Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N16":
Главной темой нашего журнала стали корпоративные музеи.

К сведению!
Роль личности в музейном деле в большинстве случаев остается определяющей. Это относится к работникам и государственных, и корпоративных музеев. Всю жизнь работая на одном предприятии, относясь к нему как к родному дому, помимо своих непосредственных производственных задач, человек берет на себя заботы по организации музея, обогащая это дело личными качествами увлеченного собирателя и борца за справедливость, защитника интересов работников своего предприятия. Коллекции и экспозиции, созданные музейщиками-подвижниками, часто отражают историю развития отрасли, в которой они работают.

Нам очень хотелось отметить три важных юбилейных даты 2008 года: 90-летие Нижегородской радиолаборатории, 75-летие Нижегородского отделения Союза художников России и 60-летие Нижегородского планетария. Нижний Новгород, славный своими научными школами и наукоемкими производствами, продолжает быть местом средоточия огромного научного и производственного потенциала. Большое значение при этом имеет популяризация науки, чем с успехом занимаются и Нижегородский планетарий, и музей науки "Нижегородская радиолаборатория", и музеи вузов и предприятий.

2-3 декабря 2008 года в музее науки "Нижегородская радиолаборатория" был проведен Первый научный семинар "История науки и техники: музейные исследования", в работе которого приняли участие представители разных научных, технических, производственных музеев. Этот семинар будет отныне проводиться регулярно - один раз в два года. .

Д.В. Силенко
Сотрудничество радиолаборатории и университета

НРЛ на всем протяжении своего существования была тесно связана с НГУ, где я учился. И.Рущук

В далеком 1918 году в Нижнем Новгороде появились два новых государственных учреждения: университет (НГУ, март - июнь, возникший в результате реорганизации нижегородских высших учебных заведений - Народного университета, Нижегородского политехнического института и Высших сельскохозяйственных курсов)[1] и радиолаборатория (НРЛ, август - декабрь, ядро которой составили сотрудники Тверской приемной военной радиостанции международных сношений)[2]. Об истории становления первого советского университета, о его факультетах и ученых написано немало книг и статей. деятельность радиолаборатории, ее научно-технические достижения и роль этого одного из первых производственных и научно-исследовательских учреждений страны в развитии отечественной науки и техники были высоко оценены и нашли свое отражение в литературе. однако во всех этих изданиях не уделено должного внимания теме взаимоотношений НРЛ и НГУ. Вернее сказать, она ограничивается лишь упоминанием о том, что "ведущие сотрудники НРЛ (В.К. Лебединский, М.А. Бонч-Бруевич, В.В. Татаринов, В.П. Вологдин) вели преподавательскую работу в Нижегородском университете"[3]. Между тем анализ архивных материалов, воспоминаний бывших сотрудников радиолаборатории и других источников показывает, что простым преподаванием специалистов НРЛ взаимодействие между двумя научными центрами не ограничивалось. Это было сотрудничество (т.е. совместная работа, участие в общем деле - подготовке высококвалифицированных специалистов), которое велось по нескольким направлениям.

Возникновение тесного контакта между НРЛ и НГУ было связано с решением проблемы, стоявшей перед университетом с момента его открытия, а именно острой нехватки педагогических кадров. Поиск профессоров и преподавателей осуществлялся разными путями, например, для чтения лекций приглашались ученые из Москвы и Петрограда. В начавшей работать к тому времени Нижегородской радиолаборатории сконцентрировались лучшие представители научно-технической интеллигенции, некоторые из которых уже имели опыт педагогической работы. Поэтому привлечение их к преподавательской деятельности было вполне естественным. На сегодняшний день установлены имена десяти сотрудников НРЛ, преподававших в университете:

Валентин Петрович Вологдин - профессор по кафедре конструкции электрических машин инженерно-механического факультета - с 3 сентября 1919 по 16 ноября 1923 года[4]; Михаил Александрович Бонч- Бруевич - профессор по кафедре радиотехники электротехнического факультета, затем по курсу электротехники механического факультета - с 12 апреля 1921 по 1 марта 1929 года[5];

Борис Андреевич остроумов - преподаватель курса теоретической радиотехники механического факультета - с 1 апреля 1926 по 15 января 1929 года[6];

Дмитрий Аполлинариевич Рожанский - временный преподаватель по кафедре термодинамики и курсу теории максвелла физикоматематического факультета - с 26 сентября 1921 по 31 июля 1922 года[7];

