Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N15":
Тема номера "Музеи нижегородской глубинки"

К сведению!
Нижегородский музейный центр провел в мае 2008 года в г. Урене семинар-тренинг "Музейное образование: новые реалии, современные технологии".

Главный редактор журнала "Музей" Е.Б. Медведева и известный специалист в области музейной педагогики М.Ю. Юхневич познакомили участников семинара-тренинга с самыми современными технологиями музейных коммуникаций, с опытом организации музейных диалогов с публикой ведущих зарубежных и отечественных музеев. Предусмотренные программой семинара тренинги показали активную готовность нижегородских музейщиков к внедрению в свою практику этих технологий, а многие уже давно успешно ими пользуются.

Для столичных специалистов и многих нижегородцев стало открытием существование и активная плодотворная деятельность провинциальных музеев, с которыми они познакомились в ходе семинара. Уренский народный исторический музей, Тоншаевский краеведческий музей, Краснобаковский исторический музей, Ветлужский краеведческий музей принимали в своих залах коллег.

И в каждом музее были свои "изюминки" и свои находки, у каждого музея участники семинара увидели "свое лицо", несмотря на то, что в каждом из них есть общие для северных районов Нижегородской области старые орудия труда, предметы домашнего обихода. Важно, что в этих музеях работают замечательные творческие личности, "без страха и упрека" служащие своему музею и своей любимой публике, которую постоянно надо удивлять, просвещать, взаимодействовать с ней так, чтобы люди еще и еще приходили в музей и получали от него удовольствие, духовную поддержку, открывали для себя новые горизонты

Е.Б. Медведева
Маркетинг - новая стратегия в работе с аудиторией

Почему так важно и необходимо говорить о маркетинге сегодня и является ли маркетинг на самом деле средством развития платных услуг?

Слово "маркетинг" появилось в начале XX века в коммерческом секторе. Имеет ли музей своей целью получение прибыли и можем ли мы переносить автоматически понятие "маркетинг" из коммерческой сферы в сферу культуры? Целью некоммерческого маркетинга не является получение прибыли в денежном выражении. "Прибыль", на которую рассчитывает музей, оценивается приростом интереса публики к музею.

Маркетинговые стратегии музея очень отличаются от того, что существует в коммерческой сфере.

Социологи считают, что музейные посещения составляют менее 10% от различных видов досуга, т.е. назвать этот вид досуга популярным довольно трудно. Более популярны отдых у телевизора - 31%, поход в театр и на концерты - 17%, поездки на природу - 36%, отдых с друзьями - 37%.

Однако государство и общество выделяют средства на музеи и поэтому вправе спросить, как эффективна музейная деятельность.

Социологи выявили причины низкой популярности музейного досуга:
- низкий уровень комфорта,
- недостаток информации о музейных предложениях,
- плохое состояние здания, интерьеров, территории,
- редкая сменяемость экспозиций,
- недостаточно высокий уровень предлагаемых музеями программ,
- грубость смотрителей.

Почему люди не ходят в музей? Люди не знают, что в нем происходит что-то интересное и часто меняются выставочные программы. Нижегородский музей № 15. 2008

Иногда они чувствуют себя необразованными и стесняются, поскольку, например, не получали должного воспитания в школе.

Деловые люди заняты, и у них не хватает времени, а в музее нельзя ничего посмотреть быстро. Малообеспеченые считают, что в музее все дорого и не для них.

А что касается посетителей с детьми, то они считают, что в музеях не любят детей, так как они шумят и им делают строгие замечания. Особенно актуально для нашей страны то, что инвалиды не ходят в музей, так как музейные здания редко оборудованы необходимыми для них пандусами и лифтами, нет этикетажа для слепых, нет программ для людей с ограниченными возможностями.

Центральная идея некоммерческого маркетинга - это не получение прибыли, а получение как можно более широкого социального эффекта, который можно достичь только ориентируясь на потребителя. Ориентация на самые различные группы, например различающиеся по вероисповеданиям или вариантам летнего отдыха. Поэтому необходимо изучать группы потребителей, и проводить для этого социологические исследования, как изменяется аудитория, чтобы делать акценты, какие услуги предлагать зимой и какие летом. Музей должен четко знать ответ на вопрос - а кто он, его посетитель.

Маркетинг - это обмен. Что музей предлагает? Не только музейный билет, но и продукты и услуги для посетителей: экскурсии, каталоги, экспозиция, педагогические программы, справочные услуги, сдача в аренду музейных площадей для организации корпоративных мероприятий.

Цель маркетинга музея: повышение социальной значимости своей деятельности, миссии и общественной востребованности, создание хорошо запоминающегося образа привлекательного и надежного партнера.

У музея есть имидж такого интересного и хорошего объекта досуга.

Задачи музейного маркетинга:

сохранение аудитории; расширение аудитории; воспитание аудитории; обеспечение ее комфорта. Это - 4 главные позиции музейного маркетинга.

А что можно сказать о целевой аудитории музея?

Ее можно поделить схематично на четыре группы.

