Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N15":
Тема номера "Музеи нижегородской глубинки"

К сведению!
Нижегородский музейный центр провел в мае 2008 года в г. Урене семинар-тренинг "Музейное образование: новые реалии, современные технологии".

Главный редактор журнала "Музей" Е.Б. Медведева и известный специалист в области музейной педагогики М.Ю. Юхневич познакомили участников семинара-тренинга с самыми современными технологиями музейных коммуникаций, с опытом организации музейных диалогов с публикой ведущих зарубежных и отечественных музеев. Предусмотренные программой семинара тренинги показали активную готовность нижегородских музейщиков к внедрению в свою практику этих технологий, а многие уже давно успешно ими пользуются.

Для столичных специалистов и многих нижегородцев стало открытием существование и активная плодотворная деятельность провинциальных музеев, с которыми они познакомились в ходе семинара. Уренский народный исторический музей, Тоншаевский краеведческий музей, Краснобаковский исторический музей, Ветлужский краеведческий музей принимали в своих залах коллег.

И в каждом музее были свои "изюминки" и свои находки, у каждого музея участники семинара увидели "свое лицо", несмотря на то, что в каждом из них есть общие для северных районов Нижегородской области старые орудия труда, предметы домашнего обихода. Важно, что в этих музеях работают замечательные творческие личности, "без страха и упрека" служащие своему музею и своей любимой публике, которую постоянно надо удивлять, просвещать, взаимодействовать с ней так, чтобы люди еще и еще приходили в музей и получали от него удовольствие, духовную поддержку, открывали для себя новые горизонты

М. Ю. Юхневич
Детское направление в культурно-образовательной деятельности современного музея

Состояние и основные достижения в работе с детьми в российских музеях. Почему значительная часть детей проходит "мимо музея". Современные стратегии работы с детской аудиторией (отечественные и зарубежные практики). Уроки Всероссийского фестиваля "Детские дни в Петербурге".

Наиболее крупные и позитивные характеристики детского направления музейной деятельности:
- Стабильность и разнообразие детской аудитории. В ней представлены все возрасты, включая детей, которые не умеют ходить.
- Реализация городских музейно-образовательных программ, ориентированных на поэтапное приобщение детей к культурно-историческому наследию и художественной культуре.
- Создание адресованных только детской и семейной аудитории специализированных музеев, центров, постоянно действующих выставок.
- Проведение крупномасштабных, выходящих за пределы одного музея акций, которые адресованы детской аудитории и одновременно являются средством консолидации музейных педагогов.
- Все более возрастающий уровень теоретического осмысления работы с детьми.
Российский центр музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея. Создан в 1990 году.
Его деятельность, ориентированная на интеграцию музея в систему образования, способствовала становлению и развитию музейной педагогики России:
- Комплектование детского художественного творчества.
- Выставки детского творчества в России и за рубежом.
Встреча друзей.

В рамках празднования Международного дня музеев состоялся детский театрализованный праздник, завершивший работу кружков и студий Центра.

Предмет особой заботы - "дети с проблемами"