Александр Александрович Шапошников - преподаватель по курсу электрических измерений электротехнического факультета - с 27 декабря 1920 по 1 ноября 1922 года[8];

Константин Симонович Шапошников - преподаватель по курсу установочного дела и технического черчения электротехнического факультета - с 19 сентября 1920 по 15 декабря 1923 года[9];

Николай Иванович Полтев - лаборант по электрическим измерениям электротехнического факультета - с 20 января 1921 по 31 мая 1922 года[10]; Владимир Константинович Лебединский - профессор, читал лекции, вел практические занятия по физике и теоретической электротехнике на механическом факультете - с сентября 1919 по сентябрь 1925 года[11]; Владимир Васильевич Татаринов - преподаватель по практическим занятиям по физике - с 6 августа 1918 по 16 января 1929 года[12]; Николай Александрович Никитин - преподаватель физики - 1919-(?)[13].

Среди сотрудников НРЛ - преподавателей НГУ выделяется имя Владимира Константиновича Лебединского. Его деятельность в университете была многогранна. Во-первых, он был преподавателем. "осенью 1919 года ректорат университета, узнав о переезде в Нижний Новгород проф. Лебединского, предложил ему войти в состав кафедры физики НГУ, и на одном из ученых советов Владимир Константинович был избран на должность временного преподавателя, поскольку свободной профессорской вакансии в тот момент исходатайствовать еще не успели. Лекции же начинать требовалось немедленно. Лебединский без промедления приступил к чтению курса физики. Поскольку его лекции должно было слушать большому числу студентов, под аудиторию использовали большой зал ресторана в бывшей гостинице "Россия". Лекционные демонстрации взялся вести В.В. Татаринов. Необходимая аппаратура доставлялась на руках в корзинах из лаборатории с Покровки (физическая лаборатория НГУ находилась в здании бывшего Владимирского реального училища, ныне в этом доме № 37 по улице Б. Покровская располагаются факультеты ННГУ им. Н.и. Лобачевского. - Д.С.) сотрудниками кафедры и возвращалась обратно после лекции. Владимир Константинович был блестящим лектором, поэтому слава о нем быстро распространилась среди студенчества"[14]. Во-вторых, он заведовал кафедрой теории электричества и магнетизма на электротехническом факультете, а затем кафедрой физики на физико-математическом факультете[15]. В-третьих, "В.к. Лебединский являлся научным руководителем т.н. физического института, объединявшего и координировавшего деятельность всех учебно-вспомогательных учреждений электротехнического факультета"[16]. В-четвертых, "его неутомимая энергия во многом способствовала оживлению научной работы среди профессорско-преподавательского состава и студентов университета. он руководил многочисленными студенческими кружками, причем занятия некоторых из них проходили в НРЛ"[17]. Владимир Константинович был главным организатором и первым председателем созданного при НГУ Научного общества естествоиспытателей и любителей природы[18]. Кроме того, педагогический талант Лебединского проявился и в том, что он привлек к работе в НРЛ двух преподавателей университета, открыв им более широкое поле для научной деятельности. Речь идет, прежде всего, о Владимире Васильевиче Татаринове. Начав работать в НРЛ в 1919 году на должности ассистента, через три года он стал уже ученым-специалистом, и его способности раскрылись в полной мере. "Исследования В.В. Татаринова, сделанные им за последние 3-4 года, относятся к самым современным вопросам в области электромагнитных колебаний. Многие выводы, которые получил Татаринов, совпадают с теми, которые к тому времени были получены германскими учеными (по теории связанных незатухающих вибраторов), но в общем вопросе Татаринов пошел дальше своих собратьев: В.В. Татаринов очень плодовитый, неустанный научный работник. В его лаборатории возникают и разрабатываются все новые и новые темы, многие из которых имеют непосредственное и, вероятно, - это покажет будущее - немаловажное значение в технике радиосношений" - такой отзыв о своем коллеге дал профессор Лебединский в 1923 году[19]. Вторым преподавателем НГУ - сотрудником НРЛ стал Николай Александрович Никитин, будущий автор книги "Нижегородская радиолаборатория им. В.и. Ленина". Он прибыл в Нижний из Москвы осенью 1919 года по приглашению известного химика-органика Н.Н. Ворожцова, который подыскивал преподавателей для университета[20]. Вскоре после начала курса лекций состоялась его встреча с В.к. Лебединским. Как позднее вспоминал Никитин, "рассказ о работе радиолаборатории и планах был интересным и заманчивым. В результате состоялось зачисление меня в штат лаборатории на должность лаборанта первой категории"[21]

