусмотренные программой семинара тренинги показали активную готовность нижегородских музейщиков к внедрению в свою практику этих технологий, а многие уже давно успешно ими пользуются.

Для столичных специалистов и многих нижегородцев стало открытием существование и активная плодотворная деятельность провинциальных музеев, с которыми они познакомились в ходе семинара. Уренский народный исторический музей, Тоншаевский краеведческий музей, Краснобаковский исторический музей, Ветлужский краеведческий музей принимали в своих залах коллег.

И в каждом музее были свои "изюминки" и свои находки, у каждого музея участники семинара увидели "свое лицо", несмотря на то, что в каждом из них есть общие для северных районов Нижегородской области старые орудия труда, предметы домашнего обихода. Важно, что в этих музеях работают замечательные творческие личности, "без страха и упрека" служащие своему музею и своей любимой публике, которую постоянно надо удивлять, просвещать, взаимодействовать с ней так, чтобы люди еще и еще приходили в музей и получали от него удовольствие, духовную поддержку, открывали для себя новые горизонты

М.В. Мишанова
"Музейное образование: новые реалии, современные технологии" Семинар-тренинг

В г. Урене Нижегородской области 20-23 мая 2008 года на базе Северного филиала Региональной общественной организации "Нижегородский центр поддержки и развития музеев" в Уренском историко-краеведческом музее проходил семинар-тренинг "Музейное образование: новые реалии, современные технологии".

Мероприятие проводилось Региональной общественной организацией "Нижегородский центр поддержки и развития музеев" при активной поддержке Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, администрации Уренского района.

Целью семинара-тренинга было повышение профессионального уровня сотрудников музеев, получение ими навыков проектно-аналитической деятельности, обмен опытом работы, инициация партнерских музейных проектов.

Кучастию в проведении и подготовке семинара были приглашены московские специалисты в области музеологии и музейной деятельности.

Елена Борисовна Медведева, доцент кафедры музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, главный редактор журнала "Музей", к.и.н., специалист в области отечественной и зарубежной музейной педагогики, разработчик образовательных музейных концепций, моделей детского музея, автор ряда публикаций, программ, учебных пособий, соруководитель творческой лаборатории "Музейная педагогика".

Марина Юрьевна Юхневич, ведущий научный сотрудник Российского института культурологии (г. Москва), к.п.н., автор более 50 публикаций по музейной педагогике, монографий ("Музей и школа. Книга для учителя", "Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России", "Ребенок в музее", "Детские музеи за рубежом", "Яповеду тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике"), музейно-образовательных проектов и программ ("Предметный мир культуры", "Я и другой", "Возможно быть другим"), руководитель семинаров и конференций по проблемам музейной педагогики.

Утром 20 мая 2008 года комфортабельный автобус с нижегородскими музейщиками и московскими гостями отправился от здания Нижегородского университета. Собирая по дороге участников семинара, автобус к обеду подъехал к Уренскому историко-краеведческому музею, где его уже ждали директор Уренского музея Светлана Александровна Техменева и ее гостеприимные сотрудники и коллеги.

Участниками семинара были специалисты Нижегородского музейного центра, преподаватели кафедры музеологии университета, сотрудники нижегородских музеев: Государственного литературно-мемориального музея Н.А. Добролюбова, Русского музея фотографии, музеев истории Московского и Приокского районов, а также ведомственных музеев НИТЕЛ и "ВолгаТелеком"; директора и научные сотрудники музеев Нижегородской области: Шарангского краеведческого музея, мини-музея "Шахунская старина", Шахунского народного фольклорно-этнографического музея, Краеведческого музея п. Сява Шахунского района, Варнавинского историко-художественного музея, Ветлужского краеведческого музея, Тоншаевского краеведческого музея, Кстовского историко-краеведческого музея, Перевозского музейно-выставочного центра, Варнавинского музея Поветлужья, Сергачского краеведческого музея, Историко-художественного музея Семеновского района, школьного музея д. Муравьиха Дальнеконстантиновского района, Краснобаковского исторического музея.

В семинаре участвовало более 40 человек. Их ждала насыщенная и весьма интенсивная рабочая программа. Занятия, разделенные на лекционную и практическую части, проходили в Доме культуры г. Уреня.

"Музей и его аудитория" - тема первого дня.

Первая лекция - М.Ю. Юхневич. "Диалог музея с аудиторией".

Основные вопросы лекции: эволюция музея как института образования; аудитория современного музея: ее особенности и ожидания; взрослый в структуре аудитории; актуальные направления и формы работы с взрослой публикой.

Вторая лекция - Е.Б. Медведева. "Маркетинг - новая стратегия в работе с аудиторией".