. Цель программы "Здравствуй, музей":
- объединить усилия музейщика, работника детсада, школьного учителя и преподавателя вуза для воспитания обогащенного художественным опытом и знаниями человека,
- развить в детях способность к восприятию и пониманию произведения искусства в его социальном, историческом и личностном контексте. Воспитать зрительскую и музейную культуру юной аудитории
. Структура программы "Здравствуй, музей!":
- Мы входим в мир прекрасного (для дошкольников) - формирует основы визуального мышления и эстетического восприятия на базе наблюдения как природных, так и музейных объектов.
- Мир музея (для учащихся начальных классов) включает три курса: "Учись смотреть и видеть" для 1-го класса, "Введение в музей" для 2-го класса, "Виды искусства" для 3-го класса. Занятия проводятся в школе и в музее по методике, использующей систему опорных вопросов и диалоговую форму.
- Личность и изобразительное искусство (для учащихся среднего школьного возраста) - включает курсы: "Язык изобразительного искусства" для 5-го класса, "Рассказы о художниках" для 6-9-х классов, "История изобразительного искусства" для 8-9-х классов, "Архитектурно-художественное краеведение" для 8-9-х классов. Их задачи - содействие двух взаимосвязанных процессов: самопознания, самоопределения развивающейся личности и ориентации школьника в пространстве художественной культуры.
- Проблемы современной художественной культуры (для учащихся 11-го класса) - подводит итоги обучения по программе "Здравствуй, музей!" в средней школе и направлен на формирование и развитие потребности учащегося найти свое место в пространстве культуры.
- Пути развития отечественного искусства (для студентов высших учебных заведений) - вводит в проблематику бытования современного художественного музея и знакомит с развитием отечественного искусства в контексте мировой художественной культуры.
- Шаг навстречу (для детей с аномалиями развития) - содержит не только практические рекомендации по организации арт-терапевтической деятельности в художественном музее, но и важнейшие установки и принципы арт-терапии как метода психологической практики, использующей возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии детей "с проблемами".
"Музей. Музыка. Дети"

Проект организован Фондом первого Президента России Б.Н. Ельцина и Союзом музеев России при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Непосредственными участниками проекта стали музеи различных регионов России.

Методическое руководство проектом осуществляет Российский центр музейной педагогики и детского творчества Русского музея.

Дети из детских домов могли приобщиться к таинству пробуждения духа благодаря трем великим искусствам - живописи, искусству слова, музыке.

Чего же хотят дети помимо традиционной экскурсии:
- диалогов,
- самостоятельности,
- уроков в старой школе, <
- игры и театрализации
- удовольствий и развлечений (но не праздных),
- подарков,
- ответов на вопросы, которые волнуют (в том числе - как строить свои отношения с другими),
- творчества
Дети хотят, чтобы:
- в пространстве музея были возможны диалог, свобода и творчество,
- музей помог им решить проблемы, которые волнуют их сегодня или которые встанут перед ними завтра,
- музей был не только источником знаний, но и стал источником удовольствия и радости.

"Детские дни в Петербурге" - это Всероссийский фестиваль музейных программ для детей и семьи на площадках музеев Санкт-Петербурга и одновременно мероприятие для профессионалов - сотрудников музеев России.

Программа партнерского проекта питерских музеев - Игра-путешествие "Я ИДУ ИСКАТЬ!" и путеводитель по музеям - основа этого фестиваля. Это мероприятие для родителей и детей. Семья - основная аудитория этого фестиваля.

Кроме этого - это мероприятие для российских специалистов, которые специализируются в области работы с детской аудиторией.

Девиз фестиваля: "Ребенок и музей. Растем вместе". Фестиваль проходит с 2004 года и набирает силу, темпы, профессиональную аудиторию.

Фестиваль - прежде всего семейные программы, осуществляемые на различных площадках Санкт- Петербурга.

Вот некоторые из них.

Семейная программа "В мастерской скульптора" для детей 6-10 лет и их родителей в Музее-мастерской Аникушина.

Специальная программа для детей 6-10 лет и их родителей, когда они все вместе могли что-то сделать в режиме сотворчества: что-то вылепить своими руками.

"Детские дни в Петербурге" - это детские выставки.

Выставка в Музее хлеба - "Вторая жизнь упаковки", о возможностях вторичной переработки бытовых материалов. Музей подготовил особую программу, которая очень актуальна и востребована. Привлекает к проблеме бытовых отходов, которые могут стать сырьем для творчества ребенка.

Мастер-классы по программе "Место встречи -лист бумаги!" в Ботаническом музее Ботанического института им. В.Л. Комарова. Знакомство детей с живыми экспонатами музея и занятия по технике оригами совместно с родителями.