Служба ученых НРЛ в НГУ была нелегкой, им приходилось совмещать основную работу в радиолаборатории с преподаванием. однако, несмотря на все трудности, они оказывали большую поддержку молодому университету в непростой для него организационный период, когда структура вуза менялась и число факультетов сокращалось (по причине необеспеченности профессорско-преподавательским составом в т.ч.). Кроме собственно преподавания, специалисты НРЛ принимали непосредственное участие в создании нормальных условий для деятельности лабораторий и кабинетов университета, введении новых методов обучения, а также в составлении программ курсов[22]. Сегодня эти авторские разработки представляют большой интерес. В приводимых ниже документах сохранена терминология и орфография 1920-х годов.

ПРОГРАММА ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭЛЕКТРО- ТЕХНИКЕ ПРОФ. В.К. ЛЕБЕДИНСКОГО [23]

Лекции

Основные сведения по электростатике. Закон кулона. работа в электростатическом поле. Электростатический потенциал. Напряжение поля. Энергия заряженного тела.
Электростатическая система единиц. Емкость шарового и плоского (с равномерным полем) конденсаторов. Абсолютный электрометр Томсона.
Существование электрона. Опыты до милликэна. Измерения милликэна. Ионизация. Значение теплового и броуновского движения.
Роль среды в электростатическом поле. Диэлектрическая постоянная. Объемная электростатическая энергия в диэлектрике (вывод для случая равномерного поля). Токи смещения в диэлектрике.
Основные сведения о магнитном поле. Закон Кулона. Магнитный потенциал. Магнитная проницаемость. Объемная энергия в магнитном поле (Все это - по аналогии с электростатическим полем). Свойства силовых линий. Магнитный поток. Рассеяние энергии электростатического и магнитного полей. Теория Пойнтинга для случая прямолинейного бесконечно длинного провода с постоянным током. Вывод закона Био-Савара. Пойнтингов поток.
Электростатические и электромагнитные размерности и способы измерения электрических величин.
Соотношения между электростатической и электромагнитной системами. "Натуральная" система. Практическая электромагнитная система.
Ток переноса. Электронная теория проводимости (Рикке и Друде). Изменение проводимости с температурой. Сверхпроводники. Понятие о теории проводимости Д.Д. Томсона.
Распределение энергии цепи постоянного тока. Обратная ЭДС приемников. Сопротивление материалов и сплавов. различные случаи Сопротивления перехода. Характеристика сопротивления.
Магнитодвижущая сила. Вычисление магнитного потока для случаев легкого определения магнитного сопротивления. Поляризация диэлектрика и намагничивание железа. Опыты Роулэнда-Эйхенвальда.
Свойства ферромагнитных тел. Электронная теория магнетизма.
Вывод закона индукции по электроной теории. Правило Ленца. Самоиндукция и взаимная индукция.
Возникновение и прекращение (замыканием генератора на короткое) тока в цепи с самоиндукцией и емкостью.
Синосуидальный переменный ток. Безваттные приемники, их обратная ЭДС. Средние квадратичные величины и мощность синосуидального переменного тока.
Распределение синосуидального напряжения в последовательно соединенных приемниках.
Метод комплексных величин при рассмотрении явлений в цепи переменного тока. Метод обратных векторов.
Резонанс электрической цепи. Вынужденные колебания. Кривая резонанса. Перенапряжение в цепи. Явление короны. Передача энергии переменного тока по линии. Коэффициент полезного действия. Распределенные емкость и самоиндукция.
Случаи несинусоидального тока. Разложение его по теореме Фурье. Продолжение предыдущего. Случаи коробчатой и треугольной кривых.
Электрические фильтры. Поглощение полосы в спектре Фурье. Поглощение краев спектра.
Трансформатор переменного тока без железа. Значение нагрузки. Трансформатор тока и напряжения.
Рассеяние магнитного потока. Трансформатор с железом. Коэффициент полезного действия. Резонанс- трансформатор.
Свободные затухающие электрические колебания. Получение затухающих колебаний.