Первая группа - это те, кто любит и посещает музеи (постоянная аудитория). Именно для них музеи готовят свои выставки, а выставка - это способ сохранить свою аудиторию, предложить новые программы, праздники или даже абонемент. Но как расширить свою аудиторию и как, например, завлечь подростка в музей, наиболее активную часть аудитории? К примеру, музей-заповедник "Кижи" много работает с эпосом "Калевала",

завлекая подростков в музей: был объявлен конкурс на самое лучшее музыкальное переложение эпоса, и подростки творили на эту тему.

Вторая группа - это те, кто не знает о предлагаемых музеем продукте и услугах (потенциальная аудитория).

Третьи - это те, кто знает о музейных предложениях, но предпочитает другие виды досуга.

И четвертые - те, кто никогда не посещает музеи.

Но как сохранить аудиторию?

Есть следующие варианты: частое общение и адресная рассылка (бюллетени, письма, уведомления), разнообразие музейных программ, продажа абонементов на сезон и даже создание "обществ друзей".

Способы завоевания посетителей:
- открытие новых выставок,
- презентация на короткий срок необычных экспонатов из фондов,
- проведение концертов, праздников, мастер-классов,
- введение льготных предложений на покупку билетов,
- работа музея в необычное время ("Ночь музеев").
Как можно определить и измерить - ориентирован ли музей на аудиторию ?

Первое - если посетителя встречает дружелюбный персонал, это очень важно. Это главный фактор ориентированности музея на посетителя.

Второе - широкая внешняя реклама и информационная насыщенность зоны перед входом в музей, это тоже очень важно - это могут быть буклеты, информационные афиши, листовки.

Третье - качественный музейный сервис: пандусы для инвалидов и др. Музейные кафе и рестораны, рекреационные зоны, где посетитель может просто отдохнуть.

Четвертое - аттрактивная музейная архитектура и ясно читающийся маршрут экспозиции и осмотра, это особенно важный фактор для больших музеев.

Регулярные выставки и музейные проекты - тоже один из факторов ориентированности на музейного посетителя.

Разнообразие форм обращения к музейной аудитории, образовательных, досуговых, и чем их больше, тем больше музей желает иметь посетителей.

Миссия - это философия организации. Она определяет ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность.

Все музеи имеют свою миссию, она не может быть одинаковой. Основа менеджмента - правильно сформулированные цели, поскольку "нет попутного ветра для корабля, команда которого не знает, куда ей плыть".

Музеи сегодня трудятся над составлением миссии музея, и ее должны создавать все сотрудники музея, чтобы быть понятной всем - и музейщикам, и посетителям.

Поэтому цели, предъявляемые обществу в формулировке миссии, должны быть:
- актуальными,
- конкретными и измеримыми,
- достижимыми,
- понятно сформулированными.

Миссия часто нужна, когда музей обращается в какие-либо фонды за грантовой помощью.

Пример 1. Миссия Тольяттинского краеведческого музея.

Служить Тольятти, сохраняя культурное наследие жителей этой территории, участвуя в решении социальных проблем и формируя культурно-образовательное пространство. Мы идем на открытый диалог с городским сообществом посредством организации совместных культурных проектов, программ и выставок, используя новые технологии и инновационные подходы. Мы стремимся быть востребованными и способствовать формированию единого культурного пространства в городе.

Пример 2. Миссия музея-заповедника "Куликово поле".

Миссия музея состоит в актуализации Куликовской битвы как определяющего события в истории Российского государства и превращение этого культурного наследия в ресурс развития окружающей территории.

Пример 3. Миссия музея-усадьбы Л.Н. Толстого "Ясная Поляна".

Свою миссию музей видит в в повышении уровня жизни населения прилегающих территорий за счет создания особой нравственной, социальной, экологической и культурной среды на основе наследия Л.Н. Толстого.

Пример 4. Миссия музея-усадьбы "Архангельское".

Сохранение материальных носителей русской и зарубежной художественной культуры и информации о традициях и особенностях подмосковной усадьбы как уникального явления русской культуры XVIII-XIX века, интерпретация этой информации и передача ее жителям России и зарубежных стран. (Не совсем корректно сформулированная миссия для музея. Миссия не может быть сформулирована на века. Музей должнен показать то, над чем он работает сейчас, что важно сейчас. Корректировка миссии - первый шаг, и это то, что заставляет меняться музей.)

Что дает музею формулировка его миссии?
Для взгляда на него извне:
- показ обоснованности финансирования музея,
- привлекательность для спонсорских инвестиций,
- демонстрация роли музея в решении социальных задач и культурной политике региона.
Для музейных сотрудников:
- воодушевление коллектива на решение общих задач,
- повышение эффективности работы каждого члена коллектива,
- чувство корпоративной гордости
. Формулировка миссии означает ответ на вопросы:
- Для чего мы существуем?
- Во что мы верим?
- Кчему мы стремимся?
- Какую работу мы проводим?
- Кто входит в круг наиболее важных для нас заинтересованных лиц?

[Журнал N15]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8