Основные вопросы лекции: понятия "музейный маркетинг", миссия музея, SWOT-анализ; PR-технологии в продвижении музея; стратегия работы со СМИ; презентация журнала "Музей".

В финале лекции участников семинара ждал практикум "Сегментация музейной аудитории", в ходе которого музейщики обсудили, как определить и сформулировать миссию музея, провели анализ способности музея реализовать свою миссию, определили сегментацию музейной аудитории, категории потенциальных посетителей. Все это в дальнейшем должно помочь музейщикам привлекать в музейные залы как можно больше посетителей.

Вечером, по окончании занятий, всем участников семинара предстояла увлекательная поездка в Тоншаевский краеведческий музей, расположенный в реконструированном здании бывшей сторожки Никольской церкви. Сотрудники музея провели гостям интересные экскурсии по залам истории и этнографии, боевой славы, природы, после чего всех ждал прием в выставочном зале, где было продемонстрировано, как коллектив музея внедряет новые формы работы с посетителями и возрождает старинные забытые праздники и обряды: "Свадьба в Поветлужье", "Никола зимний в Тоншаеве", "Мир сказок Поветлужья" - фольклорный праздник для детей по мотивам местных сказок.

Возвратившись в Урень, музейщики получили возможность заехать к Святому Крестовоздвиженскому источнику, набрать целебной воды и полюбоваться замечательной природой севера Нижегородской области.

Второй день (21 мая) для участников семинара начался с экскурсии по Уренскому краеведческому музею, которую проводила директор музея С.А. Техменева. Это был, наверное, самый ответственный рассказ, поскольку слушали Светлану Александровну ее коллеги - директора и сотрудники районных музеев. После интересного повествования об истории и этнографии Уренского края музейщиков снова ждала работа.

"Проектная технология в культурно-образовательной деятельности музея" - тема второго дня.

Первая лекция - Е.Б. Медведева. "Проектные технологии - дань моде или?.."

Основные вопросы лекции: понятие "музейное проектирование"; характеристики музейного проекта, основные составляющие проектной заявки.

Участникам семинара была предложена методическая разработка "Секреты грантописца", цель которой помочь музейным работникам правильно составлять заявки на финансовую поддержку в благотворительные организации и в специализированные фонды, устранить ошибки при написании заявок (в разработке указаны основные ошибки, которые совершают грантописцы).

Вторая лекция - М.Ю. Юхневич. "Проекты социальной направленности в деятельности современного музея".

Основные вопросы лекции: роль современного музея в выполнении функции социализации; музейные проекты, направленные на решение актуальных социальных проблем и повышение качества жизни местного сообщества.

Музею сегодня как живому организму необходимо реагировать на изменения, происходящие в обществе. Социальные проблемы современного общества должны находить отражение в социокультурной деятельности музея, в проектах социальной направленности, таким образом, чтобы, к примеру, предложенные музеем программы, занятия, выставки и акции способствовали формированию у детей и подростков социальной и коммуникативной компетентности. Кроме того, сегодня в обществе становится востребованной работа с проблемными детьми, инвалидами, пенсионерами, и музей не должен оставаться в стороне от этого рода деятельности.

После лекции участникам семинара было предложено поразмышлять на актуальную майскую тему - "Ночь в музее" и разработать концепцию проведения этой акции. "Ночь в музее" - мероприятие международное, музеи европейских и некоторых российских городов ночью 18 мая не закрывают свои двери для посетителей. Эту необычную акцию придумали 10 лет назад в Берлине. Ночные выставки посещают в два раза больше гостей, чем в обычное время.

Вечером состоялась экскурсия в Краснобаковский исторический музей, где участников семинара ждали в бывшем доме князя Александра Петровича Трубецкого, построенном в 1887 году. Гостей встречала директор музея Ирина Сергеевна Корина. Перед экскурсантами предстали разные экспозиции по истории и этнографии Поветлужья и Севера Нижегородской области: археологические находки на территории района, первые марийские поселения, ветлужские разинцы, православные храмы, беляны - гордость Ветлуги, уголок ткачества и коллекция самоваров.

По окончании экскурсии гостей музея ждал теплый прием с чаем и краснобаковской ватрушкой, приготовленной по местному эксклюзивному рецепту.

"Интерактивность в пространстве музея" - тема третьего дня. Первая лекция - Е.Б. Медведева. "Интерактивность - новая технология музейного образования".

Основные вопросы лекции: как и почему в музее стала применяться технология интерактивности; интерактивность как векторное направление развития современного музея; критерии музейной интерактивности.