Незатухающие колебания.
Колебания высокой частоты. Изменение свойств цепи с повышением частоты. Скинэффект.
Электронные механизмы. Катодный поток в пустоте. Ионные явления в газе. Катодный осциллограф. Искра. Вольтова дуга. Электрическое сжигание азота воздуха.
Термоионные явления. Выпрямители. Дуговые генераторы незатухающих колебаний. Отрицательное сопротивление.
Триод. Его устройство, характеристика и постоянные. Триод как детектор и как усилитель. Триод как генератор незатухающих колебаний.
Излучение электромагнитных волн. Герцов диполь.
Распространение плоской электромагнитной волны. Стоячие электромагнитные волны. Роль земли и слоистости атмосферы при распространении электромагнитной волны.

Практические занятия

Задачи на пользование системами измерений электрических и магнитных величин.
Задачи на переход из одной системы в другую.
Вычисление электростатической емкости, энергии и работы.
Вычисление магнитного потока, коэффициента самоиндукции и взаимной индукции.
Задачи на пользование постоянного времени.
Применение метода комплексных величин к схеме моста Витстона для переменного тока.
Численные примеры на передачу энергии переменным током.
Вычисление периода собственных колебаний электрического контура.
Вычисление потери в железе.

ПРОГРАММА ПО КУРСУ "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РАДИОТЕХНИКИ" ПРОФ.М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА[24]

Лекции

Емкость, самоиндукция и сопротивление при переменных и пульсирующих точках большой частоты. Отрицательное сопротивление. Сосредоточенные и распределенные величины. Емкость проводов и катушек. Потери в диэлектриках и сердечниках. Скинэффект. устройство конденсаторов, самоиндукций и волномеров. Колебательный контур с квазистационарным распределением. Собственный период. Свободные колебания. Затухание. Вынужденные колебания. Резонанс. Соотношение между током и напряжением. Мощность. Контуры высокой и низкой частоты. Способы настройки.
Открытый вибратор. Узлы и пучности. Распределение тока напряжения и сопротивления. Статические и динамические величины. Излучение. Длина волны. Волномер. Кривые резонанса и применение их к определению декремента.
Колебания в связанных системах при различной степени связи. Волны связи при затухающих и незатухающих колебаниях. Явление затягивания. Резонанс. Трансформатор.
Антенны. Мачты, заземление, противовес. Действующая высота. Емкость, самоиндукция и сопротивление. Антенны с уменьшенными потерями. Направленные и замкнутые антенны. Способы постройки. Распространение волн. Роль Хевизайдова слоя. Связь между длиной волны и дальностью действия.
Затухающие отправители Маркони, Брауна и Вина. Преимущества ударного возбуждения. Роль частой искры. Устройство разрядников. Наивыгоднейшая связь. Кривые резонанса. Общее устройство искровых станций на постоянном и переменном токе. Способы сигнализации. Резонанс в цепях низкой частоты. Станции с синхронными разрядниками. Мощность, отдача, ток и напряжение при искровой передаче.
Прием затухающих сигналов. Простой и сложный приемник. Детектирование. Характеристики кристаллических детекторов. Устройство приемников и приемных радиостанций. Помехи при приеме. Атмосферные шорохи. Условия приема в течение суток и в течение года. Влияние местных условий. Ориентированный прием, прием на специальные антенны. Радионаниометры.
Преимущества незатухающих колебаний при передаче. Машины большой частоты. Понятие о конструкциях. Устройство статора и ротора. Распределение потерь. Умножение частоты внутри и вне машины. Способы регулировки и сохранения числа оборотов. Способы сигнализации. Отдача.
Паульсеновская дуга. Колебания первого и второго рода. Период колебания. Дуговая камера. Значение охлаждения электродов. Схемы включения. Способы сигнализации. Отдача. Особенности колебаний, возбуждаемых дугой.
Катодные лампы. Излучение электронов катодом. Значение пустоты. Устройство катодов. Роль анода и сетки. Характеристики диодов и триодов. Параметры и общая теория триода. Вторичные электроны. Мощность, выделяемая на аноде.
Расчет и конструкция диодных и триодных ламп. Долговечность. Охлаждение анодов. Кварцевые лампы. Лампы с большим числом электродов. Понятие о динатронах и магнетронах.
Принципиальные схемы усилителей и генераторов незатухающих колебаний. Связь между параметрами лампы и параметрами внешней цепи. Условия наибольшей отдачи. Сдвиги фаз между напряжением на аноде и на сетке. Многоламповые системы. Паразитные колебания и гармоники. Сверхчастота.
Устройство ламповых передатчиков. Прямое возбуждение антенны. Возбуждение через промежуточный контур, при слабой и сильной связи. Затягивание. Особенность излучения. Способы сигнализации.
Прием незатухающих колебаний. Метод биений. Применение гетеродина. Ламповый гетеродин. Гетеродин с кристаллом. Волномер в качестве гетеродина. Многократные биения, значение постоянства волны. Преимущества незатухающих колебаний при приеме.
Усилители высокой и низкой частоты, трансформаторные и с сопротивлениями. Искажения в усилителях. Детектирующее действие лампы. Комбинированные многократные усилители. Паразитные колебания. Усилители с настраивающимися контурами в аноде и сетке. Регенеративный прием. Рамочный прием. Применение усилителей для быстропишущего приема.
Модулированные колебания. Системы модуляции. Модулирование в антенне, в цепи сетки и в цепи анода. Радиотелефонирование. искажения. Глубина модуляции. Микрофоны. Общее устройство радиотелефонных станций. Выпрямители, катодные и ртутные. Теория выпрямителя. Выпрямление однофазных и многофазных токов. Выравнивающие дроссели и емкости. Отдача.
Расчет передающей радиостанции. Наивыгоднейшая волна, мощность, высота сети, устройство заземления и противовеса. Расчет элементов передатчика.