Специальные программы для незрячих и слабовидящих детей "Прошлое на кончиках пальцев" в реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа.

20 музеев Санкт-Петербурга участвуют в этой программе.

Кроме того в режиме биеннале - раз в два года проводятся музейные мастер-классы питерских коллег для музейных специалистов со всей страны. Читаются различные лекции. Лекционная программа не очень большая, и идет жесткий отбор участников этих мастер-классов.

В 2008 году в рамках фестиваля была организована работа в "Проектной мастерской" под руководством экспертов. Это закрытая часть детских дней, так называемый профессиональный форум, он включает в себя конкурс проектов по детской тематике.

На конкурс присылались различные проекты, и жюри отобрало 10 проектов.

Вся аудитория мастер-классов была разбита на группы, и они дорабатывали эти проекты уже вместе с авторами проектов. Впоследствии эти проекты были представлены широкой аудитории и жюри отбирало лучшие проекты. Это способствовало включенности всей аудитории в конкретный проект.

Сургутский художественный музей. "Древние бронзы Оби".

Проект предполагает создание интерактивной АРХЕО-выставки для слепых и слабовидящих. Проведение на ее основе серии мастерских .

Музей изобразительных искусств Республики Карелия. "Музей вызывали?"

Выезд "бригады" научных сотрудников в интернаты, больницы, отдаленные поселки для "исцеления человеческой души".

Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева. Передвижной вариант выставки "Хлам-арт".

Проект привлекает внимание к проблеме утилизации бытовых отходов, к опасности, которые они представляют для окружающей среды, и поиску путей решения этой проблемы.

Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. "От-ЧАЯ-нная выставка".

Раскрывает особенности традиций чаепития в Китае и России. Представляет одну из страниц самарской истории: борьба за народную трезвость через историю "народных чайных", фирм, магазинов.

Музей-заповедник "Кижи" и Республиканский детский музейный центр. "КИЖИ-ENTER!"

Создание Детского музейного сайта как системы постоянного творческого взаимодействия с подростками и молодежью посредством серии партнерских проектов: "Делаем музей вместе", "Моя первая публикация","Каталог неучтенных реликвий", "Раритет XXI века", "Мода в стиле кантри", "Кижская фенечка".

Центральный музей связи имени А.С. Попова. "Физикус показывает опыты".

Проведение серии занимательных опытов для детей и подростков, пришедших в музей самостоятельно или с родителями.

Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко. "А ты привел родителей в музей?!"

Конкурс пожеланий к Международному дню музеев и фотоконкурс "Моя семья в музее".

Авторы самых искренних пожеланий получат в подарок право на бесплатное посещение музея до конца года. Лучшая фотография будет награждена специальным призом от компании "Билайн".

Санкт-Петербургский музей хлеба совместно с мемориальными музеями-квартирами А.А. Ахматовой, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, Н.А. Некрасова, М.М. Зощенко. "Обед у литератора".

Фестиваль должен объединить музеи темой традиционного обеда в доме писателей и в их литературных произведениях.

Национальный музей Удмуртской Республики "Арт-подиум". "Неформальная летопись Ижевска-2008".

Проект посвящен молодежной и подростковой субкультуре, которая характеризуется закрытостью, подчас агрессивностью, и потому для музея - это мало исследованный и плохо представленный в коллекциях пласт современной жизни.

Государственная Третьяковская галерея на Крымской набережной. "ZONE/ЗОНА САМООБРАЗОВАНИЯ".

Цель проекта - формирование привлекательного для молодежи образа Новой Третьяковки в сотрудничестве с творческой молодежью столицы.

А кто же победил?

Первый приз - "Арт-подиум". "Неформальная летопись Ижевска-2008" (Удмуртия). Специальные призы

: - "Древние бронзы Оби" (Сургут).
- "Хлам-арт" (Москва).
- "От-ЧАЯ-нная выставка" (Самара).

[Журнал N15]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8