Интерактивность актуальна и востребована в современных музеях, популярна среди посетителей, которые становятся соучастниками всего происходящего на музейных площадках, когда для посетителя создается ситуация "Я- сам".

По завершении лекции было предложено провести дискуссию по вопросу "Интерактивность: за и против".

Участники семинара обсудили проблему - как происходит использование технологии интерактивности в современном музее, поскольку не все музеи готовы к такому виду работы с посетителем, так как этот вид деятельности подразумевает насыщенный диалог между посетителем и экспозицией или музейного педагога с аудиторией.

Вторая лекция - М.Ю. Юхневич. "Путеводитель по экспозиции как средство создания интерактивной ситуации"

. Основные вопросы лекции: причины возрастающей популярности путеводителей; типология музейных путеводителей; проект "Яиду искать!" (С.-Петербург) как наиболее значимое явление в практике работы отечественных музеев над детским путеводителем.

В качестве практического занятия музейщикам было предложено познакомиться с путеводителями, которые были разработаны для проекта "Яиду искать!", придуманного специально для Фестиваля детских музейных программ. Для этого проекта музейные сотрудники в соавторстве с художниками создают интерактивные путеводители - "маршрутные листы" по экспозициям с рисунками, заданиями, доступными ребенку комментариями. Функция такого путеводителя - превращать ситуацию посещения музея в игровую. Тема путешествия может быть серьезной, но роль экскурсовода отдана воображаемому герою - фестивальному Льву. Во второй части тренинга было предложено провести разбор ошибок в разработанных различными музейными коллективами путеводителях.

После лекций все участники семинара были приглашены в Ветлужский краеведческий музей. Музейщиков встречали директор музея Татьяна Борисовна Храмович, ей помогали научные сотрудники музея Антонина Николаевна Щеглова и Анна Николаевна Шибаева.

После уже традиционного приема в музее экскурсантов ждала небольшая прогулка по городу Ветлуге, замечательно расположившемуся на живописном берегу реки. Тихий майский вечер в провинциальном городе с малоэтажной архитектурой середины XIX - начала XX века над рекой произвел неизгладимое впечатление на московских гостей и нижегородцев.

23 мая - заключительный день семинара, день подведения итогов и получения задания на будущее.

"Музей и подрастающее поколение: проблемы и перспективы" - тема четвертого дня.

Первая лекция - М.Ю. Юхневич. "Детское направление в культурно-образовательной деятельности современного музея".

Основные вопросы лекции: состояние и основные достижения в работе с детьми в российских музеях; современные стратегии работы с детской аудиторией (отечественные и зарубежные практики); уроки Всероссийского фестиваля "Детские дни в Петербурге".

"Детские дни в Петербурге" - это ежегодный фестиваль специальных музейных программ для детей и их родителей.

В программе фестиваля участвуют более 20 музеев Санкт-Петербурга (в том числе крупнейшие). В них в дни фестиваля открываются детские "маршруты", объединенные идеей игры-путешествия "Я иду искать!". Дети от 5 до 16 лет (маленькие - со взрослыми, а подростки - самостоятельно) смогут исследовать экспозиции музеев с помощью специально изданных интерактивных путеводителей, выполнить задания, получить призы, поучаствовать в обсуждениях в Интернете.

Заключительная лекция - Е.Б. Медведева. "Музей для детей: специфика феномена, особенности деятельности".

Основные вопросы лекции: история детского музея в России и за рубежом; особенности культурно-образовательного феномена "детский музей".

Участники семинара высоко оценили уровень проведенного семинара-тренинга. Каждый участник семинара получил методические разработки московских специалистов:

- Тезаурус - музейное образование: новые реалии, современные технологии.
- Секреты грантописца.
- Проверь себя - 10 тревожных сигналов для директора музея.
- Рекомендации по составлению детских путеводителей для индивидуальных посетителей.
- Схема проектной заявки.
- Книга "Музей и личность" (отв. редактор А.В. Лебедев, составитель М.Ю. Юхневич. М., 2007) содержит ретроспективный взгляд на эволюцию музеев, которые преимущественно ориентированы на решение образовательных задач. В ней представлена 150-летняя история образовательного музея, наполненная драматическими коллизиями, с многочисленными персонажами и главными действующими лицами. Адресована книга главным образом сотрудникам музеев образования.

Участники семинара высказали общее мнение, что тема семинара-тренинга была для них актуальной, а деятельность Нижегородского музейного центра в направлении повышения профессионального уровня сотрудников музеев была одобрена нижегородскими музейщиками.

Далее предлагаем вашему вниманию тексты лекций, прочитанных на семинаре (воспроизведены по записи).

[Журнал N15]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8