Практические занятия

Измерение емкостей самоиндукций и сопротивлений токами большой частоты (к лекции 1). Работы с волномером. Определение декремента антенны (к лекции 2, 3).
Снятие кривых резонанса при слабой и сильной связи.Нахождение наивыгоднейшей связи (к лекции 4).
Настройка цепи низкой частоты и пуск в ход передатчика с Виновским разрядником (к лекции 6).
Градуировка приемника. Постройка приемной станции для различных корреспондентов (к лекции 7, 8).
Снятие характеристик катодных ламп малой мощ- ности (к лекции 11, 12).
Сборка схемы генератора незатухающих колебаний с катодной лампой и возбуждение им колебаний в антенне (к лекции 13, 14).
Сборка 3-кратного усилителя с трансформаторами и 4-кратного усилителя с сопротивлениями. Прием при помощи этих усилителей на приемной антенне (к лекциям 15, 16, 17).
Снятие осциллограмм с выпрямленного трехфазного тока при различных уравнителях (к лекции 18).
Сборка схемы маломощного радиотелефонного передатчика и работа с ним (к лекции 19).
Ученые специалисты НРЛ брали на себя и решение организационных вопросов (М.А. Бонч-Бруевич и В.К. Лебединский, например, решали в Москве вопрос об организации обучения радиомеханической специальности при механическом факультете)[25]. Некоторые из сотрудников радиолаборатории занимались руководящей работой в НГУ. Так, В.П. Вологдин с марта по ноябрь 1920 года выполнял обязанности декана электротехнического факультета[26]; В.К. Лебединский был проректором по учебной части с мая по сентябрь 1921 года[27].

Нижегородская радиолаборатория и Нижегородский университет соединились в судьбе еще одного человека. Имя его - Сергей Ильич Аверков. Знакомство Сергея с радиолабораторией произошло очень романтично. Вот как позднее он об этом вспоминал: "Идя как-то темным осенним вечером по откосу (Волжской набережной), я увидел на своем пути внезапно вспыхнувшую яркую серебристо-голубую полосу света мощной ртутной лампы, зажженной в здании Нижегородской лаборатории. В этом свете было что-то радостное, и я подумал, что жизнь совсем не так плоха, как это казалось на тускло освещенных улочках Нижнего Новгорода. "Буду работать в радиолаборатории", - подумал я"[28]. Он познакомился с профессором Лебединским и по его совету начал посещать популярные лекции, которые проводились сотрудниками НРЛ для всех желающих, затем стал членом Нижегородского общества радиолюбителей (НОР). В 1925 году Сергей Аверков поступил учиться на физико-математическое отделение педфака НГУ. Спустя четыре года, будучи студентом 5-го курса, он был принят в лабораторию Б.А. Остроумова[29]. Несмотря на то что С.И. Аверков успел проработать в НРЛ всего несколько месяцев (к концу года радио- лаборатория была переведена в Ленинград), этот период его жизни оставил неизгладимое впечатление: "Труд коллектива НРЛ им. В.И. Ленина был прекрасным и подлинно коммунистическим. Такое представление о нем навсегда сохранится в моей памяти". После Великой Отечественной войны судьба вновь связала С.И. Аверкова с университетом: Сергей Ильич работал на кафедре физики сверхвысоких частот радиофизического факультета[30].

