Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N15":
Тема номера "Музеи нижегородской глубинки"

К сведению!
Нижегородский музейный центр провел в мае 2008 года в г. Урене семинар-тренинг "Музейное образование: новые реалии, современные технологии".

Главный редактор журнала "Музей" Е.Б. Медведева и известный специалист в области музейной педагогики М.Ю. Юхневич познакомили участников семинара-тренинга с самыми современными технологиями музейных коммуникаций, с опытом организации музейных диалогов с публикой ведущих зарубежных и отечественных музеев. Предусмотренные программой семинара тренинги показали активную готовность нижегородских музейщиков к внедрению в свою практику этих технологий, а многие уже давно успешно ими пользуются.

Для столичных специалистов и многих нижегородцев стало открытием существование и активная плодотворная деятельность провинциальных музеев, с которыми они познакомились в ходе семинара. Уренский народный исторический музей, Тоншаевский краеведческий музей, Краснобаковский исторический музей, Ветлужский краеведческий музей принимали в своих залах коллег.

И в каждом музее были свои "изюминки" и свои находки, у каждого музея участники семинара увидели "свое лицо", несмотря на то, что в каждом из них есть общие для северных районов Нижегородской области старые орудия труда, предметы домашнего обихода. Важно, что в этих музеях работают замечательные творческие личности, "без страха и упрека" служащие своему музею и своей любимой публике, которую постоянно надо удивлять, просвещать, взаимодействовать с ней так, чтобы люди еще и еще приходили в музей и получали от него удовольствие, духовную поддержку, открывали для себя новые горизонты

Е.Б. Медведева
Музей для детей: специфика феномена, особенности деятельности

История детского музея в России и за рубежом. Особенности культурно-образовательного феномена "детский музей". Музей для детей как предмет дискуссии.

Музейные педагоги говорят, что их роль в музее - это роль переводчика-интерпретатора, потому что музей создается для взрослых, а работает с детьми, и это парадокс нашей эпохи. Экспозиционеры ориентируются главным образом на взрослую аудиторию, и детям такие экспозиции нужно растолковывать и объяснять. Делать экспозиции более понятными и интересными - это то, чем и занимаются музейные педагоги, очень талантливо переводя взрослый язык на детский.

А вот детские музеи создаются специально для детей. Это явление существует более 100 лет. Те, кто с ними впервые сталкивается, обычно сначала

оказываются в недоумении, потому что возникает много вопросов: А музей ли это? А имеет ли это образование право носить такое название и почему оно так называется? Но поскольку это образование существует уже более 100 лет, я думаю, делать попытки переименовать его не стоит.

Сейчас во всем мире существует более 400 детских музеев, и они растут как грибы. Нет уже ни одной столицы мира, где не было бы такого музея. Больше всего их в США, поскольку именно там они и были основаны в конце XIX века.

1899 год - первый детский музей создан по инициативе школьной учительницы в г. Бруклине. Стех пор этот музей очень сильно изменился. Музей первоначально был просто удобен для ребенка. Более низкие сиденья, более низкая развеска картин, чтобы ребенку было удобно их рассматривать. "Живые" экспонаты - это растения и животные, за которыми ребенок мог бы ухаживать. Этот музей создали в ответ на реформу школы. Именно в конце XIX века в Европе и в Америке начались мощные движения за реформирование образования, для того чтобы сделать его менее книжным и более доступным миру ребенка, и в ответ на это движение родились первые детские музеи в нашей стране и за рубежом.

В России первые детские музеи получили свое развитие еще перед революцией. Это были сначала попытки создать специальные центры развития детей из народа в Москве, Курске, Харькове.

Во многих школьных музеях и клубах экспонаты были сделаны руками детей.

Сегодня, например, в Берлине 8 детских музеев и это вторая страна по численности детских музеев после США. Американские специалисты подсчитали, что создавать детские музеи выгодно, поскольку они дают самый большой доход на музейную площадь, так, например, краеведческий музей в среднем приносит доход 12 долларов на 1 кв. фут музейной площади, художественный - 24 доллара, а детский - 32 доллара.

Но на самом деле не все так просто. Чтобы музей приносил доход, детский музей должен приносить радость ребенку и постоянно меняться, чтобы ребенку хотелось приходить в музей еще и еще.

В современной России бурное развитие детских музеев началось в начале 1990-х годов, в ответ на школьную реформу. Школа стремится выйти на новый уровень образовательных услуг, создать возможность образования в предметной среде.

Один из первых детских музеев - это Детский центр Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Занимает бывшее здание присутственных мест г. Владимира, один из самых больших детских музеев. Существует много экспозиций на тему игры и игрушки.

Экспозиция рассказывает о том, как жили дети прежде, о ярмарке. В экспозиции есть "Детский трактир". Все это очень востребовано детьми.

Музей Деда Мазая в Карабихе создан в традиционном взрослом музее - литературном музее в усадьбе Некрасова, - не очень популярном среди взрослой аудитории. Только детский музей вернул взрослого посетителя в стены старого музея. В маленьком доме площадью не более 45 кв. м располагаются две комнаты, где открылся музей любимого детского литературного героя - Деда Мазая.

Детский музей города Нефтегорска - тема "Дети строят свой город", дети под руководством дизайнеров и музейных работников фантазируют на тему, какой будет их город в будущем.

Дети в этих музеях самостоятельно занимаются творчеством.

Дом сказок "Жили-были", где ребенок перевоплощается в героев сказок Толстого и Коллоди.

Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева (г. Москва) - музей Винни-Пуха - имеет четкую детскую адресность.

Лучше всего дети познают мир играя, поэтому игра и творчество - это основное, чем занимаются дети в детском музее.

Вторая важная составляющая музея - это его интерактивность. Принцип "Ясам" возведен в детском музее в абсолют. В идеале - в детском музее не должно быть экскурсоводов и дети должны общаться с особой средой, интерактивной средой, познавая все самостоятельно.

Экспозиция постоянно совершенствуется, пережила период временной выставки и сейчас трансформируется из постоянной в передвижную.

Детский Открытый Музей (г. Москва) открыл ряд выставок для подростков. Тема - "Возможно быть другим".Как пример передвижная выставка "Руки" - изучаются функции и возможности руки. Тема - постановка экспериментов на самом себе.

Интерактивная выставка для подростков "Музей Отваги" в г. Тольятти.

Интересен темой патриотизма, решение через интерактив в партнерстве с педагогами, военными, комитетом по делам молодежи. Дети в этом музее примеряют на себе разные социальные роли, костюмы.

Детский музей - это музей:
- адресный,
- образовательный,
- интерактивный.
Детский музей:
- апеллирует к эмоциям,
- побуждает к проявлению самостоятельности,
- погружает детей в стихию творчества и игры.
Детский музей - нечто среднее между школой и Диснейлендом.
От музея - там предметная среда, в общении с которой ребенок познает самые разные явления, и как показывает работа зарубежных музеев, детям интересны не только игрушки, проблемы современности им также интересны.

Детский музей НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЬНОЙ ДИДАКТИКЕ- нет привычного обучения от взрослого к ребенку, где образование происходит в совершенно другой среде и самостоятельно.

[Журнал N15]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8