Сотрудники Нижегородской радиолаборатории пополняли не только преподавательский состав вуза, но и ряды студенчества. Значительную часть коллектива НРЛ составляла молодежь, имевшая среднее образование. Общение с учеными радиолаборатории, сложность выполняемых в НРЛ работ, требование к инженерам того времени "быть не просто хорошими производственниками, а специалистами высшей квалификации, владеющими максимальными теоретическими знаниями"[31], привели молодых людей на студенческую скамью университета. Многим из них рекомендации к поступлению дал В.К. Лебединский. Вот, например, его отзыв об Олеге Лосеве: "Лосев выказал необычайные способности, разобрав один из: вопросов радиотехники. Свою работу он успешно продолжает. Технический совет НКПТ выдал ему премию за изобретение. О. Лосеву необходим систематический курс по наукам механического факультета"[32]. "Птенцы гнезда Владимирова", учившиеся в НГУ, это:
1) Олег Лосев - механический факультет[33];
2) Владимир Петров - механический факультет[34];
3) Дмитрий Маляров - химический факультет[35];
4) Исаак Рущук - механический факультет[36];
5) Александр Кугушев - механический факультет[37];
6) Петр Кондратьев - механический факультет[38];
7) Всеволод Яковлев - механический факультет[39];
8) Василий Авдентов - механический факультет[40];
9) Борис Катанский - механический факультет[41];
10) Александр Бибинов - химический факультет[42].
Студентам 1920-х годов приходилось совмещать работу и учебу, они были перегружены занятиями, проходившими в вечернее время. Многим из них неоднократно грозило отчисление: например, Олегу Лосеву, Владимиру Петрову - из-за неуспеваемости; Александру Кугушеву - по социальным причинам (он был сыном заводчика - социально чуждым элементом). Руководство НРЛ в лице М.А. Бонч- Бруевича всегда выступало за то, чтобы молодые сотрудники НРЛ могли закончить обучение, и потому просило пересмотреть решения проверочной комиссии об исключениях. Очень показателен в этом отношении отзыв Михаила Александровича о Лосеве: "Прошу восстановить в правах студента старшего лаборанта НРЛ О.В. Лосева, который выбывает из университета вследствие несдачи зачетов. О. Лосев интенсивно работает в области научно-технической, и в последнее время сделал открытия, имеющие большое значение (научное и практическое). Так как серьезная и плодотворная научно-техническая работа может до известной степени считаться равноценной формальному выполнению зачетов, и было бы нецелесообразным прерывать путь к дальнейшему образованию научно-техническому работнику, хорошо зарекомендовавшему себя. Поэтому прошу президиум механического факультета принять во внимание указанные мною соображения и возбудить индивидуальное ходатайство об оставлении О. Лосева в числе студентов университета"[43]. Правда, Лосев все-таки был отчислен из университета в 1927 году со второго курса .

Привлечение к преподавательской деятельности сотрудников НРЛ было основным, но не единственным направлением ее сотрудничества с НГУ. Следующим направлением взаимодействия радиолаборатории и университета стало их совместное участие в популяризации новейших достижений науки и техники. В университете было организовано несколько научных обществ (Нижегородское общество врачей, Нижегородское научное общество по изучению местного края, Нижегородское научно-техническое общество, Нижегородское общество естествоиспытателей и любителей природы)[44]. Все они имели похожие цели: объединение лиц, интересующихся этими вопросами и научно работающих в этих областях; научная разработка относящихся к этим областям проблем; распространение соответствующих сведений и пробуждение интересов к задачам обществ. Для осуществления этих целей общества устраивали публичные чтения, диспуты, организовывали постоянные и периодические выставки, поездки и экскурсии[45]. Особо посещаемым студентами был газовый завод при радиолаборатории. Эти "экскурсии облегчали студентам прохождение курса и овладение дисциплиной"[46].Вклад сотрудников радиолаборатории в общее дело пропаганды научно-технических знаний выражался в проведении ими систематических научно-технических бесед для всех желающих, в том числе и студентов. Эти лекции способствовали профориентации первокурсников. По воспоминаниям Исаака Рущука, "уже с первого курса мы, студенты электротехнического факультета НГУ, очень заинтересовались радиотехникой, чему способствовали частые публичные лекции с демонстрациями, устраиваемые НРЛ"[47]. Эти лекции приносили и чисто материальную помощь вузу. Так, 20 ноября 1921 года В.К. Лебединским в аудитории НРЛ была прочитана лекция на тему "Наука в атоме", полный сбор с которой был передан в пользу студенкома медфака НГУ[48].Кроме того, университет и радиолаборатория совместно участвовали в общегородских научных мероприятиях (например, в Третьей губернской конференции по изучению производительных сил Нижегородской губернии в феврале - марте 1927 года или в заседании, посвященном 200-летию со дня смерти Исаака Ньютона в том же году)[49]. Нельзя не отметить и тот факт, что важной частью просветительской работы двух учреждений в городе в начале 1920-х годов была их издательская деятельность. Хорошо известно, что университет издавал собственные сборники "Вестник Нижегородского университета", "Известия Нижегородского государственного университета". Печатные труды радиолаборатории долго оставались единственными изданиями в области радиотехники в нашей стране и потому высоко ценились заинтересованной общественностью. НРЛ помогала техническим факультетам НГУ в пополнении их библиотек, которые остро нуждались в литературе соответствующей тематики. Так, библиотека электротехнического кружка механического факультета бесплатно получала журнал "Телеграфия и Телефония без проводов"[50]. .

В мае 1925 года в Москве состоялось совещание ректоров по индустриально-техническому образованию, на котором обсуждался вопрос о связи вуза с производством. Такая связь должна была проявляться в следующих формах: 1) связь учебной работы студентов с постоянной практикой на производстве на протяжении всего учебного курса; 2) обслуживание вузом нужд промышленности[51]. Несмотря на то что радиолабораторию нельзя в полной мере отнести к промышленному предприятию, подобные направления сотрудничества между ней и университетом имели место. По воспоминаниям Исаака Рущука, "в конце 1922 года М.А. Бонч-Бруевич, закончив чтение курса общей радиотехники на электротехническом факультете, обратился к студентам, желающим специализироваться по радиотехнике, с предложением поступить в качестве практикантов на службу в НРЛ с тем, чтобы получить там последовательную подготовку во всех ее лабораториях. Условием приема в НРЛ была сдача зачета по общей радиотехнике"[52]. Кроме того, выпускники университета имели возможность защищать свои дипломные работы, используя ресурсы радиолаборатории. Так, в 1927 году студенты физико-технического отделения педфака НГУ М.И. Аникин и Д.И. Левинсон защитили работу по теме "Отражение электромагнитных волн от настроенных проволок". Тему им предложил ученый-специалист НРЛ В.В. Татаринов. Все необходимые для измерений приборы были установлены во дворе НРЛ. Отчет о работе, сопровожденный фотографиями, был помещен в "известиях Нижегородского государственного университета" за 1929 год[53]. Что же касается второй части задачи по связям вуза с производством, то она заключалась в том, что лаборатории НГУ проводили для нужд радиолаборатории испытания и выполняли анализы различных материалов. Так, в "Отчете исследовательского института со времени его основания в декабре 1919 года по первое августа 1920 года" есть сведения, что "в настоящее время на очереди анализ 4-х образцов железа. Образцы присланы радиолабораторией"[54]. Впрочем, и НРЛ выполняла для НГУ мелкие заказы, как то: изготовление стеклянного ножа для лаборатории почвоведения или стеклянных сифонов для нее же, ведь в радиолаборатории работали лучшие стеклодувы страны[55]. .

Таким образом, между Нижегородской радиолабораторией и Нижегородским государственным университетом в 1920-х годах существовало весьма плодотворное сотрудничество. Оно отвечало потребностям обеих сторон и было для них взаимовыгодным. В результате совместной работы за десять лет НРЛ и НГУ подготовили немалое число советских радиоинженеров, успешно продолживших свою деятельность на заводах и в различных научно-исследовательских институтах страны. Они также способствовали "формированию радиотехнического и радиофизического научного мировоззрения большого числа инженеров и ученых нашего города"[56]. Судьбы Нижегородской радиолаборатории и Нижегородского университета вновь пересеклись через полвека. с разницей в год в городе открылись сразу два музея: мемориальный кабинет Нижегородской радиолаборатории им. В.И. Ленина и музей боевой и трудовой славы ГГУ[57]. А спустя еще некоторое время, в 1998 году, музей Нижегородской радиолаборатории вошел в состав музея университета и по сей день является его передовой площадкой, где обучаются студенты, активно внедряются в работу информационные технологии. .

Примечания

1 28 марта 1918 года исполнительный комитет Нижегородского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов принял постановление об учреждении Нижегородского университета. 22 мая 1918 года на заседании государственной комиссии по просвещению было принято предложение народного комиссара просвещения А.В. Луначарского об учреждении Нижегородского университета, имеющего характер государственного института. 25 июня 1918 года В.И. Ленин подписал декрет об упразднении Нижегородского политехнического института.
2 В августе 1918 года в город из Твери прибыли первые 18 человек, 2 декабря 1918 года В.И. Ленин подписал Положение о радиолаборатории с мастерской Народного комиссариата почт и телеграфов.
3 университет, рожденный октябрем. горький: ВВКИ, 1978. С. 126.
4 Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 377. оп. 2. Д. 224 а.
5 Там же. Д. 138.
6 Там же. Д. 881.
7 Там же. Д. 1010.
8 Там же. Д. 1341.
9 Там же. Д. 1342.
10 Там же. Д. 951.
11 Там же. Оп.1. Д. 31. Л. 67 об.
12 Там же. Д. 1196.
13 Никитин Н.А. Воспитатель научных кадров // Горьковская правда. 1968. 6 мая.
14 Там же.
15 ЦАНО. Ф. 377. Оп. 1. Д. 81. Л. 21 об.
16 Калинин Е.С. О роли НРЛ в подготовке кадров специалистов // Из истории энергетики, электроники и связи. Вып. 5. м., 1969. С. 85.
17 Там же.
18 ЦАНО. Ф. 377. Оп. 1. Д. 147. Л. 41.
19 Там же. Оп. 2. Д. 1196. Л. 22.
20 Никитин Н.А. Указ. соч.
21 Там же.
22 Калинин Е.С. Указ. соч.
23 ЦАНО. Ф. 377. Оп. 1. Д. 932. Л. 75-78.
24 Там же. Л. 82-84.
25 Там же. Д. 80. Л. 109 об.
26 Там же. Д. 224 а. Л. 9.
27 Там же. Д. 81. Л. 19.
28 Аверков с.и. Воспоминания о НРЛ им. В.И. Ленина // Горьковский университет. 1969. 25 февраля.
29 Там же.
30 ЦАНО. Ф. 377. Оп. 22. Д. 256. Л. 6.
31 Усов В. Высшая школа и нижегородская промышленность // Нижегородское хозяйство. 1928. № 8. С. 30.
32 ЦАНО. Ф. 377. Оп. 3. Д. 2069 а. Л. 6.
33 Там же. Д. 2069 а.
34 Там же. Д. 2365.
35 Там же. Д. 3596.
36 Там же. Д. 2532.
37 Там же. Д. 1939.
38 Там же. Д. 1849.
39 Там же. Д. 3067.
40 Там же. Д. 1939. Л. 24.
41 Там же.
42 Там же. Д. 3283.
43 Там же. Д. 2069 а. Л. 13.
44 Там же. Оп. 1. Д. 147.
45 Там же. Л. 1-7.
46 Там же. Д. 184. Л. 24.
47 Рущук и.м. работа с моделями антенн // У истоков советской радиотехники. М., 1970. С. 136.
48 Телеграфия и Телефония без проводов. 1922. № 12. с. 245
. 49 По материалам фондов музея ННГУ
. 50 ЦАНО. Ф. 377. Оп. 1. Д. 1010. Л. 4 об.
51 Там же. Д. 146. Л. 45.
52 Рущук и.м. Указ. соч.
53 Известия Нижегородского государственного университета. 1929. Вып. 3. С. 29-42.
54 ЦАНО. Ф. 377. оп. 1. д. 1245. Л. 357.
55 Там же. Д. 144. Л. 63 об, 118 об.
56 Университет, рожденный октябрем. С. 126.
57 Мемориальный кабинет Нижегородской радиолаборатории открылся 7 мая 1974 года, музей горьковского университета - 7 мая 1975 года

[Журнал N16]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8